Киевская и Галицкая епархия,
УССР,
г. Киев, домовая церковь св. Марии Магдалины при детском приюте на ул. Паньковский, священник, организовал и возглавил сестричество при храме
сент. 1922
апр. 1923
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, церковь святителя Иоанна Златоуста (бывшая домовая при Религиозно-просветительском обществе), священник, настоятель
дек. 1924
1927
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, церковь великомученицы Варвары (при церкви Николы Доброго на Подоле), священник, настоятель
арестован по обвинению в «подрыве советской власти путем проповедей»
7.4.1923 июнь 1923
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
16.5.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на 2 года ссылки
июнь 1923 нояб. 1924
находился в ссылке в г. Краснококшайске Марийской автономной области
февр. 1924
арестован в ссылке и в мае перемещен из тюрьмы в городскую больницу в связи с обострением туберкулеза
14.10.1930
арестован по обвинению в шпионаже в пользу Польши и антисоветской агитации
23.11.1930 28.9.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
3.9.1931
приговорен коллегией ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу) с заменой на 10 лет заключения в ИТЛ
3.10.1931 нояб. 1932
находился в заключении в Свирьском ИТЛ (Свирлаге), находился на общих работах, в январе 1932 зачислен в инвалидную бригаду, в марте-апреле работал в лагерной аптеке пос. Свирьстрой, в мае переведен в сторожа
5.11.1932 нояб. 1933
находился в заключении в Соловецком исправительно-трудовом лагере (СЛАГ) ОГПУ, занимался канцелярской работой в Кемском лагпункте
нояб. 1933 14.10.1937
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге) отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по ноябрь 1934 в Тунгуде, с 2.11.1934 по 15.6.1937 в Надвоицах и с 18.6.1937 в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин
14.10.1937
арестован по обвинению в «антисоветской агитации»
20.11.1937
приговорен тройкой при НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания (расстрелу)
«Анатолий Жураковский с детства мечтал посвятить жизнь служению Церкви. Во время учебы в гимназии юноша сблизился с В. В. Зеньковским, в ту пору председателем Киевского религиозно-философского общества и приват-доцентом на кафедре философии Киевского университета. В 1916-1917 гг. Анатолием Жураковским были написаны первые богословские работы, опубликованные в киевском журнале "Христианская мысль" ("К вопросу о вечных муках", "Тайна любви и таинство брака", "Литургический канон теперь и прежде"). В июне 1917 г. А. Е. Жураковский вошел в редколлегию этого журнала. Вместе с бывшим афонским монахом, а затем полковым священником архимандритом Спиридоном (Кисляковым) Анатолий Жураковский осенью 1917 г. посещал казармы и рабочие кварталы с проповедью Слова Божия. В 1918 г. в рамках университетского семинара В. Зеньковского защитил работу "Жозеф де Местр и Константин Леонтьев", удостоенную золотой медали. Весной 1920 г. Анатолий Евгеньевич заболел туберкулезом в тяжелой форме. Архимандрит Спиридон увез его в деревню Красногорка на попечение местных крестьян, которым пообещал устроить в деревне церковь. К осени, когда церковь была готова, Анатолий поправился, и полюбившие его крестьяне просили его стать у них священником. Сначала отец Анатолий служил в Красногорке. Киевские знакомые, ставшие его духовными чадами, обратились к епархиальному начальству с прошением о переводе священника в Киев. Вскоре отец Анатолий стал служить в Киеве в бывшем домовом храме во имя св. Марии Магдалины при детском приюте. На базе прихода возникло сестричество во имя св. Марии Магдалины. По свидетельству современников, отец Анатолий "обратил на себя сразу внимание как своим ораторским талантом, так и тем, что в отношении к своим прихожанам он был совершенно чужд... «поповских меркантильных приемов... Кроме того, поскольку он был высокообразованный, окончивший Киевский университет, с богатой философской эрудицией, — проповеди его и беседы, устраиваемые в храме на разные религиозно-философские темы, привлекли к нему главным образом интеллигенцию»". В мае 1922 г. в Киеве состоялся трехднев ный публичный диспут "Наука и религия", проходивший в помещении университета, затем в оперном театре на Владимирской улице. Против священника Анатолия Жураковского, профессоров П. П. Кудрявце ва и Н. Б. Делоне и будущего профессора В. Ф. Асмуса выступили журналист В. А. Поссе и некий епископ, снявший с себя сан. Отца Анатолия публика забросала цветами. В 1922 г. в эмигрантском журнале в Париже появились материалы о церковном возрождении в Киеве на примере общины отца Анатолия Жураковского. Вскоре храм св. Марии Магдалины был закрыт под предлогом его "близости от детского учреждения", и отец Анатолий перешел в церковь св. Иоанна Златоуста... Несмотря на запрет властей, все это время он продолжал поминать на богослужениях св. Патриарха Тихона. В ночь на 5 апреля 1923 г. отец Анатолий был арестован Киевским ГПУ и вскоре этапирован в Москву, где его приговорили к высылке в административном порядке в Марийскую область. В конце декабря 1924 г. он вернулся в Киев. Его община к этому времени перешла в храм Николы Доброго на Подоле, настоятелем которого был протоиерей Александр Глаголев. После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского), опубликованной в "Известиях" в августе 1927 г., священник Анатолий Жураковский сразу определился в своем отношении к этому событию. "Представители Церкви и христианства хотят создать Церковь без страданий здесь, на земле, ради своего спокойствия. Ради своего спокойствия они изменяют основы веры, предают ее трусливо, малодушно, оправдываясь и лепеча что-то непонятное в свое оправдание..." (из проповеди отца Анатолия 20 сентября 1927 г.). Столь же тяжело воспринял отец Анатолий Декларацию митрополита Михаила (Ермакова), написанную, по выражению Н. С. Жураковской, "хоть и помягче, но все же нетерпимую для сознания верующих". Священник Анатолий Жураковский (при участии архимандрита Спиридона и священника Андрея Бойчука) составил критический ответ владыке Михаилу. Несмотря на это, по свидетельству Н. С. Жураковской, когда окружавшие митрополита указывали ему на резкие проповеди отца Анатолия, владыка Михаил говорил: "Оставьте отца Анатолия Жураковского; если бы он был другим, я не любил бы его так". В сентябре 1928 г. отец Анатолий тайно выехал в Ленинград, чтобы войти в каноническое общение с епископом Гдовским Димитрием (Любимовым). Епископа он не смог увидеть, но посетил близкого к нему протоиерея Феодора Андреева. По воспоминаниям В. Яснопольской, в это время к отцу Феодору пришли с обыском. Отец Анатолий все время обыска простоял за дверью в проходной комнате, и его не заметили. По возвращении в Киев отец Анатолий и его община перешли в маленький Преображенский храм на Павловской улице, где служил архимандрит Спиридон (Кисляков). 14 октября 1930 г. отца Анатолия арестовали по делу "Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников «Истинно-Православная Церковь»". Во главе вымышленной организации якобы стоял "церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором [А. Ф.] Лосевым, [М.А.] Новоселовым, епископом Иосифом [Петровых] и др.". На допросах отец Анатолий дал развернутые показания с обоснованием своей церковной позиции. По его словам, "ни о какой власти и ни о какой гражданственности христианин не может сказать, что «ее радости — наши радости», «ее печали — наши печали»; никакая война, никакие политические события не могут быть приняты [Церковью] как события ее внутренней жизни, которым она отдает свое сердце. Делать это, возвещать такие принципы от имени Церкви — это значит растворять Церковь в стихии мира. Понятно поэтому, что я воспринял и воспринимаю... учение м[итрополита] Сергия, его Декларацию не как политическое выступление, а как ересь, низвержение нравственных устоев Евангелия". В ноябре заключенного А. Е. Жураковского перевезли в Москву в Бутырскую тюрьму, а 1 декабря он был уже на Лубянке. Исследователь отмечает, что на допросе 13 января 1931 г. четкий почерк отца Анатолия изменился, стал дрожащим и неровным, как у старика; очевидно, на допросе применялись "методы физического воздействия". 15 февраля арестовали Нину Сергеевну. В сентябре отцу Анатолию огласили постановление Коллегии ОГПУ: расстрел, замененный 10 годами концлагерей. 3 октября 1931 г. заключенный Жураковский прибыл на ст. Свирь, административный центр Свирьлага... Отец Анатолий писал жене: "Опять долгие часы один... Вероятно, так нужно: душа теперь свободнее, молиться легче; воспоминания, мысли ткут свои пряжи... Живу в общем бараке, но барак хороший, люди кругом тоже". Его соседями по бараку в ту пору были однодельцы: москвичи протоиерей Владимир Воробьев и А. Ф. Лосев, петербуржцы протоиерей Василий Верюжский и А. И. Бриллиантов. Из письма отца Анатолия: "За все это время, а ведь были такие трудные, трудные мгновения, часы и дни, не было у меня минуты противления Богу, ропота, бунта или протеста..." И в другом письме: "Господь отнял от меня такое дорогое — в моем священстве — алтарь и в моей личной жизни — общение с тобою, надолго ли, не знаю, но знаю и исповедую достойно и праведно — «Прав Ты, Господи, и правы суды Твои!»..." По свидетельству Н. С. Жураковской, "в лагере его жизнь бывала порою невыносима, духовенство использовали тогда на самых трудных и черных работах... Много раз был на волосок от смерти, но Господь хранил его". С марта 1934 г. отец Анатолий целый год провел в районе реки Выг на лесоповале, на земляных, дорожных и погрузочно-разгрузочных работах. Периодически его как туберкулезника направляют на "медицинское переосвидетельствование", признают его годность к выполнению легких физических заданий ("60% трудоспособности") и вновь бросают на тяжкую физическую работу. В феврале 1935 г. отец Анатолий пишет жене: "Устаю сильно, и все-таки жизнь кажется такой содержательной, богатой и интересной... Первое и самое важное, это та внутренняя задача — строительство внутреннего храма, которая неотступно стоит перед сознанием". Все время духовные дети поддерживали своего пастыря, посылали посылки, навещали в лагере. В 1933 г. освободили Нину Сергеевну, и она вместе с духовной сестрой смогла навестить отца Анатолия в лагпункте Тугунда. После этого свидания в мае 1934 г. он писал: "Как благодарить вас? Нет слов. Так хорошо мне, и так бодро опять иду по пути своему..." О своем молитвенном труде во время каторжных работ отец Анатолий оставил такие строки: "Пила звенит. Молчи. Терпи. Так надо. / В себя войди. В венце живых лучей / В глубинах сердца — храм. Готовь елей, / Войди в алтарь и засвети лампаду..." (29 сентября 1934 г.). В конце августа 1937 г. отец Анатолий писал: "Во внешнем все благополучно. Дни проходят в работе. С работой справляюсь, условия жизни сносные. Люди кругом хорошие..." И через несколько дней: "Но сердце предчувствует близость испытаний. И спокойно сердце..." 14 октября, на Покров, отца Анатолия поместили в изолятор и перестали выводить на работу... 23 ноября (вероятно, еще не зная о приговоре) отец Анатолий отправил матушке Нине последнюю весточку: "Не волнуйся, не беспокойся, что так редко теперь пишу. Я жив и здоров. Может быть, скоро напишу подробнее и буду писать чаще» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 6. С. 480, 483–484).
Русской Православной Церковью Заграницей священник Анатолий Жураковский с 1981 г. поминается в лике новомучеников и исповедников Российских как «Анатолий, пресвитер Киевский».
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 6. С. 480, 483–484