Свитинский Иван Иванович, протоиерей
«...И прежде были, и теперь еще есть люди, знавшие отца Иоанна Свитинского, для которых он был служителем Божиим неотмирным, пастырем дерзновенной молитвы, человеком прозорливым, имевшим многие, ниспосланные ему Богом духовные дарования ...» (Вячеслав Овсянников. Протоиерей Иоанн Иванович Свитинский (несколько штрихов к биографии). — Опубл.: Пятницкое кладбище в Москве : Православный церковный некрополь. М., 2021. С. 218).
- Дата рождения: 12.9.1871
- Место рождения: г. Москва
- Дата смерти: 9.9.1955
- Место смерти: г. Москва. Погребен на Пятницком кладбище (уч. № 24-2)
Родственники
- отец — Свитинский Иван Сергеевич, псаломщик
- мать — Свитинская Александра Афанасьевна (род между 1843 и 1846), в 1916 — просфорница церкви Живоначальной Троицы на Арбате, 2-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы
- жена — Свитинская (Смирнова) Нина Сергеевна (1884–1959). Погребена на Пятницком кладбище (уч. № 24)
- тесть — Смирнов Сергей Никандрович, диакон
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Фотографии
Фото из личного архива Ирины Яковлевны Гайдуковой, правнучки иерея Василия Смирнова Протоиерей Иоанн Свитинский.
Ист.: Пятницкое кладбище в Москве ... С. 214 Молебен Божией Матери «Всех скорбящих Радость», переложенный псаломщиком Иоанном Свитинским на четырехголосный напев.
Ист.: Пятницкое кладбище в Москве ... С. 214 Могила протоиерея Иоанна Свитинского и его супруги Нины Сергеевны.
Ист.: Пятницкое кладбище в Москве ...
Другие сведения
Несколько штрихов к биографии протоиерея Иоанна Свитинского
По воспоминаниям члена редколлегии «Журнала Московской Патриархии» Вячеслава Петровича Овсянникова, «протоиерей Иоанн Свитинский был пастырем, достойным глубокого и благоговейного почитания. Есть люди, которых невозможно забыть: их облик, их имена не стираются из памяти. Неповторимость личности отца Иоанна <...> была удивительна тем, что при глубоком уме, при многих пастырских дарованиях он казался весьма простым, немудреным и как человек, и как пастырь. Для некоторых — даже слишком простым. <...> Духовная гениальность также проста по своей сути. Для кого-то пастырская, духовная гениальность отца Иоанна оказалась не всеми понятой и воспринятой должным образом. <...>
Конечно, "чудачество", "юродство" отца Иоанна было иного (чем полагали некоторые) свойства. Это, несомненно, было юродство во Христе. Очень многие так думали. <...> Очень многие испытали на себе дар прозорливости отца Иоанна, его дар исцеления, дар ниспосылания мира в души и сердца людей... Но в житейском смысле надо понимать юродство другого рода. Всё в те же 40-е – 50-е годы священникам в Москве властями было запрещено проповедовать в храмах. Я знал московских священников тех лет (или мне о таких рассказывали), от которых власти беззастенчиво, с откровенным цинизмом требовали расписок — в том, что они обязуются не проповедовать в храме. А что можно было взять со священника "чудака", с "юродивого"? <...>
Отец Иоанн был высоким, плотным, с неторопливой походкой, с аккуратно подстриженной и совершенно седой бородой, с глубокими, умными глазами, светившимися доброй улыбкой. У него были теплые и мягкие руки, от прикосновения его больших ладоней согревались не только щека или голова, это было особое тепло — оно согревало всего человека.
В будни, в соответствии со священнической чредой, отец Иоанн служил Божественную литургию один, иногда — без диакона. Мне запомнились его служения в левом, северном приделе — во имя святого апостола Филиппа. Священнические молитвы, называемые "тайными" и обычно читаемые священником весьма тихо, без их возглашения, он читал достаточно громко, и они были слышны всем молящимся. По прочтении молитв он иногда добавлял свои краткие прошения, обращенные к Богу, которых не было в служебнике, и произносил их с глубокими воздыханиями. Создавалось удивительное впечатление: он не просто вычитывал положенные по Уставу молитвы, он буквально разговаривал, беседовал с Богом, как с Реальным, хотя и с Незримым Собеседником» <...>[1].
Татьяна М., духовная дочь батюшки Иоанна, рассказывала: «Протоиерей Иоанн Свитинский принадлежал к тем редким избранникам Божиим, которые живут в непрерывном Богообщении, в постоянном ощущении наполняющей мир любви Божией, носят эту любовь в своем сердце, излучают ее из себя и погружают в нее своих духовных чад. <...>
Особым проявлением любви отца Иоанна к своей пастве была совершаемая им исповедь, которая мало походила на общепринятую: он не расспрашивал о грехах, не назидал, подчас даже не выслушивал, — он видел, что у человека внутри, и произносил то, что нужно душе именно этого человека, и покрывал исповедника своей любовью, приобщая его к любви Божией. <...>
Не все понимали духовный мир отца Иоанна, некоторые считали его юродивым, но его глубоко чтил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)»[2].
Отец Иоанн «славился во всей Москве своими поучениями на проповедях. <...> Говорил он очень проникновенно, особенно, когда рассказывал о жизни Христа, включая это в каждое свое поучение. Он отличался беспредельной добротой, поэтому к нему шли обездоленные, которых было очень много в годы репрессий. Он умел снять любую тугу с души, в связи с этим в храме было всегда очень многолюдно»[3].
Любовь Исааковна Петерсон, вспоминая о своем духовнике, отмечала следующее: «Будучи митрофорным протоиереем, отец Иоанн никогда не носил митры. В свое время его пригласили на Петровку. Собрал узелочек, пришел, сидит, ждет своей очереди, вдруг подходит к нему дежурный и говорит: "Уходи". Таким образом, батюшка избежал ссылки. Отец Иоанн и его матушка, Нина Сергеевна, вели благочестивый образ жизни»[4].
Исцеления по молитвам отца Иоанна
«Мой муж, вернувшись с фронта, тяжело страдал от болезни ног. Его лечили, но результата не было. Я пришла к отцу Иоанну и пожаловалась на страдания мужа. Батюшка слушал и приговаривал: "А ножки-то болят, болят ножки". После этого ноги у мужа перестали болеть, и он стал ходить нормально.
Анна Ивановна
Моя мать Анна тяжело заболела, и ее должны были положить в больницу. Перед больницей отец Иоанн ее соборовал и причастил. По его молитвам Анну отвезли в больницу близко от дома. Из больницы Анну выписали в безнадежном состоянии. Отец Иоанн за нее молился. И как молился! На литургии во время молитвы о здравии громко произносил: "Помолимся о тяжело болящей Анне". И Анна после этого прожила еще 40 лет.
Любовь Исааковна Петерсон»[5]
* * *
Будучи псаломщиком Скорбященского храма на Большой Ордынке и учителем пения на клиросе, отец Иоанн «переложил молебный канон ко Пресвятой Богородице "Скорбных наведения..." на четырехголосный напев». В 1909-м труд был опубликован в московской Синодальной типографии[6], а в ноябре 1910 г. «текст молебна был направлен преподавателю Рижской духовной семинарии священнику Иоанну Щукину на отзыв. Молельный канон Божией Матери был одобрен и поныне поется 5 ноября перед всенощной в Скорбященском храме на Большой Ордынке»[7].
* * *
По непроверенным данным, 8 марта 1953 года протоиерей Иоанн Свитинский, по личной просьбе Василия Сталина, совершил заочное отпевание усопшего вождя[8].
* * *
В 1916 семья Свитинских жила в Москве по адресу: ул. Остоженка, д. 12[9].
_____________________
[1] Пятницкое кладбище в Москве : Православный церковный некрополь. М., 2021. С. 217–218.
[2] Там же. С. 216.
[3] Екатерина Крашенинникова. Храмы и пастыри // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 263.
[4] Пятницкое кладбище в Москве … С. 215.
[5] Там же. С. 217.
[6] Молебен Божией Матери «Всех скорбящих Радость», поемый в воскресные дни ежедневно в храме ее имени, на Ордынке, в Москве / [Псаломщик И. Свитинский]. М., 1909. [4], 20, 8 с., 1 л. ил. : нот.
[7] Пятницкое кладбище в Москве … С. 213.
[8] Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников / (авт.-сост. П. Победоносцев). М., 2012. С. 113.
[9] Вся Москва : адресная и справочная книга на 1916 год. М., 1916. С. 444.
Архивные источники
-
Дело о закрытии Скорбященской церкви по Б. Ордынке в г. Москве и о переоборудовании здания под кабинет архитектуры Государственной Третьяковской галереи : 26.2.1932–8.8.1933 // ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1
-
Послужной список псаломщика церкви Спаса Преображения («Всех Скорбящих Радость») на Большой Ордынке г. Москвы Ивана Ивановича Свитинского : (1911 г.) // ЦГА Москвы. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1833(или 1863). Л. 352–354
-
ЦГА Москвы. Ф. 179. Оп. 62. Д. 17839. [1908–1909 гг.]
-
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 766. Д. 460
Сочинения
-
Молебен Божией Матери «Всех скорбящих Радость» [рукопись] : для четырехголосного хора, на крюковых нотах / рукой И. Свитинского. [Б. м.], 1907. 31 [IV лл.+ 54 стр.] л.
-
Молебен Божией Матери «Всех скорбящих Радость», поемый в воскресные дни ежедневно в храме ее имени, на Ордынке, в Москве / [Псаломщик И. Свитинский]. М., 1909. [4], 20, 8 с., 1 л. ил. : нот.
Литература
-
Московская духовная семинария : Алфавитный список выпускников 1881–1900 годов : (краткий генеалогический справочник). М., 2008. С. 87
-
Синодик в Бозе почивших священнослужителей Московской (городской) епархии / Богослужебная комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. Т. 2. М., 2004. С. 195
-
Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников / (авт.-сост. П. Победоносцев). М., 2012. С. 113
-
Стратегия духа армии : армия и Церковь в рус. истории 988–2005 гг. : антология : [в 2-х кн.] / О. В. Золотарев. 2-е изд., [доп.]. Челябинск, 2006. Кн. 2. С. 349