Свитинский Иван Иванович, протоиерей

«...И прежде были, и теперь еще есть люди, знавшие отца Иоанна Свитинского, для которых он был служителем Божиим неотмирным, пастырем дерзновенной молитвы, человеком прозорливым, имевшим многие, ниспосланные ему Богом духовные дарования ...» (Вячеслав Овсянников. Протоиерей Иоанн Иванович Свитинский (несколько штрихов к биографии). — Опубл.: Пятницкое кладбище в Москве : Православный церковный некрополь. М., 2021. С. 218).

  • Дата рождения: 12.9.1871
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 9.9.1955
  • Место смерти: г. Москва. Погребен на Пятницком кладбище (уч. № 24-2)

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1886
Заиконоспасское духовное училище
1893
Московская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не ранее 1917
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
24.8.1893
2.8.1897
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, учитель Беляевской церковно-приходской школы (с 24.8.1893) и Беляевской воскресной мужской школы грамоты для взрослых (с 19.1.1894)
2.8.1897
1912
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, псаломщик. Учитель Николо-Пыжевской церковно-приходской школы (безвозмездно; с 1898)
1912
1918
Московская епархия, г. Москва, Архангельский собор Московского Кремля, священник (до 1917 — диакон). Учитель пения 1-го Сухаревского городского начального мужского училища
1918
2.4.1933
Московская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, протоиерей
1933
1955
Московская епархия, г. Москва, церковь Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате, протоиерей
Показать все

Награды

2.8.1897
медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»
1902
благодарность епархиального начальства, получил «за особенное усердие в руководстве общим пением при внебогослужебных собеседованиях с народом в храме»
право ношения набедренника
право ношения скуфьи
право ношения камилавки
право ношения наперсного креста
право ношения палицы
право ношения наперсного креста с украшениями
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения Херувимской песни
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш»
право служения в митре
Показать все

Другие сведения

Несколько штрихов к биографии протоиерея Иоанна Свитинского

По воспоминаниям члена редколлегии «Журнала Московской Патриархии» Вячеслава Петровича Овсянникова, «протоиерей Иоанн Свитинский был пастырем, достойным глубокого и благоговейного почитания. Есть люди, которых невозможно забыть: их облик, их имена не стираются из памяти. Неповторимость личности отца Иоанна <...> была удивительна тем, что при глубоком уме, при многих пастырских дарованиях он казался весьма простым, немудреным и как человек, и как пастырь. Для некоторых — даже слишком простым. <...> Духовная гениальность также проста по своей сути. Для кого-то пастырская, духовная гениальность отца Иоанна оказалась не всеми понятой и воспринятой должным образом. <...>

 Конечно, "чудачество", "юродство" отца Иоанна было иного (чем полагали некоторые) свойства. Это, несомненно, было юродство во Христе. Очень многие так думали. <...> Очень многие испытали на себе дар прозорливости отца Иоанна, его дар исцеления, дар ниспосылания мира в души и сердца людей... Но в житейском смысле надо понимать юродство другого рода. Всё в те же 40-е – 50-е годы священникам в Москве властями было запрещено проповедовать в храмах. Я знал московских священников тех лет (или мне о таких рассказывали), от которых власти беззастенчиво, с откровенным цинизмом требовали расписок — в том, что они обязуются не проповедовать в храме. А что можно было взять со священника "чудака", с "юродивого"? <...>

Отец Иоанн был высоким, плотным, с неторопливой походкой, с аккуратно подстриженной и совершенно седой бородой, с глубокими, умными глазами, светившимися доброй улыбкой. У него были теплые и мягкие руки, от прикосновения его больших ладоней согревались не только щека или голова, это было особое тепло — оно согревало всего человека.

В будни, в соответствии со священнической чредой, отец Иоанн служил Божественную литургию один, иногда — без диакона. Мне запомнились его служения в левом, северном приделе — во имя святого апостола Филиппа. Священнические молитвы, называемые "тайными" и обычно читаемые священником весьма тихо, без их возглашения, он читал достаточно громко, и они были слышны всем молящимся. По прочтении молитв он иногда добавлял свои краткие прошения, обращенные к Богу, которых не было в служебнике, и произносил их с глубокими воздыханиями. Создавалось удивительное впечатление: он не просто вычитывал положенные по Уставу молитвы, он буквально разговаривал, беседовал с Богом, как с Реальным, хотя и с Незримым Собеседником» <...>[1].

Татьяна М., духовная дочь батюшки Иоанна, рассказывала: «Протоиерей Иоанн Свитинский принадлежал к тем редким избранникам Божиим, которые живут в непрерывном Богообщении, в постоянном ощущении наполняющей мир любви Божией, носят эту любовь в своем сердце, излучают ее из себя и погружают в нее своих духовных чад. <...> 

Особым проявлением любви отца Иоанна к своей пастве была совершаемая им исповедь, которая мало походила на общепринятую: он не расспрашивал о грехах, не назидал, подчас даже не выслушивал, — он видел, что у человека внутри, и произносил то, что нужно душе именно этого человека, и покрывал исповедника своей любовью, приобщая его к любви Божией. <...> 

Не все понимали духовный мир отца Иоанна, некоторые считали его юродивым, но его глубоко чтил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)»[2].

Отец Иоанн «славился во всей Москве своими поучениями на проповедях. <...> Говорил он очень проникновенно, особенно, когда рассказывал о жизни Христа, включая это в каждое свое поучение. Он отличался беспредельной добротой, поэтому к нему шли обездоленные, которых было очень много в годы репрессий. Он умел снять любую тугу с души, в связи с этим в храме было всегда очень многолюдно»[3].

Любовь Исааковна Петерсон, вспоминая о своем духовнике, отмечала следующее: «Будучи митрофорным протоиереем, отец Иоанн никогда не носил митры. В свое время его пригласили на Петровку. Собрал узелочек, пришел, сидит, ждет своей очереди, вдруг подходит к нему дежурный и говорит: "Уходи". Таким образом, батюшка избежал ссылки. Отец Иоанн и его матушка, Нина Сергеевна, вели благочестивый образ жизни»[4].

Исцеления по молитвам отца Иоанна

«Мой муж, вернувшись с фронта, тяжело страдал от болезни ног. Его лечили, но результата не было. Я пришла к отцу Иоанну и пожаловалась на страдания мужа. Батюшка слушал и приговаривал: "А ножки-то болят, болят ножки". После этого ноги у мужа перестали болеть, и он стал ходить нормально.

Анна Ивановна

Моя мать Анна тяжело заболела, и ее должны были положить в больницу. Перед больницей отец Иоанн ее соборовал и причастил. По его молитвам Анну отвезли в больницу близко от дома. Из больницы Анну выписали в безнадежном состоянии. Отец Иоанн за нее молился. И как молился! На литургии во время молитвы о здравии громко произносил: "Помолимся о тяжело болящей Анне". И Анна после этого прожила еще 40 лет.

Любовь Исааковна Петерсон»[5]

*   *   *

Будучи псаломщиком Скорбященского храма на Большой Ордынке и учителем пения на клиросе, отец Иоанн «переложил молебный канон ко Пресвятой Богородице "Скорбных наведения..." на четырехголосный напев». В 1909-м труд был опубликован в московской Синодальной типографии[6], а в ноябре 1910 г. «текст молебна был направлен преподавателю Рижской духовной семинарии священнику Иоанну Щукину на отзыв. Молельный канон Божией Матери был одобрен и поныне поется 5 ноября перед всенощной в Скорбященском храме на Большой Ордынке»[7].

*   *   *

По непроверенным данным, 8 марта 1953 года протоиерей Иоанн Свитинский, по личной просьбе Василия Сталина, совершил заочное отпевание усопшего вождя[8].

*   *   *

В 1916 семья Свитинских жила в Москве по адресу: ул. Остоженка, д. 12[9].

_____________________

[1] Пятницкое кладбище в Москве : Православный церковный некрополь. М., 2021. С. 217–218.

[2] Там же. С. 216.

[3] Екатерина Крашенинникова. Храмы и пастыри // Альфа и Омега. 1999. № 3(21). С. 263.

[4] Пятницкое кладбище в Москве … С. 215.

[5] Там же. С. 217.

[6] Молебен Божией Матери «Всех скорбящих Радость», поемый в воскресные дни ежедневно в храме ее имени, на Ордынке, в Москве / [Псаломщик И. Свитинский]. М., 1909. [4], 20, 8 с., 1 л. ил. : нот.

[7] Пятницкое кладбище в Москве … С. 213.

[8] Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников / (авт.-сост. П. Победоносцев). М., 2012. С. 113.

[9] Вся Москва : адресная и справочная книга на 1916 год. М., 1916. С. 444.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию