Рысев Иоаким Алексеевич, священник
- Дата рождения: 22.9.1889
- Дата смерти: 10.9.1937
Родственники
- отец — Рысев Алексей Ефимович, священник
- мать — Рысева Любовь Матвеевна
- жена — Рысева Александра Васильевна (1890 – не ранее 1957)
- сын — Рысев Константин Иоакимович (род. в 1914). В 1937 работал на «Уралвагонзаводе» в г. Нижний Тагил
- сын — Рысев Виталий Иоакимович. (ум. в 1938 или 1939). Работал электриком в г. Нижний Тагил. Погиб в результате несчастного случая на работе. Жена — Заводская Зоя Николаевна
- сын — Рысев Василий Иоакимович (ок. 1920 – не ранее 1937)
- дочь — Рысева Александра Иоакимовна
- Использованы сведения, предоставленные Светланой Николаевной Молодняковой
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Другие сведения
Дело 1930 года
Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого:
«Гражданин Рысев И. А., являясь священником православной церкви в Черноисточинском заводе, возглавлял антисоветскую группировку, ставившей своей целью контрреволюционную борьбу с советской властью посредством антисоветской агитации. С этой целью Рысевым была использована церковь, где он выступал в проповедях, в момент посещения мирян с крестом и молебнами Рысев вел антисоветскую агитацию, разнося всевозможные нелепые слухи о невыгодности коллективизации, скорой гибели Советской власти и пр., чем умышленно тормозил скорейшее переустройство деревни в социалистическом духе» [1].
Исследователь В. А. Чемезова пишет:«Дело отца Иоакима Рысева от 1930 года производит двойственное впечатление. Обвиняемый много говорит, объясняет, комментирует, с какими-то обвинениями соглашается, какие-то отрицает, подробно излагает свою позицию по политическим вопросам, как будто бы надеясь донести свои взгляды до сотрудников органов. Может показаться, что он не в ОГПУ, а на диспуте с атеистами. В его суждениях церковная тематика переплетена с политической. Он рассказал о братствах и сестричествах при Черноисточинской Петропавловской церкви, хотя его о них никто не спрашивал, чем явно провоцировал вопросы о фамилиях участников этих групп. Времена еще были не такие суровые: в 1937 году эта разговорчивость была бы сродни предательству».
Из дела 1936 года о лишении избирательных прав
«Рысев Аким Алексеевич 45 лет, проживающий в Черноисточинске. Бывший поп. До революции и до 29 года за контрреволюционную деятельность органами ОГПУ был административно выслан на 3 года, по настоящее время лишен права голоса. В 1918 году при пребывании Землинского [?] карательного отряда вел активную работу».
Дело 1937 года
Во время ареста 6 августа 1937 года у отца Иоакима были изъяты: номер газеты «Думы Урала» за 2 апреля 1917 года, «почтовая карточка царя Романова», охотничье ружье и 15 гильз, 2 боевых патрона от 3-х линейной винтовки, 3 пули, не бывшие в употреблении калибра 7,62, кобура от револьвера наган, 1 индуктор, 5 книг, «письмо Известий ВЦИК гражданке Калининой М. В.».
Педагог местной школы, член ВКП(б) Павел Маркович Цаплин дал показания на отца Иоакима:
«Рысев к политике Советской власти настроен враждебно. Среди верующих взрослых и детей школьного возраста ведет антисоветскую пропаганду. Призывал последних с амвона церкви посещать церковь, не слушать тех, кто ведет пропаганду против религии... не слушать в школе учителей», «преобладающее большинство молодежи и учеников школы систематически посещают церковь».
«В 1934 году во время снятия с церкви колоколов Рысев организовал из верующих женщин массовое сопротивление, а сам, чтобы скрыть свое участие в этом, закрыл церковь и с ключами уехал в Тагил.
В октябре месяце 1936 года Рысев пришел в кабинет председателя сельского совета Ушенина и в присутствии нескольких граждан заявил: «погоди, скоро тебя в совете не будет, после выборов… [после] новой конституции я буду избран председателем сельского совета. Теперь нам дано право. Сегодня ты председатель, а завтра буду я».
Отец Иоаким «добился крещения в церкви четырех человек детей школьников-пионеров в возрасте от 10 до 16 лет и как результат, эти лица после крещения ушли из пионеров. Этот возмутительный факт крещения взрослых детей учеников-пионеров говорит о том, что Рысев этим преследует неоспоримо контрреволюционную цель... [имеется] целый ряд заявлений от учеников о том, что поп — такой же человек, что религия не вредна».
Цаплин утверждал, что «в день смерти товарища Орджоникидзе в церкви во время службы попутно служили и за упокой товарища Орджоникидзе»; «1 мая сего [1937] года утром во время службы в церкви Рысев обратился к верующим и с иронией заявил: "Ну что же давайте поскорее отслужим да пойдем праздновать 1-е мая на площадь"»; «борьбу с Советской властью проводит довольно обдуманно... в скрытой ехидной форме или через свой церковный алтарь».
«Из разговоров с гражданином Шкабарой Виктором Ивановичем мне известно, что Рысев... заявлял: "Если я не буду работать у вас… меня Цитин [заведующий Тагильским гороно] устроит в школу учителем. Я все равно отсюда не уеду"»
«Его сын Рысев Василий один из нарушителей школьной дисциплины. Было несколько случаев, когда он срывал уроки в школе... были случаи избиения одного ученика-беспризорника».
В деле также имеется допрос Егора Степановича Ушенина 1894 года рождения:
«В день смерти товарища Орджоникидзе Рысев организовал в церкви молебен о вождях партии и правительства в контрреволюционном духе, мол, отслужим за упокой вождей, которые по одному опрокидываются... В 1937 году в мае месяце организовал сбор скота... без ведома сельского совета и начал служить молебен, чтобы скот сохранить... от убоя на мясозаготовки».
Из показаний счетовода колхоза «Заветы Ильича» Василия Федоровича Гилева:
«В результате контрреволюционной пропаганды Рысева число верующих в Салке значительно увеличилось. В 1935 и 1936 году по настоятельству попа Рысева его церковный актив ходил по населению, предлагая крестить детей». 6 января 1937 года Рысев среди верующих говорил: "Вы отстаивайте религию, потому что мы без религии как солдат без винтовки"».
Из протоколов допроса отца Иоакима:
«Вопрос: Вы подтверждаете показания Цаплина?
Ответ: Признаю, что крещение в церкви взрослых детей, о которых указал свидетель, действительно было. Крещение производил я, но это я сделал по просьбе родителей и самих детей. Агитации в этом направлении я не производил.
Признаю, что 1 мая действительно службы в церкви была окончена ранее обыкновенного, но это я сделал на основании приказа архиерея Петра [в 9.00 вместо 12.00].
Все остальные показания Цаплина отрицаю».
Отец Иоаким Рысев подтвердил следующее:
«1) крещение детей Кондратьевых 5 человек;
2) о том, что меня могут избрать по новой конституции в сельский совет, но при этом не было никакой насмешки;
3) молебен в день смерти Орджоникидзе служил я или нет, не помню;
4) 1 мая 1937 года служба в церкви была окончена действительно раньше на 3 часа;
5) мне известно через завуча школы, что сын мой Василий ведет себя плохо.
Все остальные показания... отрицаю, но добавляю, что факт службы молебна водосвятного в помещении храма в сопровождении скота имело место».
После ряда жестких допросов отец Иоаким отверг все обвинения, указал на чисто служебную связь со священниками Михаилом Оранским, Антонием Менщиковым.
Из обвинительного заключения: «обвиняется в том, что, использовав церковную трибуну, систематически вел контрреволюционную пропаганду, направленную на дискредитацию руководителей партии и Советской власти, систематические распространял контрреволюционные клеветнические измышления по вопросу предстоящих выборов в Советы. В начале 1936 года крестил 4-х человек — пионеров, последние после крещения вышли из пионеротряда». Имелось также вымышленное показание «свидетеля»: «... своих детей вы не носите в загс — к антихристу. Нечего вам делать там».
После ареста батюшки семья вынуждена была переехать в Нижний Тагил к сыну Константину. Супруга отца Иоакима Александра Васильевна 30 января 1957 года просила «уведомить... жив он или нет... многократные мои попытки о розыске и о его судьбе и вине так и остались тщетными и до сего дня».
____________________
[1] Здесь и далее все цитаты по: Чемезова В. А. Священник Иоаким Рысев...