Яворский Михаил Семенович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Яворский Семен Лаврович, протоиерей
  • мать  —  Яворская Мария Александровна (ум. в 1912)
  • жена  —  Яворская (Орнатская) Вера Философовна (13.8.1889–1967).
    В автобиографии Веры Философовны, написанной после ареста отца Михаила, указано: «живу на помощь братьев и частные уроки». 19.3.1929 она оформила фиктивный развод и 9.3.1931 была восстановлена в избирательных правах. В июле 1931 поступила в больницу 5-летия Октябрьской Революции (теперь Институт переливания крови на 2-й Советской), где проработала до дек. 1938, потом заболела и уволилась. Возобновила работу в больнице с 15.5.1941 и проработала старшей медсестрой, заведующей моечной до 3.1.1949, имея высшее педагогическое образование, и окончив курсы сестер военного времени при Кауфманской общине (Фонтанка, 143). Всю блокаду она была донором и сдала 16 литров крови, как и ее дочь Вера. Обе были награждены знаком «Почетный донор СССР»
  • тесть  —  Орнатский Философ Николаевич, протоиерей, священномученик
  • дочь  —  Яворская Вера Михайловна (род. в 1917–15.3.1993). Член «Братства юных ревнителей Православия», делопроизводитель Гидроводтранса. Арестована 17.1.1934 в Ленинграде по делу «евлогиевцев». Приговорена 25.2.1934 к 3 годам лагерей условно
  • сын  —  Яворский Философ Михайлович (род. в 1918)
  • дети  —  Яворская Екатерина Михайловна (род. 27.5.1922 или 27.5.1923, ум. не ранее 1985). Военфельдшер 213 стрелкового полка 56 стрелковой дивизии, была ранена, а затем снова призвана 16.1.1941 в действующую Красную армию. Встретила войну на государственной границе, партизанила, была ранена, была в плену. После войны, при розыске ветеранов полка, считалась погибшей во время отступления и похороненной у дер. Новая Руда, на памятнике братской могилы была выбита ее фамилия
  • сын  —  Яворский Сергей Михайлович (род. 24.8.1923). С 28.7.1941 был в Красной Армии. Лейтенант, командир взвода 551 СП 49-й Рославльской Краснознамнной стрелковой дивизии. Пропал без вести. По окончании военного зенитного училища в 1943 офицер, воевал, ранен, попал в плен 25.10.1943 под Могилевом. Освобожден
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1912
Уфимская духовная семинария
окончил по 1-му разряду
1912
1916
Санкт-Петербургская духовная академия
Санкт-Петербургский Императорский Археологический институт
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

25.3.1916
рукоположен во диакона
27.3.1916
рукоположен во священника
не ранее 1917
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
25.3.1916
сент. 1916
Петроградская и Ладожская епархия, г. Петроград, церковь святых Двунадесяти апостолов при Петроградской духовной академии, священник (до 27.3.1916 диакон)
сент. 1916
не позднее 1923
Петроградская и Гдовская епархия, г. Петроград, Екатерининская церковь, протоиерей (сначала священник)
Показать все

Награды

5.5.1916
право ношения скуфьи
Показать все

Преследования

1922
арестован
4.2.1924
арестован
26.9.1924
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь, за «контрреволюционную деятельность»
26.9.192426.7.1927
находился в заключении в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения (СЛОН). Работал делопроизводителем. 26.7.1927 освобожден
16.9.1927
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Запрещено проживание в 6 пунктах. Проживал в г. Любань, затем в г. Малая Вишера
30.1.1930
арестован
11.3.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу на 10 лет заключения в концлагерь, по ст. 58-10 УК РСФСР, за «проповеди антисоветского содержания и распространение провокационных слухов о преследовании сов. властью духовенства»
1.1.193117.9.1937
находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге)
17.9.1937
арестован в лагере
20.9.1937
приговорен тройкой при НКВД Карельской АССР к высшей мере наказания (расстрелу). по ст. 58-10 УК РСФСР
28.9.1937
расстрелян в урочище Сандармох Карельской АССР
21.11.1989
реабилитирован прокуратурой Карельской АССР, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

В книге Краснова-Левитина «Лихие годы» сохранились воспоминания об отце Михаиле:

«Судьба нашего Екатерининского прихода — судьба всей русской церкви. Еще в 1922 году, когда я там был первый раз, я запомнил открытые царские двери и запрестольный образ итальянской работы. Победно и радостно смотрит Спаситель с пасхальной хоругвью в правой руке. И служит священник, чем-то похожий на Него. Отец Михаил Яворский. Тонкое интеллигентное лицо, все светящееся на пасхальной заутрене светлой радостью. Длинные черные волосы. Лицо, окаймленное темно-коричневой бородкой...

Он принял на свои плечи всю тяжесть приходской работы: он был постоянным гостем дворницких, чердаков, подвалов. Он был другом старых бабушек, торговавших семечками, приятелем сторожей, прислуги, чернорабочих — этот красивый, стройный батюшка с академическим значком, с тонким лицом интеллектуала. И простые люди его боготворили. Он был человек огромной убежденности и необыкновенной смелости.

1918 год нанес первый удар: во время красного террора был расстрелян его тесть, протоиерей о. Философ Орнатский. Но трагическая участь тестя не испугала отца Михаила: он проповедовал так же пламенно, как в дореволюционное время: он призывал народ к стойкости, к защите заветных святынь.

Особенно прославила его речь в Александро-Невской лавре в 1922 году. Только что был расстрелян митрополит Вениамин. Из лавры изымались мощи святого князя Александра Невского. Испуганная, дрожащая братия лавры смиренно молчала. Народ безмолвствовал. И тут поднял свой голос настоятель Екатерининского храма. Обращаясь к народу, он сказал: "Своими руками, своими руками отдаете вы святыню ваших предков. И на вас падет ответ за поругание святыни". Эта речь откликнулась в сердцах питерцев: через 20 лет многие вспоминали ее.

С начала раскола отец Михаил занял четкую и ясную линию: неизменно он поминал арестованного Патриарха Тихона. Для всех было ясно, что, пока он настоятель, Екатерининский храм остается тихоновским. Между тем, на Васильевском острове начиналось брожение. На сторону обновленцев перешел настоятель соседнего Андреевского собора, протоиерей Николай Платонов... Умный и энергичный политик, о. Николай Платонов быстро перевел в обновленчество все храмы на Васильевском острове. Понимал он, однако, что пока о. Михаил на своем посту, храм Великомученицы Екатерины — неприступная крепость. И вот он решил действовать обходным маневром: он привлек на свою сторону некоего Балашова — торговца, являвшегося церковным старостой.

Неоднократно он бывал у него в гостях: обещал, что в случае перехода храма в обновленческие руки Балашов останется полновластным хозяином всех церковных средств; тонко намекал, что только войдя в контакт с властью, он сможет искупить свое купечество (правда, третья гильдия, но все-таки купец). Наконец, отец Николай Платонов доказывал, что только благодаря обновленчеству Церковь может сохраниться в советском государстве. Как бы то ни было, через месяц Балашов был ярым сторонником обновленчества. После этого Платонов принялся за обработку отца Никифора — второго нашего батюшки. Холодный и чопорный чиновник в рясе (с солидной лысиной и с аккуратно раздвоенной седой бородой), живший по одной лестнице с отцом Михаилом (по 1-ой линии, площадкой выше), о. Никифор внимательно слушал о. Николая. Здесь Платонов пугал призраком красного террора. Это не были пустые слова: тон газет в это время становился все более и более зловещим — и угроза физического истребления духовенства была вполне реальна. "Единственное спасение — надо показать, что не всякий, кто носит рясу, враг советской власти", — говорили сторонники обновленчества. Говорил это, несомненно, и Николай Платонов отцу Никифору. Вскоре о. Никифор присоединился к расколу, перестал поминать Патриарха и объявил себя обновленцем. Никакого труда не составляло переманить на сторону обновленцев и мальчишку-диакона.

Отец Михаил оказался в кольце. И все-таки не сдавался. Опираясь на народ, он полгода служил в храме. "Сегодня служит отец Михаил", — разносился слух по приходу. И сразу храм становился полон, как на Пасху. "Сегодня отца Михаила не будет", — говорили прихожанки. И храм мгновенно пустел: точно все прихожане умерли. И лишь через полгода в Екатерининский храм назначили нового настоятеля: отца Виктора (из закрытой Елисеевской домовой церкви) — старичка, носившего крест на красной анненской ленте.

Уважая его возраст, от эксцессов, обычных в то время в храмах при переходе в обновленчество, воздержались, но ходить перестали. Служба после этого долгие годы шла в холодном и пустом храме.

Отец Михаил служил по квартирам. В то время на бульваре по Среднему проспекту можно было видеть десятки собравшихся простых женщин — баб в платочках. "Что это народ собрался?" — спрашивал кто-нибудь. "Отец Михаил сейчас выйдет: он в этом доме сегодня молебен служил". И действительно, через 15–20 минут появлялся отец Михаил в белой рясе, всегда без шляпы, с развевающимися волосами, веселый и оживленный. Прихожане бросались к нему под благословение. Но всем было ясно, что долго так продолжаться не может.

В 1924 году отец Михаил был арестован и сослан на Соловки на 3 года. Вера Философовна осталась одна с пятью детьми на руках.

Он благополучно отбыл ссылку и вернулся в 1927 году. Жить в Петрограде ему не позволили. Жил он в Любани (120 км от Питера). Появлялся лишь изредка в Киевском подворье, куда ходила и его жена с детьми. Это была в то время единственная необновленческая церковь на Васильевском острове.

Последний раз я его видел на Успение в 1929 году, в алтаре Киевского подворья. Был престольный праздник. Литургию совершал преосвященный Николай, епископ Петергофский (впоследствии прославленный митрополит). Я стоял в алтаре, и недалеко от меня, у жертвенника, стоял в епитрахили отец Михаил. Он молился. Я никогда, ни до, ни после, не видел такой молитвы. Он несколько постарел, волосы стали длиннее, они теперь падали ему на спину. А лицо... нет, такое лицо я видел только на иконах; там, где изображают Христа, молящегося в Гефсимании. И оно врезалось мне на всю жизнь. Вижу его как сейчас. А описать не могу: не хватает слов, не хватает красок.

Через полгода отец Михаил был арестован и осужден на 10 лет лагерей...

Очень много лет спустя я узнал кое-какие подробности о его пребывании в заключении. Отец Михаил был заключен в лагерь на Беломорско-Балтийском канале (печально знаменитый ББК). "Он был как ребенок; только молился: во всем полагался на Бога", — вспоминает один московский священник, который был с ним в заключении (и ныне здравствующий). Изредка приезжал к нему старший сын. Матушку не пускали, т. к. формально она была с ним в разводе.

От этого священника я узнал о следующем эпизоде. В 1934 году наступила Пасха. Перед этим побывал у отца Михаила сын. И привез ему творог, яйца, куличик, чтоб разговеться. Под Пасху собрались в комнатке у дневального: два священника, четверо верующих стариков. Отец Михаил шепотком служил заутреню, а потом поставили на стол куличик, творог, яйца. Отец Михаил благословил трапезу. И в это самое время ворвались надзиратели (кто-то "стукнул").

Как звери набросились они прежде всего на кулич, яйца и пасху. Приказав священникам и верующим старичкам следовать за собой, на их глазах все это бросили в уборную, а затем всех отвели в карцер. Все были в унынии и смущении. Только отец Михаил своим прекрасным голосом пел пасхальные песнопения. На другой день радио ББК передало сообщение о поповско-кулацкой провокации. Ожидали второго срока. Но обошлось.

А за отцом Михаилом после этого задергивается темная завеса. Никому в точности неизвестна его судьба. Несомненно одно: он не пережил 1937-го года. Умер ли он от пули или от голода, никто не знает.

А в это время семья отца Михаила терпела невыносимые бедствия. В 1930 году, чтоб избегнуть высылки и восстановиться в избирательных правах, Вере Философовне пришлось фиктивно развестись с мужем. Семье это мало помогло. Ребят не принимали в институты, им приходилось работать на производстве, и оттуда их гнали. Старые прихожане частью вымерли, частью разъехались в разные места. На квартире Вера Философовна принимать кого-либо боялась: соседи следили, и ее уже несколько раз предупреждали, чтоб она не делала сборищ.

Назначали ей свидания старые друзья в магазине. Там можно было перекинуться с ней несколькими словами, ненароком и деликатно сунуть ей в авоську несколько рублей. Она улыбалась, а слезы стояли в ее все еще прекрасных глазах.

Она умерла во время блокады. О судьбе детей ничего не знаю. Но где бы они ни были, они могут гордиться своими родителями. Это были светлые люди. Те самые праведники, без которых, по словам писателя, не стоит земля наша».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию