Зарецкий Викторин Александрович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Зарецкий Александр, протоиерей
  • жена  —  Зарецкая (Круглашова) Пелагея (Полина) Антоновна; родом из д. Вертное Думиничского р-на
  • сестра  —  Зарецкая Олимпиада Александровна, участница Великой Отечественной войны, член Людиновского подполья. Награда: орден Красной Звезды
  • дочь  —  Зарецкая Нина Викторовна (род. 9.5.1926), участница Великой Отечественной войны, член Людиновского подполья. Окончила Тульский педагогический институт (1950); учительница немецкого языка в школе. Учитель-методист, отличник просвещения СССР. Награды: орден Трудового Красного знамени, орден преподобного Сергия Радонежского 1-й степени, медаль «За отвагу» (2008). Вышла замуж, родила сына
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Калужская духовная семинария
обучался
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1925
рукоположен во диакона
не ранее 1925
рукоположен во священника
ок. 1934
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1925
1934
Калужская и Боровская епархия, Калужская губ., Жиздринский уезд, с. Огорь, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, священник, настоятель
1934 или 1936
15.8.1944
Калужская и Боровская епархия, Калужская обл., с. Людиново, Лазаревская церковь, протоиерей, настоятель; служил также в храме Казанской иконы Божией Матери
Показать все

Награды

серебряный наперсный крест
5.5.2007
медаль «За отвагу», награжден «за отвагу и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны» (посмертно)
Показать все

Другие сведения

Протоиерей Викторин Зарецкий родился 16 февраля 1898 года в селе Пеневичи Жиздринского уезда (ныне Хвастовичский р-н Калужской области) в семье протоиерея Александра Зарецкого. По окончании семинарии служил псаломщиком вместе со своим отцом. Хорошо знал латинский и греческий языки, немного говорил по-немецки. Был начитанным, всесторонне развитым человеком, обладал даром красноречия, музыкальным слухом, прекрасным тенором. Как прадед, дед и отец хорошо играл на скрипке. Виртуозно играл на гитаре, иногда мог спеть романсы, но в основном — духовные песнопения. В свободное время увлекался живописью, ходил на прогулки в лес, делал там карандашные наброски, а затем писал маслом пейзажи.

Женился по любви на Пелагее (Полине) Антоновне Круглашовой, родом из деревни Вертное Думиничского р-а. После вступления в брак в 1925 году был рукоположен во диакона, затем во священника, и в том же году был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Огорь Жиздринского уезда (ныне Жиздринский р-н).

Девятого мая 1926 года в семье родилась дочь Нина. В 1936 г. (или 1934) отца Викторина перевели в Людиново настоятелем Свято-Лазаревского храма; служил также в Людиновском храме Казанской иконы Божией Матери. Был возведен в сан протоиерея.

Однажды он был вызван в Калугу, где в одном из соборов провел службу, читал Евангелие на греческом. Его проповеди отличались очень большой силой внушения. По воспоминаниям дочери: «Отец готовился ночами, делал наброски, перечитывая множество книг. Когда выходил на амвон, как ручей текла речь, настолько убедительные были слова, доходящие до каждого верующего. На службу к о. Викторину приезжали и из Фаянсовой, Дятьково, жители с. Огорь привозили крестить своих детей в Людиново, считая, что отец Викторин является еще их священником».

Был человеком строгих правил, любил во всем порядок, терпеть не мог лжи, пустословия, разболтанности, хвастовства, лести.

Дочь получала частные уроки, жена занималась шитьем на дому, а после смерти родителей к брату переехала его младшая сестра Олимпиада. Не выдержав бремени непосильных налогов, отец Викторин оставил приход. Закончив курсы бухгалтеров, в 1939 году поступил на работу в управление лесного хозяйства, даже сбрил бороду.

Еще до начала немецкой оккупации Людинова командир партизанского отряда Василий Иванович Золотухин предложил отцу Викторину помогать советской разведке. Отец Викторин согласился и Золотоухин обучил его тонкостям профессиональной работы в условиях подполья. Как вспоминал Золотухин, педантичный, скрупулезно точный, никогда не опаздывающий, Викторин Александрович был весьма способным учеником. С 1941 по 1943 гг. протоиерей Викторин Зарецкий (псевдоним «Ясный») оказывал помощь Людиновскому подполью и местному партизанскому отряду, который возглавлял В. И. Золотухин. Из воспоминаний В. И. Золотухина: «От отца Викторина мы получали почти всю информацию упреждающего характера: о проведении карательных экспедиций против партизан и партизанских семей с участием полицейских; о приметах засылаемых в партизанский отряд вражеских агентов, а иногда на них даже полные установочные данные; о передислокации и наличии на территории Людиновского района немецко-фашистских соединений; о датах и сроках по угону советских граждан в Германию; об акциях по конфискации скота для нужд немецко-фашистских войск; о пособниках и изменниках».

Отец Викторин Зарецкий и В. И. Золотухин подготовили обращение к оккупационным властям с просьбой о недопущении закрытия в городе Лазаревского храма. Оккупационные власти с лета 1942 года разрешили совершать богослужения в Казанском соборе, но 14 февраля 1943 года восточная часть храма сгорела. Отец Викторин, будучи настоятелем Лазаревского храма, сообщал партизанам сведения о карательных экспедициях, передислокации немецких соединений. Он переправлял свои донесения через Клавдию Азарову или свою сестру Олимпиаду, работавших в местной больнице. Добывать сведения помогала дочь, Нина, которая работала в городской управе переводчицей, а также прихожане. Всеми силами помогал партизанам — в частности, когда городская управа обложила неимоверным налогом семьи, подозревавшиеся в связи с партизанами, он вместе с церковным старостой передал Клавдии Азаровой церковные деньги в партизанские семьи.

Богослужения, совершаемые протоиереем Викторином Зарецким, отличались особой молитвенностью и духовной проникновенностью. Перед каждой проповедью он внимательно обводил взглядом свой небольшой храм, чтобы убедиться, что среди паствы нет чужого, злого человека, способного донести, либо арестовать кого-либо в церковных стенах. Очень осторожно, тщательно взвешивая каждое слово, он в своих проповедях внушал и напоминал прихожанам, что власть оккупантов не от Бога, что нельзя мириться с игом захватчиков, что не смирением, а сопротивлением только можно одолеть врага и супостата, вторгшегося в Святую Русскую землю. Его пастырское слово вселяло в души людей веру в победу над врагом. Кроме этого, отец Викторин помогал партизанским семьям, обложенным оккупантской властью непосильными налогами, и всем, кто нуждался в помощи в то тяжелое для страны время.

В период оккупации был напряжен до предела. Страдал неврастенией, язвенной болезнью желудка, пороком сердца. Бессонница, настороженность и ощущение опасности усугубили болезни. Особенно тяжело Викторин Зарецкий заболел в июне 1944 года. С 19 июля он уже не служил в храме, вместо него службы вел протоиерей Николай Кольцов. 15 августа 1944 года скончался, будучи в полном сознании. Похоронен на старом городском кладбище перед окнами алтаря Лазаревского храма.

В 2007 году было удовлетворено ходатайство районной администрации городской думы с. Людинова перед губернатором Калужской обл. о предоставлении его к государственной награде за активное участие в партизанском движении. В Людинове были открыты мемориальные памятные доски на храмах где он совершал богослужения.


По материалам статьи Марии Кириченко «Герои земли Калужской» и статьи «Крест резидента».

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию