Богословский Николай Николаевич, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Богословский Николай Петрович, священник
  • мать  —  Богословская Любовь Николаевна
  • жена  —  Богословская (Орнатская) Валентина Ивановна (5.2.1881 – май 1942). Оставшись в 1929 без мужа-кормильца и имущества, с детьми покинула Докатово. Известно, что перед Великой Отечественной войной она жила в Ленинграде на ул. Пестеля, д. 5, кв. 11. Умерла в блокадном Ленинграде
  • тесть  —  Орнатский Иван , диакон Андреевского собора с. Грузино
  • брат  —  Богословский Михаил Николаевич, священник
  • дочь  —  Богословская Людмила Николаевна (род. 6.7.1900)
  • дочь  —  Богословская Зинаида Николаевна (род. в 1902)
  • сын  —  Богословский Николай Николаевич (1903–21.7.1943), участник Великой Отечественной войны; призван Родейко-Польским РВК Калининской обл. Погиб на фронте
  • дочь  —  Богословская Валентина Николаевна (род. в 1904)
  • сын  —  Богословский Сергей Николаевич (род. в 1906), участник Великой Отечественной войны. Получив ранение, 15 марта 1944 был уволен в запас. Награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда»
  • дочь  —  Богословская София Николаевна (род. в 1908)
  • сын  —  Богословский Иван Николаевич (род. в 1911)
  • сын  —  Богословский Владимир Николаевич (род. в 1913). Обучался в индустриальном институте, на службу в армию поступил еще в июле 1939. На фронт призван в июле 1941. С войны вернулся 31.5.1946 в звании капитана. Награды: орден Красной звезды и ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Новгородское духовное училище
окончил
1897
Новгородская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1899
рукоположен во диакона
5.11.1914
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
7.2.1899
8.6.1899
Новгородская и Старорусская епархия, г. Новгород, церковь Воскресения Христова на Красном Поле (на Тихвинском кладбище), псаломщик, учитель пения в Никольской Слободской земской школе
8.6.1899
авг. 1924
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., г. Тихвин, Спасо-Преображенский собор, священник(до 5.11.1914 — диакон), благочинный 1-го округа Тихвинского уезда (с 11.11.1923), исполняющий должность благочинного 1-го Тихвинского округа (с 24.7.1916). Преподаватель Закона Божия сначала в женском, а затем и в мужском приходском училищах, законоучитель Тихвинского высшего начального училища (с 1.8.1916, с освобождением от законоучительства в приходских училищах). Член Тихвинского отделения Новгородского епархиального училищного совета, делопроизводитель и казначей церковно-приходского попечительства (с 12.10.1915), член ревизионного комитета по Тихвинскому духовному училищу
Показать все

Награды

6.5.1906
благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты, преподано «за отлично-усердную службу и труды по народному образованию»
медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
1913
медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
1913
крест «В память 300-летия царствования Дома Романовых»
6.5.1914
серебряная медаль «За усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте, награжден «за усердную службу и труды по народному образованию»
6.12.1915
право ношения набедренника, награжден «за усердную службу и управление народным хором при богослужении»
23.1.1917
право ношения скуфьи
Показать все

Преследования

1919
арестован
1920
арестован
28.1.1920
осужден Тихвинской ЧК на заключение в концлагерь до окончания гражданской войны, «за антисоветскую агитацию и спекуляцию»
6.2.1921
осужден коллегией Череповецкой губернской ЧК на 5 лет заключения в концлагерь
до марта 1922
находился в заключении
16.10.1929
арестован Псковским окружным отделом ОГПУ по обвинению в «систематической антисоветской агитаций, направленной против советской власти, распространении провокационных слухов, ведении нелегальных собраний»
20.10.1929
находился в заключении на гауптвахте ПО ОГПУ по 1-й категории
9.12.1929
осужден на заключение в концлагерь с конфискацией имущества по ст. 58-10 УК РСФСР
27.2.1997
реабилитирован прокуратурой Псковской обл., по году репрессии: 1929
Показать все

Другие сведения

Николай Богословский родился 11 апреля 1877 г. в семье диакона Андреевского собора с. Грузино Новгородского уезда Николая Петровича Богословского и его жены Любови Николаевны[1]. Спустя год, 9 апреля 1878 г., отец семейства был назначен на должность священника церкви Рождества Христова, и семья переехала в д. Горнешно Крестецкого уезда[2]. В этой деревне и прошло детство Николая. У него было четыре сестры и младший брат Михаил[3], ставший тоже священником и служивший в Горнешной церкви с 1908 г. вплоть до своего ареста 25 июня 1938 г.[4]

После окончания духовного училища Николай поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил по второму разряду 12 июня 1897 г. Затем он некоторое время оставался в Новгороде, где с 7 февраля 1899 г. служил псаломщиком в Тихвинской Краснопольской церкви и безвозмездно обучал пению учеников Никольской Слободской земской школы.

8 июня 1899 г. резолюцией его Высокопреосвященства он был определен диаконом к Тихвинскому Спасо-Преображенскому собору. Видимо, накануне этого события отец Николай женился. Свою будущую жену Валентину Николай Богословский знал с детства. Они родились в одном селе и были крещены в одной церкви ─ Грузинском Андреевском соборе. Валентина (в девичестве Орнатская), была на 4 года младше мужа: она родилась 5 февраля 1881 г. Ее отец Иоанн Орнатский служил в Андреевском соборе с. Грузино сначала псаломщиком, а затем ─ диаконом.

6 июля 1900 г. в семье Николая и Валентины Богословских родилась дочь Людмила. Потом появятся еще 7 детей: дочери — Зинаида, Валентина, София и сыновья — Николай, Сергей, Иван, Владимир.

Известно, что во время служения в Спасо-Преображенском соборе Николай Богословский много сил уделял народному просвещению. Немало трудов приложил он для организации бесплатной церковной приходской библиотеки при соборе, которой он заведовал с 1901 г. Благодаря его деятельности библиотека пополнилась многими книгами. По его же инициативе были выписаны журналы «Русский паломник», «Отдых христианина», «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест». В 1908 г. в библиотеке было более 400 книг религиозно-нравственного и исторического содержания, которыми пользовались 438 человек ― преимущественно подрастающее поколение, ученики местных приходских училищ[5]. За безвозмездные труды по заведованию этой библиотекой 20 мая 1909 г. дьякону Николаю Богословскому было преподано Архипастырское Его Высокопреосвященства благословение[6].

Он преподавал Закон Божий сначала в женском, а затем и в мужском приходском училищах, а с 1 августа 1916 г. стал законоучителем Тихвинского высшего начального училища (с освобождением от законоучительства в приходских училищах). Довольно продолжительное время он был членом тихвинского отделения Новгородского епархиального училищного совета. Кроме того, с 12 октября 1915 г. состоял делопроизводителем и казначеем церковно-приходского попечительства, а также был членом ревизионного комитета по Тихвинскому духовному училищу.

6 мая 1906 г. диакону Богословскому было преподано Благословение Священного Синода с грамотой за отлично-усердную службу и труды по народному образованию. Среди его наград были и медали: серебряная в память 25-летия церковно-приходских школ, малая серебряная на Аннинской ленте для ношения на груди, пожалованная к 6 мая 1914 г. за усердную службу и труды по народному образованию, светло-бронзовая в память 300-летия дома Романовых и юбилейный Романовский знак[7].

Его педагогическая деятельность не ограничивалась стенами учебных заведений — помимо занятий он устраивал для детей паломнические поездки и экскурсии. В газете «Волховской листок» за 1912 г. сохранилось подробное описание одной из таких экскурсий, организованной совместно с заведующим приходским училищем В. Я. Горбачевым. В поездке в Зеленецкий монастырь приняли участие не менее 150 учеников и учениц Городского приходского, Ильинского министерского и двух земских — Костринского и Борковского — училищ[8]. Кто когда-либо устраивал поездки и походы школьников знает, какое это непростое дело. В заметке говорится, что у ребят, возрастом не старше 13 лет, эта экскурсия оставила в сердце неизгладимое впечатление.

Николай Богословский был человеком неравнодушным, энергичным и деятельным в самых разных сферах общественной жизни. Одним из его занятий была, например, работа с архивом собора, в котором он однажды обнаружил старейшую рукопись «Сказания о Стокгольмской иконе Божией Матери» ─ иконе, которая, наряду с главной святыней города ─ Тихвинской иконой Божией Матери, считалась защитницей и покровительницей Тихвина и была высоко почитаема жителями города. С 13 ноября 1671 г. местом ее пребывания был Спасо-Преображенский собор.

Желая опубликовать свою находку, Николай Богословский передал подлинник рукописи какому-то петербургскому издателю (как выразился И. П. Мордвинов — «лубочнику»), в результате чего рукопись, к сожалению, пропала[9]. Впоследствии, после большевистского переворота, из собора была изъята и сама икона: в акте от 17 сентября 1926 г. говорится о том, что собору «взамен изъятой Стокгольмской Божией Матери выдана из ризницы Тихвинского монастыря икона Тихвинской Божией Матери»[10].

Николай Богословский принимал активное участие и в деятельности Новгородского отделения Палестинского общества, за что ему 25 марта 1906 г. была выражена благодарность от общества.

5 ноября 1914 г. Николай Богословский был рукоположен во священника и назначен на четвертую священническую вакансию к Спасо-Преображенскому собору, в котором служил уже более 15 лет.

Свою первую награду в сане священника он получил буквально за год служения, в то время как другие священники обычно ждали ее около пяти лет, а то и дольше. 6 декабря 1915 г. за усердную службу и управление народным хором при богослужении Его Высокопреосвященством на него был возложен набедренник.

24 июля 1916 г. священник Николай Богословский был назначен исполняющим должность (и. д.) благочинного I Тихвинского округа. Вторую церковную награду он заслужил тоже довольно быстро[11]. В 4 номере «Новгородских епархиальных ведомостей» за 1917 г. появилось такое сообщение: «И. д. благочинного 1 округа Тихвинского уезда священник Тихвинского собора Николай Богословский Его Преосвященством 23 января 1917 г. награжден скуфьей»[12].

После отречения царя Николая II от престола и установления в стране власти Временного правительства в Тихвине 7 (20) марта 1917 г. был образован Распорядительный Городской комитет по продовольствию и общественной безопасности из делегатов от разных обществ, союзов, организаций и пр. От городского духовенства в его состав вошёл священник Николай Богословский[13].

Он, как и многие другие представители тихвинского духовенства, встретил Февральскую революцию 1917 г. с воодушевлением, и был одним из активнейших сторонников церковных реформ. Дело в том, что со времен Петра 1 церковь постепенно превратилась в один из аппаратов государства. На священнослужителей были возложены административные функции регистрации актов гражданского состояния, священники представляли всевозможнейшие статистические сведения, никакого отношения к церкви не имеющие и т. д. Большое внимание уделялось именно обрядовой стороне, а не истинно духовному содержанию служб. Кроме того, священничество являлось довольно замкнутым сословием, отсутствовала практика избрания приходских клириков, а вакансии на приходах замещались преимущественно по наследству. Низкий уровень жизни клириков, зависимость от прихожан, нестабильность основных источников содержания вызывали критику не только священно-и церковнослужителей, но и светской общественности[14].

14 марта 1917 г. под председательством Николая Богословского состоялось собрание духовенства I благочиннического округа Тихвинского уезда, которое постановило: 1) на всех собраниях духовенства диаконам и псаломщикам округа должно быть предоставлено одинаковое право голоса наравне со священниками; 2) духовенство округа не должно стоять в стороне от совершающихся событий, а должно принимать деятельное участие в их разъяснении и равно участвовать, по возможности, во всех народных собраниях, умерять страсти и удерживать народ от произвола; 3) избрать в уездный комитет представителем о. Константина Синозерского; 4) прежние функции благочинного возложить на Временную исполнительную комиссию, в состав которой избраны священники Н. Богословский и П. Созин, диаконы А. Мамаев и Н. Летицкий, псаломщики Н. Николаевский и Ф. Венедиктов; 5) послать приветственную телеграмму обер-прокурору Синода Львову, высказав пожелание о скорейшем созыве всероссийского церковного Собора; 6) высказать пожелание о созыве епархиального съезда после Фоминой недели[15].

В телеграмме, посланной в адрес Обер-Прокурора и Временного Правительства говорилось: «Духовенство 1 округа Тихвинского уезда Новгородской Епархии приветствует Вас и Временное Правительство с торжеством свободы и надеется, что тот гнет и произвол, который со времен Петра Великого царил над Церковью и духовенством, не будет иметь места теперь. Церковь станет на надлежащую высоту, и духовенство пойдет рука об руку с народом. Полное обновление церковного строя может произойти только после Церковного Собора, который, надеемся, будет созван при первой возможности».[16]

Временная Исполнительная Комиссия, председателем которой был избран Николай Богословский, обратилась к духовенству Новгородской епархии с воззванием, в котором, в частности, говорилось: «Светлый и радостный день новой жизни воссиял над нашей многострадальной Родиной! Народ прилагает все силы к созданию справедливого распорядка в государстве. Пойдем рука об руку с народом и мы, служители церкви, стремясь к осуществлению великих заветов Евангелия. Духовенство 1 округа Тихвинского уезда решило сплотиться и призвать всех собратьев к объединению для выяснения наших задач и прав на началах соборности.

Пришёл конец нашему бесправию. Как истинные и свободные пастыри, мы должны отстаивать высокое достоинство Церкви, свои права и права народа. Мы можем свершить это только при объединении. В единении сила.

Объединимся же, собратья, сольемся с народом и будем жить с ним едиными стремлениями и надеждами... Народ привык слушать нас и пойдет за нами и теперь, если увидит, что мы с ним заодно. Наш долг теперь поддержать шаткие умы, объяснить всем правоту борьбы за свободу над вековым насилием, удержать своих братьев от ссор и раздоров, и тем не дать возможности овладеть страной нашей сильному и коварному врагу»[17].

Однако Пастырское собрание Новгородского городского духовенства, которое состоялось под председательством Архиепископа Арсения (Стадницкого) 4 и 9 апреля 1917 года, осудило самовольное, без согласования с Епархиальной властью, устранение благочинного и образование Церковно-Исполнительного Комитета. Было отмечено, что духовенство I Тихвинского округа сделало поспешный и ложный шаг, подающий дурной пример самоуправства[18]. Вместе с тем, осуждение не распространялось на само стремление Тихвинского духовенства к церковному обновлению[19], которого желали и на которое надеялись и служители Церкви, и миряне.

2 мая 1917 г. состоялось собрание духовенства и мирян всего Тихвинского уезда. Под его постановлениями стоит подпись председателя Церковно-Исполнительной Комиссии священника Николая Богословского. Это свидетельствует о том, что он разделял принятые собранием решения: о вступлении во Всероссийский союз демократического духовенства и мирян (который объединял сторонников радикальных реформ в Русской Православной Церкви. ─ Прим. автора); о признании законными действий Временной Церковно-Исполнительной комиссии I Тихвинского округа и оказании ей полного доверия; о более справедливом распределении братских доходов; о сокращении письмоводства до возможного минимума и необходимости освобождения духовенства от представления всяким учреждениям и лицам отчетов, сведений и справок, не имеющих прямого отношения к церкви; о том, что епископа и благочинных следует выбирать; о преобразовании Тихвинского духовного училища в среднее общеобразовательное учебное заведение с христианским гуманитарным направлением; о включении в благочиннический совет священников, диаконов, псаломщиков и мирян.

Отец Николай также считал, что при создании новых форм жизни Церкви нет необходимости безусловно придерживаться канонов, поскольку «каноны ─ это историческая оболочка, в которую облекается правда Христова, и эта оболочка в различные периоды изменяется. Поэтому возможно создание новых канонов или изменение прежних». Он, как и другие участники собрания, был за то, чтобы Церкви были предоставлены полная автономия и самоуправление.[20]

Но дальнейшие события в стране внесли существенные коррективы в принятые собранием решения, абсолютному большинству из которых не суждено было сбыться. Через несколько месяцев Церковь была отделена от государства, а школа отделена от Церкви. Церковь лишилась всей своей собственности. Священно- и церковнослужители подверглись гонениям со стороны богоборческого государства. Много претерпел в своей судьбе и священник Николай Богословский.

В 1919 г. «Новгородские епархиальные ведомости» сообщили, что в Тихвине арестован священник Спасо-Преображенского собора Николай Богословский[21]. Причина ареста доподлинно неизвестна ― возможно, он был связан с «незаконным убоем коровы вопреки распоряжениям местной власти», о чем имеются сведения в архивных документах[22]. Заметим, речь шла об убое своей собственной, а не чужой коровы — тот год был особенно голодным, а на руках у отца Николая было 8 детей от 6 до 19 лет, которых нужно было кормить.

О том, какой была ситуация в Тихвинском уезде в 1919 году, красноречиво говорит выдержка из письма священника Воскресенской церкви протоиерея Федора Зарницкого: «Приход мой постиг страшный голод, а вместе с приходом и меня. Съели всю мякину, все отбросы, две трети всех коней, более того ─ коров, и теперь пришли в тупик. Помирают с голоду (уже многих похоронил), ходят опухшие. Из прихода уехало в Вятскую губернию 1500 человек, а и все-то население 2100. Дома в деревнях позаколочены на три четверти. Точно чума прошла по деревням. Уже по тысяче пятистам переселившихся можешь судить о величии беды. Ведь с малыми ребятами, бросив насиженное гнездышко, вконец разорившись, только великая безысходная нужда может гнать в чужое место. Сколько слез! Сколько горя! Я жил с семьей, пока можно. Далее жить невозможно. Нужно тоже ехать в страну далече. Паек выдают фунт овса на человека два раза в месяц. Подумай! И надежды на увеличение нет. Подаю прошение в совет. Прошу отпуска на 3–4 месяца. Помоги мне в этом деле ─ получить отпуск и прокормиться хотя бы в Вятской губернии, пока еще дорога ходит. А перестанет ходить ─ смерть» [23].

В 1920 году Николай Богословский был арестован во второй раз и судим «за антисоветскую агитацию и спекуляцию». Постановлением Тихвинской ЧК от 28 января 1920 года он был заключен в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны, но заседанием Коллегии Череповецкой ГЧК от 6 февраля 1921 года, протокол № 1 п. 1, мера приговора Тихвинской ЧК была видоизменена на 5 лет заключения[24].

Приговор, видимо, был пересмотрен еще раз, потому что подпись священника Николая Богословского стоит в актах об изъятии церковных ценностей из Спасо-Преображенского собора (от 28 апреля 1922 г.) и кладбищенской церкви Иова Многострадального (от 12 мая 1922 г.). Значит, весной 1922 г. он был уже на свободе и продолжал служение в Тихвинском соборе. Скорее всего, предъявленные ему в 1920 г. обвинения были безосновательными.

14 декабря 1922 г. в Тихвине состоялось собрание духовенства и мирян I Тихвинского округа, посвященное обновленческому переустройству уездной церковной жизни. Внутренне готовый к проведению в жизнь церковных реформ, Николай Богословский сначала примкнул к обновленческому движению. Весной 1923 г. он поддержал перевод Тихвинского уезда из Новгородской епархии в обновленческую Череповецкую[25].

Но его уход в обновленчество был совсем кратким. Достаточно быстро он понял, что обновленцы ─ это раскольники. Возможно, на осознание этого факта повлияли послания освобожденного из-под стражи Патриарха Тихона от 28 июня и 1 июля 1923 г., в которых тот дал жесткую оценку деятельности обновленцев, толкавших Православную Церковь к сектантству, вводивших совершенно ненужные реформы, отступая от канонов Православной Церкви.

О том, что Николай Богословский принес покаяние, мы узнаем из дневниковых записей тихвинского историка И. П. Мордвинова: «поп Богословский и диакон Марковский во время архиерейской службы каялись в еретичестве (поминали архиерея новой церкви Александра) и прощены. А Стефановский и Борисов каяться не желают»[26]. 9 июля 1923 г. Николай Богословский уже принимал участие в праздновании дня Тихвинской иконы Божией Матери, в то время как обновленцы на это событие не были допущены. В дневнике И. П. Мордвинова читаем: «Праздник Тихвинской Божией Матери — скопление народа необычайное, монастырь битком набит, даже вокруг монастыря стояли толпы. <...> Из городских священников участвовал только Николай Богословский. Крестных ходов из городских церквей не было; говорят, архимандрит предупредил попов, что еретиков не примет»[27].

Со свойственной ему энергией и решительностью священник Николай Богословский приступил к борьбе с тихвинскими обновленцами.

В сентябре 1923 г. обновленческое Череповецкое епархиальное управление адресовало в отдел управления Череповецкого Губисполкома обращение, в котором называло Николая Богословского наряду с архимандритом Антонием (Демянским), священником Владимиром Финиковым из Знаменской церкви и мирянином Иваном Желтяковым идейным руководителем реакционного движения в Тихвине. Говорилось, что Николай Богословский открыто не признает ни Епархиального управления, ни собора 1923 года, ни Епархиального епископа как ставленника новой церковной власти, стремится реставрировать «тихоновщину»[28] и, несмотря на все запретительные постановления гражданской власти, продолжает проводить богослужения.

Более того, 18 ноября 1923 г. Николай Богословский доводит до сведения настоятеля Спасо-Преображенского собора уполномоченного обновленческого Тихвинского церковного управления протоиерея Якова Стефановского, что резолюцией временно управляющего Новгородской епархией Преосвященного Серафима епископа Крестецкого от 11 ноября 1923 г. за № 81 он утверждён в должности Благочинного 1 округа Тихвинского уезда и просит о. Якова «22 сего ноября в 10 ½ час. утра пожаловать в собор для сдачи дел благочиния, архива и библиотеки»[29]. Видимо, именно с этого момента он становится не только благочинным, но и настоятелем Спасо-Преображенского собора.

Дальнейшие сведения о Николае Богословском мы получаем из письма в Череповецкое епархиальное управление (ЧЕУ) его сослуживца, священника-обновленца Леонида Борисова, который был уполномоченным ЧЕУ по Тихвинскому уезду и который, как и протоиерей Яков Стефановский, был отстранен общиной во главе с Николаем Богословским от проведения богослужений в соборе.

В своем письме от 22 ноября 1923 г. Леонид Борисов писал, что, хотя церковные контрреволюционеры г. Тихвина «вычеркнуты из общин Гражданской властью, но здесь, на месте, мы этого не видим и не слышим, и они благополучно до сего дня пребывают на своих местах и продолжают своё дело, даже похваляясь, как, например, Богословский, что «никого не боюсь, кроме Бога...»[30].

По словам Леонида Борисова, «Богословский сделался выше Епископа и даже Патриарха»[31]. Своим распоряжением он отстранил от служения в Знаменской церкви заштатного протоиерея Иоанна Великославинского как обновленца, низвёл дьякона этой церкви в псаломщики, а псаломщицу уволил. Кроме того, Николай Богословский собирал уездный съезд для выборов кандидатов на Новгородский епархиальный съезд, на котором предполагалось окончательно зафиксировать Тихвинский уезд в рамках Новгородской епархии.

Леонид Борисов бил тревогу и призывал Череповецкое епархиальное управление как можно скорее «возбудить ходатайство пред подлежащею Гражданскою властью об изъятии регистрации соборной общины с удалением служителя религиозного культа Богословского, как опороченного судом»[32].

На основании донесения священника Леонида Борисова Череповецкое епархиальное управление 1 декабря 1923 г. обратилось в Губернский отдел управления «с покорнейшей просьбой исключить из числа соборной общины свящ. Н. Богословского, свящ. Финикова Пантелеймоновской общины и Архимандрита Антония общины б. монастыря, как лиц, опороченных по суду, сеющих лишь церковный раздор и нестроения»[33].

Тем не менее, в июне 1924 года в списке священно- и церковнослужителей при религиозной общине Тихвинского Спасо-Преображенского собора числились: настоятель Богословский Николай Николаевич, проживавший по адресу ул. Карла Макса, д. 33; священник Борисов Леонид Павлович, ул. Знаменская, д. 2; диакон Марковский Григорий Александрович, ул. Рысакова, д. 37; псаломщик Вишневский Василий Иванович, Большой монастырь[34].

Но тучи над головой священника Николая Богословского сгущались. Несладко приходилось и его детям. В мае 1924 г. председатель тихвинского Уисполкома на запрос стипендиальной комиссии Ленинградского института народного хозяйства, в котором планировала учиться дочь Николая Богословского Зинаида, дал на него такую характеристику: «священник Николай Богословский относится к антисоветскому элементу, привлекался к ответственности и был заключён в концентрационный лагерь в г. Череповце»[35]. Дочери в стипендии отказали, «так как этим будет лишён права на стипендию чисто пролетарский элемент»[36].

Его сына Николая в 1925 г., когда его ровесников призывали на военную службу, отправили не в воинские части, а на тяжелые земляные и строительные работы, потому что лишенцев не допускали к несению военной службы с оружием в руках. Его зачислили в тыловое ополчение, поскольку он был сыном священника, «заразившийся религией и поддерживающий все время отца, который ярый противник соввласти»[37].

В августе 1924 г. вопрос с отцом Николаем был окончательно решен. В Тихвинский уездный исполком пришла из Череповца бумага под грифом «секретно», в которой предписывалось: «на основании пункта 5 инструкции о регистрации религиозных общин, объявленной в Известиях ВЦИК за № 102 – 23 года, священник БОГОСЛОВСКИЙ подлежит удалению из числа служителей культа, как опороченный по суду. Об исполнении сообщите»[38].

Запись в дневнике И. П. Мордвинова за 11 августа 1924 г.: «Приходила сестра М. П. ─ она ничего не понимает, что сейчас делается в церквях и не различает обновленцев от «стариков»; говорит: «Что теперь попу Николаю делать? В пастухи идти?»[39]

После этого распоряжения Николай Богословский продолжал некоторое время жить в Тихвине. Прихожане не теряли надежды вернуть его к служению. 10 апреля 1925 г. общиной Спасо-Преображенского собора, которая добивалась предоставления ей храма (собор к тому времени был передан обновленцам) и своей регистрации, была направлена в ВЦИК жалоба на то, что священники Николай Богословский и Василий Войк не допускались местной властью «к отправлению обрядов»[40]. Но до того, как из ВЦИК пришел ответ на эту жалобу, община была вынуждена в целях получения разрешения ее регистрации выдвинуть в списки служителей культа других людей.

Николай Богословский потерял возможность служения в Тихвине и был вынужден покинуть город. Скорее всего, это случилось в октябре 1925 года. В сентябре 1925 г. семья проживала еще в городе, о чем свидетельствует документ от 30 сентября 1925 г. о призыве младшего Николая Богословского в тыловое ополчение[41]. А в списке жителей города, лишенных прав на 25 ноября 1925 г., в котором упоминались все тихвинские священники и их жены, Богословские уже отсутствовали[42].

К этому моменту они, видимо, уже переехали в Псковскую область, где жили в д. Докатово Славковского района. Рядом с этой деревней находился погост Демяницы с церковью Святого Пророка Илии. Служил ли в ней Николай Богословский ─ неизвестно. В справке, выданной УФСБ России по Псковской области и отражающей материалы уголовного дела Николая Богословского, написано: «Место службы: священник Тихвинского собора»[43], хотя к моменту ареста он не жил в Тихвине уже 4 года.

Арестован Николай Богословский был 16 октября 1929 г. Псковским Окротделом ОГПУ. Ему было предъявлено обвинение по ст. 58 п. 10 УК РСФСР: систематическая антисоветская агитация, направленная против советской власти, распространение провокационных слухов, ведение нелегальных собраний. На основании постановления ПООГПУ от 20 октября 1929 г. он содержался под стражей на гауптвахте ПООГПУ по 1 категории. Решением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ ЛВО от 9 декабря 1929 г. Николай Богословский был подвергнут заключению в концлагерь сроком на 5 лет с конфискацией имущества. Сведений о его дальнейшей судьбе в уголовном деле не имеется. 27 февраля 1997 г. он был реабилитирован прокуратурой Псковской области[44].

На момент ареста в составе его семьи были указаны «жена Валентина, 48 лет; дочь Зинаида, 27 лет; дочь Валентина, 25 лет; сын Иван, 18 лет; сын Владимир, 16 лет»[45]. Другие дети (Людмила, 29 лет; Николай, 26 лет; Сергей, 23 года; София, 21 год), видимо, жили отдельно от родителей.

Оставшись в 1929 г. без мужа-кормильца и имущества, Валентина Ивановна с детьми покинула Докатово. Известно, что перед Великой Отечественной войной она жила в Ленинграде на ул. Пестеля, д. 5, кв. 11. С этого адреса она на второй день Великой Отечественной войны проводила на фронт сына Сергея. Получив ранение, Сергей Николаевич Богословский 15 марта 1944 г. был уволен в запас. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда»[46].

Сын Владимир тоже жил вместе с матерью. Он учился в индустриальном институте, на службу в армию поступил еще в июле 1939 г. На фронт Владимир Николаевич был призван в июле 1941 г. С войны вернулся 31 мая 1946 г. в звании капитана. Имел много наград: орден Красной звезды и ордена Отечественной войны I и II степени, медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[47].

Сын Николай был призван на войну Родейко-Польским РВК Калининской области. Погиб 21 июля 1943 г.[48]

О судьбе других детей на данный момент ничего неизвестно. Сама Валентина Ивановна Богословская скончалась в блокадном Ленинграде в мае 1942 г.[49]

_______________

[1] ГАНО. Ф. 492. Оп. 9. Д. 1. Л. 251 об. – 252.
[2] Курикова Л. А. Приходское духовенство Маловишерского края в XIX – начале XX веков. 2015. С. 10. URL: http://martisha.ortox.ru/files/2015/04/Приходское-духовенство-Маловишерского-края.pdf
[3] Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. 2019. С. 90.
[4] Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской области. URL: https://visz.nlr.ru/person/book/novg/0/4700
[5] Тихвин // Волховской листок. 1909. № 1562. С. 3.
[6] ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 6 об.
[7] ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 6 об.
[8] Тихвин // Волховской листок. 1912. № 2478. С. 2.
[9] Шалина И., Колесникова Л. Икона Богоматери Стокгольмской — святыня и покровительница // На рубеже культур : Тихвин в XVII столетии. Мат. науч.-практ. конф. СПб., 2015. С. 160, 179.
[10] ЛОГАВ. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 113 об.
[11] ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4297. Л. 5 об. – 6 об.
[12] НЕВ. 1917. № 4. С. 176.
[13] Тихвинский городской распорядительный комитет // Тихвинские ведомости. 1917. № 3. С. 1–2.
[14] Иконников С. А. Проблема материального обеспечения приходского духовенства второй половины XIX - начала XX века в дореволюционной Российской историографии // Ученые записки : Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2(50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-materialnogo-obespecheniya-prihodskogo-duhovenstva-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka-v-dorevolyutsionnoy-rossiyskoy (дата обращения: 24.6.2022 г.)
[15] Собрание духовенства // Тихвинские ведомости. 1917 г. № 1. 21 марта. С. 4.
[16] НЕВ. 1917. № 7. С. 332.
[17] НЕВ. 1917. № 7. С. 331–332.
[18] НЕВ. 1917. № 7. С. 333.
[19] НЕВ. 1917. № 7. С. 358.
[20] НЕВ. 1917. № 9. С. 388–391.
[21] НЕВ. 1919. № 4. С. 14.
[22]ЧЦХД. Ф.18. Оп. 1. Д. 30. Л. 174.
[23] НЕВ. 1919. № 3. С. 15.
[24] ЧЦХД. Ф.18. Оп. 1. Д. 30. Л. 174.
[25] Тихвинский край: в 4 т. СПб., 2019. Т. 3. С. 177.
[26] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 12. Л. 79.
[27] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп 1. Д. 12. Л. 5 – 5 об.
[28] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 101 – 101 об.
[29] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 107.
[30] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 10 об.
[31] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 105.
[32] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 105 об.
[33] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 103.
[34] ЛОГАВ. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 2. Л. 3б.
[35] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 2. Л. 154.
[36] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 2. Л. 154.
[37] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 8. Л. 225.
[38] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 30. Л. 173.
[39] ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 13. Л. 134.
[40] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 19. Л. 210.
[41] ЦГА СПб. Ф. 7980. Оп. 4. Д. 8. Л. 225.
[42] ЧЦХД. Ф. 18. Оп. 1. Д. 61. Л. 170–181.
[43] Справка УФСБ России по Псковской обл. от 12 января 2022 г. № С-1382.
[44] Справка УФСБ России по Псковской обл. от 12 января 2022 г. № С-1382.
[45] Справка УФСБ России по Псковской обл. от 12 января 2022 г. № С-1382.
[46] Богословский Сергей Николаевич. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat10930836
[47] Богословский Владимир Николаевич. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero92351553
[48] Богословский Николай Николаевич. URL: https://pamyat-naroda.su/loss/2330657
[49] Богословская Валентина Ивановна. URL: https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/vojna/2-mirovaya/blokada-alfavitnyj-spisok-pogibshih/blokada-alfavitnyj-spisok-pogibshih-b1/blokada-alfavitnyj-spisok-pogibshih-b8.html


Текст: Старшинина С. В. Священник Николай Богословский //
Дивья : [газета г. Тихвина]. 2022. № 29(1405). С. 4 ; № 30(1406). С. 4

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию