Орлов Николай Петрович, священник
- Дата рождения: 26.5.1893
- Место рождения: Новгородская губ., г. Тихвин
- Дата смерти: не ранее 12.11.1937
Родственники
- дед — Голубинский Николай Яковлевич, священник
- отец — Орлов Петр Александрович (1863–10.4.1907), надсмотрщик Тихвинской почтово-телеграфной конторы, губернский секретарь
- мать — Орлова (Голубинская) Александра Николаевна (род. в 1863). Таинство венчания совершено в Ильинской церкви Пятницкого погоста 10.5.1892
- дядя (брат матери) — Голубинский Владимир Николаевич, псаломщик
- жена — Орлова (Бурцева) Елена Александровна (19.5.1894–1945). Окончила Деревяницкое (Новгородское) епархиальное женское училище, работала учительницей земской школы. Похоронена в д. Холщебинке
- тесть — Бурцев Александр, священник Рождественской церкви Валдайского уезда Новгородской губ.
- брат — Орлов Александр Петрович (род. 18.9.1896)
- сестра — Орлова Екатерина Петровна (род. 29.10.1900)
- брат — Орлов Яков Петрович (род. 27.11.1903)
- сестра — Орлова Елизавета Петровна (род. 17.8.1906)
- сын — Орлов Александр Николаевич (27.2.1922–3.8.1942). В 1941 был призван в армию. К началу Великой Отечественной войны служил на территории Западной Белоруссии и уже в июле попал в плен. 4.10.1941 был доставлен в лагерь для военнопленных Шталаг XI C (311), располагавшийся в провинции Ганновер (Германия), в миле от деревни Бельзен и в нескольких километрах к юго-западу от города Берген. Скончался 3.10.1942; захоронен в общей яме-могиле в местечке Лохайде-Хёрст, поблизости от Берген-Бельзена в Нижней Саксонии
- дочь — Орлова Евгения Николаевна (1926–2007, г. Санкт-Петребург), инженер
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Все фотографии и материалы предоставлены исследователем С. В. Старшининой
Другие сведения
В ходе изучения истории Церкви на территории Тихвина и Тихвинского уезда прошлого века мое внимание привлекла судьба священника Николая Орлова. В Тихвинском уезде он служил недолго, но в Тихвине он родился, учился в Тихвинском духовном училище, и поэтому, думаю, имя его достойно быть упомянутым наряду с другими тихвинскими священниками, кто пострадал от преследований в советское время.
На сайте «Открытый список», который является самой полной базой жертв политических репрессий в СССР, о нем приводится совсем краткая информация: «Орлов Николай Петрович (1893). Дата рождения: 1893 г. Место рождения: Новгородская губ., г. Тихвин. Пол: мужчина. Профессия / место работы: священник. Где и кем арестован: Тверская о., Бологовский р., д. Холщебинка. Дата ареста: 12 ноября 1937 г.». Вот и все сведения, которые остались о человеке, посвятившем свою жизнь служению Богу и людям.
Работа с архивными материалами позволила узнать о нем намного больше.
Родителями Николая Петровича Орлова были надсмотрщик Тихвинской почтово-телеграфной конторы, губернский секретарь Петр Александрович Орлов и Александра Николаевна ― дочь настоятеля Ильинской церкви Пятницкого погоста Тихвинского уезда Николая Яковлевича Голубинского[1]. В этой же деревенской церкви они и венчались 10 мая 1892 г.
Николай был первенцем, он родился 26 мая/7 июня 1893 г. в Тихвине. Затем в семье появятся еще четверо детей: Александр (18 сентября 1896 г. р.)[2], Екатерина (29 октября 1900 г. р.)[3], Яков (27 ноября 1903 г. р.)[4] и Елизавета (17 августа 1906 г. р.)[5].
Сначала молодая семья жила в Тихвине, а затем переехала в деревню Кукуй Тихвинского уезда, где Петр Александрович стал начальником Кукуйского почтово-телеграфного отделения. Деревня Кукуй относилась к приходу Ильинской церкви Пятницкого погоста, то есть семья перебрались поближе к месту, где жили родители Александры Николаевны. Дед Николая, священник Николай Голубинский, видимо, много внимания уделял воспитанию внуков и оказал влияние на выбор их будущей судьбы. После того, как он вышел за штат, на его место в в сентябре 1896 г. Ильинской церкви встал его зять Виктор Александрович Полетаев, сын дьякона тихвинской Знаменской церкви. Семьи Голубинских, Орловых и Полетаевых поддерживали теплые родственные отношения.
11 лет Николай Орлов поступил в Тихвинское уездное духовное училище, где был всегда на хорошем счету и являлся одним из лучших учеников. Как свидетельствуют архивные материалы, его обучение осуществлялось на платной основе за счет родителей[6].
Когда Николай учился в 3 классе духовного училища, 10 апреля 1907 г. скончался его отец[7], которому было всего 44 года[8]. Николаю на тот момент было 14 лет, Александру — 12, Екатерине — 7, Якову — 4 года, младшей Елизавете не исполнилось и 8 месяцев. Через год случилась еще одна беда: 17 августа 1908 г. умер о. Виктор Полетаев, который поддерживал семью Орловых после смерти кормильца-отца.
Вот как в журнале «Новгородские епархиальные ведомости» описывается данная ситуация: «У него [о. Виктора ― Прим. автора] осталось в семье две дочери, 10 лет и 2 года, три племянника и две племянницы (из них трое малолетки), супруга и свояченица. Больной тесть о. Николай Голубинский 77 лет уже четыре года лежит без движения. Все 10 человек должны жить на пенсию по старому окладу о. Николая Голубинского. Всякий, прочитавший эти строки, видит ужас положения горемык сирот»[9]. Пенсию заштатный о. Николай Голубинский получал из эмеритальной кассы, она составляла 48 рублей[10]. Три племянника и две племянницы — это как раз и есть дети Петра и Александры Орловых: Николай, Александр, Яков, Екатерина и Елизавета. Трtм старшим, правда, была назначена пенсия за отца в размере 64 руб. 30 коп.[11] Но эти небольшие деньги, конечно, спасти ужасающее материальное положение семьи не могли.
После окончания духовного училища в августе 1908 г. Николай Орлов поступил в Новгородскую духовную семинарию. В аттестате за окончание духовной семинарии абсолютное большинство оценок — «отлично» и «очень хорошо». При отличном поведении он имел отличные оценки по церковной истории, богословию (основному, догматическому, нравственному и обличительному), истории и обличению русского раскола, практическому руководству для пастыря, физике и космографии, основам и истории философии, логике, психологии и педагогике. Очень хорошие знания он показал по изъяснению Священного Писания, гомилетике, литургике, теории словесности, истории русской литературы, гражданской истории, геометрии и тригонометрии и иностранным языкам: греческому, латинскому, немецкому и французскому. И только по алгебре стояла оценка «хорошо»[12]. По одному только перечню учебных предметов можно сделать вывод, насколько обширным и разносторонним было образование священнослужителей.
Обучение в семинарии Николай завершил в мае 1915 г. со званием студента и был зачислен на 1 курс Московской духовной академии. Но поскольку он был старшим сыном в семье, он должен был помогать матери поднимать младших детей, а для этого был нужен более-менее стабильный доход.Поэтому из академии ему пришлось уволиться по собственному желанию «по семейному положению». 21 октября 1915 г. он обратился с прошением на имя архиепископа Арсения (Стадницкого) с просьбой рукоположить его в сан диакона к Пашекожельской церкви Тихвинского уезда.
В следующем прошении (от 30 октября), адресованном в Духовную консисторию, Николай просил выдать ему билет для вступления в брак. 13 ноября 1915 г. Николай Петрович Орлов женился на дочери священника Рождественской церкви Валдайского уезда Новгородской губернии Елене Александровне Бурцевой[13]. Она родилась 19 мая 1894 г., окончила Деревяницкое (Новгородское) Епархиальное женское училище и работала учительницей земской школы[14].
6 января 1916 г. в Софийском соборе г. Новгорода Его Высокопреосвященством Арсением, архиепископом Новгородским и Старорусским Николай был рукоположен в сан диакона к Пашекожельской церкви Тихвинского уезда. Ставленническую грамоту за № 89 он получил 11 января 1916 г[15].
Спустя год в журнале «Новгородские епархиальные ведомости» появилась запись о том, что дьякон Пашекожельской церкви Тихвинского уезда Николай Орлов 16 февраля 1917 г. назначен священником к Хмелезерской церкви того же уезда[16]. В ней он служил до 1920 г., а затем переехал в д. Холщебинка Валдайского уезда Новгородской губернии — родные края его жены.Что вынудило его уехать из Тихвинского уезда — преследования со стороны местной власти, запрет на служение или царивший тогда в этих краях голод — теперь вряд ли можно узнать.
В Холщебинке, куда переехали Орловы, до революции было две церкви. Большая имела два придела: один — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а второй — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Храм этот был деревянным с соединенной с ним колокольней, на каменном фундаменте. В одной версте от него находилась приписанная к нему небольшая кладбищенская церковь[17], предположительно в честь Пророка Илии (старожилы вспоминали, что Ильин день в деревне отмечался особенно). В какой из церквей после революции совершались богослужения — неизвестно.
В деревне Орловы жили очень скромно. Паспорта, как проживающий в сельской местности, отец Николай не имел, избирательных прав, как и все священнослужители, был лишен. В семье появилось двое детей: сын Александр (27 февраля 1922 г. р.) и дочь Евгения (1926 г. р.). Из материалов уголовного дела Николая Орлова следует, что на протяжении 8 лет своего дома у его семьи не было. Дом с надворными постройками появился только в 1929 г. Семью от голода спасала корова, которая, судя по всему, сама не дополучала кормов и давала мало молока. Это привело к тому, что в 1930 г. о. Николай Орлов был арестован за невыполнение задания по молокопоставкам и осужден на один год исправительных работ по статье 61 УК РСФСР[18].
Согласно данной статье, в редакции 1926 г., за отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производства работ, имеющих общегосударственное значение, полагался «штраф, налагаемый соответствующим органом власти в пределах до пятикратного размера стоимости наложенного задания, повинности или работы; во второй раз —лишение свободы или исправительно-трудовые работы на срок до одного года»[19]. Из этого следует, что в 1930 г. отец Николай был под судом уже не в первый раз.
Очередной раз священника Николая Орлова арестовали 12 ноября 1937 г., когда сотруднику Бологовского РО Управления НКВД СССР по Калининской области был выдан ордер № 5967 на проведение обыска и ареста[20]. При обыске, кроме разной переписки, ничего обнаружено не было. В материалах уголовного дела написано, что состояние здоровья арестованного было плохим[21].
На момент ареста его жена Елена Александровна была домохозяйкой, 16-летний сын Александр жил и учился в Бологом, 11-летняя дочь Евгения была школьницей и жила вместе с родителями[22]. Единственным кормильцем в семье был о. Николай, которого под конвоем увели из дома.
В Тверском центре документации новейшей истории сохранилось уголовное дело Николая Петровича Орлова — священника Холщебинской церкви. Как и многим другим священникам, ему приписывали занятие контрреволюционной деятельностью.
На вопрос следователя о том, занимался ли он контрреволюционной работой, о. Николай ответил:«Я по домам колхозников в религиозные праздники ходил для служения молебнов, после молебнов вел разговоры на разные темы с колхозниками: о колхозах, о сталинской Конституции, но никаких с моей стороны контрреволюционных высказываний не было. Я в семейной обстановке говорил, что если бы пришлось мне голосовать, то я голосовал бы вместе со всеми за преданных Родине людей, партийных и непартийных большевиков. Контрреволюционной работы среди населения я не вел»[23]. Никаких имен и фамилий отец Николай не назвал, никого не оговорил.
В уголовном деле есть показания всего лишь трех свидетелей, опрошенных в один день — 17 ноября 1937 г. Свидетелям, видимо, было стыдно выдумывать что-то лишнее про отца Николая, и они сослались на то, что не могут припомнить его высказывания. Один из них, человек без определенных занятий, сказал следующее: «Попа Орлова я знаю хорошо, мне с ним приходилось неоднократно разговаривать. В отношении колхоза он отзывался плохо, говорил: "раньше, когда единолично жили, было крестьянам хорошо, а теперь в колхозах крестьяне все сидят без хлеба". По вопросу конституции поп Орлов говорил: "Конституция хорошо написана на бумаге, а на самом деле, что в ней писано, не будет. Не дадут избирать и давать избирать нам попам". Примеров, направленных против колхозов, Орлов приводил несколько, но я теперь их все припомнить не могу»[24].
Колхозница Л., проживавшая в другом населенном пункте, дала такие показания: «Поп Холщебинской церкви Орлов в течение 17 лет служит попом, я его хорошо знаю и мне приходилось с ним часто беседовать. Он ко мне лично в праздники церковные приходил в дом, и я с ним говорила. Поп Орлов действительно выказывал свое недовольство по отношению к советской власти. Я помню его были слова: "Советская власть не раскрепощает трудящихся крестьян, а закрепощает этими колхозами". Какие еще его высказывания были против советской власти, я теперь не помню, но знаю, что он недоволен советской властью, а особенно колхозами»[25].
Третий свидетель, сторож молокозавода д. Бели, вообще никаких фактов «антисоветской агитации» или «контрреволюционной деятельности» священника не привел: «Я попа Холщебинской церкви Орлова Николая знаю с 1920 г. Он несколько раз собирал церковников и двадцатку и был организатором постройки и организации службы в церкви Холщебинского сельсовета. Поп Орлов (одно слово неразборчиво) живых и мертвых и говорит так: "Родится пригодится и помрет нас не минет". Поп Николай и церковный сторож ходят по деревни сборами, где собирают деньги, хлеб, яйца»[26].
По запросу следователя председатель Холщебинского сельсовета 18 ноября 1937 г. прислал справку о том, что священник Орлов Николай Петрович занимается исключительно служением в церкви. «В поповские праздники» ходит также по домам и служит. «Никаким общественно-полезным трудом не занимается»[27].
И вот на основании показаний всего лишь двух свидетелей, да и тех, можно сказать,притянутых за уши, священнику Николаю Орлову Особой тройкой был вынесен следующий приговор: «Обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен, активно проводил среди местного населения к-р агитацию против колхозного строительства, выказывал нереальность колхозов, опошлял Конституцию и выборы в Верховный Совет»[28].
И хотя в этих действиях священник виновным себя не признал, 27 ноября 1937 г. Особая тройка постановила: «Орлова Николая Петровича заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ДЕСЯТЬ ЛЕТ, считая срок с 12.11.1937 г.»[29]
Спустя месяц после его ареста Елена Александровна Орлова поехала в Бологое узнать о муже хоть какую-то информацию. Ей кто-то тихонько шепнул, что все священники области были расстреляны в один день и похоронены в общей могиле, но не сказали где. Так это или нет, узнать теперь невозможно.
Реабилитирован Николай Петрович Орлов был 27 июля 1989 г. Постановление о реабилитации утверждено прокурором Калининской области 21 августа 1989 г.[30] Знакомство с материалами его уголовного дела позволяет утверждать, что священник Николай Орлов стал подлинной жертвой политических репрессий и мучеником за веру. Во время гонений, лишенный прав и неоднократно судимый, он продолжал оставаться священником, служить в церкви и проповедовать людям Христа.
Жена о. Николая Елена Александровна Орлова умерла в 1945 г., она похоронена в Холщебинке[31].
Сын Александр, родившийся 27 февраля 1922 г., в 1941 г. был призван в армию. К началу Великой Отечественной войны он служил на территории Западной Белоруссии и уже в июле попал в плен. 4 октября 1941 г. он был доставлен в лагерь для военнопленных Шталаг XI C (311), располагавшийся в провинции Ганновер(Германия), в миле от деревни Бельзен и в нескольких километрах к юго-западу от города Берген.
Лагерь предназначался для содержания до 20 000 советских военнопленных и был одним из трех таких лагерей в данном районе. К концу марта 1942 года в этих лагерях от голода, истощения и болезней умерло около 41 000 советских военнопленных[32]. Александр скончался 3 августа 1942 г. Ему было всего 20 лет. Захоронен он в общей яме-могиле в местечке Лохайде-Хёрст, поблизости от Берген-Бельзена в Нижней Саксонии[33].
Дочь Николая Орлова Евгения стала инженером, замуж она не вышла, детей у нее не было. Прожила она довольно долгую жизнь и скончалась в Санкт-Петербурге в 2007 г.
_____________
[1] ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 1311. Л. 230.
[2] ГА Новгородской обл. Ф. 1028. Оп. 1. Д. 185 Л. 61 об. – 62
[3]ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 129. Д. 174. Л. 90.
[4]ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 129. Д. 176. Л. 20.
[5]ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 1883. Л. 63.
[6] ЦГИА СПб. Ф. 1032. Оп. 1. Д. 72. Л. 23 об. – 24.
[7]ГАНО. Ф. 1028. Оп. 1. Д. 185 Л. 61 об.
[8]Книга пенсионеров // ГА Новгородской обл. Ф. 1028. Оп. 1. Д. 185. Л. 61 об. – 62.
[9] Некролог // Новгородские епархиальные ведомости. 1908. № 36. С. 1151.
[10] НЕВ. 1905. № 11. С. 624.
[11] Книга пенсионеров // ГАНО. Ф. 1028. Оп. 1. Д. 185. Л. 61 об. – 62.
[12] ГАНО. Ф.480. Оп. 1. Д. 4252. Л. 5.
[13]ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4252. Л. 10 об.
[14] Ведомость о церкви Рождества Богородицы села Рождества Валдайского уезда Новгородской епархии за 1914 г. // ГА НО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3957. Л. 266.
[15]ГАНО. Ф.480. Оп. 1. Д. 4252. Л. 16 об.
[16] НЕВ. 1917. № 4. С. 178.
[17] ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3957. Л. 242–243.
[18]Государственное казенное учреждение Тверской области «Тверской центр документации новейшей истории» (Далее: ГКУ ТЦДНИ). Д. 2З915-с. Л. 19.
[19] Статья 61 УК РСФСР 1926 года. URL: http://www.coast.ru/referats/librery1/editions/perm1/3_17.htm
[20]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 1.
[21]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 3 об.
[22]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 3 об.
[23]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 5.
[24]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 7.
[25]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 9.
[26]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 11.
[27]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 12.
[28]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 20.
[29]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 20.
[30]ГКУ ТЦДНИ. Д. 2З915-с. Л. 24.
[31]Сведения о жене и дочери священника Николая Орлова предоставлены Алексеем Эфросом — дальним родственником Евгении Николаевны Орловой. URL: https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=26&t=211&start=60
[32]Концентрационный лагерь Берген-Бельзен. URL: //https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Bergen-Belsen_concentration_camp#Prisoner_of_war_camp
[33] Орлов Александр Николаевич. URL: https://pamyat-naroda.su/loss/prisoners/301134205
Старшинина С. В.