Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 16 декабря/29 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)
мать
—
Зиновьева Евдокия Порфирьевна (1857 – не ранее 1937)
жена
—
Зиновьева (Успенская) Мария Дмитриевна (20.1.1897, с. Барановка, Вольский уезд, Саратовской губ. – ок. 1941), окончила 2-е Саратовское епархиальное женское училище в г. Вольске (1913)
сестра
—
Зиновьева Раиса Константиновна (род. в 1895), воспитанница 5-го класса 2-го Саратовского епархиального женского училища в г. Вольске (на 1913)
сестра
—
Зиновьева Мария Константиновна (род. в 1898), уволена из 1-го класса 2-го Саратовского епархиального женского училища в г. Вольске по малоуспешности (1912)
сын
—
Зиновьев Константин Петрович (27.12.1916, с. Барановка, Вольский уезда, Саратовская губ. – ок. 1940), окончил школу в г. Петровске и Педагогическое двухлетнее училище, готовившее учителей для 7-летних школ. Учитель сельской школы в Западной Украине. Убит бандитами-националистами
дочь
—
Зиновьева Серафима Петровна (29.7.1918, с. Старая Лопатка, Петровский уезд, Саратовская губ. – 1941, после родов), окончила образцовую школу № 1 г. Бежецка (1929) и двухгодичный учительский институт при Калининском государственном педагогическом институте (1939). Работала в школе. Муж до войны был репрессирован. Дочь: Людмила (род. 16.9.1941, с. Татево Оленинского р-на Тверской обл.)
сын
—
Зиновьев Геннадий Петрович (31.8.1924, с. Старая Лопастейка, Вольский уезд, Саратовская губ. – 1986). В начале войны работал на строительстве оборонных сооружений, потом попал на фронт. Воевал под Кенигсбергом, был тяжело ранен (21.4.1945), после выписки из госпиталя учился в Московском торфяном техникуме, по окончании которого (в 1948) уехал на Урал. Работал начальником путевого хозяйства торфоразработок под Свердловском. Дети: 2 ребенка
дочь
—
Зиновьева Зоя Петровна (16.2.1926–2001). Проживала в Москве, работала в строительной организации. Дети: два сына
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1904
1910
Вольское духовное училище
переводится в 3-ий класс духовной семинарии
1910
1914
Саратовская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
21.2.1916
рукоположен во священника епископом Палладием (Добронравовым) в Крестовой церкви г. Саратова
Саратовская и Царицынская епархия,
Саратовская губ.,
Вольский уезд,
с. Старая Лопастейка, Михаило-Архангельская церковь, священник. Председатель церковно-приходского попечительства при Михаило-Архангельской церкви (с 1916). Законоучитель в Ново-Лопастейском земском Императора Александра II училище и в Кизотовском земском училище
Священномученик Петр родился 20 июня 1894 года в селе Березники Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника Константина Зиновьева. В 1914 году Петр Константинович окончил духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком, а затем был рукоположен в сан священника ко храму города Петровска Саратовской губернии. Был женат, имел троих детей, старшей дочери Серафиме было в 1937 году девятнадцать лет, сыну Геннадию — тринадцать, младшей дочери Зое — одиннадцать лет. В те годы он имел небольшое хозяйство — корову и двадцать две десятины земли. Как ни трудно было жить во время начавшихся после 17-го года гонений, но священник не оставлял службы Богу ради выгод земных. Так продолжалось до 1935 года, когда ОГПУ потребовало от священника выехать из Саратовской области. А куда было ехать? Как и многие священники Нижнего Поволжья, где служил в двадцатых годах архиепископ Фаддей, он поехал к этому праведнику. В Тверской епархии о. Петр сразу же получил место священника в Воздвиженском храме города Бежецка, где прослужил до своего ареста в 1937 году. Волна гонений, арестов и расстрелов привела к тому, что в епархии почти не осталось священников. Отец Петр был арестован одним из последних.
Решив арестовать священника, НКВД вызвал «дежурного свидетеля», который восемь лет был регентом в одном из бежецких храмов и теперь давал показания против церковно-священнослужителей. Он показал, будто о. Петр говорил, что церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в городе стоит на таком хорошем месте, а возле него поставлен памятник Ленину, по инициативе которого были закрыты многие церкви; говорил, что верующих угнетают, но время угнетателей сочтено, что колхозы для крестьян — это гибель, и тому подобное.
19 декабря снова был допрошен бывший регент и другие «дежурные свидетели», которые показали, что «Зиновьев 18 декабря, идя из церкви вечером после службы, проводил антисоветскую агитацию: "Да... Бог нас пока спасает, видим, как много еще верующих, чуть ли не все ходят в церковь, только плохо то, что нас окружают в церкви и в домах неверующие люди..." При этом наносил контрреволюционное оскорбление одному из руководителей ВКП(б). При чтении проповедей в церкви среди верующих призывал последних ходить в церковь, говорил им, чтобы они возбуждали ходатайство перед советскими органами об открытии церквей. В 1937 году, примерно в мае, среди верующих дискредитировал коммунистическую партию и ее руководителей, заявил, что "все коммунисты ходят в церковь". По вопросу о новой сталинской конституции говорил, что "это не конституция, а просто пустое дело, ничего не дает", при этом дискредитировал руководителей ВКП(б). В ноябре 1937 года Зиновьев среди населения проводил контрреволюционную деятельность против выдвинутых кандидатов в депутаты Верховного Совета, говорил: "Эти люди выставлены против воли народа большевиками, и за них голосовать не нужно"».
В самую ночь ареста, 19 декабря, следователь НКВД допросил священника.
— Расскажите следствию, когда вы и где проявляли недовольство советской властью и проводили контрреволюционную антисоветскую деятельность, — спросил он.
— Никогда я антисоветской деятельности против советской власти не проводил и недовольства ею не проявлял.
— Следствием установлено, что вы распространяли слухи о войне и гибели советской власти и расправе фашизма с коммунистами. Вы это подтверждаете?
— Нет, я это отрицаю, слухов о войне и гибели советской власти я не распространял.
На следующий день следователь продолжил допрос.
— В мае месяце 1937 года вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против конституции, характеризуя ее как обман и кабалу для народа, одновременно выражали злобу и террористические суждения о руководителях партии и правительства. Вы это признаете?
— Нет, это я отрицаю...
— Вы в ноябре месяце 1937 года проводили клевету и антисоветскую деятельность против выдвинутых кандидатур в депутаты Верховного Совета по Бежецкому избирательному округу. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю, клеветы по отношению к выдвинутым кандидатам в Верховный Совет я не проводил.
— 18 декабря 1937 года в момент службы в церкви среди населения вы распространяли слухи о невыносимом гнете над трудящимися в СССР, о гибели советской власти и наносили оскорбления руководителям партии и правительства.
— Этого я не говорил и полностью отрицаю.
— Следствию вы говорите неправду, и следствие требует от вас правдивых показаний, так как следствие имеет достаточно данных о фактах вашей контрреволюционной деятельности. Дайте искренние показания.
— Больше дать показаний я не могу и подтверждаю полностью данные показания, а больше ничего рассказать не могу.
— Вы в мае месяце 1937 года дискредитировали руководителей партии и правительства. Дайте показания по этому вопросу.
— Это я отрицаю...
— Следствием установлено, что вы в декабре месяце 1936 года среди населения распространяли слухи о плохой жизни в СССР, о голоде в колхозах, а также о гибели колхозов, предсказывая войну с Германией, поражение в ней страны Советов, призывая население выступить против власти. Вы это подтверждаете?
— Да, я это частично подтверждаю, не помню, среди кого из близких людей говорил, что в городе Петровске Саратовского края был голод в 1932-1933 годах, где я в то время был, говорил я об этом, как о тяжелом пережитом положении... слухов о войне я не распространял.
— В апреле месяце 1937 года вы призывали в момент службы в церкви население против советской власти, обвиняя ее в закрытии церквей. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю, этого я не говорил.
На следующий день, 21 декабря, следователь составил обвинительное заключение, в которое переписал показания лжесвидетелей. Через несколько дней, 27 декабря, тройка НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Священник Петр Зиновьев был расстрелян через десять дней после ареста — 29 декабря 1937 года.