Смирнов Иван Иванович, протоиерей

Противораскольнический миссионер

  • Дата рождения: ок. 1840
  • Дата смерти: не ранее 1898

Родственники

  • отец  —  священник
  • жена  —  Смирнова (Соловьева) Аполлинария Семеновна (ок. 1845 – не ранее 1871)
  • тесть  —  Соловьев Семен Иванович, протоиерей
  • сын  —  Смирнов Иннокентий Иванович, священник. В 1886–1887 учеб. году обучался в 3-м классе БарДУ
  • Супруга и девять детей отца Иоанна скончались не позднее 1886 года
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1862
Томская духовная семинария
окончил по второму разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

7.10.1862
рукоположен во священника епископом Томским и Семипалатинским Порфирием (Соколовским)
1895
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
7.10.1862
7.6.1866
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Тальменское, Михаило-Архангельская церковь, священник
7.6.1866
20.2.1868
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Повалихинское, Казанская церковь, священник (переведен по собственному прошению). Духовник (с 30.7.1866)
20.2.1868
10.3.1868
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Бийский округ, с. Шипуновское, Сретенская единоверческая церковь, священник (переведен на место по воле епархиального начальства). 23.2.1868 назначен благочинным единоверческих церквей «за деятельное преследование раскола». По прошению оставлен в Повалихинском приходе
10.3.1868
13.4.1871
Томская и Семипалатинская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Повалихинское, Казанская церковь, священник. Сотрудник епархиального попечительства о бедных духовного звания (с 30.4.1870)
13.4.1871
1898
Томская и Барнаульская епархия, Томская губ., Барнаульский округ, с. Сорокинское, Вознесенская церковь, протоиерей (до 1895 — священник, переведен на место по прошению). Благочинный (с 1872). Законоучитель в местной школе при Чумышском волостном правлении (с 1.9.1875). Катехизатор (1892)
Показать все

Награды

20.8.1869
право ношения набедренника, награжден епископом Томским и Семипалатинским Платоном (Троепольским) «за весьма усердную и полезную службу и весьма хорошее поведение»
3.4.1876
право ношения скуфьи, награжден «за ревностное служение»
8.4.1884
право ношения камилавки, награжден «за ревностное служение»
1888
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
3.2.1889
орден св. Анны 3-й степени, «в награду прослужения им с особенным усердием 12 лет сряду в должности благочинного»
21.4.1890
архипастырское благословение и благодарность, объявлены «за усердное отношение к обязанностям законоучительства в школе гражданского ведомства, выразившееся, по засвидетельствованию г-на попечителя Западно-Сибирского учебного округа, в познаниях учеников»
1893
благословение Святейшего Синода (без грамоты)
Показать все

Другие сведения

При поступлении отца Иоанна в село Сорокинское, в нем было не более 30 дворов. Жители прихода (24 селения) принадлежали староообрядческому расколу и единоверию. Храм Божий находился в самом плачевном и бедном состоянии. За время настоятельства отца Иоанна храм был украшен и расширен, многие жители были обращены в Православие. Село Сорокинское выросло к концу 1890-х годов в пять раз, из захолустного местечка стало видным селом, что свершилось отчасти благодаря энергичной деятельности отца Иоанна.

Пасомые обращались к нему за советами не только в делах веры, но и в житейских нуждах — для больных он служил доктором. В августе-сентябре 1893 года в Сорокинском приходе появилась холера. Трудами отца Иоанна смертность в приходе была ничтожная, он с успехом лечил больных. Холерная эпидемия принесла неожиданную пользу: в Сорокинском приходе 400 человек из старообрядческого раскола вернулось в лоно Святой Церкви.

О миссионерских трудах отца Иоанна можно узнать из «Томских епархиальных ведомостей»:

«Наиболее широкою деятельностью из окружных миссионеров заявил себя благоч. № 18 священник Иоанн Смирнов. Состоя в приходе, раскинутом на 200 с лишком верст и обремененный к тому же делами по должности благочинного, он, однако, находил время, как самому ратовать против раскола, так и следить за деятельностью находящихся в его непосредственном ведении двух его помощников-миссионеров. Самым добросердечным образом относясь к раскольникам, являясь добрым помощником и советником в их не только религиозных, но и житейских нуждах, оказывая им, например, безмездно посильную медицинскую помощь, о. Иоанн стяжал себе со стороны раскольников глубокую признательность и уважение. Беседуя с помощниками о. Иоанна, в отсутствие последнего, раскольники постоянно высказывают желание видеть на этих собеседованиях самого о. Иоанна — на беседы с его помощниками смотрят лишь, как на предварительные и, не придя на них к определенному решению какого либо вопроса, обыкновенно оставляют его на окончательный суд о. Иоанна. Раскольники ближайших деревень часто навещают о. Иоанна на дому и вступают с ним в самые задушевные домашние беседы. Многие из известнейших раскольничьих вожаков его округа состоят с ним в дружественной переписке, посвященной решению религиозных разногласий. Не удивительно после всего этого, что из общего количества обращенных в минувшем [1892] году из раскола, около трети падает на округ о. Иоанна» (Записка о состоянии раскола в Томской епархии и противораскольнической деятельности епархиального духовенства и братства Св. Димитрия Ростовского // Томские епархиальные ведомости. 1893. № 17, отд. неофиц. С. 21–22).

Отцом Иоанном с помощниками было обращено из раскола в Православие: в 1893–1894 году — 84 человека; в 1894–1895 году — 55 человек в Сорокинском приходе, 103 человека в благочинии № 18; в 1895–1896 году — 76 человек в приходе, 101 чееловек в благочинии; 1896–1897 году — 39 человек в приходе, 101 человек в благочинии.

Священник Петр Доброхотов рассказывал, что в борьбе с расколом батюшке «угрожала потеря доброго имени и едва не лишение личной свободы».

Отец Иоанн любил тихую и скромную жизнь сельского священника и дважды отклонял предложение епархиального начальства занять пост протоиерея и настоятеля в городах Кузнецке и Семипалатинске.

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию