вольнослушатель; прослушал 4, 5 и 6 курсы семинарии по философским и богословским дисциплинам
март 1921
1923
Киевская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Пастырское делание на ниве Христовой»
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
4.3.1913
пострижен в иночество (облечен в рясофор)
21.2.1915
пострижен в монашество
28.6.1919
рукоположен во иеродиакона
25.12.1921
рукоположен во иеромонаха в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры
1931
возведен в сан игумена в киевской Серафимовской церкви в Пуще-Водице
окт. 1932
возведен в сан архимандрита
13.11.1932
хиротонисан во епископа Новоград-Волынского, викария Киевской епархии (в Малом Софийском соборе г. Киева); хиротонию совершили архиепископ Киевский Сергий (Гришин), архиепископ Каневский Василий (Богдашевский), епископ Уманский Александр (Петровский)
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
29.9.1910
4.3.1913
г. Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра, послушник (с 27.1.1911), письмоводитель при наместнике Лавры архимандрите Амвросии (Булгакове)
4.3.1913
21.2.1915
г. Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра, инок
21.2.1915
28.6.1919
г. Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра, монах, корректор лаврской типографии (1916–1919), помощник правителя дел Духовного собора Лавры (с 5.2.1918). Один из создателей лаврской дружины для защиты обители (1917–1918)
28.6.1919
25.12.1921
г. Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра, иеродиакон, помощник библиотекаря Лавры (с 30.6.1919), исправляющий должность библиотекаря Лавры (13.5.1921–20.12.1921). Освобожден от послушания в связи с национализацией библиотеки и разграблением ее большевиками
25.12.1921
г. Киев, Киево-Печерская Успенская Лавра, иеромонах, миссионерский проповедник
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, Китаевская пустынь при Киево-Печерской Успенской Лавре, игумен (до 1931 — иеромонах), проповедник
13.11.1932
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, церковь прп. Серафима Саровского в Пуще-Водице, архимандрит (до окт. 1932 — игумен), приходской священник, проповедник
Епископ Вячеслав (Шкурко) родился 26 апреля 1886 г. в Полтаве в дворянской семье. Закончил четыре класса Полтавской гимназии и 13 февраля 1903 г. был зачислен канцеляристом Полтавского губернского присутствия, затем служил канцеляристом полтавского губернатора (1904–1905 гг.), Полтавской казенной палаты (1905–1909 гг.), Киевского окружного суда (1909–1911 гг.) 2 сентября 1911 г. оставил службу, поселился в Киево-Печерском монастыре, желая принять монашество, исполнял разные послушания. 21 февраля 1915 г. принял монашеский постриг в церкви прп. Антония в Ближних пещерах. С осени 1916 г. прошел обучение в 4–6 классах Киевской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1919 г. 28 июня рукоположен во иеродиакона и назначен помощником библиотекаря лавры. С марта 1921 г. начал обучение в Киевской православной богословской академии как вольнослушатель, продолжал индивидуальное обучение у профессоров и после закрытия Академии. Кандидатская диссертация на тему «Пастырское делание на ниве Христовой» была положительно оценена профессорами прот. О. П. Светловым и О. В. Прилуцким.
Отец Вячеслав собрал материалы и подготовил к печати житие старца Алексия (Шепелева), почившего в Голосеевской пустыни 11 марта 1917 г. Житие было опубликовано в сентябре 1917 г. в «Киевских епархиальных ведомостях». Продолжал собирать сведения о старце и в дальнейшем. Совместно с иеромонахом Евфимием (Кириаченко) составил «описание событий и происшествий, имевших место в Лавре в период междоусобной войны с 15 января по 17 февраля 1918 г. (ст. ст.)»
Профессор И. Н. Никодимов, автор книги «Воспоминания о Киево-Печерской Лавре», писал: «Подобные попытки ограбления принимали разные формы, начиная от открытых вооруженных нападений с бросанием бомб, чтобы разбить железные ворота Лавры, и кончая покушениями на имущество Лавры и отдельных ее членов под видом официальных изъятий, конфискаций, реквизиций, на основании всевозможных сомнительных документов. В это темное время междувластия, когда ожидать помощи со стороны не было возможности, возникла мысль о создании в Лавре своей собственной вооруженной охраны из монахов и послушников... Одним из создателей Лаврской дружины был монах Вячеслав (Шкурко). В 1917 г. он и еще два насельника монастыря письменно обратились в немецкую комендатуру с просьбой выдать Лавре 70 винтовок, 10 револьверов и 20 шашек». Через 20 лет, во время обыска, у Владыки найдут этот документ и на этом основании выдвинут обвинение в сотрудничестве с немецкими оккупационными властями.
Остались свидетельства, что отец Вячеслав служил Божественную литургию на греческом языке в Киево-Синайском Екатерининском монастыре.
В 1921 г. была проведена национализация Лаврской библиотеки и библиотеки митрополита Флавиана. Отец Вячеслав обратил внимание на то, что в ходе так называемой «передачи» библиотеки происходит опустошение ее фондов, пишет рапорт, в котором называет лиц, причастных к этому, просит принять меры к сохранению библиотеки в полном объеме. В рапорте он повторяет пророческие слова ученого Ф. И. Шмидта: «Лавра была, есть и будет». 12 октября 1921г. властями были отобраны ключи от Лаврской библиотеки. С 20 декабря 1921 г. отец Вячеслав освобождается от должности библиотекаря.
С 1921 по 1926 гг. иеромонах Вячеслав нес послушание миссионерского проповедника с совершением богослужений в храмах. «После отказа братии Лавры признать обновленцев, ГПУ, в конце 1924 г. само приступило к передаче последним Лавры. Келии братии обыскивались, насельников допрашивали». Занятие Лавры «живцами» означало закрытие монастыря. Вся жизнь обители переместилась в принадлежавшую Лавре Китаеву пустынь. Многие лаврские иеромонахи назначались на приходы Киева и его пригородов.
К этому периоду относятся воспоминания об отце Вячеславе профессора И. Н. Никодимова: «...своим упорным трудом и работой над собой, самообразованием добился многого. Я представляю его всегда окруженным книгами, среди рукописей, постоянно что-то штудирующим и делающим выписки. Его проповеди, как и проповеди о. Антония, слушались с особым вниманием и любовью».
Ко времени архиерейского служения владыки Вячеслава относится свидетельство отца Иоанна Серова, вернувшегося из северной ссылки: «Епископ принял меня очень любезно и сейчас же прикомандировал меня к кладбищенскому храму... У епископа часто не бывал, а приходил к нему изредка... Иногда он своим обращением ставил меня в растерянное состояние, например: пригласит пить чай или обедать и тут же вдруг поднимается, зовет келейника (келейником был монах Авель (Матейшин)) и говорит: "Батюшке о. Иоанну многая лета!", и поет сам... Он служил часто в кладбищенском храме, а мне пришлось управлять пением. В момент богослужения еп. Вячеслав невольно обращал внимание на себя молящихся в храме своим благоговейным служением. Служба его была без торопливости, выговор ясный и приятная дикция. Проповеди его были очень удачны, кратки, понятны, просты и иногда очень красивы... Я видел в нем действительного Епископа, которым и должен был он быть. Религиозно строг, как монах — не человекоугодник; затем серьезный пастырь, — а не овца, которым управляют овцы, — и которые теперь так в моде... Епископ Вячеслав не был лицеприятен, он не любил ходить в гости, не принимал никаких приглашений, а потому многим не угодил... Епископа Вячеслава перевели в г. Сумы Харьковской епархии по проискам близко стоящих к храму "их же телеса падоша в пустыни"... За время служения в Житомире владыка Вячеслав написал акафист небесной покровительнице города преподобномученице Анастасии Римляныни...»
С первых же дней своего служения в Яранске владыка показал себя противником церковного обновленчества. В Яранске народ особо чтил память почившего в 1927г. настоятеля местного монастыря иеромонаха Матфея (Швецова). Епископ Вячеслав стал постоянно посещать могилу святого, молился на ней. По благословению владыки распространялись фотографические изображения старца, было составлено его первое жизнеописание. В 1997 г. отец Матфей был прославлен как местночтимый святой — прп. Матфей Яранский.
В конце 1937 г. епископ Вячеслав арестован органами НКВД. Из обвинительного заключения: «Являясь религиозным фанатиком, прибыл в г. Яранск с целью внедрения суеверия в массы. На могиле бывшего иеромонаха о. Матфея (Швецова) устраивал массовые моления, чем привлекал верующих... В течении 15 лет был в Киево-лаврском монастыре, исполнял обязанности правителя дел Лавры. В период оккупации Украины немцами имел связь с немецкой комендатурой, откуда по просьбе Шкурко были получены винтовки, якобы для вооружения монахов-послушников. Будучи антисоветски настроен к колхозному строю и Советской власти, доказывал, что раньше крестьянству жилось при царизме лучше... Допрошенный по существу обвиняемый Шкурко виновным себя признал частично...» В обвинении также говорилось: «Приходящим к нему священникам и другим священнослужителям давал указания, чтобы среди населения вести разъяснительную работу за вовлечение крестьянства в общину верующих путем внушения, что без веры в Бога и религии жизнь будет плохая...»
Не имея сведений о том, что владыка Вячеслав принял мученический венец, Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) 27 октября 1943 г. включил его в список 26 заключенных архиереев и священнослужителей с ходатайством перед правительством об амнистии и освобождении.
По материалам статьи, опубликованной на сайте «Новомученики, исповедники ...»
Развернуть
Сочинения
Волны жизни и определение судьбы человека / В. Шкурко. Киев, 1914. 36 с.
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 3. С. 601