Алма-Атинская и Казахстанская епархия,
г. Алма-Ата, Казанская церковь, архимандрит; 25.2.1947 прибыл в г. Алма-Ату по приглашению архиепископа Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского)
1948
1958
Алма-Атинская и Казахстанская епархия,
г. Алма-Ата, Свято-Николаевский собор, архимандрит, настоятель, член епархиального совета Алма-Атинской и Казахстанской епархии
посох, награжден Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским)
право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш», награжден Святейшим Патриархом Пименом (Извековым)
право ношения трех крестов, награжден Святейшим Патриархом Пименом (Извековым)
орден равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени, награжден Святейшим Патриархом Пименом (Извековым)
орден равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени, награжден Святейшим Патриархом Пименом (Извековым)
1977
Патриаршая грамота и Патриарший крест, награжден Святейшим Патриархом Пименом (Извековым)
Показать все
Преследования
26.5.1945
арестован сотрудниками СМЕРШ по обвинению в том, что «в 1944 году он согласился стать главным священником Русского Обще-Воинского Союза, а также проходя службу в армии Деникина и Врангеля, принимал непосредственное участие в боях с Красной Армией»
20.7.1945
вывезен под конвоем в г. Львов
20.7.1945 не ранее июля 1945
находился в заключении в Львовской областной тюрьме НКВД
30.7.1945
осужден военным трибуналом Львовского военного округа на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-2, 58-4, 58-11 УК РСФСР
14.10.1945
прибыл с этапом на ст. Карабас Карагандинской ж/д
1945 4.5.1946
находился в заключении в Долинском ИТЛ Карлага НКВД; в лагере трудился по заготовке дров, копальщиком в похоронной команде. 5.2.1946 освобожден определением Военной коллегии Верховного суда СССР, 4.5.1946 вышел на свободу
Архимандрит Исаакий (в миру Иван Васильевич Виноградов) родился 12 февраля 1895 года в семье учителей земской школы. После окончания реального училища блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию. После начала Первой мировой войны был направлен на срочные курсы офицеров во Владимирское военно-пехотное училище в Красном Селе Петербургской губернии. В октябре 1916 г. произведен в прапорщики и назначен в действующую армию на Румынский фронт. Во время Гражданской войны служил в чине штабс-капитана в Дроздовской дивизии (1918–1920 гг.), был участником 2-го Кубанского похода, адъютантом штаба генерал-майора Антона Туркула. Был дважды ранен в боях, перенес тиф. Одновременно с военной службой состоял псаломщиком при штабной походной церкви. Писал стихи, был историографом своей части, стал автором текстов нескольких полковых песен дроздовцев («Полковник Жебрак», «Похоронный марш павшим у Белой Глины»), однако в основном его творчество было посвящено глубоким размышлениям о духовной жизни.
После разгрома армии Врангеля эмигрировал вместе с Добровольческой армией через Галлиполи (1920 г.), переехал с Дроздовским стрелковым полком в Болгарию (1921–1925 гг.), где продавал газеты, работал на фабрике, на шахтах Перника, потом поселился во Франции. Вступил в Галлиполийское землячество, участвовал в ряде конференций общины «Христианское движение», весной в 1926 г. зачислен на второй курс Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
В период Второй мировой войны архимандрит Исаакий не выступал против коммунизма и Красной армии. Известно, что он вместе с епископом Сергием (Королевым) совершал ежедневные молебны о даровании победы над фашизмом. Кроме того, архимандрит Исаакий объявил о начале сбора пожертвований для Красной армии. Когда же была одержана победа над фашизмом, архимандрит Исаакий отслужил благодарственный молебен.
В 1945 г. за «активную контрреволюционную деятельность» был осужден военным трибуналом к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на десять лет. В тюрьме отец Исаакий находился в общей камере вместе с ворами и бандитами, ему пришлось многое претерпеть. Еле передвигая распухшие ноги, отец Исаакий рубил карагач. Это была тяжелейшая работа. Норму он выполнить не мог и потому получал неполную пайку хлеба, которую отбирали соседи по камере — уголовники. Глубокой ночью, когда все засыпали, отец Исаакий вставал на колени на нарах и молился. Постепенно сокамерники прониклись к нему уважением и стали называть дядей Ваней. Сана его не могли запомнить и называли отца Исаакия митрополитом. «Митрополит, расскажи о Христе», — просили они. Вечерами, когда отец Исаакий начинал рассказывать, наступала тишина.
Пятого февраля 1946 г. приговор в отношении архимандрита Исаакия был отменен по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, подавшего в Военную коллегию список репрессированного духовенства. После освобождения жил в Актюбинске под надзором властей. Позднее получил назначение в Алма-Ату, где был сподвижником и помощником митрополита Николая (Могилевского) в деле духовного возрождения Казахстанской епархии в период «сталинского перемирия» и послевоенной разрухи. В 1957–1958 гг. проходил послушание в числе братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Его помнят как подвижника благочестия, явившего пример истинного пастыря, душу свою полагавшего за чад своих. Совершал тайные монашеские постриги. Его синодик о живых и почивших включал имена всех, с кем пришлось ему встретиться на жизненном пути, всех тех, за кого его просили молиться.
Архимандрит Исаакий возобновил в Ельце древние церковные традиции. После многолетнего забвения на праздник Вознесения Господня служились панихиды у полуподземной часовни близ Вознесенского собора, где, по преданию, были похоронены защитники города от полчищ Тамерлана, павшие в 1395 г. Отец Исаакий имел дар нести старческое служение, был известен как пастырь высокой духовной жизни, усердный молитвенник, мудрый наставник веры и яркий проповедник. Он составлял тропари и молитвы, сочинял духовные стихи. Впоследствии его проповеди и духовные произведения были опубликованы. Будучи в Ельце, сохранял связь с Алма-Атинской епархией, переписывался с митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом (Черновым).
***
Из размышлений (стихотворение архимандрита Исаакия)
Как часто я вечернею порою, Развеяв череду дневных тревог, К тебе несусь горячею мечтою, Мой кроткий, мой любимый Бог!
Тогда постель я гробом представляю, Мне одеяло — савана покров. И улететь из жизни сей желаю Туда! К Тебе, Спаситель всех миров!
Чтобы не знать, не чувствовать страданий В твоем жилище тишины святой. Не знать ни слез, ни тяжких воздыханий, Но ощущать блаженство и покой.
Как Ты воскрес, всесильный Боже, Из мертвых с гроба бытия, Так и меня сподоби тоже На царство славы Твоея!
(Весна моего монашества. С. 489)
Развернуть
Сочинения
Митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф [(Орехов)] : (некролог) / Архим. Исаакий (г. Елец) // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 3. С. 65–67. (Фото: С. 66)
Слово в день памяти пророка Илии и на Неделю 8-ю по Пятидесятнице / Архимандрит Исаакий (Виноградов) // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 7. С. 41–42
Архим. Исаакий (Виноградов): [Некролог] / Баязов В., протодиак., Поваляев П., свящ., Нектарий, иеросхим. // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 7. С. 13–15
Весна моего монашества : Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия (Виноградова). 1895–1981 / Авт.-сост. A. B. Окунева. М., 2011. 512 с.
Вечер памяти архимандрита Исаакия (Виноградова, 1895–1981) и презентация книг А.В.Окуневой, посвященных его жизни и деятельности // Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. URL: bfrz.ru/?id=1104&mod=news (дата обращения: 27.3.2023 г.)
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 7 (И). С. 761–766
Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920–1995 : биогр. справ. М. ; Париж, 2007. С. 239–240