Пономарев Николай Митрофанович, священник
- Дата рождения: 1882
- Место рождения: Пермская губ., Верхотурский уезд, завод Кушвинский
- Дата смерти: 12.7.1945
Родственники
- отец — Пономарев Митрофан Иванович, священник
- мать — Пономарева Анна Семеновна
- жена — Пономарева Екатерина Степановна (4.12.1887–19.1.1962)
- сын — Пономарев Виктор Николаевич (род. в 1914)
- сын — Пономарев Валерий Николаевич (род. в 1916)
- дочь — Пономарева Рахиль Николаевна (род. в 1919)
- сын — Пономарев Донат Николаевич (род. в 1928)
- сын — Пономарев Олег Николаевич (род. в 1930)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии

Фотография из ГА административных органов Свердловской обл. предоставлена исследователем Д. Е. Щербиной


Материалы предоставлены исследователем Д. Е. Щербиной
Другие сведения
В 1882 году зимним январским днем в семье кушвинского священника Митрофана Ивановича Пономарева (1854 г. р.) и его супруги Анны Семеновны появился на свет Божий сын Николай. Родитель последнего настоятельствовал в те годы в Кушвинской, единоверческой Сретенской церкви, куда он был определен служить вскоре после своего рукоположения в сан священника в далеком 1879 году. Будучи еще в сане диакона, отец Митрофан служил в Свято-Троицкой единоверческой церкви Невьянского завода.
Позднее, уже с Кушвинского прихода отцМитрофана перевели на служение в Богородице-Казанский храм Нижне-Уфалеевского завода, где продолжал он служить не один десяток лет.
В начале января 1906 года батюшке Митрофану по воле Екатеринбургской духовной консистории было суждено вновь вернуться к службе в Свято-Троицкой единоверческой церкви Невьянского завода. За свои многолетние труды Указом Государя Императора Николая II отец Митрофан в феврале 1906 года был отмечен орденом Святой Анны III степени. Отслужив в Невьянске более полутора лет, батюшка по собственному прошению вновь вернулся на свой прежний приход в Нижне-Уфалеевский завод.
Его сын, Николай Митрофанович, в желании продолжить отцовский путь служения Церкви, в 1900 году окончил Екатеринбургское духовное училище, по окончании которого его назначили исполнять псаломщическое послушание на различных приходах епархии. Известно, что 19 февраля 1908 года Николая Митрофановича перевели из Александро-Невского храма Нижнетагильского завода в Николаевский православный храм Верх-Нейвинска.
Проходя свое служение псаломщика в Верх-Нейвинском заводе, он повстречал здесь свою будущую супругу, местную жительницу Екатерину Степановну (родилась 4 декабря 1887 г.). С нею Николай Митрофанович вступил в брак.
В этом браке родилось пятеро детей: Виктор (1914 г. р.), Валерий (1916 г. р.), Рахиль (1919 г. р.), Донат (1928 г. р.) и Олег (1930 г. р.).
В конце октября 1909 года Николай Митрофанович из Верх-Нейвинска был вновь переведен в храм Александра Невского только уже в Нижнесалдинский завод. Позднее он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика. 19 октября 1911 года отец Николай был определен на диаконскую вакансию в Вознесенский храм Полевского завода.
Уже после 1917 года отец Николай был рукоположен в сан священника.
Где он служил до приезда в Верхний Тагил, никаких сведений в процессе поисков информации выявлено не было. Предположительно, что, ради спокойствия и безопасности семьи в 1930 году, они вместе с супругой оформили развод. После чего Екатерина Степановна с тремя малолетними детьми вернулась на жительство в Верх-Нейвинск, где она прожила до последних дней своей жизни.
Скончалась Екатерина Степановна Пономарева 19 января 1962 года.
Отец Николай продолжал свое пастырское служение, сменяя, один за другим приходы в то безбожное лихолетье. Он получил назначение служить в Знаменском приходе, где суждено было отслужить ему всего две недели. Не успев, наверное, за это время как следует познакомиться со здешними жителями, узнать полностью свой приход, он был арестован...
Он — предпоследний священнослужитель, пострадавший в тот период от атеистического террора в Свердловской области. Последним, кто всецело испытал на себе всю тяжесть гонений, страданий и боль от преследований ленинско-сталинского режима был Свердловский архиепископ Варлаам (Пикалов), арестованный летом 1944 года.
Не секрет, что многие из священнослужителей, осужденных в то время, были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Верхнетагильский же настоятель отец Николай Пономарев в 1943 году, повторяя судьбу своих предшественников, подвергся провокационным допросам лукавых и надменных следователей-палачей.
Задача последних состояла в том, чтобы отправить в лагеря тех, кого не успели «перемолоть» в кровавой и ужасной «мясорубке 37-го года». Руководством к действию являлось предписание, составленное на основе оперативного приказа НКВД под № 0045 «О репрессировании активных антисоветских и уголовных элементов». Под эту формулировку отлично подходили «служители религиозного культа». Сточки зрения атеистических властей, эти самые «служители» являлись злостными провокаторами и пропагандистами «контрреволюции», они же, по версии руководителей государства, настраивали народ, который партийный аппарат представлял «темной массой», на борьбу с партией и правительством. Естественно, огромное количество людей, облечённых в священный сан, подлежало плановому поэтапному уничтожению.
Притом самыми изощренными методами, кои со времен средневековой инквизиции человечество уже давно позабыло. Массово истреблялись интеллигентные, с высшим духовным образованием люди. Столичные и городские, сельские, почти крестьянские, сердобольные батюшки, искренне молившиеся Богу за прегрешения своей паствы.
Под тюремным гнётом, под тяжестью ложных обвинений, в душных до ужаса и прокуренных кабинетах, священнослужителя обвиняли в заговоре против действующей власти и его участии в контрреволюционных действиях.
Вновь звучит всё тот же приговор, но уже в иных политических оттенках. Вместо контрреволюции ему инкриминируют «дискредитирование советского правительства». Обвинительное заключение следственного дела № 417 по обвинению отца Николая гласит так: «29 июня 1943 г. Кировградским ТО НКГБ за проводимую антисоветскую агитацию арестован священник Знаменской церкви пос. В-Тагил Пономарев Николай Митрофанович.
Произведённым расследованием по настоящему делу установлено, что Пономарев Н. М., будучи враждебно настроен к Советской власти в период Отечественной войны, среди своего окружения проводил антисоветскую агитацию пораженческого характера, распространял провокационные измышления и дискредитировал одного из руководителей Советского Правительства.
В 1941 и 1942 гг., работая в артели «Невьянец», неоднократно в присутствии N и других рабочих высказывал антисоветские пораженческие настроения. Тогда же в беседах со сторожем артели N высказывался в антисоветском духе о сообщениях Совинформбюро и Советской печати по вопросу потери Красной Армии в личном составе и технике.
В апреле м-це 1943 г. в квартире N в беседе с последним дискредитировал Советское правительство и высказывал антисоветские, провокационные измышления о якобы существующем договоре между Германией и Америкой о разделе между ними территорий СССР.
В мае м-це 1943 г. в своей квартире, в беседе с N восхвалял немецкую армию, высказывал антисоветские пораженческие настроения, распространял провокационные измышления о внутреннем положении в СССР и дискредитировал одного из руководителей Советского правительства...
15 июня 1943 г. на улице, около поселкового Совета В-Тагила, в беседе с N высказывал антисоветские, провокационные измышления, дискредитирующие одного из руководителей Советского правительства...
23 июня 1943 г. в квартире в пос. В-Тагил в присутствии N высказывал провокационные измышления о якобы неминуемой гибели Советской власти и восхвалял царский строй...
Допрошенный в качестве обвиняемого Пономарев Н. М. виновным себя признал.
На основании вышеизложенного обвиняется: Пономарев Николай Митрофанович 1882 г. р. ур. гор. Кушва Свердловской области, из семьи служителя культа, отец и сестра в 1919 г. эмигрировали с белыми в Китай, имеет 2-х братьев, арестованных органами НКВД, русский, гр-н СССР, б/
Следдело на Пономарева Н. М. подлежит рассмотрению на Особом Совещании при НКВД СССР и за совершенное им преступление полагал бы Пономареву Н. М. определить меру наказания пять лет ИТЛ.
Следователь Следотдела УНКГБ Ст. лейтенант Госбезопасности Черныш.
Согласны: Нач. следотдела УНКГБ Капитан Госбезопасности Саулин.
Зам. Нач. следотдела УНГКБ Майор Госбезопасности Грибанов.
Составлено: 26 августа 1943 г.
г. Свердловск
Справка
Вещественных доказательств по делу нет.
Обвиняемый Пономарев Н. М. содержится с 29 июня 1943 г. под стражей в тюрьме № 1 гор. Свердловска.
Следователь Следотдела УНГКБ Ст. Лейтенант Госбезопасности Черныш».
5 января 1944 года над отцом Николаем свершился суд. Его приговор звучал следующим образом: «.. .За антисоветскую агитацию заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 29 июня 1943 года».
Учитывая то, что страна пребывает в военном положении, этапировать отца Николая далеко не стали. Увезли на Север Свердловской области, в разместившийся неподалеку от города Ивделя ИвдельЛАГ (Ивдельский исправительно-трудовой лагерь). Узники ИвдельЛАГа, невзирая на ужасные условия заключения, еще до начала Великой Отечественной войны проложили железнодорожную ветку от Надеждинска до станции Ивдель-1.
Сроку батюшки хотя и был небольшой, но от непосильного труда и голода силы отца Николая постепенно истощились, и 12 июля 1945 года отец Николай Пономарев скончался от пеллагры. Местом его вечного упокоения стал скромный погост поселка Юртище Ивдельского района.
Текст: Щербина Д. Е. Путем крестным // Забвению не подлежит. Памяти жертв политических репрессий :
Воспоминания членов Новоуральской городской общественной организации пенсионеров и инвалидов
«Ассоциация жертв политических репрессий». Кн. 2 / сост. Н. Х. Лисьих. Верхний Тагил, 2017. С. 46–49