Пономарев Николай Митрофанович, священник
- Дата рождения: 1882
- Место рождения: Пермская губ., Верхотурский уезд, завод Кушвинский
- Дата смерти: 12.7.1945
Родственники
- отец — Пономарев Митрофан Иванович, священник
- мать — Пономарева Анна Семеновна
- жена — Пономарева Екатерина Степановна (4.12.1887–19.1.1962)
- сын — Пономарев Виктор Николаевич (род. в 1914)
- сын — Пономарев Валерий Николаевич (род. в 1916)
- дочь — Пономарева Рахиль Николаевна (род. в 1919)
- сын — Пономарев Донат Николаевич (род. в 1928)
- сын — Пономарев Олег Николаевич (род. в 1930)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии
Фотография из ГА административных органов Свердловской обл. предоставлена исследователем Д. Е. Щербиной Священник Николай Пономарев. Фото из паспорта. 1941 Надгробие Екатерины Пономаревой (супруги отца Николая) на Старом кладбище Верх-Нейвинска
Материалы предоставлены исследователем Д. Е. Щербиной
Другие сведения
В 1882 году зимним январским днем в семье кушвинского священника Митрофана Ивановича Пономарева (1854 г. р.) и его супруги Анны Семеновны появился на свет Божий сын Николай. Родитель последнего настоятельствовал в те годы в Кушвинской, единоверческой Сретенской церкви, куда он был определен служить вскоре после своего рукоположения в сан священника в далеком 1879 году. Будучи еще в сане диакона, отец Митрофан служил в Свято-Троицкой единоверческой церкви Невьянского завода.
Позднее, уже с Кушвинского прихода отцМитрофана перевели на служение в Богородице-Казанский храм Нижне-Уфалеевского завода, где продолжал он служить не один десяток лет.
В начале января 1906 года батюшке Митрофану по воле Екатеринбургской духовной консистории было суждено вновь вернуться к службе в Свято-Троицкой единоверческой церкви Невьянского завода. За свои многолетние труды Указом Государя Императора Николая II отец Митрофан в феврале 1906 года был отмечен орденом Святой Анны III степени. Отслужив в Невьянске более полутора лет, батюшка по собственному прошению вновь вернулся на свой прежний приход в Нижне-Уфалеевский завод.
Его сын, Николай Митрофанович, в желании продолжить отцовский путь служения Церкви, в 1900 году окончил Екатеринбургское духовное училище, по окончании которого его назначили исполнять псаломщическое послушание на различных приходах епархии. Известно, что 19 февраля 1908 года Николая Митрофановича перевели из Александро-Невского храма Нижнетагильского завода в Николаевский православный храм Верх-Нейвинска.
Проходя свое служение псаломщика в Верх-Нейвинском заводе, он повстречал здесь свою будущую супругу, местную жительницу Екатерину Степановну (родилась 4 декабря 1887 г.). С нею Николай Митрофанович вступил в брак.
В этом браке родилось пятеро детей: Виктор (1914 г. р.), Валерий (1916 г. р.), Рахиль (1919 г. р.), Донат (1928 г. р.) и Олег (1930 г. р.).
В конце октября 1909 года Николай Митрофанович из Верх-Нейвинска был вновь переведен в храм Александра Невского только уже в Нижнесалдинский завод. Позднее он был рукоположен в сан диакона, но продолжал исполнять обязанности псаломщика. 19 октября 1911 года отец Николай был определен на диаконскую вакансию в Вознесенский храм Полевского завода.
Уже после 1917 года отец Николай был рукоположен в сан священника.
Где он служил до приезда в Верхний Тагил, никаких сведений в процессе поисков информации выявлено не было. Предположительно, что, ради спокойствия и безопасности семьи в 1930 году, они вместе с супругой оформили развод. После чего Екатерина Степановна с тремя малолетними детьми вернулась на жительство в Верх-Нейвинск, где она прожила до последних дней своей жизни.
Скончалась Екатерина Степановна Пономарева 19 января 1962 года.
Отец Николай продолжал свое пастырское служение, сменяя, один за другим приходы в то безбожное лихолетье. Он получил назначение служить в Знаменском приходе, где суждено было отслужить ему всего две недели. Не успев, наверное, за это время как следует познакомиться со здешними жителями, узнать полностью свой приход, он был арестован...
Он — предпоследний священнослужитель, пострадавший в тот период от атеистического террора в Свердловской области. Последним, кто всецело испытал на себе всю тяжесть гонений, страданий и боль от преследований ленинско-сталинского режима был Свердловский архиепископ Варлаам (Пикалов), арестованный летом 1944 года.
Не секрет, что многие из священнослужителей, осужденных в то время, были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Верхнетагильский же настоятель отец Николай Пономарев в 1943 году, повторяя судьбу своих предшественников, подвергся провокационным допросам лукавых и надменных следователей-палачей.
Задача последних состояла в том, чтобы отправить в лагеря тех, кого не успели «перемолоть» в кровавой и ужасной «мясорубке 37-го года». Руководством к действию являлось предписание, составленное на основе оперативного приказа НКВД под № 0045 «О репрессировании активных антисоветских и уголовных элементов». Под эту формулировку отлично подходили «служители религиозного культа». Сточки зрения атеистических властей, эти самые «служители» являлись злостными провокаторами и пропагандистами «контрреволюции», они же, по версии руководителей государства, настраивали народ, который партийный аппарат представлял «темной массой», на борьбу с партией и правительством. Естественно, огромное количество людей, облечённых в священный сан, подлежало плановому поэтапному уничтожению.
Притом самыми изощренными методами, кои со времен средневековой инквизиции человечество уже давно позабыло. Массово истреблялись интеллигентные, с высшим духовным образованием люди. Столичные и городские, сельские, почти крестьянские, сердобольные батюшки, искренне молившиеся Богу за прегрешения своей паствы.
Под тюремным гнётом, под тяжестью ложных обвинений, в душных до ужаса и прокуренных кабинетах, священнослужителя обвиняли в заговоре против действующей власти и его участии в контрреволюционных действиях.
Вновь звучит всё тот же приговор, но уже в иных политических оттенках. Вместо контрреволюции ему инкриминируют «дискредитирование советского правительства». Обвинительное заключение следственного дела № 417 по обвинению отца Николая гласит так: «29 июня 1943 г. Кировградским ТО НКГБ за проводимую антисоветскую агитацию арестован священник Знаменской церкви пос. В-Тагил Пономарев Николай Митрофанович.
Произведённым расследованием по настоящему делу установлено, что Пономарев Н. М., будучи враждебно настроен к Советской власти в период Отечественной войны, среди своего окружения проводил антисоветскую агитацию пораженческого характера, распространял провокационные измышления и дискредитировал одного из руководителей Советского Правительства.
В 1941 и 1942 гг., работая в артели «Невьянец», неоднократно в присутствии N и других рабочих высказывал антисоветские пораженческие настроения. Тогда же в беседах со сторожем артели N высказывался в антисоветском духе о сообщениях Совинформбюро и Советской печати по вопросу потери Красной Армии в личном составе и технике.
В апреле м-це 1943 г. в квартире N в беседе с последним дискредитировал Советское правительство и высказывал антисоветские, провокационные измышления о якобы существующем договоре между Германией и Америкой о разделе между ними территорий СССР.
В мае м-це 1943 г. в своей квартире, в беседе с N восхвалял немецкую армию, высказывал антисоветские пораженческие настроения, распространял провокационные измышления о внутреннем положении в СССР и дискредитировал одного из руководителей Советского правительства...
15 июня 1943 г. на улице, около поселкового Совета В-Тагила, в беседе с N высказывал антисоветские, провокационные измышления, дискредитирующие одного из руководителей Советского правительства...
23 июня 1943 г. в квартире в пос. В-Тагил в присутствии N высказывал провокационные измышления о якобы неминуемой гибели Советской власти и восхвалял царский строй...
Допрошенный в качестве обвиняемого Пономарев Н. М. виновным себя признал.
На основании вышеизложенного обвиняется: Пономарев Николай Митрофанович 1882 г. р. ур. гор. Кушва Свердловской области, из семьи служителя культа, отец и сестра в 1919 г. эмигрировали с белыми в Китай, имеет 2-х братьев, арестованных органами НКВД, русский, гр-н СССР, б/п, не судим, имеет среднее образование, окончил духовную семинарию. До ареста служил псаломщиком и временно выполнял обязанности священника в Н-Тагильской Знаменской церкви (опечатка в деле — Прим. автора), проживал пос. В-Тагил, гор. Кировграда, Свердловской области. В том, что проводил антисоветскую агитацию пораженческого характера, т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 ч. II УК РСФСР.
Следдело на Пономарева Н. М. подлежит рассмотрению на Особом Совещании при НКВД СССР и за совершенное им преступление полагал бы Пономареву Н. М. определить меру наказания пять лет ИТЛ.
Следователь Следотдела УНКГБ Ст. лейтенант Госбезопасности Черныш.
Согласны: Нач. следотдела УНКГБ Капитан Госбезопасности Саулин.
Зам. Нач. следотдела УНГКБ Майор Госбезопасности Грибанов.
Составлено: 26 августа 1943 г.
г. Свердловск
Справка
Вещественных доказательств по делу нет.
Обвиняемый Пономарев Н. М. содержится с 29 июня 1943 г. под стражей в тюрьме № 1 гор. Свердловска.
Следователь Следотдела УНГКБ Ст. Лейтенант Госбезопасности Черныш».
5 января 1944 года над отцом Николаем свершился суд. Его приговор звучал следующим образом: «.. .За антисоветскую агитацию заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 29 июня 1943 года».
Учитывая то, что страна пребывает в военном положении, этапировать отца Николая далеко не стали. Увезли на Север Свердловской области, в разместившийся неподалеку от города Ивделя ИвдельЛАГ (Ивдельский исправительно-трудовой лагерь). Узники ИвдельЛАГа, невзирая на ужасные условия заключения, еще до начала Великой Отечественной войны проложили железнодорожную ветку от Надеждинска до станции Ивдель-1.
Сроку батюшки хотя и был небольшой, но от непосильного труда и голода силы отца Николая постепенно истощились, и 12 июля 1945 года отец Николай Пономарев скончался от пеллагры. Местом его вечного упокоения стал скромный погост поселка Юртище Ивдельского района.
Текст: Щербина Д. Е. Путем крестным // Забвению не подлежит. Памяти жертв политических репрессий :
Воспоминания членов Новоуральской городской общественной организации пенсионеров и инвалидов
«Ассоциация жертв политических репрессий». Кн. 2 / сост. Н. Х. Лисьих. Верхний Тагил, 2017. С. 46–49