Порецкий Николай Андреевич, протоиерей, святой, исповедник

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 11.4.2006 г. Память совершается 14/27 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Родственники

  • отец  —  Порецкий Андрей Павлович, псаломщик
  • жена  —  Порецкая (Зверева) Любовь Дмитриевна (ум. в 1910). Окончила Московское епархи­альное Филаретовское училище. Таинство венчания совершено в 1888
  • тесть  —  Зверев Дмитрий Максимович, священник
  • сын  —  Порецкий Николай Николаевич (ум. не ранее 1913), трагически погиб
  • дочь  —  Порецкая Мария Николаевна. После ареста отца переехала в с. Салтыковка. Дочь: Мария
  • дочь  —  Порецкая Валентина Николаевна (ум. в 1923)
  • дочь  —  Порецкая Елена Николаевна. После ареста отца жила в Челябинске, помогала ссыльному отцу
  • сын  —  Порецкий Дмитрий Николаевич. Тайно оказывал ссыльному отцу посильную помощь
  • сын  —  Порецкий Николаевич Николаевич. Стал военным и жил отдельно. От него потребовали публично отказаться от отца — «попа-лишенца», он вынужден был пойти на такой шаг, и больше не виделся с отцом
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1879
Кашинское духовное училище
1885
Вифанская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

24.6.1888
рукоположен во священника
1916
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
6.2.1886
24.6.1888
Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду, псаломщик
24.6.1888
4.9.1929
Московская и Коломенская епархия, Московская губ., Московский уезд, с. Кузьминки, церковь иконы Божией Матери «Влахернская», протоиерей (до 1916 — священник), наблюда­тель церковно-приходских школ (1894–1896), заведу­ющий Николо-Перервинской школой (1902–1909), наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты (1903–1915). Постоянный член Московского уездного отделения совета Кирилло-Мефодиевского братства (с 1897), товарищ председателя Московского уездного отделения совета Кирилло-Мефодиевского братства (с 1906), член правления Перервинского духовного учили­ща (с 1908), Мо­сковского училищного совета и депутат в Московское уездное земское собрание (с 1913), член Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федо­ровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны (с 1914). В 1915–1916 вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка
Показать все

Награды

1900
золотой наперсный крест с украшениями подарен прихожанами в соответствии с благословением епархиального начальства
1908
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
1916
право ношения наперсного креста, награжден «за активную деятельность на церковно-школьном поприще»
право служения в митре
Показать все

Преследования

9.4.1929
арестован по обвинению в «антисоветской агитации как в проповедях, так и в частных беседах, использовании религиозных предрассудков масс для возбуждения недовольства против Советской власти, призывая верующих "оградить церковь от врагов"»
9.4.1929 – нояб. 1929
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) в одной камере с уголовниками
23.11.1929
осужден коллегией ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь с заменой высылкой через ПП ОГПУ в Северный край на тот же срок, по ст. 58-10 УК РСФСР
дек. 1929
находился в заключении в тюрьме г. Шенкурска; по прибытии в Шенкурск был помещен в местную тюрьму, а потом отправлен на один из пунктов лесоповала
1930 – июнь 1930
находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) в окрестностях г. Шенкурска; работал на одном из пунктов лесоповала. В июне 1930 был освобожден от работы на лесоповале ввиду обострения болезни и невозможности использования его на физическом труде
июнь 193027.7.1933
находился в ссылке в г. Шенкурске под постоянным надзором милиции с обязательством ежедневно в ней отмечаться; умер в ссылке
29.9.1988
реабилитирован Московским городским судом, по году репрессии: 1929
Показать все

Подробная биография

Священноисповедник Николай родился 8 марта 1865 года в селе Поречье Троицко-Невской волости Калязинского уезда Тверской губернии (ныне д. Поречье Калязинского р-на Тверской обл.) в семье псаломщика Андрея Павловича Порецкого. В 1879 году он окончил Кашинское духовное училище, в 1885‑м — Вифанскую духовную семинарию. 6 февраля 1886 года Николай был назначен псаломщиком в Параскевинскую церковь в Охотном ряду в Москве.

В 1888 году он женился на выпускнице московского епархи­ального Филаретовского училища Любови, дочери священника Димитрия Максимовича Зверева, служившего в храме Влахернской иконы Божией Матери в селе Кузьминки Московского уезда (ныне в черте Москвы), и 24 июня 1888 года был рукоположен во священника к этому хра­му, на место тестя. С 1894 по 1896 год отец Николай был наблюда­телем церковно-приходских школ. В 1897 году он был избран постоянным членом Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, с 1902 по 1909 год был заведу­ющим Николо-Перервинской школой и с 1903 по 1915 год — наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1906 году отец Николай был избран товарищем председателя Московского уездного отделения Совета Кирилло-Мефодиевского братства, в 1908 году на епархиальном съезде благочинных он был избран членом правления Перервинского духовного учили­ща, в 1913 году уездный съезд духовенства избрал его членом Мо­сковского училищного совета и депутатом в Московское уездное земское собрание. В том же году он прослушал миссионерские курсы в Москве, организованные протоиереем Иоанном Восторговым. С 1914 года отец Николай состоял членом Московской уездной комиссии Комитета великой княгини Елизаветы Федо­ровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на службу во время войны. В 1915–1916 годах он вел религиозные беседы и исполнял требы для пяти рот запасного полка. За свою деятель­ность по реставрации храма, просветительскую, педагогическую и в особенности пастырскую он был неоднократно награждаем. В 1900 году ему прихожанами в соответствии с благословением епархиального начальства был подарен золотой наперсный крест с украшениями, в 1908 году он был награжден наперсным крестом Святейшим Синодом; в 1916 году он был возведен в сан прото­иерея и в том же году за свою активную деятельность на церковно-школьном поприще снова был награжден наперсным крестом, а через некоторое время — митрой.

Влахернский храм, в котором служил священник, располагался в красивейшей местности вблизи Москвы в имении князей Голицы­ных. Его прихожанами кроме семьи князя были крестьяне посел­ка Кузьминки и деревни Выхино. В 1913 году протоиерей Николай выпустил книгу «Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына», написанную им на основе архивных разысканий и снабженную множеством фотографий, позволивших впоследствии, несмотря на то, что храм был разрушен безбожниками почти до основания, восстановить его в 1990‑х годах в прежнем виде.

В семье священника родилось восемь детей, но трое из них умерли в раннем детстве. В 1910 году скончалась его супруга, в 1914 году трагически погиб (был сбит поездом) старший сын Ни­колай, на которого он возлагал большие надежды как на свою опору в будущем. Услышав известие о смерти сына, отец Ни­колай потерял сознание и, упав, ударился головой о каменный пол. С этого времени он стал часто болеть и у него стали слу­чаться припадки эпилепсии. В 1923 году скоропостижно сконча­лась средняя дочь священника, Валентина, и в том же году умер горячо любимый им зять. Младший сын отца Николая стал профессиональным военным и жил отдельно. Его начальство, узнав, что он сын священника, потребовало от него отказаться от отца, пообещав скорое продвижение по службе; он согласился и уже более никогда не встречался с отцом. Известие об отречении от него сына явилось для священника еще одним тяжким ударом.

Еще в 1923 году власти имели намерение закрыть храм, но отец Николай обратился к прихожанам с просьбой ходатайство­вать, чтобы храм не закрывали. Были собраны подписи в под­держку предложения священника, под прошением подписались многие сотрудники находившегося рядом с храмом государственного института. В 1926 году власти снова поставили вопрос о закрытии храма, но и тогда храм удалось отстоять благодаря энергичным действиям священника и прихожан.

В сентябре 1928 года жители Кузьминок по требованию без­божников вынесли обсуждение вопроса о закрытии храма на со­брание, происходившее под открытым небом, но из-за протестов верующих поднялся такой шум, что было предложено голосую­щим разойтись на две стороны. Безбожникам не удалось собрать большинства голосов, но, несмотря на это, решение о закрытии храма было принято.

В марте 1929 года советскими властями Влахернский храм был закрыт, его закрытие произвело настолько угнетающее впечатле­ние на отца Николая, что после этого он тяжело заболел.

30 августа 1929 года ОГПУ вынесло постановление об аресте священника, обвинив его в том, что он «систематически выступа­ет с антисоветской агитацией как в проповедях, так и в частных беседах, использует религиозные предрассудки масс для возбуж­дения недовольства против советской власти, призывая верующих "оградить церковь от врагов"».

4 сентября 1929 года протоиерей Николай был арестован и за­ключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах он виновным себя не признал.

7 сентября дочь священника Мария отправила в ОГПУ заявле­ние с просьбой отпустить отца как тяжелобольного человека на поруки. 11 сентября была проведена психиатрическая экспертиза, постановившая, что священник совершенно здоров и вменяем, хотя и имеет, с точки зрения врачей, навязчивые состояния, за­ключающиеся в любви к людям и ощущении радости и благодати, которую ему даровал Господь.

23 ноября 1929 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Ни­колая к ссылке в Северный край на пять лет. Приговоренных к заключению и ссылке отправляли с Ярославского вокзала. На вокзале собралась большая толпа провожающих — родственни­ков осужденных. Когда был подан состав с зарешеченными ок­нами, платформа была перегорожена, и на нее никого не пусти­ли, был оставлен лишь узкий проход для заключенных и конвоя.

Появилась колонна осужденных. Среди них в рясе и в широкопо­лой шляпе шел протоиерей Николай — спокойный, но изможден­ный от пребывания в тюрьме. Дочь священника Мария бросилась к нему сквозь конвой и сунула ему в руки валенки. Один валенок упал, она подняла валенок с земли и снова ринулась передать отцу. Конвоиры не препятствовали, они молча наблюдали эту сцену, хорошо понимая, как быстро может погибнуть на Севере с наступлением холодов одетый по-летнему священник.

Протоиерей Николай был отправлен в город Шенкурск Ар­хангельской области, где его приютили в своем доме монахини закрытого в 1924 году Шенкурского Свято-Троицкого монастыря сестры Таисия и Рафаила (Пышкины). Они жили на окраине города в крохотной, построенной без фундамента, вросшей в землю избушке, больше похожей на землянку. Монахиня Таисия служи­ла в это время псаломщицей в Шенкурском Благовещенском со­боре. Монахини-сестры ухаживали за священником, делясь с ним тем немногим, что у них было. 5 мая 1933 года монахиня Таисия была арестована и приговорена к двум годам ссылки в Северный край. Протоиерей Николай Порецкий скончался в Шенкурске 27 июля 1933 года и был погребен на городском кладбище. 


Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Священноисповедник Николай (Порецкий) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/553/1474102818.pdf

Развернуть

Сочинения

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию