Яхонтов Александр Александрович, протоиерей

Родственники

  • отец  — 
  • мать  —  Яхонтова Аполлинария Валерьевна
  • жена  —  Яхонтова Александра Николаевна
  • дочь  —  Александра, приемная
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1889
Чебоксарское духовное училище
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

16.6.1896
рукоположен во диакона
не ранее 8.7.1905
рукоположен во священника архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным)
не ранее 1922
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
12.10.1889
6.2.1899
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Спасский уезд, с. Старая Шентала, церковь Рождества Христова, диакон
6.2.1899
23.7.1902
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Чистопольский уезд, с. Старое Ильмово, Михаило-Архангельская церковь, диакон
23.7.1902
8.7.1905
8.7.1905
8.6.1933
Казанская и Свияжская епархия, Марийская АО, Горномарийский р-н, коммуна «Революция», Вершино-Сумский Введенский женский монастырь, протоиерей
Показать все

Награды

3.7.1907
право ношения набедренника
24.5.1913
право ношения скуфьи, за усердную службу и примерное поведение
1922
право ношения наперсного креста
Показать все

Преследования

1921
арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, освобожден
Показать все

Другие сведения

Александр Александрович Яхонтов крещен был 30.08.1872 церкви Покрова Пресвятой Богородицы родного села, Таинство совершил священник Василий Воздвиженский.

В 1889 А. Яхонтов после окончания духовного училища был назначен псаломщиком к церкви Рождества Христова села Старая Шентала Спасского уезда Казанской губернии, 12.09.1890 облачен в стихарь, позже рукоположен во диакона. В период служения в храме села Старое Ильмово диакон Александр нес послушание учителя Березовской, Старо-Шентальской, Андреевской (все на территории Спасского уезда) и Старо-Ильмовской (Чистопольский уезд) церковно-приходских школ.

В храме Вершино-Сумского Введенского женского монастыря отец Александр прослужил 28 лет. К 1910 батюшки окормлял более ста насельниц обители, приходские деревни, немало сил положил на устройство при монастыре школы. Характеризуя просветительскую деятельность отца Александра в отчете за 1919 год, настоятельница Введенского монастыря игумения Смарагда (Комарова) писала: «Отношение окружающего населения доброжелательное, и приток богомольцев прибавился втрое, благодаря неустанным трудам монастырского священника Александра Александровича Яхонтова, который ввел в праздничные дни беседы и проповеди, что и подняло духовное настроение населения». Служение батюшки на Введенском приходе неоднократно отмечалось священноначалием.

Условия жизни Вершино-Сумской обители в советское время, конечно же, изменились, а 31.08.1921 монастырь и вовсе был закрыт, церковь в дальнейшем была зарегистрирована как приходская. Отец Александр подвизался здесь до 8.06.1933, окормляя по мере сил паству, по-прежнему состоящую из монашествующих и мирян. В 1921 батюшка арестовывался по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, находился в Козьмодемьянском арестном доме, но, в конце концов, был освобожден на поруки верующих, проживавших на территории Атюловского, Микряковского сельсоветов, Мало-Шешмарского сельского общества и, конечно же, выселка Вершино-Сумки. При этом последние писали в органы власти, что хорошо знают отца Александра и не могут допустить, «чтобы им было учинено какое-либо преступление».

В 1929 в Вершино-Сумках была образована коммуна «Революция», в ведение которой перешла вся бывшая территория обители. Церковь, в которой служил отец Александр, находилась прямо во дворе коммуны, члены которой требовали упразднения храма. В качестве предлога для закрытия церкви был избран вопрос ремонта здания. Осмотр его проводился в 1932, никаких запретительных решений и даже замечаний не последовало, что дало верующим основание думать, что храм в исправности. 30.05.1933 комиссия обследовала храмовое здание вновь и составила акт, что оно требует ремонта, богослужения при этом прекратились. Община верующих дала согласие приступить к ремонтным работам после посева яровых и временно влилась в состав пайгусовского прихода, туда же был переведен в августе и протоиерей Александр, о чем свидетельствует документ, адресованный батюшке благочинным протоиереем Алексием Шестаковым: «Вследствие временного закрытия храма Введенской религиозной общины и прекращения в нем богослужения, и согласно представленным протоколам приходских советов Введенской и Пайгусовской общин, Вы Преосвященным Авраамием, епископом Марийским, переводитесь к церкви села Пайгусово для совершения богослужения и исправления треб для верующих своей Введенской общины, а потому предлагается Вам зарегистрироваться к вышеозначенной церкви села Пайгусова в отделе ЗАГСа Горномарийского райисполкома, о чем дается Вам знать для сведения и исполнения».

25.06.1933 здание вершино-сумского храма обследовала новая комиссия, принявшая постановление о немедленном начале ремонта с 5 июля. Это условие община верующих выполнить не смогла, 28 августа президиум горномарийского райисполкома принял решение о закрытии Введенской церкви.

Таким образом, с лета 1933 протоиерей Александр Яхонтов и его паства находились в составе пайгусовской религиозной общины. Проживал батюшка к этому времени в деревне Атюлово, где и скончался 9.12.1933. Точное место его погребения в настоящее время не известно.

Сообщить о неточностях или дополнить биографию