осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь
26.7.1937
арестован Оршанским районным отделом НКВД
7.8.1937
приговорен тройкой при НКВД Марийской АССР к высшей мере наказания (расстрелу), приговор привели в исполнение в тот же день, в 14 часов
Показать все
Другие сведения
Николай Иванович Винокуров родился 14.03.1887 в деревне Пайголово в семье крестьян. В 1900 окончил с получением похвального листа земское народное училище, в 1902–1908 (по другим данным — с 1905) проживал в Яранском Пророчицком мужском монастыре, где нес пономарское и клиросное послушания. В 1908 Н.И. Винокуров был призван на действительную военную службу, которую проходил в Минусинске и был комиссован по состоянию здоровья, с 1909 занимал должность келейника, а затем иподиакона епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого), проживал вместе с архипастырем в Супрасльском Благовещенском мужском монастыре, где нес также и клиросное послушание.
В ходе Первой мировой войны, в 1915, Н.И. Винокуров переехал вместе с Владыкой в Москву и до осени 1918 проживал в Чудовом (по другим данным — в Высоко-Петровском) монастыре. Епископ Владимир стал делегатом Всероссийского Поместного собора 1917–1918 годов от Гродненской епархии. Пребывание в Первопрестольной во время столь значимого события, конечно же, сказалось и на духовном облике Николая Винокурова. Во время Собора он «неоднократно иподиаконствовал и со многими иерархами членами оного и даже имел счастье несколько раз иподиаконствовать с Преосвященным Владимиром за богослужением Святейшего Патриарха Тихона». За хорошее знание чинопоследования богослужений Святейший Патриарх благословил Николая Ивановича орарем и сам препоясал.
В сентябре 1918 Н.И. Винокуров вместе с Владыкой вернулся в Гродно. Епископ Владимир в последующее время управлял Варшавской, Гродненской и Холмской епархиями, противодействовал автокефалистским устремлениям Польской Православной церкви, вследствие чего был отстранен от управления епархией, 8.01.1923 тайно вывезен и заточен в Дерманском Троицком монастыре, в феврале того же года обвинен в соучастии в убийстве автокефального митрополита Георгия (Ярошевского), но оправдан судом. Эти события, по-видимому, и разлучили Николая Винокурова со своим архипастырем, обязанности старшего иподиакона он выполнял до 1923 (по другим данным — до 1924). В последующее время Н.И. Винокуров, по-видимому, жил в Гродно, нес послушание псаломщика одной из городских церквей, кроме того, зарабатывал на жизнь портняжным делом.
В 1925 Николай Винокуров вернулся на родину. 31.01.1927 епископом Глазовским Виктором (Островидовым) он был рукоположен во диакона, определен сверх штата к церкви Яранского Пророчицкого монастыря, ставшей к тому времени приходской. В течение месяца перед хиротонией Н.И. Винокуров проживал в городе Глазове в качестве ставленника под наблюдением владыки Виктора, который счел в итоге возможным рукоположить Николая Ивановича во священный сан в состоянии целибата.
В статусе сверхштатного диакон Николай пребывал и в дальнейшем. 22.09.1928 он направил вторичное прошение на имя архиепископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского), в котором просил о назначении штатным диаконом к Свято-Никольской церкви села Пижанка. На сохранившемся в архиве прошении имеется резолюция епископа Котельничского Никифора (Ефимова), временно управлявшего Вятской епархией: «Диакон Николай Винокуров в виду представленных им похвальных отзывов от … представителей церковной иерархии допускается к исправлению обязанностей по должности штатного диакона при церкви села Пижанки с непременным условием, чтобы он выполнил резолюцию Высокопросвященного архиепископа Павла относительно экзамена на штатного диакона по установленной программе. На подготовку к экзамену дается годичный срок, по истечении которого в случае неявки к экзамену или невыдержания его он должен будет перейти на псаломщическое место».
Конец 1920 стал одной из трагических страниц в истории Русской Церкви XX века. Используя стремление к легализации церковной жизни, советская власть спровоцировала самое тяжелое разделение верующих, которое коснулось священноначалия, духовенства, монашествующих и мирян. Церковная политика, началом проведения которой послужила публикация в июле 1927 так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского), не получила одобрение, смущала совесть значительной части верующих, привела к их отделению от митрополита Сергия, образованию движения непоминающих. Одним их центров такового стала Вятская епархия, среди отложившихся от митрополита Сергия были рукоположивший Н.И. Винокурова во диакона епископ Глазовский Виктор (Островидов) и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), обращения и письма которых с обличением «сергианства» распространялись по Вятской епархии. Очевидно, что знаком с ними был и диакон Николай и «приблизительно в 1929 году … пришел к убеждению, что единственно Православной церковью, не нарушающей канонических правил и не отходящей от прежних установок Православной церкви, является викторовская церковь». Это свое мнение он стал высказывать на пижанском приходе, что послужило причиной для встречи его с подчинявшимся митрополиту Сергию епископом Яранским Серафимом (Трофимовым), которая состоялась 5.06.1929 в присутствии председателя пижанского церковного совета. В ходе беседы диакон Николай не стал скрывать от архипастыря свое одобрение движения непоминающих, которое, в то же время, рассматривалось митрополитом Сергием и подчинявшимся ему священноначалием как раскол. 6.06.1929 епископ Серафим (Трофимов) запретил диакона Николая в священнослужении и уволил от должности.
Такая практика взаимных запретов в священнослужении была распространена в Русской Церкви конца 1920-х – 1930-х годов с обеих сторон и прещения оппонентов не принимались во внимание. С июня 1929 диакон Николай Винокуров перешел под омофор проживавшего в Казани епископа Нектария (Трезвинского), который в том же году рукоположил его во священника. В течение месяца отец Николай служил в церкви села Березники Яранского района, а затем был назначен владыкой Нектарием к храму преподобномученика Андрея Критского села Елембаево Ново-Торьяльского кантона МАО, где бывал и ранее у единомысленного ему священника Диомида Андриевского. Батюшка пользовался у верующих авторитетом, за советом и утешением к нему приходили за много верст, вокруг него сплотились верующие Елембаево, других окрестных деревень и сел, часть приходов которых находились в подчинении митрополиту Сергию. Отец Николай принимал паству в церковной сторожке, призывал посещавших его не отходить от Бога и Его церкви, поддерживать движение непоминающих, духовно противиться пропагандируемому властями безбожию. Имел батюшка тесные отношения с единомысленными ему священниками Александром Тумбасовым (Табашино), Иоанном Безденежных (Макманур), иеромонахом Трифиллием (Морозовым) (Неделька), через доверенных лиц поддерживал общение и вел переписку с епископом Нектарием (Трезвинским) и благочинным, священником Василием Попцовым. Летом 1930 года елембаевский приход в составе 5-го благочиннического округа перешел под омофор епископа Ижевского Синезия (Зарубина), также принадлежавшего к непоминающим.
2.02.1931 священник Николай Винокуров был арестован по ложному обвинению в агитации против колхозов, хлебозаготовок, уплаты налогов и других мероприятий советской власти в деревне, участии в контрреволюционной организации церковников «Истинно-Православная церковь» и руководстве ее елембаевской группой (статьи 58-10,ч.2, 58-11 УК РСФСР). На двух допросах (12 февраля, 1 марта) и очной ставке (25 апреля), состоявшихся в арестном доме города Йошкар-Олы, вины своей он не признал, показав, например, на первом допросе: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни по одному пункту зачитанного мне постановления. Против советской власти я нигде не выступал, агитации против ее мероприятий нигде не проводил и верующих вокруг себя для борьбы с советской властью нигде не организовывал». 14.12.1931 Особым совещанием при коллегии ОГПУ батюшка был приговорен к 3 годам заключения, отбывал наказание в Сибирских лагерях – Сиблаге.
После освобождения из заключения священник Николай Винокуров служил в 1935 в одном из храмов Пижанского района Кировской области, а затем поселился в селе Табашино Оршанского района МАССР, где совершал богослужения в церкви святых мучеников Флора и Лавра, по-прежнему принадлежал к непоминающим. На селе батюшку уважали, к мнению его прислушивались. Так после бесед с отцом Николаем и псаломщиком табашинской церкви Владимиром Скочиловым, впоследствии архидиаконом, часть жителей Табашино, в том числе молодежь, стала посещать храм, что было расценено властями, как подрыв колхозной дисциплины.
26.07.1937 священник Николай Винокуров был арестован Оршанским районным отделом НКВД по обвинению в агитации против мероприятий партии и правительства в деревне, участии в контрреволюционной группе церковников и руководстве ею. На двух допросах, состоявшихся в день ареста, отец Николай своей вины не признал, показав, что контрреволюционной агитации среди населения не проводил. 7.08.1937 тройкой УНКВД по МАССР батюшка был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение в тот же день, в 14 часов. Похоронен священник Николай Винокуров в известной ныне могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.