Винокуров Николай Иванович, священник

Родственники

  • отец  —  Винокуров Иоанн Васильевич, крестьянин
  • мать  —  Винокурова Татьяна Гавриловна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1900
земское народное училище
окончил с получением похвального листа
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

31.1.1927
рукоположен во диакона епископом Глазовским Виктором (Островидовым)
1929
рукоположен во священника епископом Нектарием (Трезвинским)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1902 или 1905
1908
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., г. Яранск, Пророчицкий мужской монастырь, насельник, исполнял пономарское и клиросное послушания
г. Супрасль, Супрасльский Благовещенский монастырь, иподиакон епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого)
1915
сент. 1918
Московская епархия, г. Москва, Чудов монастырь, иподиакон, по другим данным, проживал в Высоко-Петровском монастыре
сент. 1918
янв. 1923
Гродненская епархия, г. Гродно, иподиакон
31.1.1927
сент. 1928
Вятская губ., г. Яранск, церковь Пророчского монастыря, диакон, сверхштатный
сент. 1928
6.6.1929
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., Пижанский р-н, с. Пижанка, Свято-Никольская церковь, диакон
Показать все

Преследования

2.2.1931
арестован
14.12.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь
26.7.1937
арестован Оршанским районным отделом НКВД
7.8.1937
приговорен тройкой при НКВД Марийской АССР к высшей мере наказания (расстрелу), приговор привели в исполнение в тот же день, в 14 часов
Показать все

Другие сведения

Николай Иванович Винокуров родился 14.03.1887 в деревне Пайголово в семье крестьян. В 1900 окончил с получением похвального листа земское народное училище, в 1902–1908 (по другим данным — с 1905) проживал в Яранском Пророчицком мужском монастыре, где нес пономарское и клиросное послушания. В 1908 Н.И. Винокуров был призван на действительную военную службу, которую проходил в Минусинске и был комиссован по состоянию здоровья, с 1909 занимал должность келейника, а затем иподиакона епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого), проживал вместе с архипастырем в Супрасльском Благовещенском мужском монастыре, где нес также и клиросное послушание.

В ходе Первой мировой войны, в 1915, Н.И. Винокуров переехал вместе с Владыкой в Москву и до осени 1918 проживал в Чудовом (по другим данным — в Высоко-Петровском) монастыре. Епископ Владимир стал делегатом Всероссийского Поместного собора 1917–1918 годов от Гродненской епархии. Пребывание в Первопрестольной во время столь значимого события, конечно же, сказалось и на духовном облике Николая Винокурова. Во время Собора он «неоднократно иподиаконствовал и со многими иерархами членами оного и даже имел счастье несколько раз иподиаконствовать с Преосвященным Владимиром за богослужением Святейшего Патриарха Тихона». За хорошее знание чинопоследования богослужений Святейший Патриарх благословил Николая Ивановича орарем и сам препоясал.

В сентябре 1918 Н.И. Винокуров вместе с Владыкой вернулся в Гродно. Епископ Владимир в последующее время управлял Варшавской, Гродненской и Холмской епархиями, противодействовал автокефалистским устремлениям Польской Православной церкви, вследствие чего был отстранен от управления епархией, 8.01.1923 тайно вывезен и заточен в Дерманском Троицком монастыре, в феврале того же года обвинен в соучастии в убийстве автокефального митрополита Георгия (Ярошевского), но оправдан судом. Эти события, по-видимому, и разлучили Николая Винокурова со своим архипастырем, обязанности старшего иподиакона он выполнял до 1923 (по другим данным — до 1924). В последующее время Н.И. Винокуров, по-видимому, жил в Гродно, нес послушание псаломщика одной из городских церквей, кроме того, зарабатывал на жизнь портняжным делом.

В 1925 Николай Винокуров вернулся на родину. 31.01.1927 епископом Глазовским Виктором (Островидовым) он был рукоположен во диакона, определен сверх штата к церкви Яранского Пророчицкого монастыря, ставшей к тому времени приходской. В течение месяца перед хиротонией Н.И. Винокуров проживал в городе Глазове в качестве ставленника под наблюдением владыки Виктора, который счел в итоге возможным рукоположить Николая Ивановича во священный сан в состоянии целибата.

В статусе сверхштатного диакон Николай пребывал и в дальнейшем. 22.09.1928 он направил вторичное прошение на имя архиепископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского), в котором просил о назначении штатным диаконом к Свято-Никольской церкви села Пижанка. На сохранившемся в архиве прошении имеется резолюция епископа Котельничского Никифора (Ефимова), временно управлявшего Вятской епархией: «Диакон Николай Винокуров в виду представленных им похвальных отзывов от … представителей церковной иерархии допускается к исправлению обязанностей по должности штатного диакона при церкви села Пижанки с непременным условием, чтобы он выполнил резолюцию Высокопросвященного архиепископа Павла относительно экзамена на штатного диакона по установленной программе. На подготовку к экзамену дается годичный срок, по истечении которого в случае неявки к экзамену или невыдержания его он должен будет перейти на псаломщическое место».

Конец 1920 стал одной из трагических страниц в истории Русской Церкви XX века. Используя стремление к легализации церковной жизни, советская власть спровоцировала самое тяжелое разделение верующих, которое коснулось священноначалия, духовенства, монашествующих и мирян. Церковная политика, началом проведения которой послужила публикация в июле 1927 так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского), не получила одобрение, смущала совесть значительной части верующих, привела к их отделению от митрополита Сергия, образованию движения непоминающих. Одним их центров такового стала Вятская епархия, среди отложившихся от митрополита Сергия были рукоположивший Н.И. Винокурова во диакона епископ Глазовский Виктор (Островидов) и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), обращения и письма которых с обличением «сергианства» распространялись по Вятской епархии. Очевидно, что знаком с ними был и диакон Николай и «приблизительно в 1929 году … пришел к убеждению, что единственно Православной церковью, не нарушающей канонических правил и не отходящей от прежних установок Православной церкви, является викторовская церковь». Это свое мнение он стал высказывать на пижанском приходе, что послужило причиной для встречи его с подчинявшимся митрополиту Сергию епископом Яранским Серафимом (Трофимовым), которая состоялась 5.06.1929 в присутствии председателя пижанского церковного совета. В ходе беседы диакон Николай не стал скрывать от архипастыря свое одобрение движения непоминающих, которое, в то же время, рассматривалось митрополитом Сергием и подчинявшимся ему священноначалием как раскол. 6.06.1929 епископ Серафим (Трофимов) запретил диакона Николая в священнослужении и уволил от должности.

Такая практика взаимных запретов в священнослужении была распространена в Русской Церкви конца 1920-х – 1930-х годов с обеих сторон и прещения оппонентов не принимались во внимание. С июня 1929 диакон Николай Винокуров перешел под омофор проживавшего в Казани епископа Нектария (Трезвинского), который в том же году рукоположил его во священника. В течение месяца отец Николай служил в церкви села Березники Яранского района, а затем был назначен владыкой Нектарием к храму преподобномученика Андрея Критского села Елембаево Ново-Торьяльского кантона МАО, где бывал и ранее у единомысленного ему священника Диомида Андриевского. Батюшка пользовался у верующих авторитетом, за советом и утешением к нему приходили за много верст, вокруг него сплотились верующие Елембаево, других окрестных деревень и сел, часть приходов которых находились в подчинении митрополиту Сергию. Отец Николай принимал паству в церковной сторожке, призывал посещавших его не отходить от Бога и Его церкви, поддерживать движение непоминающих, духовно противиться пропагандируемому властями безбожию. Имел батюшка тесные отношения с единомысленными ему священниками Александром Тумбасовым (Табашино), Иоанном Безденежных (Макманур), иеромонахом Трифиллием (Морозовым) (Неделька), через доверенных лиц поддерживал общение и вел переписку с епископом Нектарием (Трезвинским) и благочинным, священником Василием Попцовым. Летом 1930 года елембаевский приход в составе 5-го благочиннического округа перешел под омофор епископа Ижевского Синезия (Зарубина), также принадлежавшего к непоминающим.

2.02.1931 священник Николай Винокуров был арестован по ложному обвинению в агитации против колхозов, хлебозаготовок, уплаты налогов и других мероприятий советской власти в деревне, участии в контрреволюционной организации церковников «Истинно-Православная церковь» и руководстве ее елембаевской группой (статьи 58-10,ч.2, 58-11 УК РСФСР). На двух допросах (12 февраля, 1 марта) и очной ставке (25 апреля), состоявшихся в арестном доме города Йошкар-Олы, вины своей он не признал, показав, например, на первом допросе: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни по одному пункту зачитанного мне постановления. Против советской власти я нигде не выступал, агитации против ее мероприятий нигде не проводил и верующих вокруг себя для борьбы с советской властью нигде не организовывал». 14.12.1931 Особым совещанием при коллегии ОГПУ батюшка был приговорен к 3 годам заключения, отбывал наказание в Сибирских лагерях – Сиблаге.

После освобождения из заключения священник Николай Винокуров служил в 1935 в одном из храмов Пижанского района Кировской области, а затем поселился в селе Табашино Оршанского района МАССР, где совершал богослужения в церкви святых мучеников Флора и Лавра, по-прежнему принадлежал к непоминающим. На селе батюшку уважали, к мнению его прислушивались. Так после бесед с отцом Николаем и псаломщиком табашинской церкви Владимиром Скочиловым, впоследствии архидиаконом, часть жителей Табашино, в том числе молодежь, стала посещать храм, что было расценено властями, как подрыв колхозной дисциплины.

26.07.1937 священник Николай Винокуров был арестован Оршанским районным отделом НКВД по обвинению в агитации против мероприятий партии и правительства в деревне, участии в контрреволюционной группе церковников и руководстве ею. На двух допросах, состоявшихся в день ареста, отец Николай своей вины не признал, показав, что контрреволюционной агитации среди населения не проводил. 7.08.1937 тройкой УНКВД по МАССР батюшка был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение в тот же день, в 14 часов. Похоронен священник Николай Винокуров в известной ныне могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию