Кочетков Петр Васильевич, протоиерей

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Матвеевское сельское училище
Спасское городское 2-х классное училище
оставил за неимением средств на обучение
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.6.1917
рукоположен во диакона, после сдачи диаконского экзамена 18 мая
1925
рукоположен во священника
16.5.1937
возведен в сан протоиерея епископом Марийским Леонидом (Антощенко)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
12.2.1899
5.9.1916
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Царевококшайский уезд, Сотнурская волость, с. Сотнур, Троицкая церковь, псаломщик, преподавал пение в местной школе
16.5.1917
15.6.1917
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Тетюшский уезд, с. Кляри, Михаило-Архангельская церковь, псаломщик
15.6.1917
1.1.1922
Казанская и Свияжская епархия, Марийская АО, Царевокшайский кантон, с. Кузнецово, церковь Владимирской иконы, диакон
5.9.1916
16.5.1917
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Спасский уезд, с. Старосельское, Казанская церковь, псаломщик
1.1.1922
1923
Казанская и Свияжская епархия, Марийская АО, г. Краснококшайск, Входо-Иерусалимская церковь, диакон, с 1.10. 1919 по 1923, занимал должности счетовода и секретаря-письмоводителя при Мироносицкой пустыни
1924
не позднее 10.4.1928
Казанская и Свияжская епархия, Чебоксарское викариатство, Марийская АО, г. Краснококшайск, Воскресенский собор, священник
1.11.1934
22.12.1934
22.12.1934
апр. 1938
Показать все

Преследования

1923
арестован органами ОГПУ
сент. 1918
арестован, по делу Княжнинского восстания, особожден
июль 1923
обвинялся в умышленном сокрытии имущества и мошенничестве, в неприятии мер к сохранению церковного имущества
10.2.1924
на заседании Марийского областного суда оправдан
3.9.1926
обвинялся по статьям 123 УК РСФСР и был приговорен к 25 рублям штрафа
30.9.1923
освобожден из-под стражи под поручительство правления Марисоюза
21.11.1927
заведено уголовное дело, обвинялся в антисоветской агитации
20.4.1928
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), отбывал наказание в Соловецком лагере ОГПУ
10.4.1931
осужден на 3 года ссылки, отбывал в селе Усть-Цильма Коми области
1934
получил разрешение на свободное проживание на территории СССР
апр. 1938
арестован, помещен в Козьмодемьянскую тюрьму, обвинялся в агитации против колхозов, клевете на советскую власть и ВКП (б)
26.7.1938
осужден спецколлегией Верховного суда Марийской АССР на 10 лет лишения свободы, в ответ на кассационную жалобу отца Петра, Уголовной коллегией Верховного суда РСФСР от 27.091938 приговор предписывалось отменить
окт. 1938
обвинялся в участии в контрреволюционной террористической группе камеры №5 Козьмодемьянской тюрьмы
29.10.1938
приговорен тройкой при НКВД Марийской АССР к расстрелу
31.10.1938
расстрелян в 20 часов
Показать все

Другие сведения

Петр Васильевич Кочетков родился 30.11.1879 в деревне Шмелевка Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил Матвеевское сельское училище, в течение двух лет учился в Спасском городском 2-х классном училище, которое оставил за неимением средств на обучение. 1.09.1896 П.В. Кочетков поступил в качестве послушника в один из монастырей города Казани, 12.02.1899 был определен псаломщиком к Троицкой церкви села Сотнур, преподавал в местной школе пение, 12.10.1902 был облачен в стихарь.

С началом Первой мировой войны помимо служения в храме Божием П.В. Кочетков работал в Сотнурском волостном правлении помощником писаря, занимался также обследованием положения солдатских семей. 5.09.1916 он был перемещен к храму Казанской иконы Божией Матери села Старосельское Спасского уезда, 16.05.1917 — к Михаило-Архангельской церкви села Кляри Тетюшского уезда. 18 мая того же года Петр Кочетков выдержал диаконский экзамен и 15 июня был рукоположен во диакона к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Царевококшайского уезда.

В кузнецовской церкви отец Петр служил и в первые годы советской власти. Одной из практикуемых большевиками форм дезорганизации приходской жизни стала мобилизация священнослужителей в тыловое ополчение. 26.01.1919 в исполком Вараксинского волостного совета поступило постановление Ближне-Кузнецовского сельского общества с ходатайством об освобождении от призыва диакона Петра Кочеткова, которое гласило: «Признавая служение диакона Петра Васильевича Кочеткова полезным и необходимым … просить Царевококшайский уездный военный комиссариат об освобождении диакона Петра Кочеткова от военной службы и оставлении его при нашем храме для богослужения и исполнения религиозных нужд по приходу». В постановлении приходского совета храма села Кузнецово (март 1919-го) также говорилось: «Признавая служение диакона Петра Васильева Кочеткова полезным и необходимым при нашей церкви, … ходатайствуем об оставлении диакона Кочеткова от военной службы, причем диакон Кочетков никаких выступлений против советской власти не делал; при церкви служил по назначению».

1.01.1922 отец Петр был переведен к Входо-Иерусалимской церкви города Краснококшайска. В предреволюционный период и в первые годы советской власти помимо церковного служения он работал по мобилизации счетоводом в различных кооперативах, после организации Марисоюза — Марийского союза потребительских обществ (ныне – Марпотребсоюз) с 1.06.1921 по 10.10.1924 занимал должности районного и областного инструктора, заведовал универмагом. В 1923 в связи с арестом отца Петра в заявлении заведующей торговым отделом Марисоюза А. Панфиловой отмечалось: «Вследствие задержания отделом ГПУ заведующего розничным магазином и комиссионной торговли П.В. Кочеткова и потому, что у него находятся документы по магазину … прошу … об освобождении его на 3-4 дня для сдачи находящихся у него дел магазина». В сентябре того же года кооператоры просили освободить диакона Петра на поруки, так как присутствие его, как заведующего универсальным магазином, необходимо. 30 сентября было принято решение Кочеткова из-под стражи под поручительство правления Марисоюза до решения суда освободить, 23 декабря его отстранили от должности заведующего магазином на время следствия, 10.10.1924 он был уволен с работы, как служитель культа, при этом получил удостоверение о добросовестной работе в кооперации. В этот же период, с 1.10.1919 по 1923, отец Петр занимал должности счетовода и секретаря-письмоводителеля при Мироносицкой пустыни . В его ведении находились приходно-расходные книги, книги по учету имущества и инвентаря, вознаграждение за труд он получал натурой – продуктами, шерстью, холстом.

В 1924 диакон Петр Кочетков был определен к Воскресенскому собору города Краснококшайска, весной 1925 по просьбе прихожан и согласию арестованного к тому времени настоятеля собора протоиерея Василия Яхонтова был рукоположен во священника, хиротонию по некоторым сведениям совершил епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). В это время в связи с образованием в 1920 Марийской автономной области, арестами епископата Казанской, Вятской, Нижегородской епархий, распространением обновленчества и образованием в МАО соответствующего викариатства, принесением духовенством покаяния в уклонении в обновленчество встал вопрос об образовании в Краснококшайске Православного церковного управления староцерковников. 29.09.1925 священник Петр Кочетков направил в административный отдел Облисполкома заявление: «Вследствие того, что несколько сел Краснококшайского кантона отошли от обновленчества и перешли в Православное общение, просим разрешения на созыв собрания духовенства и мирян для обсуждения вопроса об организации Православного церковного управления и выбора президиума». 18 ноября данное собрание состоялось, большинством голосов была признана необходимость образования Управления староцерковников, избран президиум Управления из 6 человек (3 представителя от мирян и 3 – от духовенства), в первый состав которого вошли миряне Василий Яковлевич Яковлев, Иосиф Силантьевич Петров, Василий Матвеевич Шабдаров, священник Петр Кочетков, диакон Николай Юричев, псаломщица городской Входо-Иерусалимской церкви Анна Ямщикова. На заседании, состоявшемся 18.01.1926, было принято положение о Краснококшайском православном церковном управлении староцерковников, правящим архиереем единогласно определен проживавший в Казани епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин). К середине 1927 в составе Управления староцерковников находилось около 45 религиозных общин.

Отец Петр состоял членом президиума указанного выше Управления около трех лет, стал одним из активнейших противников обновленчества в Марийском крае на протяжении 1920-х годов. Еще 16.10.1922 на собрании духовенства Краснококшайского кантона он отказался подписать документ о признании устава группы обновленческого духовенства «Живая церковь», в 1923 за сопротивление обновленчеству был отрешен от должности во Входо-Иерусалимском храме. В июле 1927 иерей Петр участвовал в освящении церкви святителя Митрофана Воронежского в Шеклянуре. После Литургии, на которой по разным оценкам присутствовало от 100 до 200 человек, батюшка произнес проповедь на марийском и русском языках, где говорил о неканоничности и духовной опасности обновленчества. Тесную связь поддерживал отец Петр и с отбывавшими в Краснококшайске ссылку священнослужителями, среди которых особо выделял одного из архиереев и протодиакона Петра Титкова, читавшего в Воскресенском соборе на клиросе, оказывал им материальную поддержку. В апреле 1926, на Вербное воскресенье, батюшка в проповеди говорил, что арестованный протоиерей Василий Яхонтов, также противившийся обновленчеству, заключен в тюрьму за веру Христову, 9 мая в соборе собирались подписи в защиту отца Василия.

Условия жизни верующих в советский период были тяжелыми, власти использовали любой повод для преследований. Еще в сентябре 1918 отца Петра арестовывали в связи с так называемым Княжнинским восстанием, увозили в Царевококшайск на несколько часов, но затем освободили. В 1923, когда против братии Мироносицкой пустыни завели уголовное дело в растрате имущества, сокрытии церковных ценностей, хранении и распространении литературы контрреволюционного содержания, диакон Петр обвинялся сначала в умышленном сокрытии имущества и мошенничестве (статьи 185,188 УК РСФСР), а затем — в неприятии мер к сохранению церковного имущества (статья 113 УК РСФСР). На допросах 10 августа, 20 сентября, 10 и 20.11.1923 виновным он себя не признал, на заседании Марийского областного суда 10.02.1924 года был оправдан.

3.09.1926 в народный суд 1 участка Краснококшайского кантона поступило новое следственное дело на отца Петра и председателя религиозной общины Воскресенского собора Виктора Елизаровича Татмышевского для привлечения их к ответственности, как якобы нарушивших установленный административным отделом облисполкома порядок проведения 7 августа крестного хода и водоосвящения на реке Кокшаге. Также в качестве обвинения предъявлялась позиция иерея Петра при закрытии 31.08.1926 Тихвинской церкви, когда батюшка якобы высказал мнение, что власть не вправе закрывать храм. Обвинялся отец Петр по статьям 103,123 УК РСФСР и был приговорен, по имеющимся сведениям, к 25 рублям штрафа.

21.11.1927 в отношении священника Петра Кочеткова было заведено новое уголовное дело, где он назывался одним из участников Княжнинского восстания, обвинялся в антисоветской агитации (статьи 58-10, 59-7, 123,124 УК РСФСР). 24 ноября с него была взята подписка о невыезде, в которой значилось, что «из пределов Маробласти, за исключением приходских деревень, входящих в состав районов Больше-Чигашевского, Коряковского и Медведевского сельсоветов Краснококшайского кантона, без разрешения Мароблотдела ОГПУ впредь до окончания следствия по делу отлучаться никуда не буду, в чем и подписуюсь. Воскресенского собора священник Петр Кочетков».

На допросе 10.01.1928 года батюшка виновным себя не признал. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 20 апреля того же года он был приговорен к трем годам заключения, отбывал наказание в Соловецком лагере ОГПУ. 10.04.1931 отец Петр был приговорен к трем годам ссылки, находился в селе Усть-Цильма Коми области, работал в это время счетоводом и бухгалтером в райпотребсоюзе (6 месяцев), Рыбтресте (11 месяцев), Рыбаксоюзе (2 месяца), на Печерской сельхозопытной станции (1 год и 4 месяца). Получив в 1934 году разрешение на свободное проживание по территории СССР батюшка работал 1 месяц счетоводом на пассажирском пароходе «Коммунистка» и был уволен по сокращению штата. 1 ноября иерей Петр получил назначение к храму Рождества Христова села Пайгусово, 22.12.1934 был переведен к Троицкой церкви села Малый Сундырь.

Мало-Сундырский храм стал последним местом служения батюшки. В окормляемый им приход входили 18 селений, 500 дворов, 10% паствы принадлежало к непоминающим, не признавшим его, как священника сергиевского поставления. Большая часть прихожан приняла нового пастыря, помогали выплачивать налоги на храм, которые резко выросли в 1937 (3040 рублей против 1500 в предыдущие годы). Несмотря на эпидемии гриппа, сыпного тифа и скарлатины отец Петр в 1937 ходил по приглашению на Рождество (8 и 9 января) и Крещение (20 января) по домам верующих с молебнами, а во время объявленного в феврале карантина каждый день приходил в храм для молитвы. В феврале-марте 1937 на церковно-приходском совете обсуждалось решени Мало-Сундырского сельсовета о сносе церковной ограды, и было принято решение ходатайствовать перед Горномарийским райисполкомом об оставлении ее, а на фундамент школы выделить из церковных средств 1000 рублей. При этом райисполком обязал верующих в 10-дневный срок отремонтировать ограду, что и было исполнено. 16.05.1937 епископом Марийским Леонидом (Антощенко) в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка отец Петр был возведен в сан протоиерея. В августе того же года благочинный протоиерей Валериан Новиков предложил батюшке перейти на служение в Юрино, так как тамошние верующие просили второго священника. Отец Петр дал согласие и написал в декабре соответствующее заявление, но в связи с арестом епископа Леонида оно не было рассмотрено.

В начале апреля 1938 протоиерей Петр Кочетков был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму, обвинялся в агитации против колхозов, восхвалении царской власти, клевете на советскую власть и ВКП (б), призывах не подчиняться советским законам, распространении слухов о грядущей войне (статья 58-10, ч.2 УК РСФСР). На допросах 7,9 апреля, 23 мая, 13 июня 1938, очных ставках виновным он себя не признал. В заявлении от 25.07.1938 отец Петр писал, что следствие в отношении него проведено с нарушениями, показания его искажены, часть листов из дела изъяты, к подследственному применялось физическое насилие, просил вызвать дополнительных свидетелей и без них дело не разбирать.

26.07.1938 Специальная коллегия Верховного суда МАССР по статье 58-10, ч.1 УК РСФСР приговорила батюшку к 10 годам лишения свободы. Определением Уголовной коллегии Верховного суда РСФСР от 27.09.1938, появившемся в ответ на кассационную жалобу отца Петра, приговор предписывалось отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с тем, что на просьбу батюшки о вызове дополнительных свидетелей не было отказа, но и допрошены они не были. Вместо дополнительного расследования органы НКВД сфабриковали новое дело. Протоиерей Петр обвинялся в участии в контрреволюционной террористической группе камеры №5 Козьмодемьянской тюрьмы, ведении среди заключенных контрреволюционной агитации, участии в подготовке убийства дежурного наряда и побега заключенных с целью перехода границы Румынии. При этом арестованных не допрашивали, следствие велось с грубейшими нарушениями закона. 29.10.1938  тройкой НКВД по МАССР батюшка был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 октября в 20 часов, точное место погребения протоиерея Петра Кочеткова в настоящее время не известно. 

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию