Кочетков Петр Васильевич, протоиерей
- Дата рождения: 30.11.1879
- Место рождения: Казанская губ., Спасский уезд, Жедяевская волость, д. Шмелевка, в крестьянской семье
- Дата смерти: 3.10.1938
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Другие сведения
Петр Васильевич Кочетков родился 30.11.1879 в деревне Шмелевка Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил Матвеевское сельское училище, в течение двух лет учился в Спасском городском 2-х классном училище, которое оставил за неимением средств на обучение. 1.09.1896 П.В. Кочетков поступил в качестве послушника в один из монастырей города Казани, 12.02.1899 был определен псаломщиком к Троицкой церкви села Сотнур, преподавал в местной школе пение, 12.10.1902 был облачен в стихарь.
С началом Первой мировой войны помимо служения в храме Божием П.В. Кочетков работал в Сотнурском волостном правлении помощником писаря, занимался также обследованием положения солдатских семей. 5.09.1916 он был перемещен к храму Казанской иконы Божией Матери села Старосельское Спасского уезда, 16.05.1917 — к Михаило-Архангельской церкви села Кляри Тетюшского уезда. 18 мая того же года Петр Кочетков выдержал диаконский экзамен и 15 июня был рукоположен во диакона к храму Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Царевококшайского уезда.
В кузнецовской церкви отец Петр служил и в первые годы советской власти. Одной из практикуемых большевиками форм дезорганизации приходской жизни стала мобилизация священнослужителей в тыловое ополчение. 26.01.1919 в исполком Вараксинского волостного совета поступило постановление Ближне-Кузнецовского сельского общества с ходатайством об освобождении от призыва диакона Петра Кочеткова, которое гласило: «Признавая служение диакона Петра Васильевича Кочеткова полезным и необходимым … просить Царевококшайский уездный военный комиссариат об освобождении диакона Петра Кочеткова от военной службы и оставлении его при нашем храме для богослужения и исполнения религиозных нужд по приходу». В постановлении приходского совета храма села Кузнецово (март 1919-го) также говорилось: «Признавая служение диакона Петра Васильева Кочеткова полезным и необходимым при нашей церкви, … ходатайствуем об оставлении диакона Кочеткова от военной службы, причем диакон Кочетков никаких выступлений против советской власти не делал; при церкви служил по назначению».
1.01.1922 отец Петр был переведен к Входо-Иерусалимской церкви города Краснококшайска. В предреволюционный период и в первые годы советской власти помимо церковного служения он работал по мобилизации счетоводом в различных кооперативах, после организации Марисоюза — Марийского союза потребительских обществ (ныне – Марпотребсоюз) с 1.06.1921 по 10.10.1924 занимал должности районного и областного инструктора, заведовал универмагом. В 1923 в связи с арестом отца Петра в заявлении заведующей торговым отделом Марисоюза А. Панфиловой отмечалось: «Вследствие задержания отделом ГПУ заведующего розничным магазином и комиссионной торговли П.В. Кочеткова и потому, что у него находятся документы по магазину … прошу … об освобождении его на 3-4 дня для сдачи находящихся у него дел магазина». В сентябре того же года кооператоры просили освободить диакона Петра на поруки, так как присутствие его, как заведующего универсальным магазином, необходимо. 30 сентября было принято решение Кочеткова из-под стражи под поручительство правления Марисоюза до решения суда освободить, 23 декабря его отстранили от должности заведующего магазином на время следствия, 10.10.1924 он был уволен с работы, как служитель культа, при этом получил удостоверение о добросовестной работе в кооперации. В этот же период, с 1.10.1919 по 1923, отец Петр занимал должности счетовода и секретаря-письмоводителеля при Мироносицкой пустыни . В его ведении находились приходно-расходные книги, книги по учету имущества и инвентаря, вознаграждение за труд он получал натурой – продуктами, шерстью, холстом.
В 1924 диакон Петр Кочетков был определен к Воскресенскому собору города Краснококшайска, весной 1925 по просьбе прихожан и согласию арестованного к тому времени настоятеля собора протоиерея Василия Яхонтова был рукоположен во священника, хиротонию по некоторым сведениям совершил епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). В это время в связи с образованием в 1920 Марийской автономной области, арестами епископата Казанской, Вятской, Нижегородской епархий, распространением обновленчества и образованием в МАО соответствующего викариатства, принесением духовенством покаяния в уклонении в обновленчество встал вопрос об образовании в Краснококшайске Православного церковного управления староцерковников. 29.09.1925 священник Петр Кочетков направил в административный отдел Облисполкома заявление: «Вследствие того, что несколько сел Краснококшайского кантона отошли от обновленчества и перешли в Православное общение, просим разрешения на созыв собрания духовенства и мирян для обсуждения вопроса об организации Православного церковного управления и выбора президиума». 18 ноября данное собрание состоялось, большинством голосов была признана необходимость образования Управления староцерковников, избран президиум Управления из 6 человек (3 представителя от мирян и 3 – от духовенства), в первый состав которого вошли миряне Василий Яковлевич Яковлев, Иосиф Силантьевич Петров, Василий Матвеевич Шабдаров, священник Петр Кочетков, диакон Николай Юричев, псаломщица городской Входо-Иерусалимской церкви Анна Ямщикова. На заседании, состоявшемся 18.01.1926, было принято положение о Краснококшайском православном церковном управлении староцерковников, правящим архиереем единогласно определен проживавший в Казани епископ Чебоксарский Афанасий (Малинин). К середине 1927 в составе Управления староцерковников находилось около 45 религиозных общин.
Отец Петр состоял членом президиума указанного выше Управления около трех лет, стал одним из активнейших противников обновленчества в Марийском крае на протяжении 1920-х годов. Еще 16.10.1922 на собрании духовенства Краснококшайского кантона он отказался подписать документ о признании устава группы обновленческого духовенства «Живая церковь», в 1923 за сопротивление обновленчеству был отрешен от должности во Входо-Иерусалимском храме. В июле 1927 иерей Петр участвовал в освящении церкви святителя Митрофана Воронежского в Шеклянуре. После Литургии, на которой по разным оценкам присутствовало от 100 до 200 человек, батюшка произнес проповедь на марийском и русском языках, где говорил о неканоничности и духовной опасности обновленчества. Тесную связь поддерживал отец Петр и с отбывавшими в Краснококшайске ссылку священнослужителями, среди которых особо выделял одного из архиереев и протодиакона Петра Титкова, читавшего в Воскресенском соборе на клиросе, оказывал им материальную поддержку. В апреле 1926, на Вербное воскресенье, батюшка в проповеди говорил, что арестованный протоиерей Василий Яхонтов, также противившийся обновленчеству, заключен в тюрьму за веру Христову, 9 мая в соборе собирались подписи в защиту отца Василия.
Условия жизни верующих в советский период были тяжелыми, власти использовали любой повод для преследований. Еще в сентябре 1918 отца Петра арестовывали в связи с так называемым Княжнинским восстанием, увозили в Царевококшайск на несколько часов, но затем освободили. В 1923, когда против братии Мироносицкой пустыни завели уголовное дело в растрате имущества, сокрытии церковных ценностей, хранении и распространении литературы контрреволюционного содержания, диакон Петр обвинялся сначала в умышленном сокрытии имущества и мошенничестве (статьи 185,188 УК РСФСР), а затем — в неприятии мер к сохранению церковного имущества (статья 113 УК РСФСР). На допросах 10 августа, 20 сентября, 10 и 20.11.1923 виновным он себя не признал, на заседании Марийского областного суда 10.02.1924 года был оправдан.
3.09.1926 в народный суд 1 участка Краснококшайского кантона поступило новое следственное дело на отца Петра и председателя религиозной общины Воскресенского собора Виктора Елизаровича Татмышевского для привлечения их к ответственности, как якобы нарушивших установленный административным отделом облисполкома порядок проведения 7 августа крестного хода и водоосвящения на реке Кокшаге. Также в качестве обвинения предъявлялась позиция иерея Петра при закрытии 31.08.1926 Тихвинской церкви, когда батюшка якобы высказал мнение, что власть не вправе закрывать храм. Обвинялся отец Петр по статьям 103,123 УК РСФСР и был приговорен, по имеющимся сведениям, к 25 рублям штрафа.
21.11.1927 в отношении священника Петра Кочеткова было заведено новое уголовное дело, где он назывался одним из участников Княжнинского восстания, обвинялся в антисоветской агитации (статьи 58-10, 59-7, 123,124 УК РСФСР). 24 ноября с него была взята подписка о невыезде, в которой значилось, что «из пределов Маробласти, за исключением приходских деревень, входящих в состав районов Больше-Чигашевского, Коряковского и Медведевского сельсоветов Краснококшайского кантона, без разрешения Мароблотдела ОГПУ впредь до окончания следствия по делу отлучаться никуда не буду, в чем и подписуюсь. Воскресенского собора священник Петр Кочетков».
На допросе 10.01.1928 года батюшка виновным себя не признал. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 20 апреля того же года он был приговорен к трем годам заключения, отбывал наказание в Соловецком лагере ОГПУ. 10.04.1931 отец Петр был приговорен к трем годам ссылки, находился в селе Усть-Цильма Коми области, работал в это время счетоводом и бухгалтером в райпотребсоюзе (6 месяцев), Рыбтресте (11 месяцев), Рыбаксоюзе (2 месяца), на Печерской сельхозопытной станции (1 год и 4 месяца). Получив в 1934 году разрешение на свободное проживание по территории СССР батюшка работал 1 месяц счетоводом на пассажирском пароходе «Коммунистка» и был уволен по сокращению штата. 1 ноября иерей Петр получил назначение к храму Рождества Христова села Пайгусово, 22.12.1934 был переведен к Троицкой церкви села Малый Сундырь.
Мало-Сундырский храм стал последним местом служения батюшки. В окормляемый им приход входили 18 селений, 500 дворов, 10% паствы принадлежало к непоминающим, не признавшим его, как священника сергиевского поставления. Большая часть прихожан приняла нового пастыря, помогали выплачивать налоги на храм, которые резко выросли в 1937 (3040 рублей против 1500 в предыдущие годы). Несмотря на эпидемии гриппа, сыпного тифа и скарлатины отец Петр в 1937 ходил по приглашению на Рождество (8 и 9 января) и Крещение (20 января) по домам верующих с молебнами, а во время объявленного в феврале карантина каждый день приходил в храм для молитвы. В феврале-марте 1937 на церковно-приходском совете обсуждалось решени Мало-Сундырского сельсовета о сносе церковной ограды, и было принято решение ходатайствовать перед Горномарийским райисполкомом об оставлении ее, а на фундамент школы выделить из церковных средств 1000 рублей. При этом райисполком обязал верующих в 10-дневный срок отремонтировать ограду, что и было исполнено. 16.05.1937 епископом Марийским Леонидом (Антощенко) в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка отец Петр был возведен в сан протоиерея. В августе того же года благочинный протоиерей Валериан Новиков предложил батюшке перейти на служение в Юрино, так как тамошние верующие просили второго священника. Отец Петр дал согласие и написал в декабре соответствующее заявление, но в связи с арестом епископа Леонида оно не было рассмотрено.
В начале апреля 1938 протоиерей Петр Кочетков был арестован и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму, обвинялся в агитации против колхозов, восхвалении царской власти, клевете на советскую власть и ВКП (б), призывах не подчиняться советским законам, распространении слухов о грядущей войне (статья 58-10, ч.2 УК РСФСР). На допросах 7,9 апреля, 23 мая, 13 июня 1938, очных ставках виновным он себя не признал. В заявлении от 25.07.1938 отец Петр писал, что следствие в отношении него проведено с нарушениями, показания его искажены, часть листов из дела изъяты, к подследственному применялось физическое насилие, просил вызвать дополнительных свидетелей и без них дело не разбирать.
26.07.1938 Специальная коллегия Верховного суда МАССР по статье 58-10, ч.1 УК РСФСР приговорила батюшку к 10 годам лишения свободы. Определением Уголовной коллегии Верховного суда РСФСР от 27.09.1938, появившемся в ответ на кассационную жалобу отца Петра, приговор предписывалось отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с тем, что на просьбу батюшки о вызове дополнительных свидетелей не было отказа, но и допрошены они не были. Вместо дополнительного расследования органы НКВД сфабриковали новое дело. Протоиерей Петр обвинялся в участии в контрреволюционной террористической группе камеры №5 Козьмодемьянской тюрьмы, ведении среди заключенных контрреволюционной агитации, участии в подготовке убийства дежурного наряда и побега заключенных с целью перехода границы Румынии. При этом арестованных не допрашивали, следствие велось с грубейшими нарушениями закона. 29.10.1938 тройкой НКВД по МАССР батюшка был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 октября в 20 часов, точное место погребения протоиерея Петра Кочеткова в настоящее время не известно.