Вятская и Слободская епархия, г. Вятка, приходская обшина бывшего Трифонова Успенского мужского монастыря, председатель приходского совета
Показать все
Преследования
23.2.1923
арестована по доносу обновленцев по обвинению в «контрреволюции»
февр. 1923 7.7.1923
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), освобождена под подписку о невыезде
22.8.1923
арестована за сопротивление изъятию церковного имущества и передаче его губкоммунхозу
14.12.1923
осуждена на 3 года ссылки в Западную Сибирь (в Зырянский край)
Показать все
Другие сведения
«В сентябре 1918 г. Трифонов Успенский монастырь был упразднен, его насельников выслали в Пермскую губернию. Монастырские храмы пришли в запустение. Попечение о них попытались взять на себя сестры Вятского Преображенского монастыря во главе с игуменьей Рафаилой, но власти не дали им разрешения, так как монахини не являлись членами приходской общины. К этому времени храмами Преображенского монастыря и их имуществом заведовала Юлия Александровна Лавровская, которая и явилась инициатором создания приходской общины при бывшем Успенском монастыре. 17 декабря 1918 г. община была официально зарегистрирована, и Ю. А. Лавровская вошла в совет общины на правах председателя. Члены Трифоновской общины подписали соглашение с Вятским совдепом, по которому они приняли в "бессрочное, бесплатное пользование богослужебные здания с богослужебными предметами", и обещали не допускать в храмах политических собраний. Члены обшины немало потрудились, чтобы привести в порядок храмы Трифонова монастыря, изыскивали средства на отопление и содержание Успенского собора. В помощь старцу-иеромонаху, служившему в соборе, был приглашен приходский священник, сестры Преображенского монастыря пели в церковном хоре. Труды Юлии Алексан дровны были отмечены св. Патриархом Тихоном, приславшим ей свое благословение с грамотой. Обширные помещения бывшего монастыря не оставались без внимания властей, стремившихся прибрать их к рукам. В декабре 1919 г. по постановлению Вятского губкома РКП(б) в братском корпусе, настоятельских палатах и Никольской церкви разместилась Вятская губернская совпартшкола. Губернский архитектор И. А. Чарушин, сочувствовавший верующим и когда-то руководивший капитальным ремонтом Успенского собора, пытался убедить губкоммунотдел, что здания монастыря не приспособлены для учебных занятий, и ходатайствовал перед властями о передаче усадьбы Трифонова монастыря Вятскому областному музею. Инициативу Чарушина поддержала Москва, в июле 1921 г. ансамбль Трифонова монастыря с храмами и церковным имуществом перешел в ведение Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы (Главмузея). По договору, подписанному с представителями Главмузея (Москва) и Губмузея (Вятка), члены Трифоновской общины приняли в пользование здания и предметы, имевшие историко-художественное значение. В марте 1922 г., когда по стране разворачивалась кампания по изъятию церковных ценностей на нужды голодающих, представители Трифоновской обшины подписали акт о сдаче ценных предметов: окладов с икон, предметов из золота и серебра (в том числе и богослужебных). На следующий день, 7 марта 1922 г., выяснилось, что игумен Герасим прихожанину Афанасию Сычугову передал на хранение ряд богослужебных предметов: потир, дискос, лжицу, звездицу и две серебряные чашечки, чтобы потом вернуть их в монастырь. Игумена Герасима обвинили в сокрытии церковных ценностей, и 3 апреля Вятский губернский ревтрибунал приговорил его к трем годам лишения свободы, но, учитывая преклонный возраст обвиняемого (75 лет), приговор объявили условным. В ходе следствия был обнаружен документ, по которому указанные предметы являлись личной собственностью о. Герасима. Документ был подписан председателем обшины Ю. А. Лавровской, церковным старостой Андреем Федоровым и монахиней Марией Томиловой. В мае 1922 г. на них было заведено уголовное дело, которое было прекращено в декабре того же года в связи с амнистией по случаю 5-й годовщины Октябрьской революции. За Юлией Александровной сотрудники ОГПУ установили постоянное наблюдение. На основе агентурных данных в 1923 г. был составлен доклад начальника секретного отдела, в котором община Трифонова монастыря названа "главным гнездом местных церковных контрреволю ционеров", а деятельность "гражданки Лавровской" получила своеобразное, но яркое отражение: "Гражданка Лавровская — женщина глубоко религиозная и фанатичная последовательница бывшего патриарха Тихона... Она с 1918 г. состоят председателем религиозной обшины и проявляет активную деятельность как заядлый реакционер-тихоновец, объединяя в обшине подобных себе людей. С момента появления в Вятке обновленцев, начавших усиленно проводить в церковную жизнь идеи обновления, Лавровская повела против них усиленную борьбу, и первым шагом в этой борьбе, с ее стороны, было объявление Трифоновской религиозной общиной полной автокефалии — неподчинения церковно-обновленческой власти и замкнутости в своем монастыре. В дальнейшем антиобновленческая деятельность гражданки Лавровской вылилась в следующую форму: она всюду и везде, на всех церковных собраниях, богослужениях, молебствованиях и просто в толпах горожан занималась агитацией против обновленцев, в самых грубых выражениях чернила их в глазах несознательных верующих, как только возможно, а также пропагандировала, что в Живую церковь залезли коммунисты, которым помогает советская власть... Лавровская считает всех обновленцев еретиками-раскольниками... Лаврова во всеуслышание заявляет, что Живую церковь и обновленцев она никогда не признает, хотя бы пришлось за это понести самые жесточайшие наказания... После ареста в прошлом году Вятских епископов Павла [Борисовского] и Виктора [Островидова] Лавровская говорила мирянам, что их аре стовали за непризнание Живой церкви, и собирала помощь им среди мирян, деньги. Будучи арестована в начале текущего года вместе с группой вятского реакционного духовенства за контрреволюционную деятельность, гражданка Лавровская была отправлена в Москву и по освобождении побывала у бывшего патриарха Тихона, от которого получила словесное благословение на продолжение активной борьбы с обновленцами без всяких уступок. <...> Проводимая Лавровской по возвращении из Москвы злостная агитация и пропаганда против обновленцев имела желанные для нее результаты. Во-первых, из некоторых церквей города, реакционно настроенных под влиянием возбуждающих речей Лавровской, миряне буквально выгнали своих попов-обновленцев, запретив им священнодействовать, и на место их поставили тихоновцев, рекомендованных Лавровской. Во-вторых, многие приходские собрания, устраиваемые обновленцами для разрешения текущих вопросов, благодаря агитации Лавровской были сорваны, и миряне, уходя с таковых, бросали различные угрозы и оскорбления по адресу живоцерковников..." В августе 1923 г. президиум Вятского губисполкома постановил закрыть Благовещенскую и Трехсвятительскую церкви бывшего Трифонова монастыря и передать их под жилье в ведение губкоммунотдела, а Успенский собор передать обновленческому епархиальному управлению. 14 августа в монастырь прибыла особая комиссия, передавшая Ю. А. Лавровской документ с решением губисполкома. В ответ она заявила, что выполнить распоряжение властей не может, так как церкви находятся в ведении Главмузея, с которым Трифоновская община заключила договор, и предложила подождать несколько дней, до возвращения из Москвы посланного в Главмузей делегата. Члены комиссии ждать не стали и отдали распоряжение об аресте Ю. А. Лавровской. 14 декабря 1923 г. Юлия Александровна была осуждена комиссией ГПУ за "намеренное и злостное" неподчинение властям и "усиленную агитацию среди верующих и членов общины о несдаче церковного имущества". Ее приговорили к высылке на два года в Зырянскую область. Осмотрев пожилую больную женщину, медкомиссия вынесла заключение: "Северный климат не крайне суровый переносить может"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 9. С. 48–50).