Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 30.7.2003 г. Память совершается 26 января/8 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1888
Смоленская духовная семинария
1888
1892
Московская духовная академия
1892
1893
Московская духовная академия
профессорский стипендиат
Развернуть
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1893
не позднее 1919
Московская губ.,
Дмитровский уезд,
посад Сергиевский (Сергиев Посад),
Московская духовная академия (исполняющий должность доцента, экстраординарный профессор, с 15.5.1917 г. ординарный профессор); преподаватель на кафедре патрологии до закрытия Академии; с 1897 г. магистр богословия; с 1917 г. доктор церковной истории); в 1903–1906 гг. редактор "Богословского вестника", в 1906 г. член Предсоборного присутствия в г. Санкт-Петербурге; действительный член Московского психологического общества; в июне 1917 г. избран Советом МДА в Предсоборный Совет; член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. (зам. председателя 16-го отдела о духовных академиях), член комиссии Собора по реформе высших духовных школ. В 1917–1919 гг. член Совета православных церковных общин Сергиева Посада
1907
1923
Московская епархия,
г. Москва,
1-й Московский государственный университет приват-доцент, затем профессор: преподаватель истории патристической философии и истории догматов. 7.5.1917 г. защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина» преподавал в МГУ на кафедре философии Средних веков. Преподавал также общецерковную историю и историю патристической литературы на Высших богословских женских курсах при Скорбященском монастыре в Москве (с 1917 — Высший женский богословский институт)
Показать все
Преследования
10.12.1924
арестован в г. Москве по адресу: Арбат, Денежный пер. 5-2. Обвинение: «составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам, беря их из недостоверных источников, имея целью дискредитировать соввласть»
10.12.1924 июнь 1925
находился в заключении во Внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке (г. Москва)
19.6.1925
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения свободы (по ст. 73, 59 УК РСФСР)
1925 1927
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), рабо тал учителем в школе грамоты
нояб. 1927
переведен на материк в Кемский лагпункт
4.11.1927
осужден на 3 года ссылки
апр. 1928
выбыл с этапом в г. Сургут, откуда выехал для отбытия ссылки
1928 дек. 1930
находился в ссылке в дер. Сытомино Сургутского р-на Тобольского округа, трудился над сочинением о св. Григории Нисском
дек. 1930
арестован по обвинению в «антисоветской агитации»
дек. 1930 1931
находился в заключении в тюрьме г. Сургута
8.2.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на ссылку на 3 года с лишением права проживания в 12 населенных пунктах СССР с прикреплением к определенному месту жительства
февр. 1931 авг. 1932
находился в ссылке в с. Самарово (ныне в черте г. Ханты-Мансийска) и в с. Реполово (Репаловское)
23.2.1935
арестован под Москвой по адресу: ст. Люберцы, поселок Михельсона, ул.Володарского, 7 как «член православной группы русско-католической контрреволюционной организации» (по делу «контрреволюционной организации при нелегальном Петровском монастыре»)
23.2.1935 1935
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
26.4.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет ссылки в Красноярский край (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
весна 1935 окт. 1937
находился в ссылке в с. Игнатово Пировского р-на Красноярского края
9.10.1937
арестован по обвинению в том, что «восхвалял врагов народа и клеветал на ВКП(б) и советскую власть, дискредитировал стахановское движение и Конституцию Советского Союза, распространял контрреволюционные провокационные слухи, проводил контрреволюционную агитацию...»
5.2.1938
приговорен тройкой при УНКВД по Красноярскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
8.2.1938
расстрелян в г. Енисейске
28.6.1989
реабилитирован прокуратурой Красноярского края, по году репрессии: 1938
11.5.1989
реабилитирован Генеральной прокуратурой СССР, по году репрессии: 1935
19.2.1992
реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ, по году репрессии: 1925
«Все знавшие Ивана Васильевича Попова отзывались о нем как о простом и добром человеке, истинном служителе Церкви, смиренном труженике, благоговейном молитвеннике, постнике и девственнике — настоящем монахе в светском звании. Он сам говорил: "Для меня в жизни самое основное — интересы Святой Церкви и родной мне Академии, которая воспитала меня, дала образование и поставила на ноги..." В 1924 г. И. В. Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью. Патриарх Тихон думал также "послать на ожидаемый 8-й Вселенский Собор профессора И. В. Попо ва, как церковного историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном расколе". В 1924 г. И. В. Попов был арестован в связи с хождением списков арестованных и ссыльных архиереев, которые составлялись в Москве в церковных кругах "с целью учета высланных и заключенных соввластью". На вопросы следователя, от кого он получил эти списки, обвиняемый Попов категорически отказался отвечать. На допросе показал: "Месяц, приблизительно, назад один из моих знакомых, назвать фамилию которого я не решаюсь, ввиду нежелания подвергнуть его напрасному подозрению, принес мне список, имеющий следующее заглавие: «Список канонических архиереев, проживающих в России» с подразделе нием — «список архиереев, находящихся в обновленческом расколе»... Несколько позднее я решил дополнить этот список графой о судимости, привлечениях к ответственности и ограничениях в административном порядке, которые применялись соввластью к епископату за последнее время, чтобы иметь ясную картину положения епископата. Эта мысль явилась у меня в связи с ожидаемым Собором представителей всех Православных Церквей на Востоке... Мне казалось, что для работ Собора по ликвидации обновленческого раскола и информации его же о взаимоотношениях Церкви этот список мог быть полезен... Главным образом список составился только мной, по личным сведениям, из прессы, в порядке частной информации от некоторых лиц, припомнить которых затрудняюсь, так сведения эти слагались у меня в голове в течение нескольких лет". 27 апреля 1925 г. И. В. Попову предъявили обвинение в "сношениях с представителями иностранных государств с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой Поповым доставлялась последним явно ложная информация о гонениях со стороны советской власти по отношению к Церкви и епископату". Вскоре, 19 июня того же года, последовал приговор. В Соловецком лагере Иван Васильевич активно участвовал в составлении памятной записки соловецких епископов — послания, обращенного к правительству СССР. Епископ Иларион (Троицкий), отмечая исключительную ученость профессора Попова, говорил соловецким узникам: "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича". После лагеря Иван Васильевич получил еще два срока сибирской ссылки. В 1932 г. его неожиданно вызвали в Москву и освободили: в столице не нашлось ни одного профессора для перевода с латыни какого-то сочинения для академического издания. Иван Васильевич Попов был тесно связан с общиной Высокопетровского монастыря и архиепископом Варфоломеем (Ремовым). По просьбе архиепископа Варфоломея католический епископ Пий Неве оказывал Ивану Васильевичу помощь через Красный Крест во время его ссылки. В феврале 1935 г. владыку Варфоломея арестовали, а два дня спустя последовал арест И. В. Попова, привлеченного по тому же делу. Знакомство с епископом Неве послужило основанием для вынесения приговора Ивану Васильевичу как "члену православной группы русско-католической контрреволюционной организации". Возводимые на него абсурдные обвинения И. В. Попов отверг, но это не помешало следствию признать его виновным и сослать в Красноярский край» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 7. С. 513–517).
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 7. С. 513–517