Серафим (Урбановский Николай Александрович), архимандрит

  • Дата рождения: 15.3.1908
  • Место рождения: Смоленская губ.
  • Дата смерти: 2.7.1996
  • Место смерти: Челябинская обл., г. Касли; похоронен в ограде храма Вознесения Господня г. Касли

Родственники

  • отец  —  Урбановский Александр Алексеевич, офицер, участник Первой мировой войны; погиб на фронте
  • мать  —  Урбановская Варвара Николаевна, домохозяйка
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1923
общеобразовательная школа
окончил семь классов в г. Сычевке Смоленской губ.
1942
школа младших командиров
обучался г. Молотовске Архангельской обл.
между 1942 и 1945
медицинские курсы санитаров
окончил
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

1928
пострижен в монашество
1930
рукоположен во иеродиакона
между 1930 и 1934
рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским)
1959
возведен в сан игумена, награжден саном ко дню Святой Пасхи
между 1973 и 1994
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1927
1929
Московская епархия, г. Москва, Никольский единоверческий монастырь, монах
1929
1930
Московская епархия, г. Москва, Сретенский монастырь, иеродиакон
1933
1934
Московская епархия, Московская обл., с. Шумашь, Спасо-Преображенская церковь, иеромонах
1934(?)
Московская епархия, Московская обл., Рязанский округ, Чучковский р-н, с. Голенищево, Никольская церковь, иеромонах, настоятель
1945
Донецкая и Ворошиловградская епархия, Донецкая обл., г. Горловка, иеромонах, настоятель, благочинный Донского округа Ростовской обл.
1945
1946
Донецкая и Ворошиловградская епархия, Луганская обл., с. Псаломщиково, Петропавловская церковь, иеромонах, настоятель
1946
1947
Донецкая и Ворошиловградская епархия, Луганская обл., г. Попасное, Свято-Никольская церковь, иеромонах, настоятель
1949
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Великие Луки, Казанский кафедральный собор, иеромонах, настоятель, секретарь епархии, духовный следователь (с 1949)
1949
1952
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Опочка, Покровская церковь, иеромонах, настоятель
1952
не позднее 1953
Ростовская и Новочеркасская епархия, Ростовская обл., г. Таганрог, Всехсвятская церковь, иеромонах; служил также в Никольской церкви г. Таганрога
не позднее декабря 1953
1957
Ростовская и Новочеркасская епархия, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Богородице-Рождественский собор, иеромонах, ключарь собора (дек. 1953), благочинный Мечетинского благочиния (с 1956)
1957
не ранее 1959
Ростовская и Новочеркасская епархия, Ростовская обл., станица Вешенская, Михайло-Архангельская церковь, игумен (до 1959 — иеромонах), настоятель, благочинный Верхне-Донского округа
15.2.1961
1963
Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская обл., Вязниковский р-н, пос. Мстёра, церковь иконы Божией Матери Владимирская, игумен, настоятель
1963
25.7.1966
Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская обл., г. Муром, Благовещенский собор, игумен, настоятель, благочинный по Муромскому и Курловскому благочиннических округам
25.7.1966
1973
Рязанская и Касимовская епархия, Рязанская обл., Клепиковский р-н, с. Стружаны, Успенская церковь, игумен, настоятель
1973
1994
Челябинская и Златоустовская епархия, Челябинская обл., г. Касли, церковь Вознесения Господня, архимандрит, настоятель, благочинный приходов Челябинской епархии (с 1983). В 1994 вышел за штат по болезни
Показать все

Награды

медаль «За оборону Ленинграда»
орден Отечественной войны 2-й степени
орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за многолетние пастырские труды»
Показать все

Преследования

1943
арестован
1934
арестован
1934
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
1934
осужден на ссылку в Коми АССР
19341942
находился в ссылке в Коми АССР; в ссылке трудился матросом на пароходах и баржах, ночным сторожем при складах, водовозом и рабочим в столовой. После окончания срока поселения работал старшим почтовым агентом при отделении связи станции Кожва
Показать все

Другие сведения

Настоятелем храма Вознесения Господня в г. Касли отец Серафим прослужил без малого 23 г. Родился Николай Александрович 29 марта (по старому стилю 15 марта) 1908 г. В «Воспоминаниях» он рассказывает о своей семье: «Мои родители по национальности русские. Отец Александр Алексеевич и мать Варвара Николаевна Урбановские, происходили из чиновничьей среды. С начала Германской войны 1914 г. отец в чине офицера ушел на защиту Родины, где в сражениях и погиб. Мать всегда занималась по хозяйству...» Впоследствии матушка о. Серафима жила с его сестрой, которая была инженером и работала на одном из Ленинградских заводов.

Среднее образование Н.А. Урбановский получил в г. Сычёвка Смоленской губернии с 1915 по 1925 гг. Поскольку семья была религиозной, то уже с 8-летнего возраста Николай прислуживал в алтаре при местном Вознесенском соборе. По благословению священников на службе всегда надевал детский стихарь, что было для мальчика настоящей наградой. После окончания школы служил ризничим при соборе.

В 1927 г. юноша уехал в Москву, где нашел приют в Никольском единоверческом мужском монастыре. Затем, вскорости, становится насельником Сретенского монастыря. Будучи еще совсем молодым человеком, Николай Урбановский выбирает трудный путь служения Богу и людям. В 1928 г. он принял монашеский постриг с именем Серафим, в честь преподобного Саровского чудотворца Серафима.

Отец Серафим начал свое монашеское служение клириком при Никольском монастыре, в 1929 г. был рукоположен в сан иеродиакона и продолжил свое служение в Сретенском мужском монастыре. Невероятно трудно было в те годы оставаться верным один раз выбранному духовному жизненному пути. Православное священство испытывало давление как со стороны т. н. «обновленцев», так и со стороны молодой советской власти.

Из «Воспоминаний» архимандрита Серафима: «В 1930 г. я был призван в тыловое ополчение, которое ранее нам заменялось (как лишенным права голоса гражданам) военным налогом. Призыв в тыловое ополчение разлучил меня со своею обителью… Из служителей церковного культа нас было немного. Среди них были и донские казаки. В числе их помню диакона Николая Пастухова. Были также псаломщики, регенты — все они обладали прекрасными голосами донских певцов». На работах военного ведомства в Великолукской обл. отец Серафим прослужил с 1930 по 1933 гг.

После отбывания воинской повинности в 1933–1934 гг. отец Серафим назначается настоятелем Преображенского прихода в с. Шумаши Рязанской области. Однако недолго пришлось послужить молодому настоятелю. В 1934 г., в период активных репрессий против Русской православной церкви, отец Серафим, как и многие священнослужители, был выслан на поселение в Коми АССР.

Но перед этим была знаменитая Бутырская тюрьма. Из «Воспоминаний» отца Серафима: «Бутырская тюрьма в Москве. Камера приспособлена на 25 человек. Все 25 коек одной своей стороной наглухо привинчены к стене; вторая сторона коек к ночи вместе с матрасами отбрасывалась и твердо становилась на ножку. Но нас здесь находилось не 25, а 87. А потому все подвесные кровати были откинуты, и на всех лежали не матрасы, а голые неотесанные доски. В двух огромных окнах форточки не закрывались. Конечно, наша камера ничем не отличалась от других камер тюрьмы.

Тюрьма всегда была до отказа переполнена. Кого там можно было только ни встретить! Каких наций, званий и профессий здесь ни перебывало!» Молодому монаху пришлось встретиться и с бывшим царским генералом Л. Н. Быковым. Он, коротая тюремное время, обучал сокамерников иностранным языкам, которые знал в совершенстве. Незабываемой была встреча с иерархом Русской православной церкви высокопреосвященнейшим митрополитом Кириллом Казанским. Владыка рассказывал о поездке в Ясную Поляну для увещевания графа Л. Н. Толстого, а также о том, что он лично вел дело о гнусном поведении Григория Распутина и лично докладывал самому Российскому Императору Николаю II.

Вот как описывает архимандрит Серафим митрополита Кирилла: «По всему было видно, что это не священник, а архиерей. Он был высокого роста, полный, в богатой рясе. На голове у него была архиерейского покроя скуфья в виде круглой камилавочки. Большая красивая седая борода, такие же волосы; черные густые брови и прекрасные голубые ангельские глаза… Он осмотрелся, трижды перекрестился и сказал тем, которые встали при его приходе: «Мир вам, дорогие братья!».

Много интересных и выдающихся людей встретил отец Серафим, следуя в этапе.

Кроме того, с большой теплотой вспоминает он о местных жителях, простых тружениках. «Наш этап пешком проследовал из лагерей г. Котласа до Воркуты в Заполярье. Шли лесами, пробирались по занесенным снегом дорогам. Проходили села и деревни зырян, которые теперь называются жителями Коми АССР. Расквартированные в их избах, мы там ночевали и отдыхали. Простые северные люди, жители природы, они были честных правил... До некоторых пор они не имели понятия, что такое замок. Как амбары, так и дома закрывались палкой, чтобы туда не могли проникнуть собаки, которых у жителей Коми было в изобилии».

За время лагерей отцу Серафиму пришлось потрудиться на разных видах работ: матросом на пароходах и баржах, ночным сторожем при складах, водовозом и рабочим в столовой. После окончания срока поселения работал старшим почтовым агентом при отделении связи станции Кожва. Оттуда в 1942 г. Н. А. Урбановский был призван в ряды действующей Красной армии. В г. Молотовске Архангельской обл. прошел школу младших командиров с присвоением звания старшего сержанта. Несколько позднее окончил медицинские курсы санитаров.

В 1942 г. участвовал в боях под Ленинградом, где 31 декабря получил тяжелое ранение в голову, закончившееся потерей правого глаза. После этого последовал госпиталь в г. Улан-Удэ Бурят-Монгольской АССР. В составе батальона выздоравливающих гонял из Монголии лошадей для нужд армии.

Как только отец Серафим оправился от ранений, он опять приступил к своим пастырским обязанностям при Никольском храме г. Горловки Донецкой области. В эти же годы он назначается благочинным Донского округа Ростовской области.

Годы войны и послевоенные годы были тяжелейшими для нашего народа. Духовная помощь в это время была людям крайне необходима. И отец Серафим ревностно исполнял свой пастырский долг. Люди, ставшие в эти годы его духовными чадами, поддерживали связь со своим духовным отцом вплоть до его кончины.

На юге нашей Родины Н. А. Урбановский прослужил до 1961 г. Жизнь священника была богата интересными встречами. Так, например, служа в станице Вёшенской, отец Серафим был дружен с писателем Михаилом Шолоховым. Поскольку отец Серафим избрал монашеский путь служения Богу, то семьей за все годы своей жизни он не обзавелся. Но многим мальчишкам он дал путёвку в жизнь. Брал их на воспитание из многодетных семей, давал им благочестивое воспитание, помогал учиться и правильно выбрать специальность. Некоторые из ребят выбрали священнический путь; среди них епископ, благочинные, священники. Другие приобрели светские специальности. Среди них есть директор учреждения, рабочие. Отец Серафим был духовным наставником и сегодняшнего настоятеля Каслинского храма отца Георгия.

На Каслинском приходе игумен Серафим оказался по благословению епископа Свердловского и Курганского Климента. В 1973 г. отец Серафим стал настоятелем Вознесенской церкви г. Касли, с 1983 г. — благочинный приходов Челябинской епархии. До 1993 г. архимандрит Серафим был духовником для священнослужителей Челябинской епархии.

При непосредственном участии архимандрита Серафима после возвращения Каслинского храма верующим (в 1943 г.) была реставрирована настенная роспись храма, проведены громоотводы на его крышу, обновлено внутреннее убранство, создан хор. В Каслинский храм к отцу Серафиму ехали верующие со всей округи: из Нязепетровска и Верхнего Уфалея, Вишневогорска и Кыштыма, из близлежащих «закрытых» городов. На всех страждущих хватало сил у отца Серафима.

Трудно перечесть все, чем занимался настоятель храма. Архимандрит Серафим находил возможность участвовать и в общественной жизни страны, он долгие годы добровольно отчислял взносы в Фонд Мира.

Это был заслуженный, достойный человек. Недаром, когда архимандрит Серафим скончался, то по прошению Епархии и при согласии светских властей, было принято решение захоронить прах любимого батюшки за алтарем храма Вознесения Господня на территории Каслинского храма. До сих пор к его могиле люди приносят цветы и свои молитвы, прося заступничества отца Серафима перед Божьим престолом.

 

В оформлении биографической страницы использовалась статья Головкиных «Наследие прихода : Архимандрит Серафим».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию