Сальков Леонид Васильевич, мученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 22 февраля/7 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1911
Императорский Московский университет
физико-математический факультет
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
февр. 1918
Бахчисарайский р-н, с. Ходжа Сала, Благовещенский мужской монастырь на Мангупе
1920
1923
Таврическая и Симферопольская епархия, Таврическая губ., г. Севастополь, Херсонесский во имя св. равноап. кн. Владимира мужской монастырь
1923
1927
г. Сухуми, ил в монастырях Кавказы или у благочестивых крестьян под Сухуми, принимавших странников
Показать все

Преследования

дек. 1927
арестован Абхазским ГПУ по подозрению в «шпионаже в пользу контрреволюционного духо­венства»
дек. 1927
осужден на 3 года заключения в концлагерь
19271930
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН)
1940 – сент. 1933
находился в ссылке в Междуреченском р-не Воло­годской обл.
12.1.1935
арестован в Междуреченском р-не Вологодской обл. как «руководитель контрреволюционной группировки церков­ников "Истинно-православная церковь (ИПЦ)" в г. Одессе». этапирован в г. Одессу из Вологодского сектора НКВД
13.9.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ); (по ст. 54-10, 54-11 УК Украинской ССР)
1935 – нояб. 1937
находился в заключении в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаге)
18.11.1937
арестован в лагере
17.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
7.3.1938
расстрелян в Карагандинском ИТЛ (Карлаге)
28.4.1989
реабилитирован прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской обл, по году репрессии: 1937
Показать все

Другие сведения

После окончания Московского университета Леонид Васильевич поступил вольноопределяющимся на военную службу; в 1912 г. уволен в запас в чине прапорщи­ка. В 1914 г. был призван в действующую армию, служил в 13-й артиллерийской брига­де, находился на Румынском фронте. После Февральской революции 1917 г. подал в отставку и был переведен в ре­зерв в г. Одессу, вскоре оставил военную службу и возвратился в г. Симферополь. По благословению св. прав. Ионы Одесского (Атаманского) поступил в Благовещенский мона­стырь, где был арестован большевиками и находился под до­машним арестом в помещении гости­ницы монастыря, освобожден после захва­та монастыря немецкими войсками. После этого вернулся в г. Одессу, где пробыл две недели у св. прав. Ионы (Атаманского), благословившего его на подвиг странничества. Выехал в г. Симферополь, чтобы раз­дать все свое имущество частично на церковь, частично на богадельню и ча­стично родственникам.

Леонид Васильевич странствовал по Кавказу, посещая зна­менитые обители: Новый Афон, Кама­ны, Дранды, Ведийский монастырь. В марте 1919 г. получил благословение на подвиг странничества от грузинского старца Алексия (Шушании) Теклаукского монастыря. В декабре 1919 г. прибыл в Константи­нополь для дальнейшего следования в Святую землю. Два месяца прожил на Афонском подворье, затем выехал об­ратно на Кавказ (в то время Иерусалим был занят англичанами, и они не пу­скали туда русских). В марте 1920 г. прибыл в г. Севастополь, занятый Белой армией, отказался от военной службы, за что был арестован и отправлен в г. Джанкой, вскоре отпущен и поступил в Херсонесский монастырь. С приходом армии П. Н. Врангеля вновь отказался от военной службы и выехал из Крыма на Кавказ в монастырь, где был настоятелем игу­мен Алексий (Шушания), и находился там до кончины старца. В 1925 г. ушел из монастыря в г. Сухуми, где проживал у раба Божия Констан­тина, помогая ему в хозяйстве. По окончании высыл­ки в 1933 г. выехал в г. Сухуми, где ему было от­казано в прописке. После этого странствовал по разным городам (Симферополь, Одесса, Су­хуми, Тирасполь), ненадолго останав­ливаясь у своих единомышленников — «непоминающих» священников и ми­рян. В 1934 г. (октябрь — январь) проживал в Междуреченском р-не Вологодской обл.

Из показаний св. мученика Леонида на следствии в 1935 г.: «В Одессе есть неко­торое количество лиц — последователей Истинно Православной Церкви. В кругу этих лиц я являлся старшим братом, давал наставления духовного порядка, один из них по имени Сергий называл меня учите­лем. Мои беседы носили индивидуальный характер, а также были случаи, когда со­бирались по несколько человек, которым читал духовную литературу, разъяснял ее или просто вел беседы на тему об Истинно Православной Церкви». На вопрос о его постоянном занятии мученик Леонид от­ветил: «Являясь последователем Истинно Православной Церкви, я принял на себя подвиг странничества... Средствами к су­ществованию у меня были пожертвования от верующих и изредка частные работы по хозяйству у верующих, с кем мне приходилось сталкиваться. Только такие работы я и могу выполнять, работа же на совет­ских предприятиях или служба в советских учреждениях является противной моей со­вести... Как последователь Истинно Право­славной Церкви я являюсь противником соввласти... К данным выше показаниям об отношении к соввласти в конец добавле­ние: врагом советской власти я являюсь за ее безумное восстание против Бога... Анти­советской деятельности с моей стороны не было. Беседы я проводил в Духе Священно­го Писания так, как я его понимаю, с тем, чтобы разъяснить слушателям его вернее... По моему убеждению, советская власть послана Богом в наказание человечеству. Поэтому я, как и всякий христианин, не должен радоваться существованию совет­ской власти, а наоборот, это является скор­бью. К мировоззрениям советской власти я и отношусь как к [нрзб.] закрепощающе­му людей, и советская власть существовать не будет...» В Карлаге мученик Леонид подпал под но­вое следствие. Из обвинения: «...отбывая наказание в Карлаге, Сальков Л.В. прово­дил религиозные обряды, распространял среди заключенных написанные им мо­ литвы, говорил о скором падении советской власти. Совместно с [Константином] Краснопевцевым 8 ноября 1937 г. служил панихиду по расстрелянной царской се­мье». Виновным в контрреволюционной деятельности мученик Леонид себя не при­знал и назвать кого-либо отказался, заявив, что «он не подлец и не предатель, и кровью других людей себе свободы не покупает».

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию