Нестор (Анисимов Николай Александрович), митрополит

  • Дата рождения: 9.11.1885
  • Место рождения: г. Вятка
  • Дата смерти: 22.10.1962
  • Место смерти: г. Москва; похоронен за алтарем Спасо-Преображенской церкви Патриаршей резиденции в Переделкине Московской обл.

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1898
1904
Казанское реальное училище
1906
Миссионерские курсы при Казанской духовной академии
окончил калмыцко-монгольское отделение
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

17.4.1907
пострижен в монашество архимандритом Андреем (Ухтомским) в крестовой церкви Казанского архиерейского дома
6.5.1907
рукоположен во иеродиакона епископом Иннокентием (Солодчиным) в Казанском кафедральном соборе
9.5.1907
рукоположен во иеромонаха епископом Чистопольским Алексием (Дородницыным), викарием Казанской епархии, в Казанском кафедральном соборе
25.5.1914
возведен в сан игумена в Свято-Троицком монастыре г. Уссурийска
14.6.1915
возведен в сан архимандрита епископом Иннокентием (Ястребовым) по ходатайству Великой княгини Марии Павловны в домовой церкви свт. Николая Чудотворца при Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербурга, «за его самоотверженную деятельность, глубоко-серьезное отношение и духовную помощь нашим доблестным воинам в военных организациях Ея Высочества»
16.10.1916
хиротонисан во епископа епископом Никольско-Уссурийским Павлом (Ивановским), епископом Японским Сергием (Тихомировым), епископом Благовещенским и Приамурским Евгением (Бережковым) во Владивостокском кафедральном соборе
7.11.1933
возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей
июнь 1946
возведен в сан митрополита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
май 1907
Казанская и Свияжская епархия, г. Казань, Казанский Спасо-Преображенский монастырь, иеромонах (до 9.5.1907 — иеродиакон; до 6.5.1907 — монах; до 17.4.1907 — послушник)
18.6.1907
1914
Владивостокская и Камчатская епархия, Камчатская обл., Гижигинский уезд, местечко Гижигинское, церковь Спаса Нерукотворного Образа, игумен (до 25.5.1914 — иеромонах), настоятель, руководитель Корякской (с 23.7.1907) и Камчатской духовных миссий (с 4.11.1911), благочинный 11-го округа (с 17.5.1912), катехизатор 11-го благочиннического округа, инициатор создания Камчатской духовной миссии (4.11.1911), Камчатского Православного благотворительного братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса (14.9.1910) и четырех миссионерских станов, участник монархического Съезда русских людей в Москве (27.9.1909–4.10.1909)
1914
1916
Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства, церковь Хрисанфа и Дарии лейб-гвардии Драгунского полка, архимандрит (до 14.6.1915 — игумен), уполномоченный 1-го санитарного отряда «Первая помощь под огнем врага» при лейб-гвардии Драгунском полку
16.10.1916
1922
Камчатская и Петропавловская епархия, епископ, второй викарий Владивостокской епархии, участник Всероссийского Поместного Собора (1917–1918)
2.9.1922
26.7.1945
27.12.1945
14.6.1948
Восточно-Азиатский экзархат Московской Патриархии, Харбинская и Маньчжурская епархия, митрополит (до июня 1946 — архиепископ), временно управляющий епархией (до 11.6.1946)
9.12.1958
4.11.1962
Кировоградская и Николаевская епархия, митрополит, временно управляющий епархией
Показать все

Награды

1908
архипастырская благодарность с внесением в послужной список, объявлена за «ревностное пастырское попечение о вверенных ему прихожанах и за заботы по приведению в должное благолепие Гижигинского храма»
2.8.1909
право ношения набедренника
13.5.1912
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, награжден ко Дню Рождения Государя Императора (определение Св. Синода от 14.3.1912)
2.7.1915
золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, награжден «за отличие во время военных действий»
1.7.1916
орден св. Анны 3-й степени с мечами, награжден «за отлично-усердную службу и особые труды, понесенные во время военных действий»
1916
орден св. Анны 2-й степени с мечами
между 1916 и 1918
орден св. Владимира 4-й степени с мечами
не ранее 1929
орден св. Николая Чудотворца, награжден за участие в Первой мировой войне (орден учрежден в 1929 в эмиграции Великим князем Кириллом Владимировичем)
1941
бриллиантовый крест для ношения на клобуке, награжден в честь 25-летия архиерейского служения
22.5.1957
право ношения двух панагий, награжден Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) в день пятидесятилетия пребывания в священном сане
Показать все

Преследования

1.3.1918
арестован
1.3.1918
находился в заключении в Политотделе штаба Красной армии (здание бывшего Александровского военного училища)
2.3.1918
находился в заключении в Таганской тюрьме (г. Москва)
2.3.191825.3.1918
находился в заключении в Новоспасском монастыре г. Москвы; освобожден
14.6.1948
арестован в г. Харбине по обвинению в «связи с японцами в прошлом» и «активной враждебной деятельности против СССР» вместе с юрисконсультом и секретарем епархиального совета Евгением Николаевичем Сумароковым, священником Василием Герасимовым и монахиней Зинаидой (Бриди)
1948 – июль 1948
находился в заключении во Внутренней тюрьме УМГБ по Читинской обл.
24.7.19481948
находился в заключении во Внутренней тюрьме МГБ на Лубянке (г. Москва)
25.12.1948
осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-3, 58-10 ч. 1 УК РСФСР, считая срок с 5.7.1948
194810.1.1956
находился в заключении в Дубравном ИТЛ (Дубравлаг) в пос. Явас Мордовской АССР; 27.12.1955 постановлением Особой комиссии при МВД СССР освобожден без последующих поражений в правах
Показать все

Подробная биография

Николай Александрович родился 9 ноября 1885 года в городе Вятка в семье статского советника, военного чиновника пехотного Свияжского полка. Карьера военного почему-то не прельстила мальчика, в раннем возрасте он решил посвятить себя Богу и, окончив Казанское реальное училище, поступил послушником в Спасо-Преображенский монастырь города Казань.

Пламенная юношеская вера, желание совершенствовать себя, очистить душу и послужить другим привели Николая к решению ехать миссионером на Камчатку. Окончив известные в то время миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии, приняв сан и монашество (с именем Нестор), с благословения будущего известного церковного деятеля и архиерея, а тогда архимандрита князя Андрея (Ухтомского) и будущего святого отца Иоанна Кронштадтского, в 1907 году юный иеромонах отправился в трудный путь.

Аборигены Камчатки жили скудно, были неграмотны и лишены всякой медицинской помощи. Единственное, что доставляли на Камчатку без перебоев, была водка, которую российские и иностранные купцы обменивали на пушнину. В такой обстановке за несколько лет служения молодому иеромонаху удалось сделать удивительно много: он изучил местные языки: корякский, тунгусский, эвенкийский и переводил на них богослужение — тысячи людей услышали слово Божие и были крещены. Отец Нестор, часто с риском для жизни, путешествуя по суровому краю, ревностно исполнял свой пастырский долг. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным, снискали иеромонаху любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках Камчатского края.

Но видя, что его усилий очевидно недостаточно, отец Нестор едет просить помощи в Санкт-Петербург. Там он выступает с лекциями о Камчатке и старается привлечь внимание общества к проблемам дальнего края России. Ему удалось встретиться даже с Императором, и после этого дело просвещения Камчатки приобрело новый уровень. По инициативе отца Нестора и благодаря личной поддержке Императора было организовано Камчатское братство с филиалами во многих крупных городах Империи. Официальным покровителем братства стал Цесаревич Алексий[1].

Для Камчатской миссии были собраны определенные денежные средства. Братству подарили церковь, утварь, дали льготы по перевозке грузов. Благодаря иеромонаху Нестору на Камчатке были открыты несколько десятков церквей и часовен, школы, интернаты, больницы, лепрозории. В 1913 году отец Нестор был пожалован титулом игумена за перевод на корякский язык литургии, частично Евангелия и некоторых молитв на тунгусский и эвенкийский языки. Все сложности, связанные с проповедью среди аборигенов и устройством братства, бесхитростно описаны отцом Нестором в своих воспоминаниях.

Дальнейшему просвещению Камчатки помешала война, а позднее — революция.

В 1914 году, когда отец Нестор посещал столицу по делам братства, началась война, и иеромонах ушел на фронт добровольцем. Организовав санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага», два первых года войны неотлучно провел на фронте. О своей работе отец Нестор позднее писал: «Я сформировал и возглавил санитарный поезд (в составе врача и санитаров), после чего приступил к оказанию первой медицинской помощи воинам кавалерийских и других родов войск на фронте, но более всего моему санитарному отряду пришлось потрудиться в лейб-гвардии Драгунском полку.

Мне как начальнику санитарного отряда приходилось ездить верхом на лошади вдоль линии огня и руководить не только врачебным и санитарным персоналом, но и обозом с медикаментами. Неоднократно случалось смотреть в глаза смерти под градом пуль, среди рвущихся с оглушительным грохотом фугасов и снарядов, утешать напутственной молитвой умирающих воинов-страстотерпцев, а раненым облегчать страдания оперативной медицинской помощью. Любовь к ближнему и к Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью.

С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю.

Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнем перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке.

На протяжении двух военных лет я стойко переносил все тяготы фронтовой жизни. За участие в боевых операциях в период нахождения в действующей армии, а также за организацию санитарного отряда я получил высшую для священнослужителя воинскую награду — Крест на Георгиевской ленте а также ордена св. Анны 3-й и 2-й ст., св. Владимира 4-й ст. и утвержденный императорским рескриптом в период войны орден св. Николая[2] (все с мечами и бантами)[3]. Эти высокие боевые награды за проявленное мужество при защите Родины сохранены за всеми имеющими их и поныне [то есть, в советское время], согласно декрету[4] теперешнего правительства».

В Военно-историческом архиве сохранились черновые записи представления отца Нестора к награде, написанные командиром полка. Вот одна из них: «Находясь всегда при полку и не покидая его в самые трудные и тяжелые минуты, своим личным примером и словом оказывает как на офицеров, так и на всех нижних чинов самое лучшее влияние. Отец Нестор следует всегда впереди полка, сопровождает отдельные эскадроны в течение разведки и проводит ночи в сторожевом охранении.

В течение Петроковских [близ города Петроков в Польше] боев отец Нестор сопровождал эскадрон в окопы, где и находился среди нижних чинов, всегда их ободряя в трудные минуты. 21 февраля [1915 года], когда наши спешенные эскадроны наступали в лесу у деревни Дрополе на германские окопы, отец Нестор следовал впереди в цепи с нижними чинами с крестом в руке под сильным огнем противника, пренебрегая всякой опасностью, увлекая за собой нижних чинов.

В тот же день игумен отец Нестор быстро доставил из наступавших по линии цепей донесение командующему полком, следуя верхом под огнем противника.

22 февраля, когда наши взводы <...> атаковали германские разъезды, после чего <...> спешенные части противника открыли сильный ружейный огонь, игумен отец Нестор, пренебрегая всякой опасностью, вдвоем с санитаром пошел пешком к самой позиции, занятой противником, дабы оказать помощь раненым. На основании вышеизложенного, относясь с глубоким уважением к храбрости и мужеству игумена отца Нестора, ходатайствую о пожаловании ему золотого наперсного креста на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества».

В другом сообщении командир полка писал: «Вследствие исключительной храбрости, игумен Нестор, состоя при полку в течение многих месяцев кампании, всегда проявляет исключительную храбрость, полное хладнокровие под огнем и с неутомимой энергией и рвением исполняет свои обязанности. Игумен отец Нестор никогда не покидает нижних чинов и в самых тяжелых обстоятельствах всегда находится среди них, воодушевляя их своим словом. Когда эскадроны занимали стрелковые позиции, 26 мая отец Нестор находился в цепи под огнем противника и с полным хладнокровием разделял с нижними чинами их трудную службу.

9 июня, когда полк занимал позиции у деревни Погемонт, отец Нестор находился безотлучно в окопах с эскадронами. Вследствие выдающейся и полезной деятельности отца Нестора в полку, вследствие неоднократно проявленных им подвигов храбрости и мужества ходатайствую о награждении... [далее текст обрывается]».

В 1916 году Нестор покидает фронт и рукополагается во епископа Камчатского и Петропавловского, второго викария Владивостокской епархии. В 1917–1918 годах участвует в работе Всероссийского Поместного Собора и по особому постановлению Собора пишет книгу «Расстрел Московского Кремля», где резко осуждает идеологию большевиков и методы ее воплощения. После этого владыка около месяца проводит под арестом.

В 1918 году, по некоторым данным, епископ Нестор входил в одну из групп, ставивших своей целью освобождение Царской семьи. В 1919 году он приезжает на службу к Александру Васильевичу Колчаку в Омск и участвует в перенесении мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны, зверски убитой большевиками в Алапаевске.

В 1921 году владыка Нестор активно сотрудничает с Приамурским правительством, после чего эмигрирует в Маньчжурию и основывает Камчатское подворье в Харбине, где прослужил до 1945 года. Он продолжает свою миссионерскую работу, всецело отдавая себя служению людям, как делал это на Камчатке и в Первую мировую. В Харбине владыка организовал приюты для русских и китайских детей-сирот, стариков, калек, глухонемых, клинику для наркоманов, дом для душевнобольных, школы иконописи, живописи, кройки и шитья, столярные, ткацкие и сапожные мастерские, амбулаторию и зубоврачебный кабинет, руководит строительством нескольких церквей.

В 1920–1930-е годы он посещает Италию, Египет, Югославию, Палестину, Японию.

В 1938–1939 годах занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне.

В 1934 году архиепископ Нестор, находившейся в подчинении Зарубежного Синода Русской церкви, был запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским) среди прочих, выделенных «из общей массы архиереев Карловацкой группы <...> в качестве особо виноватых», поскольку «однажды осудив Карловацкую группу и принеся раскаяние перед Патриархией, он снова оказывается деятельным членом прежней группы».

В 1941 году Русской Православной Церковью за границей к 25-летию хиротонии владыка награждается брильянтовым крестом для ношения на клобуке. (Свои отзывы о награждении архиепископа Нестора предстоятелю РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) прислали 17 зарубежных архиереев: 14 — «за», 3 — «против»).

В 1944 году архиепископ Нестор принял решение о возвращении в Россию. Он не стал эмигрировать и приветствовал Красную армию, вступившую в Харбин. Тогда же владыка вошел в молитвенное общение с Московским Патриархатом.

Однако вернувшись на родину, он остался свободен во мнениях. Как говорилось выше, в советской России владыка Нестор продолжал носить императорские ордена и наперсный крест на Георгиевской ленте, несмотря на явное раздражение советских чиновников. По свидетельству современника, «на недоуменные вопросы обкомовского начальства он сдержанно-вежливо отвечал: "Передайте (имя рек), что мои (выделял это слово голосом) ордена заслуженны"».

Вероятно, митрополит понимал, на что он идет, возвращаясь в СССР. С 1948 года он провел в лагерях около восьми лет. Владыка Нестор скончался 22 октября 1962 года в первой Градской больнице города Москвы. По мнению некоторых исследователей, он был отравлен агентом КГБ.

Митрополит оставил после себя более трех десятков книг и рукописей, включая труды по богословию, литургическому преданию, агиографии, проповеди, миссионерские труды и очерки о своих путешествиях. В настоящее время собираются материалы к канонизации владыки Нестора.

В заключение можно отметить, что Нестор Анисимов с детства отличался тягой к молитве, которую смог пронести через всю жизнь. Он обладал мягким и добрым характером, до последних дней своей жизни сохранил чистое сердце и старался хоть чем-то помочь другим. Хорошо характеризует владыку воспоминание близкого ему протоиерея Валериана Кречетова: «Все епитимьи [наложенные им на других] (в основном поклоны) записывались келейником в специальную тетрадочку.

Владыка за этим строго следил, время от времени считал, сколько всего поклонов назначено, а сосчитав у себя в моленной, клал эти поклоны. На вопрос, что это вы, мол, владыка, сами-то поклоны кладете, с улыбкой отвечал: "Так ведь они (провинившиеся) забудут". Словом, сам епитимью налагал, сам же и исполнял...»

Какие есть архиереи...

____________

[1] Для членов братства по эскизам отца Нестора были изготовлены знаки четырех степеней. Лично внеся некоторые изменения, Государь Император утвердил их в присутствии иеромонаха.
[2] Владыка Нестор ошибается, говоря, что орден святителя Николая Чудотворца был учрежден в Императорской России. Орден был учрежден в 1929 году в эмиграции Великим князем Кириллом Владимировичем. Согласно статуту, его получали все участники Первой мировой войны. Воспоминания писались владыкой Нестором в советской России уже в преклонном возрасте. — Примеч. К. К .
[3] Наличие бантов (свидетельств о ранении) при орденах св. Анны 3-й и 2-й ст. у отца Нестора не подтверждаются официальными источниками. — Примеч. К. К .
[4] Царские ордена в советской России носил едва ли не только один владыка Нестор, но во время Отечественной войны 1941–1945 годов известны случаи ношения, с молчаливого согласия властей, солдатских Георгиевских крестов. — Примеч. К. К .


Текст: Капков К. Г. Митрополит Нестор (Анисимов) //
Священники — кавалеры Императорского Военного ордена
св. Великомученика и Победоносца Георгия. М., 2012. С. 668–673

 

Развернуть

Сочинения

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию