Никита (Чесноков Петр Васильевич), архимандрит

  • Дата рождения: 28.5.1883
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург (место рождения приводится по ист.: «Укрепи меня Духом Твоим Святым…» ...С. 24)
  • Дата смерти: 25.10.1963
  • Место смерти: Псковская обл., г. Печоры. Погребен в «Богом зданных» пещерах святой Псково‑Печерской обители

Родственники

  • отец  —  Чесноков Василий Лукьянович (авг. 1840 – не ранее 1912), из крестьян деревни Труфаново Корчевского уезда Тверской губ. Юношей переехал в Петербург и устроился работать посыльным при аптеке. Благодаря незаурядным способностям, стал купцом 2-й гильдии; имел собственное аптекарское и парфюмерное дело. Семья жила на Рузовской улице Санкт-Петербурга
  • мать  —  Чеснокова (Чистякова) Мария Ивановна (20.5.1858–3.6.1928), из многодетной семьи ораниенбаумского потомственного почетного гражданина и купца 1-й гильдии Ивана Вуколовича Чистякова. Погребена на Успенском кладбище в Стрельне
  • брат  —  Чесноков Василий Васильевич (род. в 1878), помогал отцу в аптекарской торговле
  • сестра  —  Наумова (Чеснокова) Любовь Васильевна . Муж: купец 2-й гильдии Геннадий Степанович Наумов. До революции семья жила в Санкт-Петербурге, на Садовой. Погибла в годы Великой Отечественной войны
  • брат  —  Чесноков Павел Васильевич (род. 11.5.1885), выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, известный художник-пейзажист, член общества русских акварелистов и Петроградского общества художников. Преподавал в Петроградском военно-топографическом училище. В годы Первой мировой войны — военный картограф. Умер в блокадном Ленинграде
  • жена  —  Чеснокова (Кудлович) Надежда Семеновна (ум. в окт. 1950), уроженка Волынщины. Венчание совершилось 16.9.1912. За две недели до смерти приняла постриг с именем Надежда. Погребена по монашескому чину близ церкви Спаса-Преображения в с. Бронница
  • сын  —  Чесноков Иоасаф Петрович
  • сын  —  Чесноков Серафим Петрович . Жена: Зинаида Федоровна. Сын: Петр Серафимович Чесноков, талантливый художник-пейзажист, жил в Петербурге
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
ок. 1900
гимназия в г. Санкт‑Петербурге
1904
1907
общеобразовательные курсы в г. Санкт‑Петербурге
выдержал экзамен на учителя Министерской начальной школы
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

17.10.1912
рукоположен во диакона в г. Житомире
1915
рукоположен во священника
1933
возведен в сан протоиерея
11.2.1960
пострижен в монашество в Псково-Печерском монастыре накануне праздника Трех святителей, в конце всенощного бдения, епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым). Старцу нарекли новое имя — Никита, в честь святителя Никиты Новгородского, чьи святые мощи он спасал от поругания и уничтожения в годы Великой Отечественной войны
не позднее марта 1960
рукоположен во иеромонаха
21.8.1960
возведен в сан игумена, по благословению Патриарха Алексия (Симанского)
23.10.1960
возведен в сан архимандрита
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
ок. 1900
1904
Финляндская и Выборгская епархия, Выборгская губ., Сердобольский уезд, остров Валаам, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, послушник, келейник валаамского старца иеромонаха Вячеслава
1912
1914
Волынская и Житомирская епархия, Волынская губ., местечко Городок, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, диакон (до 17.10.1912 — чтец-псаломщик)
1915
янв. 1919
Петроградская и Ладожская епархия, Петроградская губ., Волховсий уезд, Успенский остров на реке Волхов, церковь Успения Пресвятой Богородицы, священник
19.1.1919
дек. 1933
Ленинградская и Гдовская епархия, Ленинградская обл., Новоладожский р-н, с. Черенцово (Черенцы), церковь Рождества Пресвятой Богородицы, протоиерей (до 1933 — священник), настоятель. С 1930 исполнял обязанности благочинного 3-го Ладожского округа Ленинградской епархии
1941
1943
Псковская православная миссия, Ленинградская обл., Новгородский р-н, с. Орлово, Вознесенская церковь, протоиерей. Проводил миссионерскую и просветительскую работу. Вместе с протоиереем Василием Николаевским участвовал в спасении мощей угодников новгородских
осень 1945
1959
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Бронница, церковь Спаса Преображения, протоиерей, настоятель. Духовник архиепископа Новгородского и Старорусского Сергия (Голубцова). Во второй половине 1950-х его трудами в храме был устроен придел во имя Всех святых
авг. 1959
25.10.1963
Псковская и Порховская епархия, Псковская обл., г. Печоры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, архимандрит (до 23.10.1960 — игумен), прибыл в Печоры в окт. 1959. Духовник монастыря
Показать все

Награды

1919
право ношения набедренника
1924
право ношения скуфьи
27.6.1925
право ношения камилавки
1930
право ношения наперсного креста
16.10.1955(?)
право служения в митре
Показать все

Преследования

1924
судим за сокрытие церковных ценностей — во время кампании большевиков по их изъятию; был оправдан и продолжил служение в Черенцове
25.12.1933
арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности
25.12.193314.2.1934
находился в заключении в Волховском оперсекторе ПП ОГПУ
14.2.19341934
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) в г. Ленинграде
26.2.1934
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу на 5 лет заключения в концлагерь по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Обвинение: «в составе группы священников вел организованную к/р деятельность, направленную на ослабление позиций Советского государства» (Дело священников Чеснокова П. В., Вознесенского В. А. и др. Ленинградская обл. 1933 г.)
19341936 или 1939
находился в заключении в Дальневосточном ИТЛ (Дальлаге), во Владивостоке. Отбывал заключение вместе с протоиереем Владимиром Шамониным
14.9.1989
реабилитирован прокуратурой Ленинградской обл., по году репрессии: 1934
Показать все

Другие сведения

Архимандрит Никита (в миру — Петр Васильевич Чесноков) родился 28 мая 1883 года в Санкт‑Петербурге. Его отец, Василий Лукьянович, родом был из крестьян Тверской губернии. Юношей он переехал в Петербург и, благодаря незаурядным способностям, выдвинулся в купцы. Мать, Мария Ивановна, происходила из многодетной семьи ораниенбаумского потомственного почетного гражданина и купца 1-й гильдии Ивана Вуколовича Чистякова. В семье помимо Петра воспитывались еше двое сыновей — Василий и Павел, а также сестра Любовь.

Петр с детства был слаб здоровьем: уже тогда его терзала незаживавшая туберкулезная трофическая язва на левой ноге, в болезненном состоянии также находилась и его левая рука — от рождения у него не было двух пальцев.

После окончания гимназии Петр был отдан родителями на четыре года в Валаамский монастырь послушником. Так и не получив в последующие годы какого‑либо систематического духовного образования, он не раз будет повторять: «Мои семинария и академия — Валаам». Петр нес в Валаамском монастыре самые различные послушания, в том числе был келейником одного из валаамских старцев иеромонаха Вячеслава.

В 1904 году началась Русско‑японская война, был объявлен воинский призыв, Петр получил повестку и был вынужден вернуться в Санкт‑Петербург. Из‑за слабого здоровья на военную службу его не взяли. Старец иеромонах Вячеслав благословил его более не возвращаться в обитель и не принимать монашеского пострига, но поступить в столице на общеобразовательные курсы, а также попытаться найти себе хорошую и благочестивую невесту.

Спустя три года после возвращения в столицу, в 1907 году, по окончании общеобразовательных курсов, Петр успешно выдержал экзамен на учителя Министерской начальной школы. Матушкой будущего отца Петра стала уроженка Волынщины Надежда Семеновна Кудлович. Известно, что они познакомились во время приезда Петра Васильевича в Ковель. 16 сентября 1912 года совершилось венчание будущего отца Петра (тогда еще чтеца‑псаломщика храма Рождества Пресвятой Богородицы в Городке, на Волынщине) и рабы Божией Надежды. Несмотря на болезненность, матушка Надежда родила отцу Петру двух сыновей — Иоасафа и Серафима.

Спустя месяц после венчания, 17 октября 1912 года, Петр рукополагается в сан диакона. В 1914 году началась Первая мировая война. Волынщина оказалась в эпицентре военных действий. Многие из русских жителей, в том числе представители духовенства, эвакуировались. Отъезд диакона Петра Чеснокова с Волыни в Петроград положил начало новому периоду его жизни, ознаменовавшемуся рукоположением в иерейский сан, а также служением (до января 1919 года) в храме Успения Пресвятой Богородицы на Успенском острове (на реке Волхов).

С 19 января 1919 года отец Петр — настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черенцове (Черенцы) Новоладожского уезда Петроградской губернии.

В 1933 году, когда отец Петр был возведен в сан протоиерея, на него обрушились гонения со стороны советской власти. В ночь на 25 декабря 1933 года он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. А 26 февраля 1934 года был приговорен тройкой при ПП ОГПУ по статье 58‑10 и 58‑11 УК РСФСР к пяти годам концлагерей.

После освобождения из лагеря, отец Петр вернулся в 1939 году в Новгород. Возможности совершать богослужения у отца Петра — только что вышедшего из заключения «врага народа» — в ту пору не было. В одной из анкет послевоенного времени он писал: «Война застала меня на посту сторожа рыбного склада «Ленрыба» в Новгороде, [я] попал в плен и служил священником до дня окончания войны в д. Орлово Новгородской области и в Латвии в Скрунде». 

С 15 августа 1941 года наступило время немецкой оккупации. Она продолжалась до 20 января 1944 года. Удивительным образом именно в эти годы отец Петр Чесноков получил возможность вернуться к своему священническому и пастырскому призванию и стать активным членом Псковской православной миссии. 

С этим периодом служения отца Петра под Новгородом связано и еще одно важнейшее событие в его жизни — спасение при его деятельном участии от угрозы уничтожения немцами мощей величайших новгородских святых. Вместе с протоиереем Василием Николаевским — отцу Петру довелось спасти почивавшие в новгородском Софийском соборе святые мощи святителя Никиты Новгородского.

В июне 1945 года батюшке, пережившему немало мытарств и лишений, удалось вернуться в освобожденный Новгород. Осенью 1945 года протоиерей Петр Чесноков назначается настоятелем вновь открытого прихода Преображения Господня в Броннице, в 25 километрах от Новгорода.

Здесь он и прослужил около 15 лет, окруженный почетом, сделавшийся духовником для многочисленных приезжавших — порой издалека — к нему за советом духовных чад. Но в 1959 году уполномоченный по церковным делам по Новгородской области Г. Е. Капица снял отца Петра с Бронницкого прихода, отняв справку на право служения. Причина та, что трое школьников старших классов принимали участие в церковном хоре — пели и читали. Так батюшка остался без места и без права жительства в церковном доме в селе Броннице.

Позже отец Петр напишет в своем дневнике: «Как я бесконечно счастлив, что я верующий христианин! Нет в сердце у меня ни тени злобы и серчания ни на кого. Спокоен и радостен, что сие [случилось] за имя Дражайшего Христа Спасителя. Всегда я радовался, когда дети пели и читали в церкви. Разве мог я их гнать от участия в пении и чтении? Когда Сам Христос Спаситель сказал: "Пусть дети ко Мне приходят" (см. Мф. 19, 14)»…

Ситуация для переезда на жительство в Печоры складывалась благоприятная: совсем недавно новым наместником Псково‑Печерского монастыря стал мудрый наставник для братии и добрый управитель игумен Алипий (Воронов). Старец записывает в дневнике: «1959 год. 8‑е августа, пятница. Сегодня у меня особенно замечательный день. Получил резолюцию от Преосвященнейшего Епископа Иоанна, Псковского и Порховского, о принятии меня в число братии Псково‑Печерского монастыря. Слава Богу за сию милость! Осталось уже недолго жить. Надо готовиться к переходу в вечность».

В октябре 1959 года отец Петр приехал в Печоры. Начался последний этап его земного пути — монашеское житие…

11 февраля 1960 года (29 января по старому стилю), накануне праздника Трех святителей, в конце всенощного бдения, Псковский владыка Иоанн (Разумов) совершил над отцом Петром монашеский постриг. Старцу нарекли новое имя — Никита, в честь того самого святителя Никиты Новгородского, чьи святые мощи он спасал от поругания и уничтожения в годы Великой Отечественной.

Пройдя дорогу от Валаама до Печор, старец сподобился того монашеского жития, которого он чаял еще в годы своей юности. Печоры стали для него «вторым Валаамом», тем более что именно здесь доживали в те годы знаменитые последние валаамские старцы.

Одним из духовно значимых монастырских событий, случившихся в годы пребывания в Печорах отца Никиты, стала кончина преподобного старца Симеона (Желнина), почившего в Крещенский сочельник 1960 года. Отец Никита успел с ним достаточно хорошо познакомиться, неоднократно с ним сослужил. Он испытывал особо благоговейное чувство к этому замечательному преподобному Псково‑Печерскому старцу.

В пору его жизни в Печорах отцу Никите приходило множество писем. Старец был очень благодарен за память о нем, с радостью читал эти письма. Правда, ответить на все у него попросту не было сил — давали о себе знать физическая слабость, тяжелая болезнь. Однако он старался ответить на большинство писем. При этом он ничуть не боялся советской цензуры, всегда прямо писал то, что думал.

Земной путь архимандрита Никиты (Чеснокова) близился к завершению. Старец все более слабел. Недуги — язва в ноге и болезнь сердца — усугублялись. Однако в эти последние месяцы своего земного пребывания он ни на миг не терял ни надежды на Божие милосердие, ни мирного духовного устроения. Мысленно и молитвенно никогда не расставаясь с дорогими ему людьми, все равно, с живыми ли, с почившими ли — с покойной матушкой монахиней Надеждой, с сыновьями Иоасафом и Серафимом, с многочисленными духовными чадами, — отец Никита не оставался одинок ни на миг. Главное же, он не оставался одинок потому, что постоянно пребывал с Господом и Господь был с ним.

Всего за день до кончины (неисповедимыми судьбами Божиими она оказалась поистине мученической) старец был, как никогда, радостен, ибо сподобился особой милости Божией: в монастырских пещерах ему чудесным образом явился первый насельник Псково‑Печерской обители — преподобный старец Марк. Об этом отец Никита тут же поведал благочинному отцу Александру (Васильеву), с которым они вместе прогуливались после службы. Отец Александр передавал слова старца:

«"Захожу после Литургии в пещеру, и встречает меня преподобный Марк (уже пятьсот лет, как его мощи находятся при входе в пещеру, — добавил здесь отец Александр). И вот думаю: "Я — архимандрит, а он‑то — простой монах: как же мне у него брать благословение?" А преподобный Марк на такие мои мысли и отвечает: "Там все равны…"

Конечно же, — продолжал отец Александр, — эта встреча и разговор были духовны… Верно, то был ему уже знак из иного мира. И знак этот вскоре же и оправдался… Только что он мне это рассказал, как вышел на Святую гору в сад, сделал несколько шагов, да и оступился — упал с обрыва на камни… Видно, больная нога его подвела. Сломал, бедный, и позвоночник, сломал и больную ногу, на которую как раз упал. А через сутки и скончался… Видите — как при жизни у него было всегда живое общение с загробным миром, так и перед самой кончиной… Добрый и любвеобильный ко всем был отец Никита…»

Архимандрит Никита (Чесноков) скончался 25 октября 1963 года и был погребен в Богом зданных пещерах святой Псково‑Печерской обители. (П. Ю. Малков. «Укрепи меня Духом Твоим Святым…» : Жизнеописание, дневники, письма старца архимандрита Никиты (Чеснокова). М., 2020).

*  *  *

Писатель Александр Трофимов записал воспоминания протоиерея Василия Швеца, который познакомился с архимандритом Никитой (Чесноковым) в Псково-Печерском монастыре. Батюшка передал рассказ отца Никиты о встрече со старцами: валаамским — Лукой (Земсковым) и вырицким — Серафимом (Муравьевым):

«В миру имя его было Петр. С раннего детства жил он на Валааме в послушании у валаамского старца Луки — прямо в его келье.

Как рассказывал отец Никита, однажды старец, будучи служащим, делал в алтаре земной поклон, когда иеродиакон переносил уже пустые богослужебные сосуды. После службы спросил его:

— Батюшка, а почему вы перед пустыми сосудами сделали земной поклон?

— Хотел я, чтобы ты заметил… Когда мы идем мимо царского дворца, мы снимаем шапку и кланяемся, хотя царя там сегодня, быть может, и нет. Такое уважение к царю! А здесь, в этих сосудах, только что пребывал Царь Царей, Творец всего сущего и Спаситель наш. Как же не поклониться перед этими сосудами?! — ответил старец.

Тогда при некоторых больших монастырях были духовные семинарии. Была семинария и на Валааме. Старец благословил своего послушника поступить в семинарию, когда подошел возраст. Петр хотел принять постриг и остаться в монастыре, но старец не благословил.

— Куда же я пойду, отче? — спрашивал Петр. — Здесь рай на земле, а в миру — сущий ад.

— Иди в мир, — ответил старец. — Ты женишься на Елизавете, станешь священником. У вас родится сын, потом будете жить с женой как брат с сестрой. Потом оба примете монашество. Ты будешь в митре ходить и станешь духовником славной обители.

Все случилось, как предсказал старец. Петр женился на Елизавете и стал священником, <...> служил под Петербургом. Родился у них сын. В 1930-е годы отца Петра отправили в ГУЛАГ, и возвратился он в Ленинград уже после войны.

Жена тоже прошла через мытарства, сын пропал без вести. Но вот через 18 лет супруги встретились. Очень горевали они о потере сына, не знали, жив ли, как о нем молиться. Однажды матушка сказала отцу Петру:

— Поезжай в Вырицу, там, говорят, старец-схимник живет. Может быть, он скажет что-нибудь нам в утешение.

Пришел отец Петр к старцу Серафиму. Тот встретил его словами:

— А-а, Никита пришел.

— Я не Никита, батюшка, а священник Петр.

— А я думал, Никита. Ну, что, Петр, зачем пришел ко мне? Ты ведь такой маститый: у отца Иоанна Кронштадтского благословение получил, и благочинный, и духовник всей Новгородской епархии, а ко мне, убогому Серафиму, зачем пришел?

— Вот почему пришел: сын пропал без вести. И отец Петр упал на колени перед старцем.

— Не надо, садись, — сказал старец. — Молитесь, а сын ваш найдется.

После этого угостил отца Петра чаем, побеседовал с ним и в конце подарил три пачки печенья со словами:

— А с этим дома попьете чайку. Вот вам по пачке печенья.

Отправился отец Петр домой и всю дорогу размышлял: почему он сказал "по пачке печенья"? Ведь их с матушкой двое. Встретив супруга, матушка спросила:

— Ну, что сказал старец?

— Сказал, что жив наш сын и что скоро увидимся, и дал печенья к чаю.

В те годы и хлеба ели не досыта, так что печенье было настоящим лакомством. Поставили самовар, расставили чашки, хотели уже разливать кипяток. Вдруг в дверь кто-то постучал. Вошел незнакомый им офицер и спросил:

— Здесь отец Петр Чесноков живет?

— Это я, а вы кто?

— Отец, мама, вы меня не узнаете? Простите меня, я скрыл, что сын священника, пошел в военное училище — и теперь нашел вас.

Все вместе сели пить чай, вся семья: вот и третья пачка печенья пригодилась!

Впоследствии отец Петр принял постриг с именем Никиты, стал архимандритом, был духовником Псково-Печерского монастыря и служил в митре, как и предсказали отец Серафим и Валаамский старец». (Александр Трофимов. Архимандрит Никита (Петр Васильевич Чесноков) ...).

*  *  *

Ниже приводится одно из писем архимандрита Никиты своей духовной дочери, написанное в стенах Псково-Печерского монастыря. Письмо проникнуто чувством отеческой и заботливой любви к своей духовной дочери, которая оказалась в результате аварии на пороге между жизнью и смертью:

«Милость Божия и благословение Псково-Печерские обители обильно буди с тобою! Дорогая моя и любимейшая духовная дочечка …! Благословение и сердечный привет посылаю тебе, твоей маме, бабушке и труженикам твоим братьям, горячо моля Господа о всех вас!

Дорогая моя дочечка …! Я давно уже услышал о постигшем тебя испытании и всё горячо молился о тебе; хотел сразу же послать тебе письмо, но где-то затерялся № твоего дома. Через других я не хотел посылать.

Дорогая …! Ты с раннего детства стремилась ко Господу, всегда усердно молилась, посещая храм Божий; имея особую любовь и веру ко Св. Великомученику Пантелеймону. И вдруг такое испытание посылает тебе Господь! Ты искренно верующая и конечно знаешь, что в нашей жизни нет и не бывает ничего случайного, но все совершается по воле или допущению Божию! Видно Господу угодно было послать сие испытание для спасения твоей бессмертной души. Если примешь все сие покорно, без ропоту и ты впоследствии увидишь и поймешь, почему сие произошло. Ведь ты видишь, сколько в данный момент юношей и девушек с цветущим здоровьем сошли с истинного жизненного пути и пошли широким путем разврата, нечестия и всякой преступности, стараясь все это скрыть от взора людского, а часто грех выплывает со всей гнусностью и наружу и делается известным всему обществу, караясь законом. Господь, по неизреченному своему промыслу, часто ниспосылает людям святым и безукоризненно чистым тяжелые жизненные испытания и болезнь, Во веки жив праведник чуть не с раннего детства, чтобы по слову Божию, "Лесть не изменила душу его".

Я знаю тебя с раннего твоего детства, как прекраснейшую сначала отроковицу, а затем, девицу и несомненно верю, что твоей чистой девической души сие испытание послужит на благо души. Если угодно будет Господу, то Господь восстановит твое здоровье для продолжения нашей коротенькой человеческой жизни. Ведь многие знающие и окружающие тебя скажут: "Вот она несет свою болезнь, как истинная христианка без ропоту и с покорностью воле Божией" и многие почерпнут большое для себя назидание и подкрепление.

Дорогая моя духовная дочечка..! С получение сего письма будем ежедневно усердно молиться я о тебе, а ты о мне, чтобы Милосердный Господь исцелил наши болезни. Ведь и мне было лет с 9 или 8 большое испытание с болезнью ноги. Делали очень сурьезную операцию — чистку большой берцовой кости. Был у меня тогда всемирный молитвенник Батюшка о. Иоанн Кронштадский и сказал: помолимся, поправишься. Ходил я немного на костылях. И Господь укрепил мое здоровье. В начале Отечественной войны в 1942 г. постепенно в большой берцовой кости образовался свищ и делался все более и более. Но Господь укреплял меня, и я имел, по милости Божией, силы служить в обширном Бронницком приходе и обходить дома с молебнами. Ведь пройти Бронницу, ваши Эстьяны или Холынью и другие деревни и здоровыми ногами надо силы, но Господь укреплял меня. Ни курорты и прочие лечения мало помогало. А теперь уже большой образовался свищ. Доктор советует лечь в больницу, но я не решаюсь. Когда служу, а когда лежу. Ведь уже 79 лет. Подходит конец моего жития, надо дать отчет за пройденную жизнь, а я не готов. Вот, милая доченька …, будем мы с тобой молиться друг за друга, да исцелит нас Господь, если будет сие угодно Богу. Бог даст укрепишься здоровьем приедешь к нам во святую обитель помолиться. Как я буду рад! Для Бога все возможно!» (История служителей (клир) нашего храма ...).

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию