Скворцов Николай Петрович, священник

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Томское духовное училище
окончил полный курс
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

15.8.1909
рукоположен во диакона епископом Барнаульским Мелетием (Заборовским)
1914
рукоположен во священника
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
4.10.1903
15.8.1909
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Кузнецкий уезд, с. Караканское, Одигитриевская церковь, псаломщик. Учитель Караканской церковно-приходской школы
15.8.1909
6.9.1910
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Кузнецкий уезд, с. Коуракское, Богоявленская церковь, диакон
6.9.1910
1914
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Кузнецкий уезд, с. Пестеревское, Богоявленская церковь, диакон (на вакансии псаломщика). Учитель церковно-приходской школы
1914
28.3.1916
Томская и Алтайская епархия, Томская губ., Кузнецкий уезд, с. Осиновское, Ильинская церковь, священник
1923
1924
Томская губ., Кузнецкий уезд, с. Гутовское, священник
1925
1929
Кузнецкая (обновленческая) епархия, Сибирский край, г. Кузнецк, Преображенский собор, священник (в обновленчестве — «протоиерей», с 1927?), настоятель
1930
1932
Кемеровская (обновленческая) епархия, Западно-Сибирский край, с. Верхотомское, священник (в обновленчестве — «протоиерей»)
1932
1933
Кемеровская (обновленческая) епархия, Западно-Сибирский край, г. Кемерово, священник (в обновленчестве — «протоиерей»). Вышел за штат
февр. 1933
1933
Бийская (обновленческая) епархия, Западно-Сибирский край, г. Бийск, священник (в обновленчестве — «протоиерей»). Катехизатор г. Бийска
1933
1934
Томская (обновленческая) епархия, Западно-Сибирский край, г. Томск, Петропавловская церковь, священник (в обновленчестве — «протоиерей»)
Показать все

Награды

1905
признательность Томского епархиального училищного совета, объявлена за заслуги по церковно-школьному делу
Показать все

Преследования

1937
арестован
27.9.1937
расстрелян в г. Томске
Показать все

Другие сведения

Уклонился в обновленческий раскол. Несколько лет возглавлял обновленческую общину г. Кузнецка (ныне Новокузнецк).

Исследователем А. А. Мождженской был опубликован любопытный документ 1927 года за подписью «протоиерея» Николая Скворцова, показывающий остроту конфликта между кузнецкими обновленцами и тихоновской общиной, боровшимися за единственный уцелевший в городе храм — Спасо-Преображенский собор.

«В Кузнецкое Рай. Адм. Отделение Церковного Управления

Обновленческой Религиозной Общины Градо-Кузнецкаго Спасо-Преображенского Собора Особое мнение.

На отношение Кузнецкого Рай. Адм. Отделения от 24/II-27 г. за № 1225 Управление Обновленческой Религиозной Общины Спасо-Преображенского Собора гор. Кузнецка — имеет сообщить от лица всей общины свое мнение — в отношении назревшаго вопроса со стороны староцерковников — тихоновцев — о передачи им в пользование части собора.

Да! Весьма больно и обидно, за прошлое и настоящее — не говорим за Христа и Его церковь, а за тех людей, которые во главе своих батюшек позволили себе в 9-ю пятницу (19 июня 1925 года), так нагло унизить, осмеять, оплевать и затоптать в грязь грубым сапогом невежества — и Святую Православную веру и Соборный храм города Кузнецка.

В этот день Тихоновщина разошлась и распоясалась во всю. Свистопляска ее показала свой омерзительный облик как нельзя лучше. Воочию видно было, до чего может дойти религиозная разнузданность — ничем не одержимая злоба слепого фанатизма, ненависть, нетерпимость к мнению инакомыслящего человека и неуважение к личности. Мороз по коже продирает, когда вспоминаешь, как тихоновщина ополчилась покладистой своей совестью и парализованным нравственным своим принципом.

Тихоновщина Кузнецкая позабыла, как она издевалась и смеялась во главе с лишенным сана — "мальчишкой" Виталием Ершовым — над седой головой ими же приглашенного и поставленного в настоятели собора — о. Иоанна Черемных?!

Надо иметь жестокое сердце и заглушить в себе совесть, чтобы не возмутиться чинимым.

Но все это ничто сравнительно с теми способами и средствами, какие избрали озлобленные Кузнецкие Тихоновские верхушки во главе со своими батюшками для проявления и осуществления указанного безобразия для своей пропаганды.

Святой, чтимой иконой Пророка Божия Ильи они (Тихоновцы) воспользовались для достижения упомянутой цели, и нетерпимого, как с точки зрении веры, так и общественной морали и этики, возбуждения религиозных масс темного верующего люда против религиозного руководителя.

Таким образом, в руках Тихоновцев, святая икона стала не предметом почитания, не проводником благодати, изливающейся на всякого верующего человека, а предметом эксплоатации масс и средством распространения Тихоновщины.

Может ли быть что-либо кощунственнее этого?!

Тихоновцы в своем неистовстве кричали: "Пусть служат только православные священники, а обновленцам не давать, а то икона осквернится".

Вот до какого абсурда и безумия доходила Тихоновщина?!

Теперь возьмем и 2-ю пятницу 1926 года — Тихоновщина ничуть не отстала от своих прежних гибельных затей для страны и церкви. Райисполкому в подробности известен ход Тихоновской истории в прошедшую 2-ю пятницу 1926 года.

Между прочим ставим Рай. Адм. Отдел в известность и то, что когда Тихоновщики насильственным образом взяли Собор у обновленцев в 1925 году в 9-ю пятницу, то последние просили первых уделить им (обновленцам) часть собора, то Тихоновцы в категорической форме отказались, говоря: "Два медведя в одной берлоге не живут". А раз так, то обновленцы решили иметь ходатайство перед Законной Гражданской властью — на законных основаниях о передаче им Собора, как захваченного Тихоновцами нелегальным путем. И обновленцы своей цели достигли. Что же тихоновцы своей цели не достигают?! Ведь закон есть. Да жаль, что Тихоновцы закон СССР считают для себя механическим орудием, а не действительным, и поэтому если они ходатайствуют часть Собора, то эта часть им нужна не для молитвенной цели, а для контр-революционной цели.

Как и позволяют Тихоновцы по адресу обновленцев выражаться: "мы с обновленцами бы и примирились, но они (обновленцы) признают власть". А некоторые с полной уверенностью говорят: "Когда будет война, тогда мы будем в Соборе".

А потому, принимая во внимание все вышеизложенное, пусть нашим заключительным словом будет к существующей Законной Гражданской власти: "Лояльность" и "ополитичность" — и всем же, идущим против нас, мы скажем: "Прочь! Не только от Собора, но даже и от ворот Собора!"

Итак, наше мнение о передаче части Собора Тихоновцам в окончательном смысле, отрицательное.

Председатель Церковного Управления Протоиерей Николай Скворцов. II,III–27 г.

ГАКО. Ф. Р-373. Оп. 1. Д. 4. Л. 121-122» (А. А. Мождженская. Спасо-Преображенский собор г. Кузнецка как объект раздора обновленцев и тихоновцев в 1920-е годы....).

В 1933 году вышел за штат (возможно, всвязи с прекращением существования Кемеровской обновленческой епархии). В этом же году был лишен избирательных прав. Перебрался в г. Бийск, затем в г. Томск.

В 1934 году прекратил служить. Согласно материалам следственного дела, «нищенствовал, жил на колокольне в Петропавловской церкви» г. Томска до ареста в 1937 году. Расстрелян через месяц после ареста. Жене не сказали о его расстреле, а впоследствии сообщили, что он якобы умер в 1943 году от болезни желудка в местах заключения.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию