окончил историко-филологический факультет, защитив дипломную работу «О мироощущении Эсхила», оставлен при кафедре классической филологии
1914
Психологический экспериментальный институт им. Щукина
Развернуть
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1930
Московская епархия,
г. Москва,
Крестовоздвиженская церковь на Воздвиженке (в упраздненном монастыре), исполнял обязанности регента левого клироса, прислуживал в алтаре
Показать все
Преследования
18.4.1930
арестован. Привлечен по делу о «монархической организации церковников "Истинно Православная Церковь"»
18.4.1930 11.9.1931
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке (г. Москва) (ровел 4 с половиной месяца в одиночной камере, затем был переведен в общую)
11.9.1931 28.9.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
3.9.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
осень 1931 8.10.1932
находился в заключении на Свирьстрое (пос. Важины), затем в Белбалтлаге (пос. Медвежья Гора), работал на сплавке леса и сторожем лесного склада
7.9.1932
представлен к досрочному освобождению «в связи с инвалидностью и за ударную работу»
После окончания университета А. Ф. Лосев преподавал в частных московских гимназиях, затем в трудовой советской школе; участвовал в работе Вольной Академии духовной культуры, основанной Н. А. Бердяевым, и Психологического общества при Московском университете. В 1919–1921 гг. профессор классической филологии Нижегородского университета. Профессор Высших педагогических курсов иностранных языков в Москве. 5.6.1922 г. обвенчан с Валентиной Михайловной Соколовой. Зав. отделом эстетики Государственной академии художественных наук (ГАХН), профессор Государственного института музыкальной науки (ГИМН). 15.9.1923 г. утвержден в звании профессора Государственным ученым советом РСФСР. 1.6.1924 г. утвержден в должности профессора при 2-м МГУ. Заведовал Музыкально-психологической комиссией, одновременно являлся профессором Московской консерватории, где преподавал историю эстетики. Читал курсы античной литературы, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. В этот период издал 8 научных работ («Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика мифа» и др.).
После освобождения из заключения в 1932 г. Лосев остался вольнонаемным в Белбалтлаге до освобождения В. М. Лосевой, рабо тал корректором в проектном отделе. 4.8.1933 г. был восстановлен в гражданских правах со снятием судимости. 3.10.1933 г. уволен со службы в Белбалтлаге по собственному желанию, вернулся в Москву. 11.10.1933 г. трудовой экспертной комиссией Московского городского совета профсоюзов признан инвалидом 3-й категории. В 1935–1940 гг. работал почасовиком в московских вузах, читал лекции в провинции. В 1940–1941 гг. пытался защитить докторскую диссертацию по классической филологии в Харьковском университете (безуспешно). В июне 1941 г. возвратился в Москву в первые дни войны. В 1942–1944 гг. профессор кафедры истории философского факультета МГУ (был уволен как идеалист). 16.10.1943 г. утвержден в ученой степени доктора филологических наук. В 1944–1988 гг. профессор филологии Московского государственного педагогического института (ныне МГПУ). В 1983 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 г. лауреат Госпремии СССР за «Историю античной эстетики».
«Алексей Федорович Лосев родился в городе Новочеркасске. Младенца крестил его родной дед, протоиерей Алексий Поляков, настоятель храма в честь св. Михаила Архангела. Отец бросил семью, когда сыну было три месяца, и воспитывали мальчика дедушка и мать — Наталья Алексеевна Лосева. Позже, в студенческие годы, Лосев писал о том, что мать сделала "из жалкого, хрупкого дитяти юношу, честно трудящегося и стремящегося оправдать свое название христианина". В 1909 г., еще в гимназии, Лосев написал сочинение "Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь", в котором обличал атеистов на основе современных научных исследований. Одаренный блестящими способностями к музыке и точным наукам, юноша с увлечением занимался философией, филологией, изучал Священное Писание, стремясь к целостному восприятию мира через единство веры и знания. Он был убежден, что только "религия — синтез всего человеческого знания. Она же — синтез и тех источников, которые дают счастье". На собраниях Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьева студент Алексей Лосев познакомился с философами "серебряного века" — Н. А. Бердяевым, Е. Н. Трубецким, С. Л. Франком, И. А. Ильиным, С. Н. Булгаковым, священником Павлом Флоренским (отец Павел в 1922 г. венчал супругов Лосевых в Сергиевом Посаде). Наступало время, когда насаждалась "пролетарская культура" и звучали призывы "сбросить с корабля современности" всю русскую классику. Был закрыт историко-филологический факультет Московского университета, уничтожена Вольная Академия духовной культуры, основанная Бердяевым. В эти трудные годы Лосев обратился к эстетической стороне философии, создавая свое "восьмикнижие": "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика художественной формы", "Диалектика числа у Плотина" и др. — восемь книг, изданных небольшим тиражом между 1927 и 1930 годами (выраженные в них идеи позднее лягут в основу многотомного издания "Истории античной эстетики"). "Философия имени" представляет собой философское обоснование имяславия, перерастающее в целостную философию языка. Движение почитателей Имени Божия, начавшееся в русских монастырях Афона в 1909—1913 гг., обрело множество сторонников и противников в России, где на страницах церковных и богословских изданий разгорелись имяславские споры. Основное положение учения заключалось в том, что "Бог является в Имени Своем", что Имя Божие есть Его энергия, а энергия Божия есть Сам Бог (доктрина христианского энергетизма, сформулированная св. Григорием Паламой). Лосев считал имяславие обоснованием и уяснением всей православной догматики, "ибо всякая догма есть откровение божества в мире; а откровение предполагает энергию Бога. Энергия же увенчивается именем". Идеи имяславия развивали священники Павел Флоренский и Сергий Булгаков, философ Е. Н. Трубец кой, сторонником этого учения был М. А. Новоселов. В доме Алексея Федоровича и Валентины Михайловны Лосевых сложился имяславческий кружок, имевший целью ознакомить с имяславием церковные круги и разработать формулировки об Имени Божием, которые удовлетворяли бы имяславцев и могли быть приняты Поместным Собором. Деятельность кружка продолжалась до 1925 г., когда начались систематические аресты и арестованных уже не выпускали. Духовником Лосевых в эти годы был архимандрит Давид (Мухранов), последователь имяславия и бывший настоятель Андреевского скита на Афоне. 3 июня 1929 г. архимандрит Давид тайно принял от супругов Лосевых монашеские обеты с наречением им имен Андроника и Афанасии. В 1930 г. вышла книга Лосева "Диалектика мифа" с резкими выпадами против церковной политики советской власти. Автор рассматривал историю человечества как историю борьбы между Христом и Антихристом, Богом и сатаной; высшей социальной ступенью развития человечества в духовном плане называл феодализм: "Если сущность Средневековья есть христианство, то сущность Нового времени есть сатанизм". Феодализм падает под ударами сатаны, наступает эпоха Возрождения, конечная цель мировоззрения которого — "убить Бога и занять Его место". И дальнейшая история есть история развертывания и оформления сатанинского духа. Ступени этого развертывания — капитализм, социализм, анархизм. Советская власть и социализм рассматриваются как проявление торжества Антихриста, как дело рук сатаны. Анархия будет царством Антихриста и гибелью человечества. Выход — в создании воинствующей Церкви, которая сможет выступить на борьбу с сатаной. Коммунизм автор назвал очередным мифом, марксистскую философию с ее диалектическим материализмом — "вселенским чудищем". Книга прошла цензуру и была подписана Главлитом, но перед окончательной версткой Лосеву удалось включить в нее несколько глав "Дополнений", где веши были названы своими именами. Тираж изъяли, разразился огромный скандал. В печати появились разгромные рецензии на книги Лосева, автора называли мракобесом, черносотенцем и реакционером, а также "философом православия, апологетом крепостничества и защитником полицейщины". Максим Горький выразился мягче: "Опоздал умереть этот слепой и малограмотный профессор. Такому человеку надо было бы повеситься". В Страстную пятницу 1930 г. Лосева арестовали. В то время сотрудниками ОГПУ было сфабриковано дело "Всесоюзного центра церковно-монархической организации «Истинное православие»". По всей стране арестовывали "непоминающих" (противников Декларации митрополита Сергия) — архиереев, духовенство и мирян. Особая роль отводилась "контрреволюционной монархической организации «имяславцев»". Из москвичей к делу "имяславцев" были привлечены М. А. Новосёлов, АФ. и В. М. Лосевы, математик Д. Ф. Егоров. На допросе 17 июля 1930 г. Лосев показал: "Я — верующий человек. Я бы не сказал, что я целиком принадлежу к какой-либо организации в православии. К течению, которое возглавляет митрополит Сергий, я не могу принадлежать в силу тех причин, в числе которых находится, между прочим, и мое отношение к нему как личности, и мой взгляд на его политическую платформу по отношению к советской власти... Я считаю, что митрополит Сергий в своей политике по отношению к соввласти неискренен, и по отношению к власти и по отношению к Церкви. По отношению к власти он неискренен в том, что заверяет ее в лояльности всей Церкви, в то время как в Православной Церкви есть еще много элементов, относящихся к соввласти антисоветски. По отношению к Церкви его неискренность заключается в том, что Церковь не получает никакого облегчения в ее тяжелом положении". 20 сентября 1931 г. А. Ф. Лосеву зачитали приговор: десять лет лагерей. Валентина Михайловна получила пять лет. В октябре 1932 г. Алексей Федорович был досрочно освобожден "в связи с инвалидностью и за ударную работу" и с этого времени трудился вольнонаемным работником в Белбалтлаге. В июне 1933 г. досрочно освободили и Валентину Михайловну. С Лосевых была снята судимость, им разрешили жить в Москве. Впереди были десятилетия интенсивной творческой жизни в условиях советской действительности. Периодически "воинствующего идеалиста" и "антимарксиста" Лосева обвиняли в том, что он "нисколько не перестроился и стоит на прежних позициях". Опальный философ работал для будущего, 23 года не публикуя своих трудов. Всю жизнь не переставал преподавать — сначала на периферии, затем в Москве. После кончины Валентины Михайловны А. Ф. Лосев зарегистрировал брак с Азой Алибековной Тахо-Годи — его ученицей и близким другом семьи. К этому времени ученый почти совсем ослеп, ему необходим был помощник. В действительности мужем и женой они не были, а регистрация брака понадобилась, чтобы Аза Алибековна могла жить в квартире Лосевых, продолжая заботиться об Алексее Федоровиче до его кончины. А. А. Тахо-Годи, доктор филологических наук, почетный профессор МГУ, до последнего дня жизни учителя была его верной помощницей и хранительницей его наследия. В 1996 г. сотрудники ФСБ России передали ей как вдове Лосева 2350 листов рукописей философа, сохранившихся в недрах ОГПУ-НКВД (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 9. С. 526–527, 530).
Развернуть
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 9. С. 523–530