Андроник (Лосев Алексей Федорович), монах

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
приходское училище (г. Новочеркасск)
окончил
1911
Новочеркасская классическуая гимна­зия
(с золотой медалью)
1911
1915
Московский императорский университет
окончил историко-филологичес­кий факультет, защитив ди­пломную работу «О мироощущении Эсхила», оставлен при кафедре классической филологии
1914
Психологический экспериментальный институт им. Щукина
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1930
Московская епархия, г. Москва, Крестовоздвиженская церковь на Воздвиженке (в упраздненном монастыре), исполнял обязанности регента левого клироса, прислуживал в алтаре
Показать все

Преследования

18.4.1930
арестован. Привлечен по делу о «монархической организации церковников "Истинно Православная Церковь"»
18.4.193011.9.1931
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке (г. Москва) (ровел 4 с половиной месяца в оди­ночной камере, затем был переведен в общую)
11.9.193128.9.1931
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
3.9.1931
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
осень 19318.10.1932
находился в заключении на Свирьстрое (пос. Ва­жины), затем в Белбалтлаге (пос. Мед­вежья Гора), работал на сплавке леса и сторожем лесного склада
7.9.1932
представлен к до­срочному освобождению «в связи с ин­валидностью и за ударную работу»
4.8.1933
реабилитирован, по году репрессии: 1931
Показать все

Другие сведения

После окончания университета А. Ф. Лосев преподавал в частных московских гимназиях, затем в трудовой советской школе;  участвовал в работе Вольной Акаде­мии духовной культуры, основанной Н. А. Бердяевым, и Психологического общества при Московском универси­тете. В 1919–1921 гг. профессор классической филологии Нижегородского универ­ситета. Профессор Высших педагогических курсов иностранных языков в Москве. 5.6.1922 г. обвенчан с Валентиной Михайловной Соколовой. Зав. отделом эстетики Государствен­ной академии художественных наук (ГАХН), профессор Государственного института музыкальной науки (ГИМН). 15.9.1923 г. утвержден в звании профессора Государственным ученым советом РСФСР. 1.6.1924 г. утвержден в должности профессора при 2-м МГУ. Заведовал Музыкально-психологичес­кой комиссией, одновременно являлся профессором Московской консерва­тории, где преподавал историю эсте­тики. Читал курсы античной литературы, ло­гики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. В этот период издал 8 научных работ («Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика ми­фа» и др.). 

После освобождения из заключения в 1932 г. Лосев остался вольнонаемным в Белбалтлаге до освобождения В. М. Лосевой, рабо­ тал корректором в проектном отделе. 4.8.1933 г. был восстановлен в граж­данских правах со снятием судимости. 3.10.1933 г. уволен со службы в Белбалтлаге по собственному желанию, вернулся в Москву. 11.10.1933 г. трудовой экспертной комиссией Московского городского совета профсоюзов признан инвали­дом 3-й категории. В 1935–1940 гг. работал почасовиком в московских вузах, читал лекции в про­винции. В 1940–1941 гг. пытался защитить доктор­скую диссертацию по классической филологии в Харьковском университе­те (безуспешно). В июне 1941 г. возвратился в Москву в первые дни войны. В 1942–1944 гг. про­фессор кафедры истории философско­го факультета МГУ (был уволен как идеалист). 16.10.1943 г. утвержден в ученой степени доктора филологических наук. В 1944–1988 гг. профессор филологии Московского государственного педа­гогического института (ныне МГПУ). В 1983 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 г. лауреат Госпремии СССР за «Ис­торию античной эстетики».

«Алексей Федорович Лосев родился в горо­де Новочеркасске. Младенца крестил его родной дед, протоиерей Алексий Поляков, настоятель храма в честь св. Михаила Ар­хангела. Отец бросил семью, когда сыну было три месяца, и воспитывали мальчика дедушка и мать — Наталья Алексеевна Ло­сева. Позже, в студенческие годы, Лосев писал о том, что мать сделала "из жалкого, хрупкого дитяти юношу, честно трудящего­ся и стремящегося оправдать свое название христианина". В 1909 г., еще в гимназии, Ло­сев написал сочинение "Атеизм, его про­исхождение и влияние на науку и жизнь", в котором обличал атеистов на основе совре­менных научных исследований. Одарен­ный блестящими способностями к музыке и точным наукам, юноша с увлечением за­нимался философией, филологией, изучал Священное Писание, стремясь к целостно­му восприятию мира через единство веры и знания. Он был убежден, что только "рели­гия — синтез всего человеческого знания. Она же — синтез и тех источников, которые дают счастье". На собраниях Религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьева студент Алексей Лосев познакомился с философа­ми "серебряного века" — Н. А. Бердяевым, Е. Н. Трубецким, С. Л. Франком, И. А. Ильи­ным, С. Н. Булгаковым, священником Пав­лом Флоренским (отец Павел в 1922 г. венчал супругов Лосевых в Сергиевом Посаде). На­ступало время, когда насаждалась "проле­тарская культура" и звучали призывы "сбро­сить с корабля современности" всю рус­скую классику. Был закрыт историко-фи­лологический факультет Московского уни­верситета, уничтожена Вольная Академия духовной культуры, основанная Бердяевым. В эти трудные годы Лосев обратился к эсте­тической стороне философии, создавая свое "восьмикнижие": "Античный космос и со­временная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика художественной формы", "Диалектика чи­сла у Плотина" и др. — восемь книг, из­данных небольшим тиражом между 1927 и 1930 годами (выраженные в них идеи позд­нее лягут в основу многотомного издания "Истории античной эстетики"). "Философия имени" представляет собой философское обоснование имяславия, пе­рерастающее в целостную философию язы­ка. Движение почитателей Имени Божия, начавшееся в русских монастырях Афона в 1909—1913 гг., обрело множество сторон­ников и противников в России, где на стра­ницах церковных и богословских изданий разгорелись имяславские споры. Основное положение учения заключалось в том, что "Бог является в Имени Своем", что Имя Божие есть Его энергия, а энергия Божия есть Сам Бог (доктрина христианского энергетизма, сформулированная св. Григо­рием Паламой). Лосев считал имяславие обоснованием и уяснением всей право­славной догматики, "ибо всякая догма есть откровение божества в мире; а откровение
предполагает энергию Бога. Энергия же увенчивается именем". Идеи имяславия развивали священники Павел Флоренский и Сергий Булгаков, философ Е. Н. Трубец­ кой, сторонником этого учения был М. А. Новоселов. В доме Алексея Федоро­вича и Валентины Михайловны Лосевых сложился имяславческий кружок, имевший целью ознакомить с имяславием церков­ные круги и разработать формулировки об Имени Божием, которые удовлетворяли бы имяславцев и могли быть приняты Помест­ным Собором. Деятельность кружка про­должалась до 1925 г., когда начались систе­матические аресты и арестованных уже не выпускали. Духовником Лосевых в эти го­ды был архимандрит Давид (Мухранов), по­следователь имяславия и бывший настоя­тель Андреевского скита на Афоне. 3 июня 1929 г. архимандрит Давид тайно принял от супругов Лосевых монашеские обеты с на­речением им имен Андроника и Афанасии. В 1930 г. вышла книга Лосева "Диалектика мифа" с резкими выпадами против цер­ковной политики советской власти. Автор рассматривал историю человечества как историю борьбы между Христом и Анти­христом, Богом и сатаной; высшей соци­альной ступенью развития человечества в духовном плане называл феодализм: "Если сущность Средневековья есть христиан­ство, то сущность Нового времени есть са­танизм". Феодализм падает под ударами са­таны, наступает эпоха Возрождения, ко­нечная цель мировоззрения которого — "убить Бога и занять Его место". И дальней­шая история есть история развертывания и оформления сатанинского духа. Ступени этого развертывания — капитализм, со­циализм, анархизм. Советская власть и со­циализм рассматриваются как проявление торжества Антихриста, как дело рук сата­ны. Анархия будет царством Антихриста и гибелью человечества. Выход — в создании воинствующей Церкви, которая сможет выступить на борьбу с сатаной. Коммунизм автор назвал очередным мифом, марксист­скую философию с ее диалектическим ма­териализмом — "вселенским чудищем". Книга прошла цензуру и была подписана Главлитом, но перед окончательной вер­сткой Лосеву удалось включить в нее не­сколько глав "Дополнений", где веши были названы своими именами. Тираж изъяли, разразился огромный скандал. В печати появились разгромные рецензии на книги Лосева, автора называли мракобесом, чер­носотенцем и реакционером, а также "фи­лософом православия, апологетом крепост­ничества и защитником полицейщины". Максим Горький выразился мягче: "Опо­здал умереть этот слепой и малограмотный профессор. Такому человеку надо было бы повеситься". В Страстную пятницу 1930 г. Лосева арестовали. В то время сотрудни­ками ОГПУ было сфабриковано дело "Все­союзного центра церковно-монархической организации «Истинное православие»". По всей стране арестовывали "непоминаю­щих" (противников Декларации митропо­лита Сергия) — архиереев, духовенство и мирян. Особая роль отводилась "контрре­волюционной монархической организа­ции «имяславцев»". Из москвичей к делу "имяславцев" были привлечены М. А. Но­восёлов, АФ. и В. М. Лосевы, математик Д. Ф. Егоров. На допросе 17 июля 1930 г. Лосев показал: "Я — верующий человек. Я бы не сказал, что я целиком принадлежу к какой-либо организации в православии. К течению, которое возглавляет митрополит Сергий, я не могу принадлежать в силу тех причин, в числе которых находится, между прочим, и мое отношение к нему как лич­ности, и мой взгляд на его политическую платформу по отношению к советской вла­сти... Я считаю, что митрополит Сергий в своей политике по отношению к соввласти неискренен, и по отношению к власти и по отношению к Церкви. По отношению к власти он неискренен в том, что заверяет ее в лояльности всей Церкви, в то время как в Православной Церкви есть еще много элементов, относящихся к соввласти анти­советски. По отношению к Церкви его не­искренность заключается в том, что Цер­ковь не получает никакого облегчения в ее тяжелом положении". 20 сентября 1931 г. А. Ф. Лосеву зачитали приговор: десять лет лагерей. Валентина Михайловна получила пять лет. В октябре 1932 г. Алексей Федо­рович был досрочно освобожден "в связи с инвалидностью и за ударную работу" и с этого времени трудился вольнонаемным работником в Белбалтлаге. В июне 1933 г. досрочно освободили и Валентину Михай­ловну. С Лосевых была снята судимость, им разрешили жить в Москве. Впереди были десятилетия интенсивной творческой жиз­ни в условиях советской действительно­сти. Периодически "воинствующего идеа­листа" и "антимарксиста" Лосева обвиняли в том, что он "нисколько не перестроился и стоит на прежних позициях". Опальный философ работал для будущего, 23 года не публикуя своих трудов. Всю жизнь не пере­ставал преподавать — сначала на перифе­рии, затем в Москве.
После кончины Валентины Михайловны А. Ф. Лосев зарегистрировал брак с Азой Алибековной Тахо-Годи — его ученицей и близким другом семьи. К этому времени ученый почти совсем ослеп, ему необходим был помощник. В действительности мужем и женой они не были, а регистрация бра­ка понадобилась, чтобы Аза Алибековна могла жить в квартире Лосевых, продолжая заботиться об Алексее Федоровиче до его кончины. А. А. Тахо-Годи, доктор филоло­гических наук, почетный профессор МГУ, до последнего дня жизни учителя была его верной помощницей и хранительницей его наследия. В 1996 г. сотрудники ФСБ России передали ей как вдове Лосева 2350 листов рукописей философа, сохранившихся в недрах ОГПУ-НКВД (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 9. С. 526–527, 530).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию