Заболотский Петр Александрович, протоиерей

Родственники

  • отец  —  Заболотский Александр Васильевич, священник
  • мать  —  Заболотская (Львова) Прасковья Николаевна
  • жена  —  Заболотская (Голенкина) Анна Павловна
  • тесть  —  Голенкин Павел Андреевич, священник
  • брат  —  Заболотский Михаил Александрович, священник
  • брат  —  Заболотский Павел Александрович (род. 13.01.1814 в с. Пречистенское (Пречистое))
  • брат  —  Заболотский Иван Александрович (род. 20.01.1815 в с. Пречистенское (Пречистое), ум. 01.01.1816)
  • сестра  —  Лебедева (Заболотская) Татьяна Александровна (род. 08.01.1817 в с. Пречистенское (Пречистое), ум. позже 1878)
  • сестра  —  Заболотская Агриппина Александровна (род. 16.06.1819 в с. Пречистенское (Пречистое))
  • брат  —  Заболотский Иван (2-й) Александрович (род. 16.06.1819 в с. Пречистенское (Пречистое))
  • сестра  —  Соколова (Заболотская) Авдотья Александровна (род. 02.08.1824 в с. Пречистенское (Пречистое))
  • сестра  —  Спиридонова (Заболотская) Анна Александровна (род. в с. Пречистенское (Пречистое))
  • сестра  —  Заболотская Мария Александровна (род. 11.08.1820 в с. Пречистенское (Пречистое), ум. 19.02.1821)
  • брат  —  Заболотский Стефан Александрович (род. 10.07.1827 в с. Пречистенское (Пречистое), ум. 29.08.1827)
  • сын  —  Заболотский Павел Петрович, протоиерей
  • сын  —  Заболотский Александр Петрович (1847–1891), окончил Вяземское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию и Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Статский советник (с 1888), директор Вяземской гимназии
  • дочь  —  Заболотская Елизавета Петровна
  • дочь  —  Заболотская Евдокия Петровна
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1836
Вяземское духовное училище
1843
Смоленская духовная семинария
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

11.3.1844
рукоположен во священника
26.5.1882
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
11.3.1844
1873
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Гжатский уезд, с. Климово, священник. Благочинный 3-го округа Гжатского уезда (1866–1884). Председатель приходского попечительства (с 09.01.1870)
1873
1891
Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., г. Гжатск, Богоявленский собор, протоиерей. Настоятель прихода (с 1873 до 1891), благочинный 3-го округа Гжатского уезда (1866–1884), духовник Богоявленской церкви (с 1884), член братства преподобного Авраамия (в 1886–1890)
Показать все

Награды

право ношения набедренника
право ношения скуфьи
июль 1867 или авг. 1867
право ношения камилавки
право ношения наперсного креста
июль 1879 или авг. 1879
орден св. Анны 3-й степени
янв. 1988 или февр. 1988
архипастырское благословение за ведение внебогослужебных собеседований с народом
9.4.1889
орден св. Анны 2-й степени
Показать все

Другие сведения

Из некролога«Приход Климовский состоял из 2/3 православных и 1/3 раскольников беглопоповской секты. Православные прихожане не были щедры к духовенству, а при соседстве с раскольниками, которые свою вражду к православной церкви выражали в своих отношениях к духовенству, беззастенчиво распространяя о нем нелепые мнения, и православные заражались духом грубости и неуважения к служителям церкви. В таком-то приходе естественно духовенство живет бедно, и Петр Александрович жил в селе Климове, борясь с разными житейскими невзгодами, а их было вдоволь...

Во всю свою жизнь Пётр Александрович был самым аккуратным исполнителем своих обязанностей и воли начальства. Кажется, все, что внушал ему священнический долг, что предписывало начальство, делалось им. Пропо­ведничество он любил, сам написал много проповедей, говорил и печатные, частные его беседы с прихожанами были всегда назидательны. Не любил он праздного раз­говора с ними, и умел свою речь от обыденных предметов переводить на предметы назидания. Такая сноровка выработалась в нём потому, что он жиль в раскольничьем приходе, где каждое слово и действие священника старались истолковать превратно, потому-то он берег свой сан от несправедливых нареканий и дорожил временем, чтобы употребить его с пользой для своих колеблющихся духовных детей.

Для бесед же с раскольниками он нарочито ездил в деревни, избирая для этого такое время, когда крестьяне бывают свободны от своих хозяйственных занятий и могут в большем числе слушать его беседы».

Несмотря на примерное, отмеченное многими церковными наградами прохождение ревностным пастырем своего служения, его никак не переводили из Климовского прихода, считавшегося одним из самых трудных, в более спокойное место, хотя он в периоды крайнего изнеможения от борьбы с расколом не раз и просился. Но всякий раз, когда он подавал прошение Преосвященному, следовал отзыв уездного миссионера о том, что отец Петр Заболотский нужен для прихода, так как достойно противодействует расколу.

В г. Гжатске, куда, наконец, иерей Петр был перемещен, теплые и доверительные отношения с прихожанами сложились очень скоро. «Со всеми обходительный, исполнительный, нетребовательный, он вошёл в их расположение. Сближаясь более и более с прихожанами, он приобрёл их доверие к себе. В городах нельзя считать часто бывающими явлениями те случаи, когда прихожанин просит совета священника в своих недоумениях и затруднениях житейских: здесь народ свысока смотрит на духовенство. Но в практике Петра Александровича такие случаи весьма часто бывали...». Прихожане вспоминали: «Случается горе, идешь к отцу Петру поговорить о нём. Расспросит все, скажет свои случаи в жизни, укажет на других таких же страдальцев, и если иногда не даст совета, как выйти из постигшего тебя несчастия, хоть дело останется все в том же положении, как и было, но после беседы с ним чувствуешь себя спокойнее и бодрее».

Время жизни и служения отца Петра в Гжатске «было для него порою покоя и отдыха от тех волнений и борьбы, какими со­провождалась его жизнь и служба в селе Климове. В благолепном Гжатском Богоявленском храме он душою отдыхал, восхищаясь красотами и богатством его обста­новки. В причте особенно между священниками было пол­ное согласие. Его сотоварищи оказывали ему уважение и он с своей стороны отвечал им искреннею любовью...» 

В 1890 году отец Петр тяжело заболел и с октября месяца уже не мог выходить из дома. «Граждане с большим сожалением отнеслись к его страдальческому положению. Посетители бывали ежедневно, редкая литургия проходила, чтобы не подавалось поминальных записок для возношения на ектеньи молений о болящем протоирее Петре. Все это было известно ему, и радостно-умилительные слезы орошали его лицо при таких сообщениях… Все служения панихид посещались таким множеством почитателей Петра Александровича, что не всегда можно было поместиться в его дом. В погребальной церемонии присутствовало свыше 2000 человек, чин погребения совершен был 15 священниками» (из некролога).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию