Любовь (Журило Ефросинья Никитична), монахиня

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
сельское училище
окончила
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
23.1.1913
1926
Московская епархия, г. Москва, Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия, трудилась на черных рабо­тах, в столовой, а также занималась об­следованием имущественного положе­ния лиц, обращавшихся за помощью. В советское время состояла в Марфо- Мариинской трудовой артели, закупа­ла продукты для обители
Показать все

Преследования

12.1.1926
ввместе с другими се­страми обители привлечена в качестве обвиняемой по ст. 68 УК РСФСР («укрывательство и пособничество контрреволюцион­ным преступлениям»). Оставлена на свободе под подписку о невыезде до суда
8.2.1926
осуждена Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Казахстан, признана «соци­ально опасной»
19261929
находилась в ссылке в г. Алма-Ата Казахской ССР
1929
освобождена с лишением права проживания в Москве и Московской обл. Вместе с В. С. Гордеевой и монахиней Надеждой (Бреннер) выехала в г. Ростов Великий, затем вернулась на житель­ство в Туркестан
Показать все

Другие сведения

С 1907 г., после смерти родителей, посели­лась у брата в г. Богодухове Харьков­ской губ.: пела в церковном хоре, воспитывала племянников. Посещала богослужения в Богодуховском женском монастыре.

В 1938 г. вместе с монахиней Надеждой (Бреннер) выехала в Москву; жила нелегально у знакомых, затем по­лучила прописку в подмосковном пос. Болшево (ныне в черте г. Королева) и работала уборщицей в школе. С марта 1948 г. проживала в с. Владычня, ныне Лихославльского р-на Тверской обл.

«Близкая подруга матушки Любови, монахиня Наде­жда (Бреннер), ос­тавила подробные воспоминания о ее жизни. Буду­щая подвижница с детства любила молиться, пела в храме, помогала ближним. В Мар­фо-Мариинской обители она ока­залась чудесным образом: в июне 1912 г. в Богодухове девушка уснула летаргическим сном, в котором подробно видела обитель, о которой прежде не слышала, и великую княгиню Елизавету Феодоровну. Приехав в Москву, она разыскала обитель и была принята настоятельницей, которую сразу же узнала. Впоследствии она рассказала о своем видении протоиерею Митрофану Сребрянскому, записавшему в дневнике: "Свидетельствую своей священнической совестью, что все, записанное мной со слов сестры Евфросинии, верно".
В 1918 г. великая княгиня Елизавета Фео­доровна была арестована и казнена. Обя­занности настоятельницы перешли к ее ближайшей помощнице Валентине Серге­евне Гордеевой. В феврале 1919 г. церковное имущество обители было передано Марфо-Мариинской трудовой общине. В совет об­щины, возглавляемый В. С. Гордеевой, вошли К. П. Гумилевская, Е. Н. Журило, М. А. Хаджи и др. Внутренний распорядок, состав сестер милосердия в большинстве своем оставались прежними, но жизнь ме­нялась. 6 февраля 1925 г. был аннулиро­ван устав Марфо-Мариинской общины, в июне того же года община была переимено­вана в "Марфо-Мариинскую артель сестер милосердия". Артель занималась обслужи­ванием ранее принадлежавшей общине и арендуемой Комиссией по улучшению бы­та ученых врачей (КУБУВ) платной боль­ницы, разделяя с КУБУВ доходы. Кроме того, медицинские сестры артели вели частную практику, остальные члены арте­ли занимались пошивом одеял и другими ремеслами, чтобы прокормить себя и дру­гих. В октябре 1925 г. в газете "Правда" появилась статья "Советские Марфа и Ма­рия", в которой Марфо-Мариинская трудо­вая артель была названа "районным цер­ковно-черносотенным агитпропом". Отме­чалось также: "Весь прошлый уклад жиз­ни, вплоть до диаконисских служений в домашних церквах сохранен целиком; до­машняя молельня великой княгини и ве­щи, ей принадлежащие, хранятся и посей­ час как реликвия; помещения "трудовой обшины" сплошь увешаны великокняже­скими портретами и изображениями со­сланного в Нарым духовника Митрофана Сребрянского... Советских Марфу и Марию пора бы ликвидировать". Статья возымела свое действие: в скором времени в оби­тель прибыла комиссия с "ревизией" и будто бы выявила много нарушений в фи­нансовых и хозяйственных документах. В ОГПУ был отправлен соответствующий акт, против сестер возбудили уголовное дело. По указу начальника 6-го отделе­ния Секретно-оперативного управления Е. А. Тучкова обитель решили ликвидиро­вать и всех ее членов выслать из Москвы. Сестер по очереди вызывали на допрос на Лубянку, затем отпускали под подписку о невыезде. 18 февраля 1926 г. в обитель при­был вооруженный отряд. Командир зачи­тал постановление НКВД о высылке всех сестер и о ликвидации Марфо-Мариинской трудовой артели. Многим запретили жить в Москве и губернии с правом выбора места жительства, наиболее ревностных сестер во главе с настоятельницей сослали в Тур­кестан. В условиях ссылки дар деятельной любви, присущий матушке Любови (в то время еще Евфросинии), проявился осо­бенно ярко. Монахиня Надежда (Бреннер) вспоминала: "В Туркестане Фрося сняла комнату за 10 рублей, с ней были сестры Мария Алексеевна [Хаджи] и Мария Вои­нова. Надо было искать работу, денег не было. Она начала с торговли: купила семе­чки и продавала по пять копеек стакан. Ссыльных жалели, и ей, бывало, и 10 и 15 копеек заплатят. На это она жила и со­держала сестру Марию Алексеевну, а Ма­рия Воинова поступила в больницу сестрой и жила отдельно. Фрося брала стирку на врачей, в аптеке мыла посуду; летом в го­родском саду пела украинские песни сво­им чудным басом, собирая много людей. Зарабатывая тяжелым трудом, она еще  и мне посылала деньги..." По окончании ссылки сестры с В. С. Гордеевой выехали в Ростов, но прожили там недолго: архиепи­скоп Варлаам (Ряшенцев) благословил всех разъехаться во избежание нового ареста, и они вернулись в Туркестан. Монахиня На­дежда вспоминала: "В Туркестане жить бы­ ло спокойно, узбеки к нам относились очень хорошо. Фрося и Мария Алексеев­на дома стегали одеяла на продажу. Я по­ступила бухгалтером в Продснаб. Потом Фрося открыла ларек и торговала мороже­ным. Жили безбедно. Продолжали жить по уставу Марфо-Мариинской обители, мно­го молились... Вспоминаю приезд Владыки Варлаама (Ряшенцева). С Владыкой приехало 60 мо­нахинь... Владыку мы оставили у себя, а остальных Фрося разместила по кварти­рам... Вообще всех прибывающих ссыль­ных ГПУ посылало так: "Идите в трудо­вую контору Журило (фамилия Фроси), она вас устроит". Она устраивала и на рабо­ты... Много прошло ссыльных через Фро­сю. Много было таких, у которых ничего не было: надо за них и квартиру оплатить, и одежду, и обувь достать, и питать... И ме­бель она находила: столы, стулья, кровати. Иногда ей попадало, но она не смущалась: всегда веселая, за все благодарит. В то вре­мя было тяжело с питанием: Фрося с тру­дом возила продовольствие, и часто его от­бирали... Сколько ни приезжало ссыльных, Фрося всех устраивала, дома бывала мало. Еще партия монахинь была. Одна из них умерла от черной оспы. Одну, Августу, мы взяли к себе. Она заболела сыпняком. Мы вместе с ней спали, ели и не заразились... У нее — у Фроси — был особенный дар слез. Мы тоже, бывает, плачем — от обиды, от злости, плачем, если не удается что. У нее этот дар был постоянный, как будто она за всех плакала. Ей было дано молиться за весь мир и плакать. Начинала благодарить или просить Бога — и тут же слезы. Так она молилась за человека. Мы заплачем, у нас что-то там покажется, капнет, а у нее — по­токи. Когда она плакала за людей, она об­ливалась слезами... Старец Алексий — знаменитый был такой прозорливый старец — сказал: "Имя ей — Любовь, и не менять больше. С этим име­нем и умереть". Фрося, какая она была! Таких в мире — на счет, особенная жизнь. Бывают жизни избранные. Она дары име­ла и на других изливала..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 9. С. 660–663).

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию