Максимов Алексей Константинович, протоиерей
- Дата рождения: 5.2.1861
- Место рождения: Курская губ., Тимский уезд, с. Грязное
- Дата смерти: не ранее 1930
Родственники
- брат — Максимов Лукиллиан Константинович, протоиерей
- брат — Максимов Христофор Константинович, протоиерей
- племянник (сын брата) — Максимов Александр Христофорович
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Преследования
Фотографии

Ист.: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-48745. Л. 40

Ист.: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-48745. Л. 7

Ист.: ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-48745. Л. 7 об. – 8
Фотография и материалы предоставлены исследователем Дмитрием Орловым
Другие сведения
«Представитель старинного священническо города, прибывший в Успенский храм после многолетних мытарств и успевший прослужить здесь до ареста чуть более месяца. Сохранилась собственноручно составленная яркая и вдохновенная проповедь исповедника, в которой он обличает лукавые власти, требующие от Церкви поступиться истиной под угрозой уничтожения, и утверждает, что Церковь благополучно переживет не только все гонения, но и саму богоборческую власть, "...и придет такое время, когда вера опять восторжествует и не будут ее преследовать"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь ... Кн. 10, т. 1. С. 184–185).
Проповедь отца Алексия Максимова
Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить.
Христиане наших дней, как часто вы смущены, когда надо начать действовать! Многие из присутствующих готовы отступить от дела Божия, [отыскивая] свои средства борьбы с громадностию препятствий!
Да и кто мы, осмеливающиеся приступить к такому делу? Велики ли наши средства, наши дарования, наша энергия? Кто способен быть руководителем, умеющим увлечь за собой? Без него — где объединяющее стремление, способное сплотить разъединенные силы? Побеждать, когда мы едва способны жить, воздвигать других, когда сами мы едва стоим на ногах...
Так говорит в нас малодушие; так говорит, когда мудрость «мiра сего» нашептывает нам: «Вы желаете невозможного. Вам не удастся возвратить людей к верованиям, которые они [поругали]. Вы не поднимете стен Иерусалима, да и к чему поднимать их? Зачем вам отделяться от века, зачем вам обособляться от других; откажитесь от ваших догматов, откажитесь от Христа, Сына Божия, пред Которым мы не хотим преклоняться. Дайте нам религию [научной] мысли; этою ценою вы можете купить наше покровительство; современное государство даст умирающей Церкви убежище, благодаря которому она еще несколько просуществует. Для тех, кто так говорят и думают, [вот] наш ответ: вы хотите оказать Церкви покровительство, вы хотите приютить Ея немощную старость, предлагаете Ей единственное условие — перестать быть христианскою. Так пусть же Она умирает, но умрет достойною и величавою; Она имеет на это право. Пусть умрет Она на земле, не изменив жениху Своему — Христу; пусть умрет Она, целуя крест, у подножия которого родилась Она на земле, освященная искупительной кровью; лучше Ей умереть, но не получать милостыни позорного покровительства, купленную унижением отречения от веры. Дайте Ей умереть во всем величии [святости], не унижайте Ея. Она вам мать, Она породила современный мiр, от Нея вы получили с млеком ума все, что есть в вас лучшего.
Но нет. Вы хорошо знаете, что умереть Она не может; вы и сами не верите в Ея смертность. Напрасно говорите вы о Ея дряхлости. Есть дни, когда Она удивляет и смущает вас Своею жизненностью...
Не будем же падать духом. По примеру Неемии ответим тем, кто, предлагая нам союз, требует, чтобы мы пожертвовали верою нашею: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станет строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Неемия, II, 20).
Человечество, братья, не может обновить свою жизнь бессмысленным «ничто». Оно грешит, страдает, умирает; оно нуждается в искуплении, утешении и надежде. Так нам на все эти жизненные вопросы, которые, сколько бы их не устраняли, будут назойливо возникать снова, наука должна ответить сознанием своей полной несостоятельности; так как уму, жаждущему истины совершенной, сердцу, жаждущему любви, и совести, жаждущей справедливости, наука только может сказать: «Бросьте эти мечты; я знаю только то, что вижу и осязаю»; человечество непременно будет искать вне ея покой, мир и уверенность. Да будут отверсты тогда пред ним врата Иерусалима Бога Живаго.
Итак, да созиждутся стены Иерусалимские, да воссияет святыня, изукрашенная как невеста, нарядившаяся в ожидании Жениха своего; да предстанет Церковь Христова древнею и вечно юною, построенною на основании пророков и апостолов, имея краеугольным камнем Пребывающего [во славе вечной]. Аминь.
В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Дмитрием Орловым.
Архивные источники
-
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-48745
Литература
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 10, т. 1. С. 184–185