Максимов Алексей Константинович, протоиерей

Родственники

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1884
Московская духовная семинария
1884
1889
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.4.1895
рукоположен во священника
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1891
1894
г. Каменец-Подольск, Каменец-Подольская духовная семинария, помощник инспектора
1894
апр. 1895
Нижегородская губ., г. Арзамас, Арзамасское духовное училище, преподаватель
8.4.1895
1916
Петроградская и Ладожская епархия, г. Петроград, Вознесенская церковь при Ад­миралтейских слободах, священник
1919
19.8.1919
Курская и Обоянская епархия, Курская губ., Тимский уезд, с. Грязное, Свято Троицкая церковь, священник
1923
Московская епархия, г. Москва, церковь Владимирской ико­ны Божией Матери на Никольской ул., священник
1930
Московская епархия, с. Новоархангельское (ныне Архангельское-Тюриково в Северо-Восточном окр. Москвы), Успенская церковь, протоиерей, настоятель
Показать все

Преследования

1930
арестован
26.12.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. на 3 года ссылки в Казахстан (условно)
Показать все

Другие сведения

«Представитель старинного священническо­ города, прибывший в Успенский храм после многолетних мытарств и успевший прослу­жить здесь до ареста чуть более месяца. Сохра­нилась собственноручно составленная яркая и вдохновенная проповедь исповедника, в ко­торой он обличает лукавые власти, требующие от Церкви поступиться истиной под угрозой уничтожения, и утверждает, что Церковь бла­гополучно переживет не только все гонения, но и саму богоборческую власть, "...и придет такое время, когда вера опять восторжествует и не будут ее преследовать"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь ... Кн. 10, т. 1. С. 184–185).


Проповедь отца Алексия Максимова


Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить.


Христиане наших дней, как часто вы смущены, когда надо начать действовать! Многие из присутствующих готовы отступить от дела Божия, [отыскивая] свои средства борьбы с громадностию препятствий!

Не пережили ли и вы, как Неемия, ужасной, мрачной той ночи, когда вы перебирали в уме своем длинный ряд святынь, разрушенных в наше время? Старинные верования, святые уважаемые обычаи, неразлучные с памятью о деятельной молитве, с [благословением] седого прадеда, о величии смертного часа, о последнем завете умирающей матери. И все это отнято, поругано, предано издевательству грубой толпы. Не видели ли и вы, как одна за другой рушатся вера и надежда христианские в дорогом для вас существе? Не слышали ли и вы, как уста, произносившие прежде вместе с вами слова молитвы, отдавали себя на служение леденящей беспощадной критики? В былое время в этих душах жил величавый и чистый образ Христа Спасителя, обладающего глаголами жизни вечной, теперь [для] них остался только в тумане легендарных времен призрак мудреца из Назарета. В былое время они, созерцая небо, понимали стройную гармонию разумного Творения; теперь они признают только роковые законы мертвого механизма. В былое время веровали в мудрый Промысл, без ведома Которого птица не падает на землю, теперь человек предоставлен самому себе в безбрежном пространстве, лишенном животворящего Духа Божия. В былое время верили в вечную жизнь духа, могли над разверстою могилою прочесть искреннее слово радостной надежды; теперь их ожидает разложение духа с телом в гниении могилы.
 
Перед такими развалинами дрогнет самое смелое сердце. Тем, кто говорит: «Вот во что верует молодое поколение; вот что оно принимает с кликами восторга», хочется ответить: «На этом зыбком основании куда мы поставим камень в основание здания?»

Да и кто мы, осмеливающиеся приступить к такому делу? Велики ли наши средства, наши дарования, наша энергия? Кто способен быть руководителем, умеющим увлечь за собой? Без него — где объединяющее стремление, способное сплотить разъединенные силы? Побеждать, когда мы едва способны жить, воздвигать других, когда сами мы едва стоим на ногах...

Так говорит в нас малодушие; так говорит, когда мудрость «мiра сего» нашептывает нам: «Вы желаете невозможного. Вам не удастся возвратить людей к верованиям, которые они [поругали]. Вы не поднимете стен Иерусалима, да и к чему поднимать их? Зачем вам отделяться от века, зачем вам обособляться от других; откажитесь от ваших догматов, откажитесь от Христа, Сына Божия, пред Которым мы не хотим преклоняться. Дайте нам религию [научной] мысли; этою ценою вы можете купить наше покровительство; современное государство даст умирающей Церкви убежище, благодаря которому она еще несколько просуществует. Для тех, кто так говорят и думают, [вот] наш ответ: вы хотите оказать Церкви покровительство, вы хотите приютить Ея немощную старость, предлагаете Ей единственное условие — перестать быть христианскою. Так пусть же Она умирает, но умрет достойною и величавою; Она имеет на это право. Пусть умрет Она на земле, не изменив жениху Своему — Христу; пусть умрет Она, целуя крест, у подножия которого родилась Она на земле, освященная искупительной кровью; лучше Ей умереть, но не получать милостыни позорного покровительства, купленную унижением отречения от веры. Дайте Ей умереть во всем величии [святости], не унижайте Ея. Она вам мать, Она породила современный мiр, от Нея вы получили с млеком ума все, что есть в вас лучшего.

Но нет. Вы хорошо знаете, что умереть Она не может; вы и сами не верите в Ея смертность. Напрасно говорите вы о Ея дряхлости. Есть дни, когда Она удивляет и смущает вас Своею жизненностью...

Не будем же падать духом. По примеру Неемии ответим тем, кто, предлагая нам союз, требует, чтобы мы пожертвовали верою нашею: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станет строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Неемия, II, 20).

Человечество, братья, не может обновить свою жизнь бессмысленным «ничто». Оно грешит, страдает, умирает; оно нуждается в искуплении, утешении и надежде. Так нам на все эти жизненные вопросы, которые, сколько бы их не устраняли, будут назойливо возникать снова, наука должна ответить сознанием своей полной несостоятельности; так как уму, жаждущему истины совершенной, сердцу, жаждущему любви, и совести, жаждущей справедливости, наука только может сказать: «Бросьте эти мечты; я знаю только то, что вижу и осязаю»; человечество непременно будет искать вне ея покой, мир и уверенность. Да будут отверсты тогда пред ним врата Иерусалима Бога Живаго.

Итак, да созиждутся стены Иерусалимские, да воссияет святыня, изукрашенная как невеста, нарядившаяся в ожидании Жениха своего; да предстанет Церковь Христова древнею и вечно юною, построенною на основании пророков и апостолов, имея краеугольным камнем Пребывающего [во славе вечной]. Аминь.


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные исследователем Дмитрием Орловым.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию