Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 2/15 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских (первое воскресенье после 3 сентября), Соборе Брянских святых (20 сентября/3 ноября) и Соборе Московских святых (26 августа/8 сентября)
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1893
Херсонское духовное училище
1893
1895
Одесская духовная семинария
1895
Херсонская учительская семинария
1902
Миссионерские курсы при Казанской духовной академии
1905
1909
Восточный институт
1918
Киевская духовная академия
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
9.6.1902
пострижен в монашество
10.6.1902
рукоположен во иеродиакона
30.6.1902
рукоположен во иеромонаха
дек. 1919
возведен в сан архимандрита
18.11.1923
хиротонисан во епископа. Хиротонию в Донском монастыре возглавил св. Патриарх Тихон (Белавин)
г. Владивосток, Владивостокская мужская гимназия, иеромонах, учитель пения (с нояб. 1905) и законоучитель (с сент. 1906)
1.2.1907
нояб. 1908
Владивостокская и Камчатская епархия,
г. Владивосток, Владивостокский архиерейский дом, иеромонах, исполнял должность настоятеля храма Восточного института, служил в храме на ст. Седанка (пригород Владивостока). С 1.7.1907 по 2.8.1907 благочинный Камчатского и Гижигинского округов
иеромонах, начальник врачебно-питательного отряда Красного Креста и отряда по борьбе с заразными болезнями на Кавказском фронте (с 1916)
1917
9.5.1918
10-й армейский запасной полк на Юго-Западном фронте, иеромонах, санитар и войсковой священник. Участвовал в Съезде ученого монашества, проходившем 7–14 июля 1917 в Московской духовной академии. 9.5.1918 демобилизован
1918
осень 1919
Киевская и Галицкая епархия,
г. Киев, Златоверхий Михайловский монастырь, иеромонах, епархиальный миссионер. После отступления осенью 1919 из Киева войск ген. А. И. Деникина переехал в Крым
приговорен к высшей мере наказания (расстрелу), расстрелян не был
1920
арестован в г. Симферополе
1920
находился в заключении в тюрьме г. Симферополя, провел в тюрьме несколько месяцев и был отпущен
1922
привлечен к суду вместе с состоявшим на покое архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиепископом Никодимом (Кротковым), епископом Сергием (Зверевым) и др.
5.11.1922
оправдан Трибуналом Верховного суда Крымской АССР
янв. 1923
арестован
янв. 1923 сент. 1923
находился в заключении в тюрьме г. Симферополя вместе с епископом Ейским Евсевием (Рождественским)
сент. 1923
осужден спецколлегией Верховного суда Крымской АССР на высылку по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»
15.9.1924
арестован в г. Нежине по обвинению в «контрреволюционной пропаганде»
15.9.1924 14.5.1925
находился в заключении в тюрьме г. Чернигова. 14.5.1925 освобожден со снятием обвинения
июль 1925
арестован по обвинению в «контрреволюционной пропаганде», вскоре освобожден
авг. 1925
привлечен к следствию по делу «Воздвиженской Неплюевской монархической организации». Обвинялся в том, что «произносил проповеди, в которых призывал членов Воздвиженской артели объединиться для борьбы с советской властью, а также воспитывал молодежь в монархическом духе под маской религии». Обвинялся также в церковном поминовении «контрреволюционного духовенства» — епископов, находившихся в тюрьмах и ссылках. После обыска была взята подписка с обязательством выехать в Москву
30.11.1925
арестован по делу митрополита Петра (Полянского)
1.11.1926 17.6.1926
находился в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ (г. Москва)
21.5.1926
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на ссылку на 3 года в Туруханский край по ст. 62 и 68 УК РСФСР
1926 8.11.1928
находился в ссылке в станке Полой в устье Енисея за Северным полярным кругом. 8.11.1928 освобожден из ссылки без права проживания в крупнейших городах и округах, а также на Украине, с прикреплением к определенному месту жительства в течение 3 лет
27.11.1929
арестован в г. Стародубе как участник «контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию, руководитель церковной контрреволюционной группировки»
нояб. 1929 28.5.1930
находился в заключении в тюрьме г. Смоленска
28.5.1930
осужден тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. на 10 лет заключения в концлагерь
июнь 1930 нояб. 1933
находился в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ) на острове Анзер. В нояб. 1933 освобожден из лагеря по инвалидности
1.8.1934
арестован в г. Нежине
2.8.1934 14.8.1934
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) г. Чернигова
не ранее 14.8.1934 15.2.1935
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) г. Киева, обвинялся в «организованной работе, направленной против мероприятий советской власти, член контрреволюционной нелегальной организации церковников "Истинно Православная Церковь"»
15.2.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года ссылки в Северный край, по ст. 54-10, 54-11 УК УССР
1935 3.3.1936
находился в ссылке в г. Архангельске
3.3.1936
арестован в г. Архангельске, обвинялся в том, что «нелегально возглавил Вятскую епархию Православной Церкви викторианской ориентации, нелегально руководил таковой через контрреволюционную группу церковников, давая им указания контрреволюционного характера». На допросах назвал эти обвинения искусственными.
3.3.1936 апр. 1936
находился в заключении. В апр. 1936 отправлен этапом в распоряжение УНКВД по Кировскому краю
апр. 1936 27.10.1936
находился в заключении в тюрьме г. Кирова
27.10.1936
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10 УК РСФСР. Отправлен из кировской тюрьмы с этапом в г. Караганду
7.12.1936 13.8.1937
находился в заключении в Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаге), в Бурминском отделении, работал бухгалтером
13.8.1937
арестован в лагере, обвинен в «антисоветской агитации, организации контрреволюционных сборищ»
10.9.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
«О Декларации митрополита Сергия (Страгородского) епископ Дамаскин писал в апреле 1928 года: "Для меня стало ясно, что перешагнули за черту допустимого". По возвращении из ссылки, 11 декабря 1928 года, он встретился в Москве с митрополитом Сергием (Страгородским) и долго беседовал с ним. Высказывание митрополита Сергия о том, что "Декларация полезна для Церкви, поскольку легализует ее положение в государстве", не удовлетворило епископа Дамаскина. По его мнению, митрополит Сергий не имел канонических прав на издание Декларации без согласия епископата и благословения Патриаршего Местоблюстителя. В апреле 1929 года, получив распоряжение митрополита Сергия (Страгородского) о предоставлении духовенством органам власти сведений о церковных общинах, епископ Дамаскин прекратил его поминовение.
В мае 1929 года он написал митрополиту Сергию, что принятие Декларации означает отказ от достоинства и внутренней свободы Церкви, и призвал его "далеко отшвырнуть от себя Декларацию, раз она производит такое возмущение среди верующих, раз она вызвала уже такие разделения". Тогда же, в мае 1929 года, получил приглашение от Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) быть его помощником, но от этого предложения отказался. Летом того же года, с помощью диакона Кирилла Цокота, монахини Ирины (Буровой) и др., организовал передачу важных церковных документов находящемуся в ссылке в приполярном поселке Хэ Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру (Полянскому). В переданном митрополиту Петру письме епископ Дамаскин просил ответов на многие вопросы церковной жизни, в частности о границах полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Кроме того, он передал митрополиту Петру копии переписки митрополита Кирилла (Смирнова) с митрополитом Сергием, а также письма других архиереев, выражавших свои суждения относительно июльской Декларации 1927 года. Хотя митрополит Петр не дал тогда письменного ответа о своем отношении к происходившим в Церкви событиям, епископ Дамаскин утверждал, что на словах Местоблюститель осудил действия своего Заместителя.
14 октября 1929 года епископ Дамаскин написал второе письмо митрополиту Сергию, в котором заявил, что разрывает с ним литургическое общение. Заботясь о церковном единстве, епископ Дамаскин заявлял, что до получения разъяснений от Патриаршего Местоблюстителя он продолжает оставаться в Церкви "сдерживающим началом". Понятию Церкви как административной структуры, нуждающейся в государственной "легализации", он противопоставлял Церковь как "Богоучрежденный и таинственный союз всех верующих во Христа". Епископ Дамаскин часто говорил о "наступлении последних времен" для Церкви, когда внешнее великолепие храмов потеряет свое значение и для сохранения неповрежденной святости и чистоты веры нужно будет уйти в катакомбы, в пустыни.
27 ноября 1929 года епископ Дамаскин был арестован как «руководитель церковной контрреволюционной группировки» и деятель "контрреволюционной оппозиции" митрополиту Сергию (Страгородскому). В обвинительном заключении епископу Дамаскину приписывалась "организация активного противодействия мероприятиям советской власти, направленным против Церкви", и "подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)". На допросах епископ Дамаскин опроверг обвинения политического характера (в частности, доносы об организации им «конспиративных контрреволюционных собраний»). В письме в областной отдел ОГПУ он подчеркнул неполитический характер так называемого "истинного православного" течения в Церкви: "Не желая служить орудием ваших партийных целей, оно в то же время не желает быть и политическим орудием, представляя себе духовно-нравственные цели превыше всяких иных". Говоря о бесперспективности государственной борьбы с Церковью, епископ Дамаскин указывал следователям: "Невозможно уничтожить вековечную идею христианства, ибо она в духе человека".
В ноябре 1933 года епископа Дамаскина освободили из Соловецкого лагеря. В феврале 1934 года он посетил в Гжатске митрополита Кирилла (Смирнова) и ознакомился с письмами митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию, в которых Патриарший Местоблюститель митрополит Петр предлагал своему Заместителю устранить все превысившие его полномочия мероприятия. Он продолжал переписку со своими единомышленниками, в том числе с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем). В это время епископ Дамаскин склонен был разделять мнение многих непоминающих об "отщетении благодати" у митрополита Сергия» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 5. С. 31–32).
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 5. С. 26–32