Мария (Красноцветова Мария Николаевна), монахиня
- Дата рождения: 1879
- Место рождения: г. Владимир
- Дата смерти: 25.7.1971
- Место смерти: Московская обл., г. Загорск
Родственники
- муж — Красноцветов Михаил Григорьевич, священник, священномученик
- дочь — Красноцветова Галина, умерла в младенчестве
- сын — Красноцветов Григорий Михайлович
- дочь — Красноцветова Ирина Михайловна
- сын — Красноцветов Ростислав Михайлович
- дочь — Красноцветова Татьяна Михайловна
- сын — Красноцветов Владимир Михайлович
- сын — Красноцветов Вадим Михайлович
Образование
Постриг
Преследования
Другие сведения
Родилась в дворянской семье Н. В. и Е. В. Давыдовых. Впоследствии семья переехала в Москву, где отец заведовал Московской конкой при Департаменте почты. Работала воспитательницей в детском приюте Бахрушиных.
В 1907 г. обвенчана с Михаилом Григорьевичем Красноцветовым.
1919–1920 гг. проживала в с. Кротово Ишимского уезда Тобольской губ. по месту службы супруга народным судьей. В марте 1920 г. после иерейской хиротонии мужа переехала вместе с ним в с. Малокаредное Ишимского уезда.
В 1923–1930 гг. проживала в с. Аромашево Ишимского уезда (ныне Аромашевский р-н Тюменской обл.) по месту нового служения супруга. После закрытия церкви в с. Аромашево ездила в Москву ходатайствовать о возвращении храма верующим. Поражена в правах, имущество и дом конфискованы.
В 1931 г. после ареста о. Михаила переехала с детьми в с. Чигарево Аромашевского р-на.
В 1933–1934 гг. проживала у дочери в пос. Колпино Ленинградской обл. 1934–1938 гг. проживала в г. Тюмени.
В 1938–1940 гг. проживала у детей в г. Пушкине Ленинградской обл.
В 1941 г., с начала Великой Отечественной войны, проживала в Ленинграде.
В 1941–1943 гг. находилась в эвакуации в г. Омске.
В 1944 г. проживала в пос. Балашиха Московской обл.
В 1944–1970 гг. проживала в г. Загорске (Сергиев Посад).
«Из воспоминаний Марии Николаевны о событиях 1917–1918 гг.: "Рушились все твердыни... Разнузданные, безобразные толпы носились по улицам, орали, кого-то превозносили, кого-то призывали грабить и убивать... Как тяжко было на душе, как жалко детей... Бедный мой Гриша, как любил он свою гимназию, как рвался к знаниям... все скомкалось, исковеркалось... Прибегает раз из гимназии с горькими слезами: «Мама, нас выгнали из гимназии, теперь мы будем учиться в простой школе!» Я убедила его ходить, куда велели... А потом прибегает взволнованный: «Не пойду больше в эту поганую школу! Вот, смотри! Я выхватил из огня два Евангелия и Закон Божий, их жгли на кострах во дворе!» Что было сказать? Я сказала: «Не ходи больше»... и он не пошел... Способный, умный мальчик остался без образования. В школе был какой-то ураган, учили главным образом богохульству и не слушать родителей..." Из воспоминаний Марии Николаевны: "О, как же не готовы мы были, как внезапно обрушился на нас гнев Божий!.. Господь открыл глаза на другую жизнь, единственную истинную, которую мы так легкомысленно прогуливали на журфиксах, пикниках и т. д. Стали учиться жить по-другому. От многого, что считалось необходимым, пришлось отказаться. Научилась сама стирать, доить корову, мыть посуду. Потребности пришлось сократить до минимума, чему способствовал наступивший голод... Тут и молитва стала являться в сердце, и о смерти память приходить... Когда родился Володя, голод все усиливался. Мы решили ехать в Сибирь, где слышно было, люди еще не умирают от голода". Из воспоминаний Марии Николаевны: "Жить становилось все труднее и труднее. Жалованья не поступало ниоткуда, ни хлеба, ни муки... Купили корову за настенные часы... К счастью, со мной была швейная машина, и я стала шить кому что, вплоть до мужских брюк. Шила, вязала чулки, платки, продавали все, что можно было продать, и все же не хватало..." В ноябре 1921 г. Михаил Григорьевич, по благословению местного священника, уехал в Тобольск к епископу и не возвращался в течение нескольких месяцев (его задержали в дороге и принудительно заставили помогать работникам продразверстки). Вернулся из Тобольска о. Михаил уже в иерейском сане. Семья переехала в глухое село, куда был назначен служить о. Михаил. Вскоре Красноцветовых выгнали из священнического домика, и жить о. Михаилу пришлось в церковной сторожке, а Марии Николаевне с детьми в тесной избе. Через три года о. Михаила перевели служить в село Аромашево. Осенью 1923 г. Мария Николаевна съездила во Владимир и продала дом, оставленный ей в наследство. На вырученные деньги смогли построить собственное жилище в Аромашево. В 1924 г. у Красноцветовых родился последний сын, Вадим. Детям было запрещено учиться в советской школе, и они оставались без образования, зато помогали в семье: Гриша работал в поле, Ростя возился со скотом, Ира по хозяйству на кухне; Таня приучилась с матерью шить, убирать в доме. Работали в огороде, завели пчел. С началом коллективизации имущество Красноцветовых отобрали, семью выгнали из дома. Лишенные крова, они должны были искать приюта. Один верующий человек пустил семью о. Михаила в пустую баню, потом они разместились где-то у добрых людей. Вскоре церковь в селе была закрыта. В 1930 г. 17-летнего Ростислава Красноцветова принудительно забрали в тайгу на тяжелые работы в угольные ямы. В марте 1931 г. арестовали о. Михаила. Мария Николаевна с младшими детьми переехала к семье сына Григория, жили в страшной тесноте восемь человек. Один раз Марии Николаевне удалось навестить мужа, заключенного в лагерь на Вишере. После закрытия храма в Аромашеве Мария Николаевна с детьми ездила на службы к о. Василию в соседнее село (вероятно, в с. Кармацкое к о. Василию Пляшкевичу). В 1932 г. о. Василий был арестован, с ним была арестована и Мария Красноцветова. Дети остались одни. Марии Николаевне удалось передать записку для 16-летней дочери Тани, гостившей в Москве, и Таня приехала смотреть за младшими детьми. Мария Николаевна вспоминала о том, как провела восемь дней в тюрьме на станции Голышманово: "В арестантской камере площадью 5 кв. м находилось восемь человек, я стала девятой. Места лежать не было, и ночью приходилось забираться спать под нары. Паразиты осыпали нас с ног до головы, не было никаких сил. На допросах от меня требовали дать показания на о. Василия, но я отказалась: «Но что же я могу сказать, когда я ничего не знаю, что же мне выдумывать, клеветать вам на него?». Кругом все были осужденные. Женщины в поле собрали колосков в фартук, их осудили на 10 лет, а дома у них были крошки дети, а у одной — грудной ребенок. Остальные оказались по одному со мной делу: их также заставляли обвинять в чем-то несчастного о. Василия... Потом нас повезли в Тюмень, в тюрьму ОГПУ... Поместили нас в подвале со слабым светом из зарешеченного окна под потолком. Унылая, длинная комната... Вдоль стены стояли топчаны с соломенными матрацами, но матрацы вскоре отобрали, и мы лежали на голых досках... Здесь меня охватила ужасная, гнетущая тоска, отчаяние и даже ропот... Оставленные дети не выходили из головы... Мысль о самоубийстве начала мелькать в моей совсем обезумевшей голове. Рядом на топчане лежала монахиня Мастридия. Бужу ее и умоляю: «Марфуша! Поговори со мной, я совсем теряю силы...» — «А вы, матушка, не скорбите, лучше молитесь свт. Николаю Чудотворцу, он, батюшка, поможет Вам». И начала дивный рассказ о своей жизни и о помощи святителя Николая. Этот разговор тогда меня укрепил и спас от отчаяния". В подвале ОГПУ Мария Николаевна провела несколько месяцев (обвинение предъявлено не было), затем ее перевели в другую тюрьму. Она вспоминала: "В тюрьме режим был еще хуже, чем в подвале... Здесь, в тюремной камере, меня посетила великая милость Божия. Дух ослабевал, нужно было чем-то подкрепить его, и Господь подкрепил. Среди заключенных оказалась одна полька... Она очень любила меня, как-то я защитила ее от нападок одной злой и грубой женщины, сидевшей по уголовной статье, которая потом перенесла свою ненависть и на меня... Однажды эта полька получила из ОГПУ свои вещи, которые были на проверке, вдруг выхватила какую-то книгу и несется ко мне по нарам со словами: «А это уж я подарю дорогой моей мамочке!» (имея в виду меня). Я вижу Евангелие на польском языке... Я стала разбирать слово за словом... Стала читать и все понимать, переводить все на русский и читать вслух моим соседкам... Для всех в камере это чтение стало отрадой, в особенности в дни Страстной недели ввиду приближавшейся Святой Пасхи. Душа успокоилась, покорилась воле Божией. Детей я поручила Матери Божией..." В тюрьме началась эпидемия тифа. Заболела и Мария Николаевна. Ее перевели в тюремную больницу, а на следующий день пришел приказ о ее освобождении. Из воспоминаний Марии Николаевны: "Входит в палату наш начальник: «Красноцветова, освобождаешься». Я отвечаю ему: «Бог освобождает, заболела я» — «Ничего, поправишься». И меня с температурой 38,9 «выпускают» на свободу. Иди куда хочешь, без единой копейки, без куска хлеба... Пошла в контору... Захожу, в помещении конторы сидит тот самый о. Василий, которого меня принуждали оклеветать. И вот мы с ним, взявшись под руку, вышли на свободу. Идти оба не можем, у него страшное расстройство желудка, а меня одолевала слабость, температура под 39. Перед тюрьмой была большая площадь, посреди нее лежал огромный камень, к которому мы «приползли» и сели, прислонившись друг к другу спиной, чтобы не упасть. Сидим... Через некоторое время подходит к нам неизвестная женщина и говорит: «Вы из тюрьмы? Вас надо к отцу Михаилу отвезти...» И нас повезли... Приезжаем. Навстречу выходит очень приветливый, улыбающийся о. Михаил. При виде нас он запел: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». Стащил нас с телеги и привел к себе, в крохотную, не больше чем трехметровую комнатку с сенями и кухонькой. Смотрит на меня и говорит: «Матушка еще бодренькая, а уж батюшка никуда». Отец Василий был очень плох, едва держался на ногах... Отец Михаил позвонил в больницу, и о. Василия увезли, а через день он скончался... Я держалась еще дня три-четыре. Все рассказала о. Михаилу, исповедалась ему и пособоровалась. Но тиф все-таки свалил меня, и как уж меня отправляли в больницу, помню очень смутно..." Пока Мария Николаевна была в тюрьме, ее детей выгнали из дома прямо на улицу. Соседи из жалости разрешили жить им у себя в сарае, однако надо было искать зимнее жилье. Мария Николаевна нашла помещение в соседней деревушке, но ненадолго: хозяйке пригрозили, сказали, чтобы «попов не держала». Несколько раз переезжали с места на место: "Как-то вызывают меня в сельсовет, и председатель говорит: «Уезжайте отсюда, пока еще есть на вас рубахи, а то и последнее сдерем.» — «Но куда же? У нас не на что ехать, денег нет, и ехать некуда!» — «А уж это ваше дело, только здесь жить мы вам не дадим». Вскоре пришли к нам с описью имущества и тут же сделали продажу. Осталось у нас очень мало, но и это малое пришлось продать самим, чтобы иметь хоть что-нибудь, на что можно выехать.. Пожалел нас местный житель — китаец Василий, и мы переехали к нему в сарай... Становилось холодно, видим, зимовать здесь нельзя... Да и хозяину нашему начали наговаривать, что бы он нас выселял... Думали-думали и решили ехать в Колпино, где жила моя бедная вдова Ира с дочками..." В Колпине Мария Николаевна познакомилась с настоятелем храма, стала шить для семьи его дочери и тем зарабатывала на пропитание своих детей. "Через не которое время кто-то донес, что мы из Сибири и что я была в тюрьме. Таню вызывали в ГПУ, мучили ее допросами и велели немедленно в 24 часа мне убираться из Колпино. В момент тягчайшего горя мне передают письмо..." Свя щенник Михаил из Тюмени предлагал Марии Николаевне работу в своем храме. Мария Николаевна поехала с младшим сыном Вадей, временно сняли квартирку у старосты; Вадим стал помогать прислуживать в храме. "Тут приехала Фаля [жена Гриши] с двумя детьми, и староста не смог держать у себя такую большую семью. Пришлось искать квартиру. Здесь повторилось то же, что в деревне: поживем неделю, нам отказывают, переезжаем без конца с места на место... Отец Михаил снова пришел нам на помощь, стал искать нам домик. Вскоре нашли ветхий маленький домик в одну комнату и кухню, за 600 рублей... К этому времени к нам приехал Володя. Немного погодя из тылового ополчения вернулся Гриша". Отбыв полный срок заключения, вернулся о. Михаил Красноцветов. Матушка Мария познакомилась в храме с женой местного доктора и стала давать уроки музыки их дочке. Отец Михаил, когда не служил, выполнял всю работу по дому: топил печь, варил обед. В июле 1937 г. его вновь арестовали и в октябре расстреляли. Через год Мария Николаевна переехала под Ленинград, в город Пушкин, к дальней родственнице, у которой был большой двухэтажный дом, полный жильцов. «Лишенцев» в Ленинградской области не прописывали. Мария Николаевна молилась святителю Николаю Чудотворцу, и, видимо, по его молитвам ей удалось получить прописку в деревне Покровка. Матушка начала давать частные уроки музыки. В школе работать не стала, объясняя родным, что "не хочет в Великий пост распевать и плясать". Она всегда ходила в длинном платье и детей и внучек приучала к скромности. Часто посещала с внуками Знаменскую церковь близ Лицея, читала детям Евангелие... С началом Великой Отечественной войны ее сыновья Владимир и Ростислав ушли на фронт. Мария Николаевна с младшим сыном Вадимом и внучкой Верой уехали в Ленинград к дочери Татьяне. Вскоре Мария Николаевна с родными была эвакуирована в Омск. В 1944 г. приехали в Балашиху и здесь жили всемером в 12-метровой комнате: Мария Николаевна, дочь Татьяна с сыном Ростей, сын Вадим, дочь Ирина с детьми Галиной и Верой. Мария Николаевна горячо молилась о сыновьях, которые были на фронте. Сын Владимир получил контузию, но выжил. Сын Ростислав попал в плен, бежал и до конца войны воевал на передовой. Позже Мария Николаевна с Ириной и внучками переехала в Загорск, и семья стала жить в комнате при больнице, где Ирина работала врачом. Жили впроголодь. Мария Николаевна научилась мастерить искусственные цветы из отходов перевязочного материала, внучки ходили их продавать на базар, но почти никогда до базара не доносили — красивые цветы раскупали у них по дороге. Мария Николаевна посещала Ильинский храм, где служил архимандрит Гурий (Егоров). Он стал помогать Марии Николаевне и ее родным, давал читать духовные книги. Эта дружба сохранилась и после епископской хиротонии владыки Гурия. В 1946 г. открылась Троице-Сергиева лавра, и Мария Николаевна с внучкой Галиной часто бывали там за ранней обедней. Внучка Галина (впоследствии монахиня Ольга) вспоминала: "Бабушка жила с нами, постоянно читала нам что-то духовное: святителей Игнатия, Феофана. С ней всегда можно было посоветоваться, разрешить сомнения, недоумения. Она имела на нас очень большое влияние и воспитала глубоко сознательно верующими". В 1960-е гг. родственники собрали деньги и купили на них полдома для Марии Николаевны и ее дочери Ирины. Мария Николаевна увешала весь угол иконами и постоянно молилась в своей келейке, переписывала духовные книги и молитвы. Сама пряла шерсть и вязала для детей и внуков... В 1970 г. была по стрижена в мантию с именем Мария. К этому времени ходить в церковь уже не могла. Служившие в Ильинском храме протоиереи Тихон Пелих и Зиновий Анисимов каждую неделю приходили ее причащать; о. Тихон причастил ее перед кончиной. Матушка Мария была в полном сознании, после причастия ненадолго впала в беспамятство и утром 25 июля 1971 г. мирно отошла ко Господу» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 426–429).
Литература
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 10, т. 1. С. 426–429