Матвеев Яков Тимофеевич, протоиерей

  • Дата рождения: 1858 или 1851(?)
  • Место рождения: Московская губ., д. Круглово
  • Дата смерти: не ранее 1939

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
миссионерское училище
окончил
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1895
19.6.1900
Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., станица Чевленная, Николаевская единоверческая церковь, священник. С 18.5.1895 благочинный единоверческих церквей
19.6.1900
не позднее 1917
Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., станица Ессентукская, Богоявленская церковь, священник, настоятель. Благочинный единоверческих церквей
не ранее 1917
1923
Владикавказская и Моздокская епархия, Терская губ., станица Ессентукская, Николаевская церковь, священник
янв. 1924
1934
Северо-Кавказский край, станица Ессентукская, Николаевская церковь, протоиерей, вышел за штат, проживал на ижди­вении сына
Показать все

Преследования

14.9.1923
арестован с группой православных священнослужителей и мирян г. Пятигорска за сопротивление обновленчеству
14.9.1923 – янв. 1924
находился в заключении в тюрьме г. Пятигорска
14.12.1923
осужден Комиссией при НКВД РСФСР по административным высылкам на лишение на 2 года права проживания в городах Москве, Петрограде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону и Терской обл.
1938
арестован как «активный организатор контррево­люционных церковных и казачьих группирований, среди которых вел антисо­ветскую пораженческую агитацию»
14.3.1939
постановлением замна­чальника управления НКВД г. Ворошиловска освобожден; дело прекращено, так как «вторичным допросом свидетелей антисоветская деятельность обвиняемого Матвеева Я. Т. не подтверждена»
Показать все

Другие сведения

«В 1914 г. единоверческий приход, настоятелем которого был отец Иаков Матвеев, насчитывал всего 85 человек, при этом в станице Ессентук­ской по данным переписи проживало 2508 ста­рообрядцев. Вот что писал отец Иаков об этом положении: "В противодействие пропаганде старообрядческих начетников принимаю та­кие меры: при вверенной мне церкви имеется хорошая библиотека... и у меня личная биб­лиотека из 500 экземпляров. Любознательные старообрядцы часто приходят ко мне и просят книги... Вот тут-то и завязывается с ними бесе­да. Они знают меня как бывшего миссионера, поэтому часто предлагают мне возникающие между ними недоуменные вопросы для раз­решения... при этом они знакомят меня с их внутренней жизнью... Одним словом, во время таких дружеских разговоров старообрядцы высказывают всю свою уже не только казо­вую сторону жизни, но и закулисную изнанку ее. Книги здесь, под рукой, сейчас же по при­вычке нахожу и указываю им соответствующие предмету беседы места. При этом я стараюсь всеми методами повлиять не только на ум слу­шателя, но и на сердце его. Разъясняя спорные вопросы, я более всего обращаю внимание на раскрытие положительных истин, иллюстри­руя их примерами из житий святых. Мне мно­го раз приходилось наблюдать, что беседы ре­лигиозно-нравственного содержания больше располагают людей и смягчают сердца старо­обрядцев, нежели решение обрядовых вопро­сов". После революции протоиерей Иаков Матвеев, миссионер с 30-летним стажем, воз­главил Никольский приход Ессентуков и антиобновленческое движение в регионе. В мае 1923 г. протоиерей Иаков Матвеев узнал, что бывший клирик Спасского кафедрального собора Александр Шубин в качестве "епи­скопа Пятигорского" зарегистрировал в мест­ном исполкоме организацию живоцерков­ников. Когда в Никольский приход Ессенту­ков пришло распоряжение обновленческого "архиерея" о переходе на новый стиль и об изменении богослужебного порядка, отец Иаков не подчинился и разъяснил прихожанам па­губность нового раскольнического течения. Живоцерковник Шубин попытался взывать к старой дружбе, предлагая протоиерею Мат­вееву место викарного епископа в обновлен­ческой организации. Но отец Иаков и это пред­ложение оставил без внимания. Опасаясь за судьбу Церкви, он сформировал группу право­славных священников из курортных городов и обратился к св. Патриарху Тихону за благо­словением создать в пику Пятигорской обнов­ленческой епархии православное Духовное управление Кавминвод. Из докладной записки обновленческого "епископа" Шубина уполно­моченному по делам религий г. Кисловодска: "Сообщаю из достоверных источников, что 2-3 недели назад в Ессентуки из Москвы вер­нулся от бывшего патриарха Тихона священ­ник Яков Матвеев, куда он ездил с прошением от группы духовенства и мирян на организа­цию преданной ему общины, которая повела бы борьбу с Живой церковью. На Преображе­нье в Ессентуках Матвеев служил в Николаев­ской церкви литургию, после чего огласил это прошение и резолюцию Тихона и дал доклад о своей поездке. После этого находящиеся в храме начали служить молебствия..." В материалах следственного дела 1923 г. содержится и такое свидетельство: "Матвеев Яков Тимофеевич, будучи протоиереем ессен­тукской Николаевской церкви, организовал около себя гнездо контрреволюционеров, вра­гов советской власти, именующих себя после­дователями Христа, тихоновцами в лице гра­ждан: Кохно, Стефановского, Швеца и других мирян, активно противодействующих курсу Рабоче-крестьянского правительства, ока­зывают влияние на доверчивую религиозную массу, чтобы создать острое отношение масс к соввласти, которая дала Церкви громадней­шие льготы в смысле верования. Матвеев не­легальным образом поехал в Москву на сред­ства мирян к авантюристу Тихону за благо­словением на создание епархиального управления. По возвращении из Москвы сколотил вокруг себя кружок миссионеров. Рассылал их по селам и станицам и в другие епархии, в Грозный и Владикавказ для создания и про­поведования под видом православия тихоновщины, возбуждения масс с целью свержения соввласти, проведения митинговых собраний и крестных ходов, на которых еретики-контр­революционеры делали выпады на соввласть перед тысячными толпами выгнанных людей, компрометировали соввласть и призывали к ее свержению и возвращению монархиче­ского строя". На допросе отец Иаков пояснил, почему не считает живоцерковников право­славными, подробно разобрав канонические правила. Кроме того, он успел заручиться протоколами собраний приходов о нежела­нии православных уходить в раскол. Агитацию против советской власти категорически отри­цал, виновным в контрреволюционной дея­тельности себя не признал. Узнав о том, что настоятель прихода вот-вот отправится в ссылку, прихожане Никольского храма организовали сбор подписей в защиту священника и подключили даже знакомых красноармейцев. На имя прокурора Терской области ими было направлено письмо следую­щего содержания: "Мы, нижеподписавшиеся красноармейцы станицы Ессентукской, дово­дим до Вашего сведения, что священник Ни­кольской церкви Яков Матвеев арестован по ложному доносу. Мы все, проживающие по соседству с батюшкой, знаем его как отзыв­чивого, доброго человека, доброжелательно относящегося к советской власти и к нам — красноармейцам. В 1918 г. перед вступлением белых Анисия Кулиничева с мужем-красноар­мейцем Сергеем Кулиничевым были вынужде­ны бежать из станицы Ессентукской. Батюшка утешал их добрым словом и взял их вещи на хранение. Феодосию же Стрельцову, у кото­рой муж-красноармеец бежал, взял к себе в дом с двумя малолетними детьми. Екатерину Дианову и Екатерину Казнову устроил в дом к своей дочери-учительницы. В это тяжелое время мы, красноармейцы, только у батюшки нашли защиту. Просим принять это во внима­ние и освободить батюшку из-под ареста..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 561–563).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию