Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова Матрена Григорьевна), монахиня (?), исповедница

  • Дата рождения: 6.11.1864
  • Место рождения: Рязанская губ., Касимовский уезд, завод Анемнясево
  • Дата смерти: 29.7.1936
  • Место смерти: г. Москва, скончалась в Доме хрониче­ских инвалидов им. Радищева во Влады­кине (ныне в черте Москвы)

Прославлена Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается Память совершается 16/29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля)

Преследования

29.6.1935
допрошена на дому
2.8.1935
постановлением ОСО при НКВД СССР признана «невменяе­мой» и направлена на принудительное лечение в психиатрическую больницу
8.9.1935
принудительно находилась в Доме инва­лидов в дер. Хотяжи, ныне Одинцовско­ го р-на Московской обл.
14.5.1936
арестована
14.5.1936
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва) (?)
Показать все

Другие сведения

«Родилась в бедной крестьянской семье, где было шесть дочерей и два сына. Крещена священником Филиппом Правдолюбовым в Казанской церкви села Шеянки Касимов­ского уезда. В раннем возрасте Матреша забо­лела оспой и после этого навсегда осталась слепой. Тем не менее ее обязанностью было нянчить младших сестер и братьев. Однажды она нечаянно уронила с крыльца сестренку, которую нянчила. За это мать стала ее бить. В этот момент Матреша увидела Царицу Не­бесную и сказала об этом матери, но та побила ее еще сильнее. Видение повторилось трижды, и в последний раз Царица Небесная подала девочке "утешительную записочку". От по­боев Матреша стала калекой, перестала расти и навсегда лишилась возможности ходить. Вся ее дальнейшая жизнь была жизнью муче­ницы, прикованной к одру болезни. До 17 лет она лежала в родительском доме, терпеливо перенося обиды и попреки и только в молит­ве находя утешение и отраду. Затем ей выде­лили отдельную избушку, где она жила вме­сте с сестрой. Впоследствии сестра отсудила у нее дом, и Матреша с тех пор лежала в доме племянника. "Я видела во сне три креста на себе, — говорила блаженная Матрона, — один от скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..." Бес­ прерывная цепь скорбей и болезней, пережи­ваемых Матроной с раннего детства, была для нее школой терпения, тем великим подвигом, в горниле которого очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвер­дилось и окрепло стремление в мир иной, высший, и этот мир постоянно предносился ее духовному взору. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин. "Матреша, — ска­зал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя". Матреша исполнила его просьбу, помолилась, и он выздоровел. С тех пор люди стали обращаться к Матреше со своими нуждами, скорбями и болезнями. О силе молитв блаженной Матроны узна­вало все больше народу. В течение 50 лет не прекращался поток посетителей, иногда по нескольку десятков в день. С каждым, кто к ней приходил, блаженная беседовала, давала советы, отзываясь на всякое горе и всякую немощь человеческую. Своих посетителей Матреша учила жить "по-Божьи": исполнять заповеди, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой крест, ниспосланный Богом, — вот основная мысль ее бесед и наставлений. Она говорила, что "молиться нужно беспрестан­но" и что "беспрестанная молитва все сделать может". Молиться советовала различно, каж­дому сообразно с его положением. Сама она знала наизусть множество молитв, акафистов и песнопений, которые мгновенно запоми­нала после первого же прочтения ей вслух. Матреша часто причащалась Святых Христо­вых Тайн, каждый месяц приглашала к себе своего духовника — приходского священника. День принятия Святых Христовых Тайн был для нее самым радостным. Особенно строго она соблюдала посты: почти ничего не ела или ела очень мало. В беседах с посетителями блаженная Матрона часто приводила на па­мять тексты Священного Писания, особенно из Евангелия, ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений. Приводила примеры из житий святых, учила молиться им и подра­жать в своей жизни. Блаженная обладала да­ром прозорливости. Как будто видя человека насквозь, она определяла самое больное место в его душе, тем самым заставляя его осознать свою немощь и встать на путь исправления. Многие избрали блаженную Матрону своей духовной наставницей, не только посещая ее в трудных обстоятельствах, но и стараясь жить всецело "по благословению Матреши". Великим постом 1933 г. блаженная чув­ствовала себя особенно слабой, принимала Таинство елеосвящения и своих почитателей просила прочитать ей канон на исход души. Во время чтения канона усердно молилась, а потом стала говорить о том, что теперь уже на так жалеет людей, как раньше: "И уже ни­ кого, никого мне теперь не жалко... только отца Александра немножечко, немножечко жалко... Я очень переменилась, да и люди-то изменились... Я ведь теперь не Матрена, а Мардария..." Священник Александр Василь­евич Орлов, о котором говорила блаженная, был ее духовником. Ему предстояло много лет провести в лагерях, и блаженная это предвиде­ла. Слова о том, что имя ее теперь Мардария, могли означать, что блаженную постригли в монашество, но свидетельств этому не со­хранилось. В конце июня 1933 г. были у блаженной Матроны настоятель храма бывшего Каси­мовского Казанского монастыря священник Николай Правдолюбов и его матушка Пелагия Ивановна. Старица долго и охотно беседовала с ними. Вот какой увидели комнату блажен­ной приехавшие супруги: "В переднем углу много икон с горящей лампадкой. Матреша лежала в маленькой кроватке, завешенной по­логом. Здороваясь с батюшкой, она открыла полог и показалась посетителям. Лежала она, как всегда, без тюфяка, прямо на досках, по­крытых только простыней. В течение длинной беседы Матреша все время говорила быстро и оживленно. В подтверждение своих слов и мыслей приводила тексты из Священного Писания, факты и события из жизни святых, прочитала молитву, присланную ей с Афона... Она много говорила о тяжести жизни, о стра­даниях, о том, что необходимо терпеть все, что посылает Господь. С благодарностью нести крест, данный Богом каждому, и во всех слу­ чаях жизни прибегать к Богу с молитвой..." Священник Николай Правдолюбов с бра­том Владимиром составили целую книгу, где поместили жизнеописание блаженной Матро­ны с описанием случаев исцелений и чудес по ее молитвам. На них донесли, и летом 1935 г. Бельковский районный отдел НКВД начал следствие по делу "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой", обвиненных в "антисоветской и антиколхозной агитации". 23 июня 1935 г. был выписан ордер на арест блаженной Матроны, однако было решено допросить ее на дому. На до­просе 29 июня блаженная показала: "В предъ­явленном мне обвинении виновной себя не признаю. Действительно, меня ежедневно по­сещает много почитателей, но я их не пригла­шала и против советской власти ничего не го­ворила". 5 июля правление колхоза в Анемнясеве приняло решение о выселении Матроны Беляковой из деревни: "Данная гр[ажданка]... является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную мас­су... Ввиду этого по с/с задерживается ход кол­лективизации". Было составлено и соответ­ствующее обращение в НКВД. 2 августа 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР при­говорило блаженную Матрону к принудитель­ному лечению, после чего ее поместили в под­московный Дом инвалидов в деревне Хотяжи. Зимой уроженка соседней с Анемнясевым де­ревни Полухино Анна Харитонова стала хло­потать, чтобы ей разрешили взять блаженную Матрону на поруки. 28 марта 1936 г. заве­дующий Московским отделом социального обеспечения без согласования с НКВД рас­порядился передать М. Г. Белякову из Дома инвалидов на попечение А. Харитоновой. Блаженную Матрону привезли в Москву, где она стала жить в квартире Вассы Самылкиной в доме в Большом Казенном переулке, и там ее навещали почитатели. Причащать ее возили в ближайший храм Покрова Богородицы, что на Лыщиковой горе. В начале мая блаженную Матрону перевезли в деревню Корякине Кле- пиковского района (ныне Рязанской области), где она проживала в доме Дарьи Шубиной. Все это время органы НКВД искали блажен­ную в Москве, и 9 мая была арестована Анна Харитонова. Узнав об этом, Дарья Шубина по­ просила односельчанку Анастасию Дубасову временно принять блаженную у себя. В ночь на 14 мая в дом Дубасовой явились сотрудники НКВД во главе с начальником 7-го отделения СПО УТБ и начальником районного отдела внутренних дел, а также районный прокурор и председатель сельсовета. Дубасова успела вынести блаженную Матрону из дома и спря­тала на огороде, но во время обыска старица была обнаружена, после чего ее поместили в Дом инвалидов им. Радищева во Владыкине (ныне в черте Москвы). Скончалась она, по официальному свидетельству, от сердечной недостаточности и была похоронена на Вла­дыкинском кладбище. В 1960-х гг. большая часть кладбища была снесена, могила блажен­ной Матроны не сохранилась» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 572–574).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию