Матфей (Олейник Михаил), иеромонах

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1911
Таврическая духовная семинария
1912
1916
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

лето 1913
пострижен в монашество
между 1913 и 1916
рукоположен во иеромонаха
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
21.9.1916
ок. 1921
Астраханская и Царёвская епархия, Нижневолжский край, г. Астрахань, Астраханская духовная семинария, иеромонах, преподава­тель обличительного богословия и со­единенных с ним предметов; настоятель Астраханского Покрово-Болдинского монастыря. Позднее доверенное лицо епископа Енотаевского Анатолия (Соколова), управ­лявшего Астраханской епархией
Показать все

Преследования

15.1.1921
арестован по обвинению в «мошенническом обновлении икон» и «подрыве мероприятий соввласти»
15.8.1921
приговорен Астраханской губернской ЧК к высшей мере наказания (расстрелу) как «сознательный враждебно­ преступный непримиримый враг»
1921
расстрелян в г. Астрахани (по другим сведениям, расстрелян в 1922 г.)
Показать все

Другие сведения

Канонизирован Русской Православной Церковью За границей в 1981 г.

«В 1920 г. в Царицынской губернии, как и в других губерниях России, массовый харак­тер приобрело обновление икон. Верующие звали священника домой послужить молебен перед чудесно обновившимся образом, а их было так много, что священники Ленинского уезда едва справлялись. Из донесения агента ЧК: "В ночь на 13 декабря 1920 г. в городе Цареве иеромонахом Матфеем был созван не­легальный съезд духовенства, где присутство­вали попы из села Капустин Яр, города Ле­нинска, села Колобовка и других населенных пунктов. О чем здесь говорилось — не уста­новлено". Следующий съезд, который иеро­монах Матфей провел "полулегально" в селе Заплавном, "носил чисто контрреволюцион­ный характер". "Матфей призывал верующих на борьбу с антихристом, предложил создать союз верующих всего мира и вынес на обсу­ждение вопрос о проведении крестного хода с обновленными иконами". 26 декабря того же года, несмотря на запрет властей иеромонахом Матфеем был устроен крестный ход с обнов­ленными иконами из села Солодовка до горо­"да Царева. Во время крестного хода он произ­нес проповедь, в которой назвал коммунистов лжепророками и заявил, что эти антихристы обобрали народ и будут его обирать. Обнов­ление икон он объяснял как проявление силы Божией: "Сам Бог призывает нас покаяться через обновление икон". "И гнусная контр­революционная работа иеромонаха Матфея настолько стала разлагать местных партийных товарищей и тормозить политическую работу в уезде, — сообщалось в докладной записке местного чиновника, — что 8 января [1921 г.] районным комитетом РКП(б) г. Царева было вынесено постановление просить местное по­литбюро удалить иеромонаха Матфея из Ле­нинского уезда как руководителя контррево­люционного движения, которое под влиянием проповедей Матфея и других попов все росло и могло вылиться в открытое восстание". Спустя неделю, 15 января, Царицынская губчека удовлетворила просьбу уездных властей, препроводив иеромонаха Матфея Олейника, священника Иосифа Вавулина и гражданина Андрея Самбстьева в Царицынскую тюрьму. Дело № 970 об обновлении икон пополня­лось новыми агентурными данными. Секрет­но-оперативным отделом было перехвачено письмо отца Матфея священнику Алексею Ар­нольдову. В письмо был вложен рапорт епи­скопу Енотаевскому Анатолию (Соколову), управлявшему в то время Астраханской епар­хией. Иеромонах Матфей сообщал епископу, в чем его обвиняют, и советовал архиерею быть осторожнее, готовиться к обыску и уни­чтожить переписку. В другом письме отец Мат­фей описывал лишения, претерпеваемые им в застенках: "Кормят плохо; холодно так, что вода на усах в сосульки превращается". И приходил к выводу, что нельзя было "поды­маться против советской власти открыто... делать это надо было скрытно, без переписки и документов". Иеромонах Матфей, судя по всему, был че­ловеком доверчивым. В тюрьме он откровенно беседовал с сокамерником Тихомировым, который доносил содержание разговоров со­трудникам ЧК. По словам сексота, отец Матфей и священник Иосиф Вавулин намеревались обмануть ЧК, заявив о своем желании сотруд­ничать, а после освобождения бежать к Вран­гелю, чтобы осуществить "свирепую расправу с антихристом — советской властью". 15 авгу­ста 1921 г. Коллегия губчека по борьбе с контр­революцией вынесла приговор священникам Иосифу Вавулину и Матфею Олейнику: "Как сознательным враждебно-преступным непри­миримым врагам, избрать высшую меру нака­зания — расстрел". Дело № 970 об обновлении икон было закрыто и сдано в архив» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 591–592).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию