Место смерти:г. Казань.
Погребен под алтарем Благовещенского собора в подземном храме
Родственники
отец
—
пономарь Донской епархии, впоследствии был рукоположен епископом Томским и Семипалатинским Платоном (Троепольским) во священника к церкви Улалинской женской общины, где и скончался «от сильных головных ушибов, полученных при падении на бревна в один из несчастных выездов по службе на полудикой лошади» (Прибытие в г. Томск Преосвященнейшего Владимира... С. 534)
брат
—
Антоний (Петров), архимандрит, миссионер
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
Зотовское духовное училище
1843
1849
Воронежская духовная семинария
1849
1853
Киевская духовная академия
24.6.1855 возведен в степень магистра богословия; 1.2.1856 получил магистерский крест
Развернуть
Рукоположение, постриг, возведение в сан
29.3.1853
пострижен в монашество ректором Киевской духовной академии архимандритом Антонием (Амфитеатровым)
14.4.1853
рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым)
22.10.1853
рукоположен во иеромонаха митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым)
1861
возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного монастыря
16.3.1880
хиротонисан во епископа епископом Томским и Семипалатинским Петром (Екатериновским) и епископом Курским и Белгородским (бывшим Тобольским и Сибирским) Ефремом (Рязановым) в церкви при архиерейском доме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
ок. 7.5.1892
возведен в сан архиепископа
Показать все
Места служения, должности
Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
30.10.1853
30.4.1857
Орловская и Севская епархия,
г. Орёл,
Орловская духовная семинария, иеромонах, библиотекарь (с 4.9.1856), помощник инспектора (с 12.3.1855), первоначально — учитель по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов. Принимал участие в составлении историко-статистического описания Орловской епархии (с 24.12.1853; работал с архивами церквей и монастырей в Карачевском, Брянском, Дмитровском, Кромском и Севском уездах). Член комитета по поверке отчетов по семинарии и духовным училищам Орловской епархии за 1853 (март, апр. 1854). Член семинарского правления (с 25.6.1856)
30.4.1857
13.6.1858
Иркутская и Нерчинская епархия,
г. Иркутск,
Иркутская духовная семинария, иеромонах, инспектор и профессор по классу Священного Писания. В июле 1857 обозревал Иркутские духовные училища
13.6.1858
13.9.1861
Томская и Семипалатинская епархия,
г. Томск,
Томская духовная семинария, иеромонах, инспектор и профессор по классу Священного Писания. Временно преподавал логику в среднем отделении семинарии (с 22 сент. по 19 окт. 1858). Преподавал еврейский язык (с 22.9.1858). Временно исполнял обязанности ректора семинарии (с 12 июля по 7 авг. 1858). Член комитета по составлению описания Томской епархии (с 13.6.1860)
Томская и Семипалатинская епархия,
Томская губ.,
Алтайская духовная миссия, архимандрит, начальник миссии, строитель Чулышманского Благовещенского монастыря (определен на место с присвоением ему степени настоятеля второклассного монастыря)
Томская и Семипалатинская епархия,
епископ. В период его управления были открыты женское епархиальное трехклассное училище в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, в Томской духовной семинарии основана самостоятельная кафедра по истории и обличению раскола, устроена двухпрестольная каменная церковь при Томском архиерейском доме, произведены основные работы по завершению строительства Троицкого кафедрального собора
8.4.1886
25.11.1889
Ставропольская и Екатеринодарская епархия,
епископ. Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута церковь во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), по его проекту построен новый архиерейский дом, открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское общество при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыцких буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение направил своего брата игум. Антония (Петрова)
25.11.1889
7.5.1892
Нижегородская и Арзамасская епархия,
епископ. Уделял большое внимание образованию в епархии, увеличил число церковно-приходских школ. В авг. 1890 освятил новопостроенную Космодамиановскую церковь. Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 Святейший Синод по его ходатайству выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. руб. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех обителях (муж. и жен.), а также пособия для особенно нуждавшихся
7.5.1892
2.9.1897
Казанская и Свияжская епархия,
архиепископ. Совершал миссионерские и архипастырские поездки по татарским, чувашским, мордовским селам. В 1894 инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при Казанской духовной академии; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен Казанский Преображенский монастырь, получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы училищу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям общества трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в несколько десятков тыс. руб.) он направлял Алтайской миссии, Киевской духовной академии, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича), своего сокурсника).
Почетный член Санкт-Петербургской, Московской и Киевской духовных академий (учредил в ней свою именную стипендию для лучшего студента), Казанской духовной академии, Казанского университета, почетный и пожизненный член Православного миссионерского общества, Палестинского православного общества, братства св. кн. Владимира (Берлин), Друштва св. Савы (Сербия) и мн. др. обществ, братств, попечительств и комитетов
Показать все
Награды
22.6.1855
право ношения набедренника
4.11.1858
архипастырское благословение, преподано «за безмездное и полезное преподавание логики»
ок. 1859
наперсный крест в память войны 1853–1856 гг.
13.8.1860
право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»), награжден «за отлично-усердную и полезную службу»
3.11.1864
благословение Святейшего Синода, преподано «за усердие в исполнении лежащих на нем обязанностей», вследствие представления митрополита Исидора (Никольского), ревизовавшего Санкт-Петербургскую духовную академию в июне 1863 года
6.4.1865
орден св. Анны 2-й степени, награжден «за отлично-усердную и полезную службу»
1871
знак ордена св. Анны 2-й степени с императорской короной
Руководство Алтайской и Киргизской (с 1882) духовными миссиями (1865-1883)
Архимандрит Владимир был одним из инициаторов создания в Санкт-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям, составил его устав, 21 ноября 1865 года был избран в члены первого совета общества. В 1869–1870 годах по поручению Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав общества, участвовал в работах по открытию отделения общества в Москве.
Одним из наиболее важных событий в жизни Алтайской духовной миссии в период управления ею архимандритом Владимиром было учреждение Филаретовского центрального миссионерского училища в с. Улала (совр. Горно-Алтайск) для подготовки учителей, переводчиков и миссионеров. Училище, первоначально существовавшее на средства начальника миссии, переняло метод обучения у Казанской центральной крещенотатарской школы, разработанный Н. И. Ильминским. При училище действовали переводческая и иконописная мастерская, последнюю возглавлял иеромонах Антоний (Петров), брат архимандрита Владимира. Лучшие выпускники направлялись для продолжения образования в Казанскую инородческую семинарию. В 1879 году в училище воспитывались 18 мальчиков.
Архимандрит Владимир активно способствовал переводу богослужебных и других христианских книг на алтайский язык, с 1866 года совершал богослужения на алтайском языке. В 1876 году по инициативе и под председательством начальника миссии и при содействии Н. И. Ильминского начали работу Алтайская переводческо-цензурная комиссия и типография, осуществлявшие перевод, цензуру и издание книг на алтайском языке (Евангелие от Матфея, жития святых, последование всенощного бдения и пр.). Еще прежде по инициативе архимандрита Владимира и под его руководством были изданы в Синодальной типографии в Санкт-Петербурге и в Казани с помощью переводческой комиссии при брастве свт. Гурия Казанского «Алтайско-русский букварь с книгой для чтения» (СПб., 1868), «Евангелия воскресные, читаемые на литургии» (СПб., 1868), «Последования святого Крещения» (СПб., 1868), «Грамматика алтайского языка с алтайско-русским и русско-алтайским словарями» (под ред. Н. И. Ильминского, Каз., 1869), 5 назидательных притч свящ. Михаила Чевалкова (Каз., 1875), алтайского писателя и переводчика, сотрудника Алтайской миссии.
На средства архимандрита Владимира были открыты центральная миссионерская больница с аптекой, приют для детей в Улале и многое другое. Ему удалось добиться через Казенную палату трехлетней податной льготы для новокрещеных алтайцев, а через Томскую губернскую администрацию — выборности волостных старшин (зайсанов), прежде занимавших свои должности пожизненно, а также независимости новокрещеных селений от зайсанов-язычников. По его просьбе и по ходатайству афонского иеромонаха Арсения (Минина) из Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря в миссию был прислан список чудотворной афонской иконы вмч. Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню из Томска крестным ходом, длившимся с 6 августа по 1 октября 1879 года, донесли до Алтая, где ее встретили несколько тысяч крещеных алтайцев, икону поставили в главной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса в Улале. Позднее икона прославилась чудотворениями и чтилась не только православными, но также старообрядцами и даже алтайцами-язычниками.
В 1866 году Алтайская духовная миссия имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных составляло 5 тыс. человек. За время руководства архимандритом Владимиром Алтайской и Киргизской миссиями было обращено в Православие из язычества, ислама и старообрядчества 6679 человек, он лично крестил 408 язычников и мусульман. Были созданы три новых отделения миссии (Катандинское, Чулышманское и Мрасское). К 1879 году в 10 отделениях миссии действовало 28 церквей и молитвенных домов, более 20 школ, основаны 19 новокрещенских селений, что позволяло кочевникам переходить к оседлому быту. Алтайская миссия получила более 30 новых зданий в Улале и Бийске. После перемещения центра миссии в Бийск в городе был построен архиерейский дом с крестовой церковью, помещениями для певчих, иконописцев, миссионерской библиотекой, залом для внебогослужебных народных собеседований, гостиницей для миссионеров.
Сотрудник миссии священник Василий Ландышев вспоминал: «О. архимандрит был опытный строитель-архитектор. Сами постройки, совершенные под его руководством, свидетелями стоят и по его смерти; между тем, сам он высказывал, что уча плотников и печников, он сам учится [...] Первыми постройками, под наблюдением о. архимандрита были: дом для начальника миссии, с домовой Иннокентиевской церковию наверху, и помещение для первой, двухклассной Филаретовской школы миссии, открытой и устроенной им, с квартирой для наставников и других членов школы; потом храмы в Чопоше, Мыюте, Александровке и в Улале — большой храм Всемилостивого Спаса, на постройке которого он буквально сидел каждый день, с раннего рассвета и до поздних потемок, кроме праздничных дней, или изготовления почты и других безотлагательных важных дел [...] Макарьевский храм и Сайдыпский молитвенный дом построены при его же содействии; последний — в память пятидесятилетия с основания Алтайской миссии о. архимандритом Макарием» (Воспоминания о Преосвященнейшем Владимире... // Томские епархиальные ведомости. 1900. № 21, миссион. отд. С. 20, 21, 22).
«В обращении со служащими в миссии о. архимандрит Владимир был строг как начальник, но милостив, как отец. Вступив на кафедру епископа Бийского, он стал еще добрее: вникал в положение всех и каждого, даже причетников с их семействами и толмачей. Да и с простым народом и с более знатными мира сего, он умел поговорить и подействовать на всех и каждого так, что и до днесь, если не все, то многие вспоминают с любовью, как о действиях, так и о словах его, глубоко отпечатлевшихся в сердцах многих» (Там же. С. 22). Миссионер священник Иоанн Ландышев приводит в статье «Памяти архиепископа Владимира...» (С. 3–15) полное отеческой любви письмо епископа Ставропольского Владимира к некоему Сергею Павловичу, инородцу, сотруднику Алтайской духовной миссии, которого он еще мальчиком привел в ограду Христову.
В преклонные годы Владыка посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.
22 июля 1897 года архиепископ Владимир открыл 3-й Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани. Через неделю он заболел и вскоре умер в загородном архиерейском доме. Свое имущество архиерей завещал Улалинскому монастырю, обширную библиотеку — Казанской духовной семинарии. Погребен под алтарем Казанского Благовещенского собора в подземном храме, созданном по его инициативе, на указанном им месте.
Многочисленные неопубликованные труды архиепископа Владимира, хранившиеся в рукописном отделе библиотеки Казанской духовной академии и впоследствии утраченные, использовались преподавателями академии в своих сочинениях по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности.
~~~
Владыка был «человеком мягким, сердечным, способным к трогательной и продолжительной привязанности к людям (...) Его набожность и благоговение перед предметами веры не подлежат сомнению; его до глубины души возмущала всякая небрежность в богослужении и он обыкновенно не знал никакого лицеприятия, если по долгу архипастыря ему приходилось иметь дело с подобными проступками (...) Не любил выступать с печатным словом. Когда у него просили что-нибудь для обнародования, он шутливо объявлял себя "малограмотным". Должно быть, печать требовала слишком много уступок и неискренность являлась бы здесь прямою, неизбежною необходимостью. Оттого он всегда предпочитал в своей пастырской деятельности изустное слово, изустное наставление, пользуясь таким образом преимуществами простой, сердечной беседы пред сочиненной проповедью» (Памяти Высокопреосвященного Владимира, архиепископа Казанского... С. 6, 8, 12).
Записки алтайского миссионера за 1866–1867 гг. // Духовная беседа. 1868. № 7. С. 169–175 ; № 8. С. 200–206 ; № 9. С. 225–230; № 10. С. 259–262 ; № 11. С. 286–290
Поездка на Чулышман // Духовная беседа. 1868. № 6. С. 145–146
Речь перед началом молебствия, при открытии Миссионерского общества, произнесенная... 21 ноября 1865 г. // Духовная беседа. 1865. № 50. С. 477–485 (отд. изд.: СПб., 1865)