арестован вместе с другими членами кружка студенческого христианского кружка, возглавляемого Владимиром Амбарцумовым (впоследствии священномучеником)
1923 или 1924 не позднее 1925
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва), осужден не был
26.1.1933
арестован как «член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний»
26.1.1933 3.2.1933
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва). Из-под стражи освобожден, дело прекращено
с 1926 г. сотрудник 1-й Московской городской психиатрической больницы (ныне больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина);
после 1933 г. проживал в Москве на территории больницы им. П. Б. Ганнушкина, в которой трудился;
в 1951–1956 гг. директор Московского института психиатрии; работал также в Психиатрической больнице им. П. П. Кащенко, в Институте нервно-психиатрической профилактики, на кафедре психиатрии Воронежского медицинского института, в Центральном институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, был членом правления научных обществ невропатологов и психиатров, редколлегий специализированных научных журналов и пр. С 1959 г. доктор медицинских наук.
«В 1921 г. Дмитрий Мелехов приехал в Москву учиться медицине. В столице он стал прихожанином храма на Маросейке и духовным сыном о. Сергия Мечева, активно участвовал в студенческом христианском кружке. Целью кружка, названного в следственном деле "евангелическим", было не только изучение Евангелия, но и поиски путей христианской жизни в современных нелегких условиях, строительство христианского мировоззрения. Близкие друзья Дмитрия Евгеньевича почти все были членами кружка: Глеб Александрович Каледа (в будущем военный разведчик, профессор геологии, протоиерей и писатель), Игорь Константинович Фортунатов (в будущем профессор-биолог), Николай Евграфович Пестов (в будущем профессор химии и писатель) и др. Дмитрий Евгеньевич Мелехов стал известным профессором-психиатром, одним из основателей "социальной психиатрии", изучающей социальные аспекты психических заболеваний. В своих научных трудах (более 170) развивал основанное на православной традиции понимание психических заболеваний и подходы к их диагностике и лечению. Работу врача он считал долгом, завещанным человеку Богом. Трудами Д. Е. Мелехова был освещен один из самых глубоких вопросов — о соотношении духовной, душевной и биологической сущностей человека. Его главная работа, посвященная этому вопросу, — "Психиатрия и проблемы духовной жизни" — была опубликована уже после смерти автора. Дмитрий Евгеньевич перевел на русский язык большую книгу архимандрита Софрония об афонском подвижнике старце Силуане. В Москве Д. Е. Мелехов жил на территории психиатрической больницы им. П. Б. Ганнушкина. В 1936 г., после кончины о. Евгения, к нему переехала мать. Войну братья Мелеховы встретили в Москве и решили не покидать ее в тяжелые дни осени 1941 г., так как не сомневались в победе над Гитлером. Петр Евгеньевич ушел добровольцем на фронт и был расстрелян немцами в 1943 г. Дмитрий Евгеньевич всю жизнь помогал осиротевшей семье брата, заботился о своей племяннице и крестнице Ольге Петровне и племяннике Всеволоде Васильевиче, родители которого погибли в блокадном Ленинграде. Не только осиротевшие племянники считали Д. Е. Мелехова своим вторым отцом. Врач из Ростова Екатерина Сергеевна Колесникова вспоминала: "Когда в 1930-х годах мои родители были арестованы и сосланы на Север, Дмитрий Евгеньевич не изменил своего отношения к нам, как некоторые. Он заботился о нас, троих их детях, и всю жизнь принимал участие в судьбе каждого члена моей семьи". Д. Е. Мелехов был человеком горячего сердца и щедрой души, имел много друзей, умел никого не забыть, всех порадовать, по возможности помочь. Мария Александровна Гилярова, его двоюродная сестра, вспоминала: "Митя всегда поражал меня своим покоем и своей значительностью. Ему хотелось исповедоваться и просить совета. Он, как никто, умел успокоить без банальных слов утешения. От него исходила волна сочувствия, жалости, умиротворения. Вероятно, также он действовал на всех пребывающих в горести и жаждущих успокоения". Послевоенные годы были временем очень напряженной и разносторонней работы Дмитрия Евгеньевича. В каждое свое путешествие, в каждый свой свободный день он брал с собой всегда папку с работой, всегда что-то чи тал, конспектировал, писал. Нередко и после работы к нему приходили больные, нуждавшиеся в помощи. Когда ему поручали провести экспертизу психического состояния арестованных по политическим и религиозным мотивам, Д. Е. Мелехов всегда давал самое объективное медицинское заключение и, вопреки желанию работников Госбезопасности, отказывался считать здоровых людей психически больными. Его профессиональным и жизненным кредо были слова святителя Игнатия Брянчанинова: "И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви". Ольга Петровна Мелехова помнила напутствие, данное ей крестным при поступлении в университет: "Желаю тебе любить науку честно. Любить и познавать мир и его законы благоговейно, как Ломоносов, Павлов, которые через рассматривание вещественного мира в его развитии познавали его Творца и Создателя, духовную сущность и смысл жизни". В 1956 г. Дмитрий Евгеньевич перенес тяжелую операцию полной резекции желудка, его жизнь была под угрозой. В больнице 15 февраля, в праздник Сретения, он пережил ясное ощущение своего присутствия на торжественном богослужении, после чего началось выздоровление. После этого ученый прожил как бы вторую жизнь: плодотворно работал, защитил докторскую диссертацию, ездил на конференции. В конце 1950-х гг. Д. Е. Мелехов женился на Лидии Брониславовне Тумилович, и брак был счастливым. Ольга Петровна вспоминала: "Ценностями жизни, за которые следовало благодарить судьбу, он считал любовь окружающих людей, семью, друзей, нужную людям работу. Затем — способности, образование. Из материальных ценностей очень ценил устройство жилища, собственный дом. Очень любил отдых на природе, семейное посещение концертов. Ходили слушать Рихтера, Мравинского, Нейгауза. С Дмитрием Евгеньевичем у меня связаны праздники первого знакомства с Большим театром, с Художественным театром, с музеями. Он также ненавязчиво умел привлечь нас к всегдашней коллективной работе по помощи всем нуждающимся. В частности, для того, чтобы помочь кому-то из стареньких его родных, друзей, привезти продукты, отвезти деньги. Наконец, он никогда не пропускал день памяти своей матери, нашей бабушки, Марии Павловны. Мы всегда собирались в этот день в церкви и потом у него дома за столом вспоминали наших старших ушедших родных. Нередко мы отдыхали вместе в деревне, и там я помню ежевечерние совместные чтения". Активность и работоспособность Дмитрий Евгеньевич сохранил до последних дней своей жизни. Перед последней операцией он пригласил Ольгу Петровну приехать к нему в больницу. Она вспоминала: "Это было прощание — без сантиментов и сожалений, с благодарностью Богу за все, с пониманием смерти как начала новой жизни, как торжества Творца и человеческой души". После операции, которая прошла вполне благополучно, он просил прочитать ему из Евангелия от Иоанна о смерти и воскресении. Кончина его была мгновенной. В кармане больничной куртки Дмитрия Евгеньевича нашли листочек бумаги с записью: "Счастлив тот, кто любит все живое, жизни всей трепещущий поток, для кого в природе — все родное, человек и птица и цветок. Вот этого счастья, этой полноты жизни, счастья с Богом я вам всем желаю"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 684–686).
Развернуть
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 10, т. 1. С. 684–686