Мерцалова Мария Николаевна

  • Дата рождения: 29.6.1912
  • Место рождения: г. Москва
  • Дата смерти: 7.7.2000
  • Место смерти: г. Москва, по­хоронена на Новодевичьем кладбище

Родственники

Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
средняя школа (г. Москва)
окончила
1920-е
1-й Московский государственный университет
окончила отделе­ние искусствоведения этнологического факультета
Развернуть

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не позднее 1933
Московская епархия, г. Москва, церковь свт. Николая у Соломенной Сторожки, певчая церковного хора
Показать все

Преследования

11.3.1933
арестована как «член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний»
10.4.1933
осуждена Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Казахстан (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР)
11.3.19331933
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
7.7.1933
постановлением Президиу­ма ЦИК досрочно освобождена с правом свободного проживания по СССР, кроме Москвы и обл.
17.3.1934
постановлением Президиума ЦИК получила разрешение на проживание в Московской обл.
Показать все

Другие сведения

«Весной 1918 г. семья Мерцаловых приехала в Москву. Николай Иванович Мерцалов по­ступил на службу в Петровскую сельскохозяй­ственную академию (впоследствии Тимиря­зевскую) и получил под жилье одну из дач, так как этот район в то время был дачным. Непо­далеку находился храм свт. Николая Чудо­творца у Соломенной Сторожки, в котором служил будущий священномученик, а в то вре­мя молодой священник Василий Надеждин. Группа преподавателей академии, в том числе профессор Николай Мерцалов; обратилась к отцу Василию с просьбой заняться христиан­ским просвещением их детей, и батюшка с ра­достью согласился. Отец Василий сумел при­влечь к участию в богослужении приходскую молодежь, из которой составился прекрасный церковный хор. Он проводил с детьми беседы об основах православного вероучения, посе­щал с ними концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Когда у отца Василия началось обострение туберку­леза, ему пришлось уехать на лечение в Баш­кирию. По его просьбе в храме у Соломенной Сторожки стал служить отец Владимир Амбарцу­мов, также будущий священномученик. Впо­следствии Мария Николаевна вспоминала: "Время моей юности и ранней молодости было богато людьми не только значительными, но и исключительными. Не то что они были мно­гочисленны, нет, в это время их становилось все меньше и меньше, но каждый из них был светильником, озарявшим в тяжкой тьме жиз­ненный путь людей, не забывших Бога. В ряду этих светочей был и отец Владимир. Впервые он появился у нас, когда отец Василий после продолжительной и тяжелой болезни поехал на кумыс, а церковь временно осталась без священника. По-видимому, оба они хорошо знали друг друга, имели настоящие братские отношения, позволявшие доверять своих ду­ховных чад и прихожан друг другу. К нам отец Владимир относился доброжелательно, мягко, присматривался к нашей маленькой группке юных девушек, почти подростков, ревностно и бескорыстно исполнявших свои обязан­ности в церковной службе. Красивые юные голоса, стройность пения, музыкальность ис­полнения и крепкая дружба объединяли нас, и, надо отдать справедливость, мы заметно выделялись среди своих сверстниц. В этот ранний период становления внутреннего мира юности все, что заложил в наши души отец Василий, уже давало плоды. Они прежде всего сказывались в отношении к людям, особенно к священникам. Глубокое уважение и благо­говение перед служителями у Господнего пре­стола помогали нам, несмотря на наш юный возраст, понимать значительность личности отца Владимира как пастыря... После возвра­щения отца Василия из отпуска по болезни отец Владимир стал бывать у нас редко, но теплые дружеские отношения этих двух на­стоящих христианских пастырей не прекра­щались..." Будущий священномученик Васи­лий Надеждин был арестован в октябре 1929 г. и несколько месяцев спустя умер в лагере от сыпного тифа. Заменивший его отец Владимир Амбарцумов вышел за штат в 1931 г. из-за не­ согласия с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского), в 1932 г. был аресто­ван и выслан в Западную Сибирь. Община ин­теллигентной верующей молодежи при храме у Соломенной Сторожки не могла остаться без внимания властей. В январе 1933 г. были аре­стованы регент Надежда Мерцалова и певчая Елизавета Обыдова — лучшая подруга Марии Мерцаловой, считавшей ее своей "названой сестрой". В марте арестовали Марию. По свидетельству ее крестницы Марии Виногра­довой, "Мария Николаевна редко говорила о том страшном периоде, только в последние годы своей жизни стала вспоминать чаще. Ей тогда было всего 20 лет, а Надежде — 22. Ко­гда несчастных людей везли по жаре в тесных теплушках, многим было сложно перенести такую дорогу, и девочки из интеллигентной семьи московского профессора ухаживали за несчастными, разносили на остановках воду больным, помогали слабым. След такого ис­пытания остался в душе на всю жизнь, но не испугал, а закалил в вере и убеждениях. Мария Николаевна Мерцалова всегда ходила в цер­ковь, всегда жила с молитвой и даже сохрани­ла иконы и церковную литературу, несмотря на опасность, которая угрожала ей и о которой она прекрасно знала". По возвращении в Москву Мария Никола­евна вернулась к научной работе, преподавала в различных учебных заведениях. Первая ее книга "Дети в мировой живописи" была изда­на в 1968 г. Монография "История костюма" (1972) была признана классической, по ней училось не одно поколение специалистов. Работа над этой книгой позволила М. Н. Мер­цаловой защитить кандидатскую диссер­тацию. В 1975 г. в издательстве "Молодая гвардия" вышла монография "Поэзия народ­ного костюма", которая была особенна дорога и близка автору. Основой книги послужил обширный материал, накопленный Марией Николаевной в исследовательских этнографи­ческих экспедициях по России. В 1997 г. был заново отстроен и освящен храм святителя Николая у Соломенной Сто­рожки. При его восстановлении были исполь­зованы чертежи, фотографии и зарисовки, бережно сохраненные Марией Николаевной Мерцаловой. Здесь она снова стала петь на клиросе, здесь в 2000 г. ее проводили в послед­ний путь... По воспоминаниям М. Виноградовой, Ма­рия Николаевна "одним своим присутствием, поведением и удивительно правильной, кра­сивой русской московской речью заставляла окружающих вести себя достойно, говорить по-русски без сленга и междометий, как и по­добает православному российскому человеку. А сама обстановка в ее доме, размеренная трапеза с беседой, неспешное чаепитие с при­готовленными ею вкусностями по старым рус­ским или изобретенным ею самой рецептам — а готовила она отменно, особенно постную еду, — переносили всех нас, присутствующих, в Москву XIX века, быт интеллигентного дома прежней, дореволюционной России, прежней Москвы. Это оставило неизгладимое впечат­ление, повлияло на всех нас и заставило с ува­жением относиться и к истории своей родины, и к своим предкам, да и в жизни вести себя по возможности менее суетно и достойно, несмо­тря на темп жизни сумасшедшего технократи­ческого века. Так один человек может повли­ять на судьбы многих только лишь своим при­сутствием"» За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 1. С. 765, 767).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию