Оренбургская и Тургайская епархия,
Оренбургская губ.,
Челябинский уезд,
с. Куртамыш, Петропавловская церковь, священник. Заведующий и законоучитель церковно-приходских школ; законоучитель двухклассного министерского училища; председатель Кирилло-Мефодиевского братства в с. Куртамыш; заведующий благочиннической библиотекой; смотритель Куртамышского свечного склада; член-соревнователь Челябинского попечительства о народной трезвости; член благочиннического совета
27.9.1911
1923
Челябинская и Троицкая епархия,
Уральская обл.,
г. Челябинск,
Свято-Троицкая церковь, священник, настоятель; законоучитель 5-го Челябинского мужского училища; член Челябинского уездного отделения Оренбургского епархиального училищного совета; член Ревизионного комитета и духовный следователь Челябинского городского окр. С апреля 1913 духовник челябинских градских храмов; с 1917 гласный городской думы
право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого
Показать все
Преследования
1925
судим за «антисоветскую агитацию», затем оправдан
20.2.1928
арестован вместе с группой шадринского духовенства по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде, распространении провокационных слухов о войне и гибели соввласти»
авг. 1928 1928
находился в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва)
10.8.1928
осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР на 3 года заключения в концлагерь (по ст. 58-10 УК РСФСР)
1928 25.2.1931
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН)
28.2.1931
осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР на 3 года ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ)
1931 16.6.1933
находился в ссылке в Усть-Куломском р-не Коми АССР, работал на лесоповале
25.3.1991
реабилитирован Курганским областным судом, по году репрессии: 1928
«В марте 1917 г. протоиерей Виталий Милицин произнес в храме проповедь по случаю отречения императора Николая II, сказав: "Сейчас кучка людей, захватившая власть в свои руки, свергла Государя с престола и лишила его свободы. Одумайтесь, православные. Что мы будем делать без царя? Царя у нас распяли. Помолитесь же, братья, за царя". После избрания на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) был верным его последователем. 25 сентября 1927 г. в Шадринске отмечали праздник прославления мощей св. Симеона Верхотурского. Ковчег с частицей мощей св. Симеона хранился в Спасо-Преображенском соборе, который к этому времени заняли "григорьевцы", поэтому торжественное богослужение состоялось в Никольском храме, куда, по убеждению верующих, "перешла благодать" от св. мощей. На праздник собралось более 1000 человек — жителей Шадринска и близлежащих деревень. Литургию служили четыре священника Никольского храма и священнослужители двух соседних храмов города. В это же время в Спасо-Преображенском соборе, где служили раскольники, на литургии присутствовали 40–50 человек. Такое событие не могло остаться без внимания властей, и вскоре было начато следственное дело против шадринского духовенства, обвиняемого в "антисоветской агитации и пропаганде, распространении провокационных слухов о войне и гибели соввласти". Были взяты под стражу настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Милицин, клирики того же храма протоиерей Павел Фаворитов, протоиерей Александр Буткин, протоиерей Павел Писарев, настоятель церкви свв. Флора и Лавра протоиерей Иван Суставов, протоиерей Владимирской церкви Андроник Бирский. 10 августа 1928 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило во внесудебном порядке всех шестерых священников к заключению в концлагерь сроком на три года. Из Екатеринбурга их повезли сначала в Москву, в Бутырскую тюрьму; затем с московским этапом они были доставлены в Соловецкий лагерь особого назначения. Отец Виталий отбывал срок в 1-м отделении 14-й роты. 29 марта 1929 г. он ходатайствовал о смягчении приговора: "Так как предъявленное мне обвинение приурочивается к 25 октября 1928 г., т.е. до времени октябрьской амнистии этого года, сим позволяю себе обратиться в ОГПУ с просьбой, не найдет ли коллегия возможным применить ко мне амнистию, сократив срок моей высылки в Соловки по своему усмотрению, — тем более, что, по совести, никакой вины против советской власти за собой не знаю и долгом гражданской порядочности никогда не пренебрегал". В Коллегии ОГПУ на прошение ответили резолюцией: "Принимая во внимание его антисоветскую деятельность, удовлетворение ходатайства нежелательно". По отбытии лагерного срока о. Василий был выслан в Усть-Куломский район Коми АССР. Из ссылки он писал послушнице Анастасии Золотуриной словами апостола Павла: "Мы являем себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных об стоятельствах, под ударами в темницах, в из гнаниях, в трудах... В силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и в бесчестии, при порицаниях и похвалах... нас огорчают, а мы всегда радуемся... Да сохранит же Господь всех нас в Своей радости святой. Молитесь, родная, за нас. Слава Богу за все!" Протоиерей Виталий Милицин умер в ссылке рано утром 16 июня 1933 г. После его кончины старушка, ухаживавшая за ним, написала сестре о. Виталия Анне: "Великим постом на первой неделе читал Повечерие великое. Так хорошо все утешались его чтением. На Страстной Великую субботу пели «Воскресни Боже, суди земли, яко ты наследише во всех языцех». Так хорошо, что и до сих пор вспоминают. И вот после Пасхи он стал очень упадать силами. На св. Николая приходил в церковь, но уже очень был слабый. Я ему даже не советовала идти, так себя утомлял. Но он сказал: я очень люблю св. Николая и ради него соберу последние силы и схожу. И это было последнее его хождение в церковь... Человек это был такой добрый и нестяжательный. Когда умер, то приходили и плакали. Всем, бывало, подаст. Хозяйка говорит, сколько раз видела: насыплет круп в бумажки и раздает. И когда умер, у него ничего не было, только одна манка да немножко, с чашку, пшена. Вот какой был батюшка нищелюбивый, «блажены милующии, яко тии помилованы будут»... Во время болезни ему захотелось причаститься. Я позвала одного очень хорошего протоиерея, которого батюшка очень уважал. Это было в четверг. Батюшка пришел со Святыми Тайнами. Батюшка так был рад. Исповедовался очень долго, и после причастия выпил два стакана чаю. Я стала его поздравлять, целую ему ручки, а он, как всегда, меня в лоб, и говорит: «Как я, матушка, рад, поисповедался и причастился. Спасибо, что вы так все устроили». И я так была рада, и батюшка говорит: «Но теперь, да будет воля Господня, я на все готов». И в этот день он ничего не кушал, только одно кипяченое молоко. Квартира его была очень спокойная, хозяин это время был в больнице за двести верст, а хозяйка на работе целый день. А придет — она уходила в другую хату, и мы были только вдвоем. Ночь под пятницу лежал спокойно. Утром зовет меня... и говорит: «Матушка, как я кушать хочу». Я говорю: «Батюшка, что вам дать?» Он говорит: “Молочка”. Я дала стакан, он весь его выпил и опять лег. И все говорит: «Господи, помоги мне». Зовет меня: «Матушка, утри мне на лице пот». Я взяла полотенце, все его личико вытерла. Лежал он на левом боку, потом повернулся навзничь и стал кончаться... Я зажгла свечку, положила двенадцать поклонов. И так тихо скончался, а главное, до самой смерти был в полном сознании. Я так много плакала, вас всех призывала. Разбудила хозяйку, раздели его; лежал такой хороший, маститый пастырь, страдалец. Хозяйка сказала, за одеяло сделают гроб и свозят на лошади на кладбище... Схоронили — отдельная могилка; убрала сосенками, поставили скудный крест. Хожу на могилку на дни, двадцатый день пою панихидку, поплачу..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 2. С. 21–22).
Развернуть
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 10, т. 2. С. 18–21