Тюшевский Константин Дмитриевич, священник

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1895
Рязанская духовная семинария
окончил по 2-му разряду; 5.2.1895 посвящен в стихарь епископом Михайловским Иоанникием (Казанским), викарием Рязанской епархии в Рязанском Спасском монастыре
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

8.9.1895
рукоположен во диакона епископом Михайловским Полиевктом (Пясковским), викарием Рязанской епархии в Рязанском Спасском монастыре
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
8.9.1895
не ранее 1898
Рязанская и Зарайская епархия, Рязанская губ., Зарайский уезд, с. Городна, Никольская церковь, диакон, учитель церковно-приходской школы
1904
Рязанская и Зарайская епархия, Рязанская губ., Скопинский уезд, с. Новоалександровка (Потерявка), Иоанно-Предтеченская церковь, священник
не ранее 1914
Рязанская и Зарайская епархия, Рязанская губ., Скопинский уезд, с. Павелец, Михайло-Архангельская церковь, священник
Показать все

Награды

11.5.1902
книга «Библия», от Святейшего Синода выдаваемая, награжден «за особые труды, усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ и школ грамоты»
6.2.1904
право ношения набедренника, награжден «за заслуги по духовному ведомству»
Показать все

Преследования

19291933
находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН); освобожден из лагеря по состоянию здоровья
Показать все

Другие сведения

Обзор Рязанского губотдела ОГПУ о политнастроениях православного духовенства и противодействии крестьян антирелигиозным мероприятиям власти

21 мая 1929 г.
Секретарю Рязгубкома ВКП(б) тов. Тимофееву

г. Рязань

За последнее время в ряде мест Рязанской губернии в конце апреля и начале мая м-ца с.г. отмечено ряд случаев открытых выступлений церковников против Соввласти, которые ведя усиленные проповеди против безбожия, критикуя и извращенно истолковывая действия Советской власти и ВКП(б) как насилие над религией, ведут за собой массу населения, в результате вызываемые ими возмущения в некоторых случаях даже выливаются в форму массовых демонстраций с выпадами против Советской власти и с выкриками «бей коммунистов»...

В селе Павелец, Скопинского уезда прибывшую туда специальную комиссию по обследованию ШКМ и учительского персонала в составе члена Бюро Скопинского Укома ВКП(б) тов. Рыкалина и Зав. УПТ тов. Сорокина местное кулачество усиленно пыталось компрометировать, принимая меры выгнать их из села.

3 мая с.г. в 4 часа дня Рыкалин и Сорокин назначили общее собрание гр-н села с целью выявления мнения крестьян по докладу Зав. ШКМ. К 6 часам вечера со всех сторон села стали быстро сходиться взволнованные крестьяне, особенно много женщин, кое-кто с палками, все приходившие кричали:

«Вы кажется приехали закрыть нашу церковь, мы Вам ее не дадим».

Таким образом собрание было сорвано. Членов комиссии и некоторых местных коммунистов главари, возбуждавшие толпу, окружили и стали требовать немедленно удалиться из села Павелец. Мельник Другов Николай и другие из кулаков и церковников кричали: «бей их, коммунистов».

Такие выкрики бросала и некая Царькова Надежда Яковлевна, просфирня, состоящая в церковном хору, они же представителей комиссии и местной власти хватали за груди, не давали им разъяснять о цели их приезда и говорили:

«Врут они, они церковь хотят закрыть, не верьте им, не расходитесь»;

«Почему к Пасхе не дали муки, почему нет вина, куда делся хлеб, зачем Вы его вывезли за границу, зачем лишили голоса Кормильцева, в нашем селе нет кулаков, зачем перевели от нас учительницу Тюшевскую (дочь местного попа) и учительницу Доброхотову (дочь быв. диакона). Зачем отдали лучшую землю коллективу».

Все отмеченное было создано по инициативе кулака-группировщика упомянутого выше Кормильцева и местного попа Тюшевского и других кулацких элементов, кои являются членами церковного совета. Так как когда комиссия по прибытию в с. Павелец приступила к работам обследования ШКМ, то Царькова по указаниям Тюшевского и Кормильцева ходила по дворам и говорила:

«Идите скорее в школу, туда из Москвы приехала комиссия с целью закрыть нашу церковь и забрать попа».

Ими же для этой цели были использованы гонцами и мальчики...

По существу уездуполномоченным дано соответствующее указание, о результатах будет сообщено дополнительно.

Зам. Нач-ка РГО ОГПУ (Ландышев)
Ст. Уполномочен. СО (Терский)

Пом. Уполномочен. (Богманов)

ГА Рязанской обл. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15. Л. 32–36.
Подлинник

_______

«Отличительной чертой села Павелец на фоне других окрестных населенных пунктов в начале ХХ в. было бурное развитие в нем пчеловодства. Местный пчеловод-любитель Кормилицын начал было издавать журнал по этой отрасли, но дальше первого номера дела не пошло. Пчеловодство было сопряжено с определенными трудностями, о которых поведал местный священник о. Константин Тюшевский в прошении Скопинскому уездному земскому собранию 30 сентября 1911 г.:

"В последнее годы в селе Павельце стало довольно успешно развиваться пчеловодство; у крестьян появляются рамочные ульи всевозможных систем и вообще заметно стало стремление их к ведению рационального пчеловодства. В истекшее лето в селе Павельце было до 15 пасек, на которых имелось более 400 ульев. Занятия пчеловодством не требует большого труда и больших денежных затрат; но в хорошие годы пчеловод выручал от продажи меда порядочные суммы. Принимая во внимание малые денежные затраты и небольшое количество труда должно признать, что пчеловодство есть одна из важных отраслей сельского хозяйства, на которую очень благовременно бы обратить внимание земского собрания, с целью поднятия пчеловодства во всем уезде на должную высоту. К несчастию, нынешний год для местных пчеловодов — очень тяжелый год, меда почти совсем нет, пчелы гибнут массами, а если не принять теперь необходимых мер, пчеловодство в нашем селе почти окончательно погибнет. На моей пасеке в течении сентября погибло половина пчел (от 13 ульев осталось 7). По справкам оказалось, что и у других наших пчеловодов замечается тоже. Следовательно к весне 1911 г. пчеловодство в нашем селе или совершенно исчезнет или же останется самое незначительное количество пчел.

Доводя о сем до сведения Скопинского очередного земского собрания, долгом своим почитаю покорнейше просить собрание, не найдет ли оно возможным придти на помощь пчеловодам села Павельца, ассигновав для подкормки пчел необходимую сумму, или же исходатайствовать пред Правительством об отпуске пчеловодам потребного количества безакцизного сахара. Кроме сего, лесные пчеловоды усерднейше просят собрание при Скопинском Земском сельскохозяйственном складе торговлю пчеловодными принадлежностями пчеловодной литературой".

Земство просьбу отклонило, но направило ходатайство властям.

В 1912–1914 г. в Архангельской церкви села Павелец служил священник Константин Дмитриевич Тюшевский, ранее бывший диаконом церкви села Городно Зарайского уезда. При церкви имелось земли усадебной (с погостом) — 4 десятины (4,36 га), пахотной — 20 десятин(21,8 га), сенокосной — 1,5 десятины (1,64 га). Также была библиотека на 155 книг. В приходе храма действовали двухклассное министерское училище, основанное в 1875 г., и земское начальное училище, основанное в 1912 г. В 1914 г. в Павельце насчитывался 461 двор, население которых составляли 1789 мужчин и 1801 женщина». (Прошлое Скопинской земли в очерках по истории ее сел и деревень / В. А. Коростелев, М. А. Российский. М., 2017)


В оформлении биографической страницы использовались сведения, предоставленные Ольгой Тюшевской и Олегом Никитаевым, правнуками священника Константина Тюшевского.

Развернуть

Архивные источники

Показать все

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию