Михаил (Карелин Михаил Петрович), схимонах

Рукоположение, постриг, возведение в сан

не позднее 1930
пострижен в иночество (облечен в рясофор)
1961
пострижен в монашество архиман­дритом Серафимом (Климковым)
22.9.2003
пострижен в великую схиму
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1924
1930
Московская епархия, г. Москва, Данилов мужской монастырь, инок, посвящен во иподиа­кона архиепископом Феодором (Поздеевским)
1996
2003
Московская епархия, г. Москва, Данилов мужской монастырь, схимонах
Показать все

Преследования

29.12.1936
арестован как «активный участник контрреволюционной организации “Все­российское иноческое братство”»
15 или 5 июня 1937
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР
Показать все

Другие сведения

«После того как отец будущего инока Петр Карелин был раскулачен и выслан в Архан­гельскую область, Михаил пришел в Данилов монастырь. По благословению архиепископа Феодора (Поздеевского) он был принят по­слушником и оставался в монастыре до его закрытия в 1930 г., затем поселился во Владимире вместе с архимандритом Симеоном (Холмогоровым; в схиме Даниилом), прико­ванным к инвалидной коляске. В 1933 г. Ми­хаила Карелина призвали в армию. Служил он во Владимире в батальоне связи, писарем при штабе и каждое воскресенье приходил к архимандриту Симеону. После демобилиза­ции вновь стал нести послушание келейника при отце Симеоне. Поддерживал связь даниловской братии с архиепископом Феодором, ездил к владыке в места его ссылок. В декабре 1936 г. был арестован вместе с архимандритом Симеоном (Холмогоровым). Сначала их по­садили в одну камеру, но вскоре отца Михаила перевели. "Я должен был оставить отца Си­меона одного, беспомощного, — вспоминал о. Михаил. — А батюшке и пошевелиться было трудно. Поклонился я ему: «Простите, батюшка». — «Бог тебя простит, — ответил он. — Вот тебе мое последнее слово: я здесь, в тюрьме, умру, а ты вернешься и еще многое увидишь»". Из материалов следствия: "Установлено, что в Ивановской обл. существовала подпольная к/p организация церковников и монашества, т. н. «Всероссийское Иноческое братство», возглавляемая епископом Поздеевским, нахо­дившимся в ссылке, и архимандритом Холмо­горовым с группой своих послушников из быв­шего Московского Даниловского монастыря на основе контрреволюционной платформы ссыльных епископов, известной под именем «Истинно Православ­ная Церковь»... По прямым указаниям руково­дителя организации Поздеевского в 1935 г. был создан ряд подпольных контрреволюционных групп — ячеек организации, объединенных в т. н. «домашние нелегальные церкви» («ски­ты», «обители» и т. д.)...". Михаил Карелин был отнесен к "подпольной группе, организо­ванной архимандритом Холмогоровым". По­сле месяцев, проведенных в тюрьме, его отпра­вили на Колыму. В лагерях он пробыл пять лет, потом еще десять лет на "вольном" поселении там же, на Колыме. В 1959 г. был реабилитиро­ван и возвратился в Москву. В 1961 г. данилов­ский архимандрит Серафим (Климков; в схиме Даниил) тайно постриг его в мантию. В 1983 г. Данилов монастырь был возвращен Москов­скому Патриархату. "Раньше я не знал отца Михаила, познако­мился с ним уже в обители, — вспоминал ар­химандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря (ныне епископ Солнеч­ногорский. — Прим. ред.). — Всегда замечал, что приходит старичок-монах. Он всегда рано приходил на братский молебен и делал это каждый день. А потом ежедневное его хожде­ние в монастырь закончилось тем, что он при­шел в обитель насовсем. И все, конечно, были утешены его приходом, потому что мы не мог­ ли быть ему примером для назидания, а он для нас служил таковым. Отец Михаил сам пришел, написал прошение своей старческой дрожащей рукой — буквочки у него из сторо­ны в сторону ходили, заполнил анкету, как по­ложено, и там такое число было: 1911. Это год его рождения. Большинства из его сверстни­ков, прошедших те испытания, уже не было на белом свете. Он же пришел продолжить свой подвиг... Помню, как в один из дней в мона­стыре была встреча старых даниловцев: отца Михаила, схимонахини Даниилы (Мачкиной) и архимандрита Даниила (Сарычева). Они вспоминали о том, как было раньше в оби­тели, как монастырь закрывался, как люди скорбели, плакали, молились, а был юроди­вый, который радовался и говорил, что коло­кола еще зазвонят. Помню также, как с отцом Михаилом мы служили панихиду на Котля­ковском кладбище, на могиле архимандрита Серафима (Климкова). Отец Михаил был его постриженником и духовным сыном. И ар­химандрит Даниил (Сарычев) был с нами — это было знаменательно, такая совместная молитва, потому что эти люди — отсвет Неба на земле. Это очень важно для монашества. И хотя говорят, что традиция была прервана, она хранилась если не в монастырях, то в та­ких сердцах, которые стремились ко Господу всем своим бытием. Это те свечечки, которые всегда освещали Русь..."» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 2. С. 224–225).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию