Симфориан (Столяров Сергей Степанович), иеромонах
- Дата рождения: 6.10.1877
- Место рождения: Тверская губ., Корчевской уезд, с. Кимры
- Дата смерти: 9.1.1930
Родственники
- отец — Столяров Степан Иванович, владелец сапожной мастерской. В 1862 сапоги его производства были представлены на Всемирной выставке в Лондоне и получили высокую оценку. Ему был выдан диплом, который давал право мастеру ставить на голенищах особое клеймо
- мать — Столярова Елена Васильевна
- сестра — Столярова Евдокия Степановна (род. в 1864, умерла в детстве)
- брат — Столяров Алексей Степанович (род. в 1866)
- брат — Столяров Василий Степанович (род. в 1869)
- брат — Столяров Иван Степанович (род. в 1874)
- сестра — Столярова Елена Степановна (род. в 1876)
- сестра — Столярова Зинаида Степановна (род. в 1879)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Подробная биография
Об отце Симфориане (в миру Сергее Степановиче Столярове) первая небольшая информация появилась в жизнеописании его брата Алексея Степановича Столярова, краеведа, который написал несколько книг о своем родном селе Кимры Тверской области и недолгое время после 1917 года руководил кимрским краеведческим музеем. В статье об Алексее Степановиче упоминался его младший брат Сергей, который был монахом в одном из монастырей Смоленска. На сайте «Открытый список» (самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (1917–1991 годы)) о Сергее Степановиче Столярове опубликована информация, что он служитель культа, а значит, он был церковнослужителем (священником, диаконом или псаломщиком).
Сергей Столяров родился в с. Кимры Корчевского уезда Тверской губернии 6 октября 1877 года в семье Столяровых Степана Ивановича и Елены Васильевны. При крещении был назван Сергеем. «Отец его Степан Иванович Столяров владел сапожной мастерской, большими партиями и на большую сумму сбывал товар в Москву, Санкт-Петербург, на Макарьевскую ярмарку. В 1862 году сапоги его производства были представлены на Всемирной выставке в Лондоне и получили высокую оценку. Столярову С.И. был выдан диплом, который давал право мастеру ставить на голенищах особое клеймо» . Сергей был шестым ребенком из семи родившихся у Степана Ивановича и Елены Васильевны детей. Старшими братьями и сестрами Сергея были Евдокия (1864 г.р., умерла в детстве), Алексей (1866 г.р.), Василий (1869 г.р.), Иван (1874 г.р.) и Елена (1876 г.р.), младшую сестру звали Зинаида (1879 г.р.).
Метрической книги со сведениями о крещении Сергея не сохранилось, однако существует метрическая книга со сведениями о крещении его брата Ивана в 1874 году в Покровском соборе с. Кимры. С большой долей вероятности можно утверждать, что в этом же храме был крещен и Сергей в честь преподобного Сергия Радонежского, чья память совершалась незадолго до дня его рождения — 25 сентября.
В Кимрах Сергей окончил двухклассное министерское училище .
Нет никаких сведений о том, чем занимался Сергей до 29 лет и что повлияло на его уход в монастырь. Он выбрал Троицкий мужской монастырь города Смоленска, куда 30 апреля 1906 года был принят на испытание. 26 августа 1906 года по резолюции епископа Смоленского и Дорогобужского Петра (Другова; 1858–1917 гг.) указом Смоленской духовной консистории № 10217 определен послушником. В послужном списке Свято-Троицкого мужского монастыря 1906 года про Сергея Степановича Столярова написано, что он проходил послушание церковнослужителя в святом алтаре, был отличных способностей при отличном, весьма скромном поведении .
К сожалению, пока не удалось найти сведений о постриге в монашество и датах диаконской и иерейской хиротоний иеромонаха Симфориана. Они состоялись в период с 1906 по 1909 год. Можно с уверенностью говорить, что днем святого небесного покровителя отца Симфориана стало 18/31 декабря. В святцах мученик Симфориан Римский (с греч. «полезный») — единственный святой с таким именем.
У потомков Столяровых сохранился Новый Завет (издания 1890 года), который отец Симфориан когда-то подарил своему старшему брату Алексею с такой дарственной надписью:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и Общение Святого Духа да пребудет с Вами, возлюбленнейший дорогой мой и всегда незабвенный братец Алексей Степанович.
С горячей мольбой и упованием вручаю Вас Покрову Пречистой Заступницы нашей — Одигитрии, Ея молитвами да спасет и сохранит нас Господь. Аминь.
Вдали от суеты мятущейся столицы,
Где заглушает все собой базарный крик,
Прочитываю я священных книг страницы,
Вникаю в смысл великих книг.
Какая простота и правда в строчке каждой!
Так только святость говорит…
О, если кто томим духовной жаждой,
Пускай идет — Источник утолит!»
В продолжение надписи иеромонах Симфориан включил стихи небезызвестного К. Р. — великого князя Константина Константиновича.
«Дорогой мой и незабвенный братец Алексей Степанович.
Пускай эта книга Священная
Спутница Вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,
Как отголоски Небесные,
В грустной юдоли земной
Пусть в Ваше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою Вашей душой.
Подпись: «убогий скиталец и. C.»
По заметкам, содержащимся в Смоленских епархиальных ведомостях 1906–1918 годов, можно узнать, что в 1909 году иеромонах Симфориан был казначеем в Спасо-Авраамиевском мужском монастыре Смоленска.
Епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым; 1864–1943 гг.) 8 июля 1913 года иеромонах Симфориан был награжден набедренником за отлично-примерное и ревностное прохождение своих обязанностей. В этот момент своей жизни отец Симфориан уже был насельником Бельской Красногородищенской пустыни, но совершал богослужения в Свято-Николаевском женском монастыре у деревни Минино Вяземского уезда.
Известно, что в период 1914–1915 годов отец Симфориан несколько раз сослужил на всенощных бдениях и Литургиях епископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Упоминается отец Симфориан как иеромонах Архиерейского дома и иеромонах Богоматерской (Одигитриевской) церкви над Днепровскими воротами, где находилась икона начала XVII века Богоматери Одигитрии «Смоленская» в великолепном, усыпанном драгоценными камнями окладе. В наши дни эта икона помещена на место древней утраченной иконы в Успенском соборе Смоленска.
Из архивного уголовного дела отца Симфориана стало известно, что с 1917 по 1920 год он служил в Вознесенском женском монастыре г. Смоленска. В книге М. В. Каиля «Православная Церковь и верующие Смоленской епархии в годы революции и гражданской войны, 1917–1922» опубликована «Докладная записка» Вознесенской общины в Смоленский епархиальный совет от 26 июня 1919 года, которая дает представление о новых порядках в стране, в Русской Православной Церкви, в самом монастыре и становится своего рода характеристикой отца Симфориана как пастыря:
«Указом Святейшего ПАТРИАРХА и Священного Синода от 8/21 Марта 1919 г. за № 837 было разрешено иеромонаху смоленского Архиерейского дома СИМФОРИАНУ исполнять священнослужительские обязанности при церквях бывшего Вознесенского женского монастыря. <…>
Зарегистрированная в надлежащем порядке и являющаяся таким образом юридическим лицом церковная община обсуждала вопрос об избрании пастыря, так как обслуживающий ныне религиозные нужды прихода отец Павел ВЫСОТСКИЙ по преклонности лет не в силах один исполнять эти обязанности. <…>
Обсуждая всесторонне вопрос относительно кандидата ОБЩИНА единогласно остановила свой выбор на упомянутом выше СТАРЦЕ СИМФОРИАНЕ.
Высоконравственные качества, полное нестяжание, усердное отношение к богослужению и истинное христианское желание прийти на помощь каждому есть отличительные качества отца СИМФОРИАНА.
Такое лицо является тем пастырем, который приходит «не к иуде», по словам евангелиста, а входит дверьми и словом Христа врачует духовные болезни, что особенно необходимо в нынешнее тяжелое для верующих время.
Отец СИМФОРИАН есть тот светильник, который должен быть поставлен на свешнице, но не под спудом…
Священнослужитель для прохождения своего нелегкого служения должен быть освобожден от всех житейских потреб и только тогда он не будет подобен «меди звенящей и кимвалу бряцающему», что, по словам апостола ПАВЛА, является истинным назначением и призванием для пастыря.
Отец СИМФОРИАН — монах, свободен от мирских попечений, почему он и является тем истинным пастырем, который может вести свое словесное стадо по стопам истины и правды.
СИМФОРИАН — в переводе значит: п о л е з н ы й, и это как бы символ в данном случае, ибо действительно СТАРЕЦ СИМФОРИАН является тем по истине светочем, который ярко и постоянно светит своими делами. Пребывание отца СИМФОРИАНА в Вознесенском бывшем монастыре пошло только на сугубую пользу дома молитвы, стены которого хранят более чем 200-летнюю историю рассадника христианства.
Община видит, что церкви благоукрашаются, доброхотно несутся лепты на поддержание благолепия церковного, богомольцы во множестве посещают молитвословия.
Все это радует общину и дает основание просить об оставлении достоуважаемого отца СИМФОРИАНА в должности второго священника при бывшем Вознесенском монастыре.
Община считает необходимым указать, что настоятелем храма она просит утвердить ПАВЛА ВЫСОТСКОГО, а вторым священником — отца СИМФОРИАНА СТОЛЯРОВА.
Никаких формальных препятствий к удовлетворению просьбы прихода не существует, тем более что, по мнению общины, самый УКАЗ Святейшего Патриарха, разрешая отцу СИМФОРИАНУ совершение богослужений и треб в бывшем Вознесенском монастыре, уже решил вопрос в утвердительном смысле, не поставив никаких условий, и только лишь на месте этот Указ истолкован, по-видимому, ограничительно. <...>
Община еще раз просит внять голосу верующих и дать возможность достоуважаемому отцу СИМФОРИАНУ продолжать свое пастырское служение и евангельским словом направлять по пути истины и христианской правды».
Со слов отца Симфориана из архивного уголовного дела, с 1920 года места службы не имел, находился на содержании родственников.
26 сентября 1923 года в Смоленске родился Дмитрий Евгеньевич Хмелевской (будущий архиепископ Саратовский и Вольский Пимен). В дневниках архиепископа Пимена 1 января 1993 года есть воспоминание о своем крещении: «Проснулся рано. Чувствую себя очень слабо. <Болею. Молебен не служил. Немного погулял в саду.> Впервые за много лет я не сам повез Святейшему Патриарху годовой отчет. Лежа в постели, вспоминал о своих детских годах, они как будто недавно были. А вот уже мне 70 лет. Помню, мама рассказывала мне, что когда я рождался (в Смоленске на Одигитревской улице), то в этот момент звучал в Успенском соборе колокольный трезвон. Это была всенощная перед Воздвижением. А когда, спустя несколько дней, меня крестили, то крестивший меня иеромонах Симфориан, по рассказам моей няни Людмилы Анастасьевны Красносельской, поцеловал мои пальчики, и когда мама моя спросила, зачем он это делает, он сказал: «Монахом будет», а потом еще раз поцеловал пальчики и сказал: «Архиереем будет». Нужно сказать, что этот рассказ няня передала мне, когда мне было 18 лет, то есть еще ни о каком монашестве речь не шла» .
О прозорливости отца Симфориана будут говорить и свидетели по его уголовному делу, что зафиксировано в протоколах допросов. Именно из протоколов допросов свидетелей по уголовному делу и показаний самого отца Симфориана стало известно, как жил батюшка после революции.
14 декабря 1927 года иеромонах Симфориан был задержан в качестве подозреваемого в преступлении, предусмотренном статьей 58 п. 10 Уголовного кодекса РСФСР, и лишен свободы с содержанием в Смоленском ДПЗ № 2 по второй категории .
Из протоколов допросов свидетелей становится известно, что на момент ареста отец Симфориан на протяжении последних пяти лет проживал в Смоленске в доме сестер Москалевых по адресу: улица Окопная, дом 45. Сестры Москалевы были монахинями. Также в этом доме жила монахиня Павловская Екатерина Даниловна, которая сопровождала отца Симфориана в его поездках в Бельский, Ельнинский и другие уезды. Спустя 2,5 года Анна Васильевна Москалева и Павловская Екатерина Даниловна будут репрессированы.
К отцу Симфориану на момент ареста (конец 1927 года) приходило домой много людей с различными нуждами. Разные люди обращались к батюшке: крестьяне, городские, «из бывших». Кто-то обращался за материальной помощью, в которой батюшка, по возможности, не отказывал. Кто-то просил помощи в лечении болезней, и отец Симфориан помогал, используя народные средства. Много приходило людей, спрашивающих совета, как поступить в той или иной ситуации. Спрашивали как о духовном, так и о мирском. Отец Симфориан, отвечая на вопросы, ссылался на Священное Писание, давал совет молиться и молился в первую очередь сам. Одна из свидетельниц по делу упоминает случай отчитки — так называли в простонародье изгнание бесов, на котором присутствовало много людей.
При обыске у отца Симфориана изъяли 26 конвертов. Все получаемые письма батюшка уничтожал, а конверты оставлял: так как письма были исповедью, и тайна авторов сохранялась.
В протоколах допросов свидетели так отзываются об отце Симфориане: добросовестный, справедливый, хороших душевных качеств, добрый, любящий всех, бескорыстный, идеал пастыря.
26 декабря 1927 года отцу Симфориану было предъявлено обвинение по статье 58 п. 10 Уголовного кодекса РСФСР в антисоветской агитации. В постановлении о привлечении к следствию в качестве обвиняемого написано так: «Столяров Сергей (Симфериан) Степанович в достаточной степени изобличается в том, что среди отсталых масс крестьянства систематически проводил антисов. агитацию и с целью подрыва авторитета соввласти, измышлял и распространял ложные провокационные слухи с контрреволюционной целью с использованием религиозных предрассудков масс, и что обвинение это находит себе подтверждение в имеющихся при деле материалах и свидетельских показаниях, а потому, руководствуясь 128 и 129 ст. УПК, ПОСТАНОВИЛ: гражданина Столярова Сергея /Симфериана/ Степановича привлечь в качестве обвиняемого по сему делу, предъявив ему обвинение в антисов. агитации и использовании религиозных предрассудков масс среди отсталого крестьянства в целях подрыва авторитета соввласти, т.е. в преступлении, предусмотренном п. 10–58 ст. УК».
Показания отца Симфориана в протоколе допроса от 26 декабря 1927 года записаны так: «В предъявленном мне обвинении по статье 58–10 УК виновным себя не признаю, антисоветской агитацией не занимался и провокационных слухов не распространял. При обращении ко мне верующих за помощью и советами я исключительно давал совет молитвами, а также перед Евангелием и крестом молился вместе с обращающимся ко мне за советом о помощи в тех или иных делах. По отношению к соввласти я лоялен и против таковой никогда не шел и не пойду. Больше показать ничего не имею, протокол допроса мне прочитан, записан с моих слов правильно, в чем и расписываюсь».
26 декабря 1927 года было вынесено постановление об аресте отца Симфориана, мерой пресечения обвиняемому назначили содержание под стражей в Смоленском ДПЗ № 2 по второй категории.
20 января 1928 года следствие по уголовному делу отца Симфориана было закончено.
Обвинительное заключение по следственному делу № 7801 по обвинению гражданина Столярова Сергея Степановича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК, завершалось так: «Виновность гражданина СТОЛЯРОВА следствием вполне установлена в том, что он, СТОЛЯРОВ Сергей, монах, слывущий среди религиозных фанатиков как духовный и телесный врач и скиталец, провидец, дающий помощь во всех случаях жизни, в результате чего к нему приходило много народа, как крестьян, так и городских жителей, из "бывших людей" за разными советами, в числе которых были вопросы политического характера: следует ли подчиняться советской власти, платить ли налоги. В своих беседах СТОЛЯРОВ вел антисоветскую агитацию, говоря, что власти не следует подчиняться, не следует платить налогов, что настало время расправы христианства с властью антихриста. Помимо этого СТОЛЯРОВ разъезжал по Смоленскому, Бельскому и Ельнинскому уездам Смоленской губернии, где также вел антисоветскую агитацию среди крестьян на вышеизложенные темы.
Принимая во внимание, что состав преступления СТОЛЯРОВА подтверждается свидетельскими показаниями,
ПОЛАГАЮ:
дело передать на рассмотрение Тройки при Секретном Отделе ОГПУ
ПОМ. УПОЛНОМОЧ. 6 ОТД. СООГПУ (подпись)
«7» марта 1928 г. ».
В выписке из протокола Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 марта 1928 года содержится следующая информация: «СЛУШАЛИ дело № 55918 по обвинению гражданина СТОЛЯРОВА Сергея Степановича по 58/10 ст. УК, ПОСТАНОВИЛИ СТОЛЯРОВА Сергея Степановича заключить в концлагерь сроком на три года, считая срок с 12 декабря 1927 года».
Отец Симфориан был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения в 4 отделение, куда прибыл 16 мая 1928 года. Умер отец Симфориан там же 9 января 1930 года, до конца своих дней оставаясь истинным, непоколебимым исповедником веры Христовой.
На основании ст. 3, ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. заключением прокурора Смоленской области от 16 июня 1992 года иеромонах Симфориан (Столяров Сергей Степанович) был реабилитирован.
Архивные источники
-
Архивное следственное дело Столярова С. С., 1928 г. // Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 11477-с
-
От великих предков до благодарных потомков: семейный архив Столяровых / Майорова Н. В. СПб., 2022. 5 с.
-
Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Ч. 2: 1985–1993 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вступит. ст. Теплов В. В. Саратов, 2014
-
Послужной список Троицкого мужского монастыря г. Смоленска за 1906 г. // ГА Смоленской обл.
-
Православная Церковь и верующие Смоленской епархии в годы революции и гражданской войны, 1917–1922: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы / Каиль М. В. М., 2010