находилась в заключении в г. Галиче. После побоев полностью лишилась возможности ходить и была помещена в Галичскую народную больницу
3.6.1921
арестована в с. Высоково Буйского уезда по обвинению в «злостной агитации ... из-за которой крестьяне не отдавали ключи от церкви»
6.6.1921
находилась в заключении в 6-й Исправдоме г. Буй Костромской губ., освобождена
11.6.1921
арестована в с. Высоково Буйского уеза
11.6.1921 9.7.1921
находилась в заключении в больнице при тюрьме (6-й Исправдом) г. Костромы
9.7.1921 2.12.1921
находилась в заключении в Бутырской тюрьме (г. Москва); с 11.7. 1921 по 1.12.1921 находилась в больнице при Бутырской тюрьме
2.12.1921 25.1.1922
находилась в заключении в Лефортовской тюремной больнице (г. Москва)
13.12.1921
осуждена постановлением судебного заседания Президиума ВЦИК на ссылку в Туркестан «по излечении в тюремной больнице». Освобождена по ходатайству Московского комитета Политического Красного Креста без права выезда из Москвы. Проживала в Москве в помещении бывшего Алексеевского женского монастыря
25.4.1923
арестована
30.6.1923
дело прекращено. Получила разрешение выехать из Москвы с запретом возвращения в с. Сумароково
16.3.1924
арестована как участница «контрреволюционной церковной группы “Духовных”»
1924 1925
находилась в заключении в Лефортовской тюремной больнице (г. Москва)
22.4.1924
осуждена комиссией ОГПУ по административным высылкам на 3 года ссылки (в г. Кинешму)
осень 1928
арестована в с. Новое Сумароково Галичского у. Костромской губ,
ок. 1929
осуждена на ссылку (в г. Котельнич)
29.12.1929
арестована с группой монахинь как член «нелегального женского монастыря»
29.12.1929 8.9.1930
находилась в заключении в тюрьме г. Котельнич
19.5.1930
осуждена тройкой при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю на 3 года ссылки в Северный край
8.9.1930
при пересмотре дела ОСО при Коллегии ОГПУ от наказания условно-досрочно освобождена с разрешением свободного проживания по СССР
13.7.1931
арестована вместе с помощницами-монахинями как участница «контрреволюционной группы церковников»
13.7.1931 окт. 1931
находилась в заключении во внутренней тюрьме ОГПУ г. Костромы
2.10.1931
осуждена Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения свободы по ст. 58-10 УК РСФСР
окт. 1931 февр. 1934
находилась в заключении во Владимирском политизоляторе, освобождена досрочно как инвалид I группы
20.4.1934
привлечена к следствиюу, оставлена на свободе под подписку о невыезде. В июне 1934 неоднократно допрашивалась в Молвитинском райотделе ОГПУ, обвинялась в нарушении пост. 58-10, 58-12 УК РСФСР. 14.8.1934 дело производством прекращено, подписка о невыезде аннулирована
11.1.1935
арестована по обвинению в создании «контрреволюционной повстанческой организации», «антисоветской деятельности среди несовершеннолетних», связях с мифической «монархической партией», якобы созданной в г. Буе
11.1.1935 1935
находилась в заключении во Внутренней тюрьме УНКВД г. Иваново
21.6.1935
осуждена Особым совещанием при НКВД СССР на 3 года лишения свободы по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР
«В 1906 г. Вера Меркулова поступила на испытание в Свято-Троицкий монастырь при селе Сумарокове, где несла послушание церковницы. В монастырских ведомостях 1907 г. отмечена как "крестьянская девица, читать и писать умеет, хороших качеств и к послушанию способна". Послушница Вера круглый год ходила без обуви и была прозвана Верой-босоножкой. В скором времени девушка стала пользоваться почитанием богомольцев, отмечавшим ее дар прозорливости. Точное время и обстоятельства монашеского пострига Веры Меркуловой установить не удалось. В 1917 г. она еще числилась в Решемском монастыре на испытании, под мирским своим именем. И впоследствии монашеское имя по обстоятельствам времени никому не открывала, кроме самых близких людей. Современники называли ее матерью Верой, а также Верушкой. В архивно-следственном деле П. Ф. Смирнова, решившегося в 1935 г. возродить Железноборовский монастырь и вскоре арестованного, сохранилась фотография с надписью на обороте: "Схиигумения Михаила или бывше Верушка, впоследствии м. Вера Меркулова". В мае 1920 г. Буйскому отделению милиции было рекомендовано "привлечь к ответственности за агитацию против советской власти монашенку Веру, по прозванию «Святая»". 13 июля 1920 г. Яхнопольский волостной милиционер должен был "доставить монашенку Веру, которая выдает себя за «Святую», в Галичское милицейское управление". 7 августа 1920 г. Вера Меркулова была допрошена и показала: "В настоящее время я больна, болею уже шесть месяцев и скажу, что я уже год как никого не принимаю к себе в келью из посетителей". По-видимому, это заявление сочли удовлетворительным и матушку Веру отпустили обратно в монастырь. Осенью 1920 г. после тяжелой болезни у нее отказала правая нога, и Верушка стала передвигаться с большим трудом при помощи палки. Ее продолжали посещать паломники, вызывая тем самым раздражение властей. 19 апреля 1921 г. матушку Веру "с целью прекращения паломничества" поместили в дом инвалидов — изолированное помещение при бывшем монастыре. Несколько сестер, работавших в совхозе, возмутились этим распоряжением и в знак протеста не вышли на работу. 20 апреля 1921 г. в Сумарокове прибыл заведующий Галичским уездным отделом соцобеспечения А. А. Разгуляев в сопровождении двух милиционеров. Он арестовал матушку Веру, избив ее и надев на нее смирительную рубашку. Вместе с ней в Галич были увезены и заступившиеся за нее сестры. Из акта медицинского осмотра Веры Меркуловой 27 апреля 1921 г.: "Ушиб левого плеча, ссадины и небольшие кровоподтеки на теле и конечностях. Повреждения легких". В отдельной справке отмечалось также, что "находящаяся на излечении при Галичской народной больнице гр[ажданка]ка Вера Меркулова психически вполне здорова". Вероятно, уездные власти опасались массового выступления крестьян в защиту подвижницы, поэтому в скором времени всех освободили, запретив возвращаться в Сумароково. Матушка Вера и сестры поселились в селе Высоково, жители которого пожелали их принять. После побоев и "легких повреждений", нанесенных Разгуляевым, у матушки Веры отказала вторая нога, и с тех пор она уже не могла передвигаться без посторонней помощи. В следственном деле сохранились показания насельниц Троицкого монастыря. Одна из них показала: "Верушку я знаю с первых дней поступления ее в монастырь. Она пришла еще молоденькая. Сперва она работала, шила, помогала работать старым монахиням. Тогда к ней еще никто не ходил из посторонних. Но вот уже года три как к Верушке стал ходить народ за советом". Другая сестра показала, что переписывалась с Верой и "очень часто обращалась с вопросами и за советом в трудных случаях жизни. Ей дан особый дар от Бога. Она ходит босою зимой и летом; к ней тысячи народа ходят за советом". Сестра Агния Завьялова отмечала: "В трудную минуту она давала добрые советы, всегда говорила: нужно жить и трудиться. Святой мы ее не считали..." 28 мая 1921 г. в Сумароково прибыла комиссия Костромского губисполкома для окончательной ликвидации Свято-Троицкого монастыря и потребовала ключи от монастырского собора. Местные жители ударили в набат; начались беспорядки, в которых обвинили монахинь. 1 июня 1921 г. начальник Буйской милиции получил распоряжение: "Происшедшие 28 мая 1921 г. на территории совхоза волнения крестьян явились следствием злостной агитации монахинь, и в частности Веры Меркуловой, скрывшейся до приезда комиссии в с. Высоково, по указанию которой крестьяне не отдавали ключи от церкви, а потому, во исполнение поручения Губисполкома, предлагается Вам немедленно арестовать Веру Меркулову и доставить в город Кострому в распоряжение ГубЧК. При проведении задания рекомендуется избегать нерешительности и половинчатости и в то же время по пути следования не давать ей повода окружить себя каким-либо ореолом мученичества" (вероятно, самочинные действия Разгуляева еще не были забыты). В Сумарокове была направлена конная милиция в количестве семи человек. К этому времени на защиту подвижницы собрались крестьяне со всей округи: в рапорте милиции сообщалось, что Вера Меркулова находилась под охраной "скопившейся громадной толпы населения нескольких волостей". Милиционеры объявили жителям села, что если они не выдадут Веру Меркулову в течение 48 часов, то имущество их "будет полностью конфисковано без возврата, а сами они будут арестованы и преданы суду Военно-революционного трибунала". После этого матушка Вера "добровольно согласилась ехать в Буй", куда была отправлена в сопровождении отряда милиции и "под контролем представителей села". 6 июня 1921 г. Вера Меркулова дала Буйской милиции расписку в том, что агитировать и пропагандировать против советской власти не будет. 8 июня начальник Буйской милиции А. Чистяков написал обоснование аресту: "...Среди темного населения как Буйского уезда, а ровно и других ближайших уездов, Меркулова пользуется громадной популярностью, якобы "Прозорливая", посещение ее населением достигает самых широчайших пределов; даже есть случаи, когда к ней приходят посетители за 300 и более верст. Вследствие того изоляция Меркуловой из темной массы населения необходима, т.к. авторитет ее растет с каждым днем". 11 июня матушка Вера была доставлена на допрос по вызову Костромской ЧК и была помещена к 6-й исправдом. Из показаний Веры Меркуловой на следствии 1921 г.: "Ко мне уже около 15 лет ходит народ за различными советами, и я, по внушению свыше, говорила каждому, что ему на пользу... Я совершенно не знаю, почему меня прозвали святой, но скажу, что я очень много и всегда читаю церковные книги, очень много читала Библию и жизнь святых апостолов. И вот, когда ко мне приходят люди и спрашивают меня, как жить, я им всегда разъясняю, что нужно молиться и терпеть. В настоящее время приходят люди — женщины и мужчины из разных деревень и городов — и жалуются, что их мучают и им жить очень трудно при настоящей власти, и говорят, что теперешняя настоящая власть от дьявола. Я им всегда разъясняю, что власть — от Бога, и им говорю, что в писании пророка Даниила в третьей книге Ездры сказано, что будут царствовать юнцы, старцы будут отстранены. Я всегда говорила, что нужно терпеть". На вопрос, имеет ли она что-либо против советской власти, она ответила: "Против советской власти я ничего совершенно не имею. Раз в книге написано священной, что власть от Бога, то как же я могу против власти что-либо иметь?" О том же свидетельствовали и жители села Высоково в своем ходатайстве об освобождении подвижницы: "Что же касается выступлений против советской власти, т. е. пропаганды или агитации, Меркулова никогда не вела и не ведет, и даже в своем присутствии не дозволяет никому против нее, т. е. советской власти, что-либо сказать неуважительное; всем и каждому говорила и говорит, что эта власть — от Бога, и нужно ей беспрекословно повиноваться". В июле Веру Меркулову доставили под конвоем в Москву, в Бутырскую тюремную больницу. 30 ноября 1921 г. помощник уполномоченного 7-го СОВЧК определил: "1) Гр[аждан]ку Меркулову Веру Антоновну, являющуюся элементом паразитическим и имеющую влияние на массы, каковым она пользуется во вред советской власти, для пресечения и предупреждения в будущем таковой возможности изолировать, заключив на 2 года в концлагерь принудительных работ в г. Архангельск, без зачета предварительного заключения, но ввиду ее болезненного состояния до выздоровления оставить в Бутырской больнице на излечении". Через два дня матушку Веру перевели в Лефортово. 13 декабря постановлением судебного заседания Президиума ВЦИК она была приговорена к высылке на жительство в Туркестан "по излечении в тюремной больнице". Излечение, однако, так и не наступило. По удостоверению 2-й тюремной больницы от 23 мая 1922 г. о состоянии здоровья Веры Меркуловой, она страдала "психической дегенерацией и тяжелой истерией с параличом нижних конечностей..." 10 декабря 1922 г. начальнику Лефортовской больницы предписывалось "заключенную Меркулову Веру ... выдать конвою ГПУ для следования по месту высылки". Однако по медицинским показаниям ее оставили в тюремной больнице и освободили 23 января 1923 г. по ходатайству Политического Красного Креста без права выезда из Москвы. Получив разрешение ходатайствовать о возвращении в Костромскую губернию, матушка Вера нашла временный приют в бывшем Алексеевском женском монастыре. Через три месяца ее вновь арестовали. 4 июня 1923 г. она обратилась с заявлением в ГПУ: "Вы, как на смех, отпустив меня, опять послали за мной, чтобы опять заключить в сие место... Да разве в свободной Республике для меня на свободе нет места? Даже игуменью Алексеевского монастыря Марию арестовали за меня... Мне стыдно за вас: за всякое слово арестовываете — себя ниже всех делаете... Для меня горько это". 30 июня дело в отношении нее было прекращено. В конце июля она выехала в город Галич, где поселилась у "лишенки" В. А. Зелениной. В этом городе верующие встретили ее с воодушевлением. 6 августа 1923 г. огромная толпа галичан окружила городской Преображенский собор, в который внесли мать Веру (самостоятельно передвигаться она не могла). И вновь ей пришлось принимать многочисленных посетителей, обращавшихся за молитвенной помощью и духовным советом. Матушку посещали даже ответственные советские работники, о чем с негодованием писала уездная газета "Плуг и молот" (статья "Поклонники юродивых" в номере от 2 августа 1923 г.). В местной печати матушку Веру называли "кумиром и идолом" религиозных фанатиков и стыдили ее почитателей. Весной 1924 г. ее вновь арестовали и отправили в Кострому в распоряжение губотдела ОГПУ. Всего же матушку Веру арестовывали 13 раз; в общей сложности она пробыла в заключении свыше семи лет, в ссылках — около пяти лет. Сохранились воспоминания о том, как мать Веру почитали в городе Котельниче, куда она была сослана в декабре 1928 г. Помощницы почти ежедневно вывозили матушку в Троицкий собор на службу, где она усердно молилась. Жители города считали ее прозорливой, подходили к ней в храме. В качестве благословения матушка Вера раздавала им "бумажки со штампом креста", который она всегда носила и который, как она говорила, спас ее от расстрела. На этих бумажках она писала изречения из Евангелия. Вместе с келейницами она занималась рукоделием — вышивала бисером, но работы свои не продавала, а раздавала по храмам. Питались же они подаянием верующих. Милостыня была щедрой, ее хватало на всех. Когда арестовали священника Троицкого собора Петра Образцова, матушка Вера обеспечила материальную помощь четверым его детям. Вернувшись из заключения, отец Петр с семейством ездил в Сумароково, где к тому времени жила матушка, чтобы поблагодарить ее. Церковному приходу Троицкого собора города Котельнича были переданы от матушки Веры 3000 руб. для уплаты налогов. В 1934 г. Веру Меркулову освободили, и она вернулась на родину. С ее приездом церковная жизнь в Сумарокове оживилась, резко возросло число богомольцев в Никольском храме. В это время усилиями матушки Веры был образован приют для 20 детей в возрасте от трех до шестнадцати лет, в основном это были дети репрессированных священнослужителей и раскулаченных крестьян. Детьми занималась почитательница матушки Веры, приехавшая вслед за ней из Котельнического района. По данным НКВД, Вера Меркулова оказывала материальную помощь "бедняцко-середняцкой и колхозной массе": помогала в уплате налогов, в приобретении скота, в ремонте домов. Весной 1934 г. она помогла местному колхозу "Победа" закупить семена, тогда же передала дому инвалидов в Сумарокове 3600 руб. на ремонт здания и покупку продовольствия. По материалам следствия, с апреля 1934 по январь 1935 г. матушка Вера раздала нуждающимся ок. 50 тыс. руб. Благотворительная деятельность подвижницы также послужила поводом для обвинения: в ней усмотрели "злостную дискредитацию советской власти" и "одну из форм насаждения среди крестьян недовольства существующим строем". Забота о детях-сиротах расценивалась как "антисоветская деятельность среди несовершеннолетних". 11 января 1935 г. мать Вера была арестована в Сумарокове вместе с помощниками: четырьмя монахинями, монахом и крестьянкой (в документах НКВД они именовались "контрреволюционной группой монашества"). Наряду с традиционным обвинением в "контрреволюционной агитации" ее также обвинили в "активной связи" с якобы созданной в Буе "монархической партией", ставившей целью реставрацию в России монархии. И в этот раз, как всегда, на допросах матушка Вера держалась стойко, ни в чем не признала себя виновной. 21 июня 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило ее к заключению в ИТЛ сроком на три года. Через три месяца после приговора схимонахиня Михаила умерла в Кировской тюрьме» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 10, т. 2. С. 299–302).
Развернуть
Литература
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 10, т. 2. С. 299–302