Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 22 октября/4 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября), Соборе Аланских святых (ближайшее воскресенье к 10/23 ноября), Соборе Кузбасских святых (воскресенье перед 18/31 августа) и Соборе Ростово-Ярославских святых (23 мая/5 июня)
Северо-Американская епархия, Аляскинское викриатство,
США,
штат Аляска,
остров Нучек,
иеромонах, настоятель Нучекского прихода, начальник Нучекской духовной миссии среди индейцев чубачей. С 25.3.1908 преподавал Священное Писание и основное богословие в Ситкинской духовной семинарии. Подал прошение о возвращении на родину по состоянию здоровья, которое было удовлетворено 4.10.1908
Ярославская и Ростовская епархия,
г. Ярославль,
Толгский Введенский мужской монастырь, игумен (до 11.5.1912 иеромонах), наместник. Его трудами при монастыре был расширен странноприимный дом, открыта школа пчеловодства с приютом для сирот, во время первой мировой войны — лазарет для раненых
9.5.1915
15.2.1920
Ярославская епархия,
Ярославская губ.,
г. Углич, Алексеевский мужской монастырь, архимандрит (до 29.6.1916 игумен), наместник. Активно участвовал в управлении епархией
арестован, обвинялся в распространении послания патриарха Тихона и сопротивлении изъятию церковных ценностей
ок. июля 1922
осужден Рыбинским губернским революционным трибуналом на 3 года лишения свободы
не ранее июля 1922 1923
находился в заключении в тюрьме г. Ярославля. В 1923 освобожден по амнистии
2.10.1923
арестован
18.5.1924
арестован, несколько месяцев находился в заключении
17.2.1928
арестован
1928
осужден на высылку
1928 2.3.1929
находился в ссылке в Буйничском в честь сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь близ г. Могилёва
2.3.1929
арестован по обвинению в «распространении антисоветских документов»
17.5.1929
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь
не ранее мая 1929 янв. 1932
находился в заключении в Соловецком ИТЛ (СЛАГ). Получил тяжелые травмы в результате падения со строительных лесов. Осенью 1931 переведен на инвалидные работы, оставался на лагерной командировке (район лесозаготовок) «Новая биржа» близ Май-Губы в Карелии
янв. 1932 29.12.1932
находился в ссылке в г. Козьмодемьянске Марийской АО, был выслан после освобождения из лагеря, где проживал до очередного ареста
29.12.1932
арестован
29.12.1932 8.6.1933
находился в заключении в доме предварительного заключения (ДПЗ) г. Козьмодемьянска
8.6.1933
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на высылку в Северный край
июнь 1933 21.5.1934
находился в ссылке в г. Архангельске
21.5.1934
арестован по групповому «делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)»
1.6.1934
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ)
июнь 1934 15.9.1937
находился в заключении в Сусловском отделении Сибирского ИТЛ (Сиблага)
15.9.1937
арестован в лагере по новому следственному делу вместе с архим. прмч. Миной (Шелаевым), прот. сщмч. Александром Андреевым и др. Обвинялся в «организации и возглавлении контрреволюционной группы и проведении систематической агитации в лагере»
28.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
4.11.1937
расстрелян в Сусловском отделении Сибирского ИТЛ (Сиблага)
6.2.1961
реабилитирован президиумом Кемеровского областного суда, по году репрессии: 1937
«17 марта 1924 г. указом патриарха архимандрит Серафим был назначен временно управляющим Ярославской епархией вместо Ростовского архиепископа Иосифа (Петровых). В 1924 патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. В числе других архипастырей Серафим подписал заключение Архиерейского совещания Русской Православной Церкви 12 апр. 1925 г. о вступлении Крутицкого митрополита священномученика Петра (Полянского) в управление РПЦ в качестве патриаршего. После ареста митрополита Петра в дек. 1925 г. архиепископ Серафим активно поддержал вступившего в должность заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митрополита Сергия (Страгородского) в борьбе с инспирированным ОГПУ григорианским расколом и в полемике с митрополитом Агафангелом об актуальном преемстве церковной власти. После ареста митрополита Сергия (нояб. 1926 г.) был назван в завещательном распоряжении Ленинградского (Петроградского) митрополита Иосифа (Петровых) от 8 дек. 1926 г. в числе кандидатов на должность заместителя патриаршего местоблюстителя, оставшись единственным ввиду ареста 2 других. Вступив в обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя, владыка Серафим вынужден был отправиться в Углич, поскольку ему было запрещено бывать в Москве без вызова из ОГПУ. Оттуда он 29 дек. 1926 г. обратился с посланием к архипастырям, пастырям и пасомым РПЦ, извещая о своем вступлении в должность. Послание начиналось с призыва подчиняться только „законным представителям патриаршей Православной Церкви“. Все прочие иерархии (обновленцы, григориане), по слову архиепископа Серафима, были „неизбежно обречены на гибель“ и „оставили по себе лишь печальные следы смуты в умах или совершенной утраты веры среди тех, которых они увлекли в свои сети“. Чтобы значительно сократить возможности ОГПУ влиять через него на церковную жизнь, ввел максимальную децентрализацию церковного управления: „Я прошу сократить переписку и сношения со мной до минимума, предоставляя все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах“...
Главным в служении архиепископа Серафима неизбежно оказывался вопрос о легализации церковного управления. Начальник 6-го (антицерковного) отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучков предлагал владыке Серафиму учредить Совет епископов (синод), по всей видимости определенного властями состава. Вызванный в марте 1927 г. в Москву и задержанный на 3 дня во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, Серафим отклонил предложенные ему государственными властями условия, ссылаясь на ограниченность полномочий для решения принципиального для жизни Церкви вопроса в отсутствие старших иерархов. В результате он был неожиданно для себя освобожден, но получил запрет на выезд из Углича и какое-либо деятельное осуществление церковного управления. После освобождения митрополита Сергия из-под стражи владыка Серафим в письме от 7 апр. 1927 г. возвратил ему управление Церковью» (Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 19.07.1881, Миргород Полтавской губ. – 4.11.1937, Сусловское отд-ние Сиблага (близ совр. с. Суслова Мариинского р-на Кемеровской обл.)), сщмч. / M. M. Гap // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 62. С. 551).
«Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили: вот умрет ваш Патриарх, и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель митрополит Петр Крутицкий. И что же? Церковь Поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключали в тюрьму. Его место занял в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней (неверие), тяжелая скорбь внутренняя: обновленческий раскол и другие. Это — раскол ВВЦС, во главе с Григорием, бывшим Екатеринбургским, а также ложное выступление митрополита Агафангела.
Господь помог мудрому святителю митрополиту Сергию разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот митрополит Сергий — в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без академического образования, архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время слуг Своих: что Господь судит впереди — на то Его святая воля.
Одно знаем, что Сам Христос Бог — Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни апостолов, в период первых гонений на Церковь Божию, так и ныне и до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом главнейшая наша радость и непоколебимая надежда при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию» (В защиту христианской веры).
«После выхода „декларации“ 1927 г. архиепископ Серафим оказался среди недовольных церковной политикой сближения с гражданской властью и вместе с несколькими архиереями Ярославской церковной области во главе с Ярославским митрополитом священноисповедником Агафангелом подписал обращение от 6 февр. 1928 г. к митроплиту Сергию о выходе из административному подчинения ему. На сегодняшний день установлено, что проект этого документа был подготовлен в Угличе владыкой Серафимом совместно с близким ему по духу известным протоиереем Павлом Лахостским в янв. 1928 г. Доработанный в ряде существенных черт митрополитом священноисповедником Агафангелом, он лег в основу окончательного текста февральского выступления.
Через 10 дней после выхода обращения, 17 февр. 1928 г. архиепископ Серафим был арестован и отправлен в ссылку в Буйничский в честь сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь близ г. Могилёва. Митрополит Сергий и созданный им Временный Патриарший Священный Синод 29 марта 1928 г. уволили владыку Серафима от управления Угличским викариатством и запретили его в священнослужении в пределах Ярославской и Московской епархий. Во избежание более строгих мер от него в месячный срок требовался письменный отказ от февральского обращения: Конфликт формально был улажен к кон. мая 1928 г., после данного ярославскими иерархами в письме к митрополиту Сергию разъяснения, к которому архиепископ Серафим присоединился, дав телеграмму. В коллективном письме ярославских архипастырей была предпринята попытка выйти из создавшегося положения и встать на путь примирения, находясь при этом на прежней позиции.
Однако на дальнейшие компромиссы владыка Серафим не пошел и оставался в ссылке. 25 июня 1928 г. он записал в дневнике: „Видно ждут от меня «покаяния». Странные люди!“. В письме Тутаевскому (Романовскому) епископу священномученику Вениамину (Воскресенскому) от 14 янв. 1 929 г. он констатировал свой разрыв с митр. Сергием, считая, что в Москве над митр. священноисп. Агафангелом посмеялись, исковеркав его примирительный акт. 20 янв. 1929 г. архиепископ Серафим выпустил „Послание ко всей Церкви“, в котором писал, что, поскольку митрополит Сергий и его Синод „нарушили соборность“, попрали внутреннюю свободу Церкви и принесли ей много страданий, все налагаемые ими прещения „незаконны и неканоничны“.
2 марта 1929 г. владыка Серафим был вновь арестован по обвинению в распространении антисоветских документов (Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 19.07.1881, Миргород Полтавской губ. – 4.11.1937, Сусловское отд-ние Сиблага (близ совр. с. Суслова Мариинского р-на Кемеровской обл.)), сщмч. / M. M. Гap // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 62. С. 551–552).
Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 19.07.1881, Миргород Полтавской губ. – 4.11.1937, Сусловское отд-ние Сиблага (близ совр. с. Суслова Мариинского р-на Кемеровской обл.)), сщмч. / M. M. Гap // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 62. С. 550–552