Копытина Наталья Федоровна, мученица

Прославлена Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Липецких святых (10/23 сентября)

Преследования

20.12.1937
арестована арестована по делу «контрреволюционной церковной группы»
20.12.1937 – не ранее 30.12.1937
находилась в заключении в тюрьме г. Данкова
30.12.1937
осуждена тройкой при УНКВД по Рязанской обл. на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) (по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР). Обвиннялась в проведении «антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков»
5.5.1938 – апр. 1942
находилась в заключении в Акмолинском отделении Карагандинского ИТЛ (Карлага)
апр. 1942
арестована в лагере в числе 11 православных христианок, обвиненных в «контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации», которую они якобы проводили, «прикрываясь религиозными убеждениями»
20.4.1942
приговорена судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского областного суда к высшей мере наказания (расстрелу)
ок. 30.7.1942
расстреляна вероятно 30 июля 1942, 2 августа — снята с учета
Показать все

Подробная биография

Мученица Наталия (Наталья Федоровна Копытина) родилась 25 августа 1885 года в селе Парой Куйманской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В связи с приказом Сталина 1937 года о массовых арестах сотрудники НКВД допросили в селе Парой свидетелей; те показали, что у них в селе существует контрреволюционная группа церковников, которые, кроме того, что часто посещают храм, собираются по домам, где поют церковные песнопения, читают Евангелие, также собираются и в лесу и поют там церковные песнопения, а после песнопений ведут антисоветскую агитацию, жалуясь на условия жизни, которые создали для них коммунисты.

Один из свидетелей показал, что, придя в один дом, когда там были верующие, он пригласил хозяина дома прийти голосовать, на что тот «сказал: "За антихристов и губителей я голосовать не буду". Другой, бывший здесь, его поддержал и заявил: "Теперь мы вам потребовались, а когда грабили нас, то забирали последнюю скотину и даже тряпку, тогда мы вам не нужны были"». Здесь же находилась Наталья Федоровна и другие женщины, которые стали причитать: «Господи! Господи!.. замучили всех окончательно. Неужели Бог нас не услышит и не избавит от этих антихристов».

20 декабря 1937 года власти арестовали всю группу верующих в селе и среди них Наталью Федоровну, обвинив ее в том, что она «являлась активным членом контрреволюционно-церковной группы и среди населения вела антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков. Руководствуясь... приказом НКВД за № 00447... избрать содержание под стражей в Данковской тюрьме по 1-й категории». В тот же день Наталья Федоровна была допрошена следователем.

— В соответствии с показаниями обвиняемых... вы являетесь членом контрреволюционной организации... и среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства и на срыв мероприятий по выборам в Верховный Совет СССР. Подтверждаете ли вы это?
— Принадлежность к контрреволюционной организации я отрицаю. Антисоветской агитации среди населения я не вела.
— Вы лжете. Показаниями свидетелей вы достаточно изобличены в принадлежности к контрреволюционной организации и в том, что под видом молитв вы среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв существующего строя, используя для этого религиозные предрассудки.
— Показания свидетелей о моей контрреволюционной деятельности я отрицаю.

В конце декабря следствие было закончено. 30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Наталью Федоровну к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь[1], и она была отправлена в Акмолинское отделение Карлага.

В 1942 были арестованы находившиеся в Карагандинском лагере послушница Евдокия Андрианова и миряне Наталия Копытина, Наталия Карих, Акилина Дубовская, Анна Водоланова, Ирина Гуменюк, Ксения Радунь, Марфа Дударенко, Домна Василькова, Татиана Кушнир и Иустина Меланич.

После ареста в лагере в 1942 году все они были обвинены в том, что, «отбывая меру наказания в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня 1941 года, проводили контрреволюционную деятельность среди заключенных, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации; прикрываясь религиозными убеждениями... умышленно в контрреволюционных целях не выходили на работу... Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды».

20 апреля 1942 года судебная коллегия по уголовным делам Карагандинского областного суда приговорила послушницу Евдокию Андрианову, Наталью Копытину, Наталью Карих, Акилину Дубовскую, Анну Водоланову, Ирину Гуменюк, Ксению Радунь, Марфу Дударенко, Домну Василькову, Татиану Кушнир к расстрелу, а Иустину Меланич — к десяти годам заключения[2].

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Преподобномученица Евдокия (Андрианова) и мученицы
Наталия (Копытина), Наталия (Карих), Акилина (Дубовская),
Анна (Водоланова),
Ирина (Гуменюк), Ксения (Радунь), Марфа (Дударенко),
Домна (Василькова),
Татиана (Кушнир) и Иустина (Меланич)//

Региональный общественный фонд «Память мучеников
и исповедников Русской Православной Церкви».

URL: fond.ru/userfiles/person/166/1289414832.pdf

                                                 

[1] УФСБ России по Липецкой обл. Д. 24014.
[2] Свет Православия в Казахстане. Приложение. Календарь Казахстанских новомучеников (январь- сентябрь). Издание Алма-Атинской епархии. 2002. С. 10–11.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию