Августа (Защук Лидия Васильевна), схимонахиня, преподобномученица

Прославлена Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включена в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26.12.2001 г. Память совершается 26 декабря/8 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Тульских святых (22 сентября/5 октября)

Родственники

  • муж  —  Защук Всеволод Александрович, военный инженер в чине штабс-капитана (впоследствии полковник). Венчание состоялось 23.7.1895
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1.9.1880
30.5.1887
Смольный институт благородных девиц
Развернуть

Постриг

1934
пострижена в монашество епископом Георгием (Садковским)
пострижена в схиму и назначена игуменией тайной женской монашеской общины
Показать все

Преследования

1923
арестована за сопротивление изъятию церковных ценностей. Находилась в тюрьме около двух недель
17.6.1927
арестована
17.6.19271.7.1927
находилась в заключении, отпущена под подписку о невыезде. Проходила по одному делу с преподобноисповедником Никоном (Беляевым) и др. оптинскими монахами
19.12.1927
осуждена на ссылку на 3 года с лишением права прожива­ния в ряде областей
приблизительно с 19.12.1927
находилась в ссылке в г. Туле, затем в г. Белеве, где поселились высланные оптинские монахи и шамординские монахини. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе
16.12.1937
арестована. Обвинялась как «игумения подпольного монастыря тихоновской ориентации»
ок. 16.12.193730.12.1937
находилась в заключении в тюрьме г. Тулы
30.12.1937
приговорена тройкой при УНКВД по Тульской обл. к высшей мере наказания (расстрелу)
8.1.1938
расстреляна в Тесницком лесу неподалеку от г. Тулы
Показать все

Другие сведения

Родилась в семье инженера, начальника 1-го округа путей сообщения, действительного статского советника В. Г. Казнакова. Воспитывалась в имении отца в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губ. 30 мая 1887 г. окончила Смольный институт. Впоследствии состояла членом Общества взаимопомощи бывших смолянок. По окончании института прожила два года у деда в Тверской губ., затем вернулась в столицу. В 1907 получила вид на отдельное жительство. Проживала вместе с матерью в Санкт-Петербурге. Чтобы содержать себя, служила делопроизводителем и переводчиком при Адмиралтейском судостроительном заводе. В 1917 служащая Городской Думы в Санкт-Петербурге.

После революции приехала в Оптину пустынь; трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе. Окормлялась у старца преп. Нектария (Тихонова), была духовно близка иеромонаху Никону (Беляеву). В декабре 1919 г. начала работать в Оптинском музее.
20 июня 1920 г. утверждена в должности заведующей музеем, к которому отошли монастырская и скитская библиотеки, архив и некоторые здания обители. Всеми силами старалась продлить жизнь братии в монастырской ограде.

В 1924 г. распоряжением властей уволена с должности заведующей музеем, переданным в ведение Главнауки. Проживала в г. Козельске, куда переехали многие оптинские насельники. Зарабатывала частными уроками немецкого и французского языков.

«Еше до революции Лидия Васильевна Защук вместе с матерью и сестрой побывала в Оптиной пустыни, где стала духовной дочерью старца Нектария (Тихонова). В 1917 г. она прибыла в Оптину пустынь, по ее собственным словам, ценою ужасного труда. „Средства у меня отняла революция, — писала она, — и я была этому рада, т. к. не узнала бы иначе близости Господа к человеку...“ Вся ее дальнейшая жизнь была подвигом веры и самоотвержения, о котором сохранились документальные свидетельства. Одна из духовных дочерей старца Нектария пишет, что „Оптина пустынь была музеем, но продолжала существовать как монастырь благодаря тому, что заведующая музеем, Лидия Васильевна Защук... всеми силами старалась, чтобы хотя бы одном храме шло богослужение и вообще братия могла жить в ограде монастырской“. В следственном деле 1927 года Лидии Васильевне ставилось в вину, что она, „являясь зав. музеем, не принимает никаких мер к выселению монашеского элемента, временно оставленного на жительство в стенах музея, а напротив — способствует вселению нового элемент, которого с разрешения и ведома ея вселилось 53 человека — бывш. монахов. С ея же ведома в стенах музея устраиваются ежедневно богослужения...“ В письме от 5 июля 1927 года Лидия Васильевна сообщает, что была арестована шестнадцать раз и восемь раз по две недели находилась в заключении. При последнем аресте в 1937 году ее допрашивали непрерывно, конвейером, шестнадцать суток, не давая спать, не разрешая садиться. Когда узница теряла сознание, ее обливали холодной водой и продолжали допрос, требуя дать показания о деятельности тайного монастыря и назвать имена сестер. Ответ преподобномученицы Августы зафиксирован в протоколе допроса: „От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь“» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь ... Кн. 1. С. 42–43).

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию