Виноградов Николай Михайлович, протоиерей, священномученик
- Дата рождения: 5.4.1876
- Место рождения: Московская губ., г. Дмитров
- Дата смерти: 24.12.1937
- Место смерти: Коми ССР, Усть-Вымский р-н, пос. Усть-Коин, умер в лагере
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 17.7.2001 г. Память совершается 24 декабря/11 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Коми Святых (29 января/11 феврала)
Родственники
- жена — Виноградова (Митропольская) Антонина Ивановна, дочь священника Вознесенского женского монастыря в Кремле (г. Москва)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Подробная биография
Священномученик Николай родился 5 апреля 1876 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье потомственного священника Михаила Виноградова.
После окончания семинарии Николай Михайлович служил учителем Закона Божия. Он поселился в доме Вознесенского монастыря, где проживала семья священника Иоанна Митропольского. 1 июля 1898 года Николай Михайлович Виноградов женился на его дочери Антонине Ивановне Митропольской. Венчание состоялось в Покровской церкви на Варварке.
Вскоре после свадьбы Николай Михайлович был рукоположен во диакона и определен в Московский Вознесенский девичий монастырь.
Около 1917 года отец Николай был рукоположен во священника и переведен в храм великомученика Георгия на Псковской горе, на Варварке.
В 1918 году Георгиевский храм был закрыт, а отца Николая назначили в церковь великомученика Никиты на Швивой горке, где он прослужил около 18 лет.
Несмотря на переводы и закрытие Вознесенского монастыря, отец Николай не оставлял окормления сестер обители. Так, в прошении настоятельницы монастыря игумении Евгении Святейшему Патриарху Тихону от 1 октября 1923 года говорится: "Припадая к стопам Вашего Святейшества, всепокорнейше прошу, не откажите исполнить мою старческую просьбу о награждении священника Николая Виноградова крестом, за усердную его службу в течение 25 лет и не оставлявшего меня и сестер в трудное время и по выселении нас из обители своим пастырским руководством и делившего с нами вместе все невзгоды этого тяжелого времени". На прошении стоит резолюция Святейшего Патриарха Тихона: "Награждается".
Когда дети отца Николая и матушки Антонины выросли, их квартира стала тесной для нескольких семей, и отец Николай с матушкой переехали в комнату на колокольне, под площадкой для звона.
Около 1935 года власти закрыли храм великомученика Никиты, и отцу Николаю пришлось опять перебираться на новое место. Совсем недолго прослужил он в церкви Рождества Христова в Измайлове, а в 1935 году отец Николай был назначен в Воскресенский храм села Васильевское Рузского района Московской области. В бывшем доме священника при церкви разместился сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселились в ветхой, покосившейся хижине, находившейся на территории храма.
Батюшку в эти тяжелые годы не оставляли прихожане. К нему приезжали на исповедь из Москвы, в том числе монахини. Несколько женщин взяли на себя заботы о храме и о священнике. Летом в Васильевском жили внуки. Старшего из них, Колю, прозвали "дедушкиным хвостиком", потому что он старался всегда быть возле батюшки. Маленький Коля помогал отцу Николаю в алтаре, ходил с ним в лес за грибами, часто обращался к нему с разными вопросами. Так, один раз Коля спросил дедушку, как поступать, когда проходишь мимо, быть может, уже закрытого храма — нужно ли снимать шапку и креститься. Отец Николай ответил: "Если ты чувствуешь, что окружающие тебя воспримут с пониманием и также остановятся и перекрестятся, то всегда остановись и перекрестись. Но если же ты от окружающих ожидаешь враждебную реакцию и какие-нибудь сквернословия, то не приводи их к греху".
Батюшке часто приходилось ходить по окрестным деревням, совершать требы. Хотя у него были больные ноги, и они часто отекали, он никогда людям не отказывал. Отец Николай не носил светского костюма — всегда ходил в подряснике. Однажды, с трудом возвращаясь в Васильевское, он встретил мужчину, который, увидев батюшку, сказал: "Поп навстречу — пути не будет". Отец Николай без всякой обиды вступил с ним в разговор. Мужчина смутился и объяснил: "Это так говорят, а я ничего плохого не хотел этим сказать". По воспоминаниям внука — Николая Николаевича Ушакова — это была характерная реакция отца Николая на недоброжелательные слова и поступки.
Между хижиной и храмом стоял красивый надгробный памятник в виде аналоя с развернутой книгой. Отец Николай, когда все уже легли спать или наоборот еще не проснулись, — а он вставал раньше всех и ложился спать позже всех, — останавливался около этого памятника, клал на аналой свой молитвослов и молился. Также он любил заходить на кладбище, молиться у некоторых могил.
Служил отец Николай часто. У него был громкий голос, службу совершал неспешно, внимательно. В обычные дни народу в храме было немного, в основном старушки, иногда забегали на перемене девочки из близко расположенной школы. В праздники церковь заполнялась людьми, приходили издалека, собирался хор 5–6 человек.
Незадолго до ареста председатель сельсовета написал в местной газете статью, где утверждал, что отец Николай специально организует службы в церкви, намеренно отвлекая людей от работы, и что конфетами завлекает в церковь детей. А в справке на арест говорится, что он "собирает около церкви колхозников и читает им Библию". В 1937 году на Пасху отец Николай договорился с лодочником, чтобы тот всех, кто идет в храм на службу, перевозил через Москву-реку бесплатно. Потом батюшку обвинили в срыве "антипасхального вечера" колхозников.
Отца Николая арестовали в ночь с 24 на 25 августа 1937 года по обвинению в проведении контрреволюционной агитации. Два сотрудника НКВД произвели обыск и приказали ему одеваться и следовать за ними. По воспоминаниям внука, в свой крестный путь отец Николай пошел в рясе, очевидно готовый к тому, что его ожидало. Он накануне повредил ногу и поэтому ходил с палочкой. Прихрамывающего, его вывели за ограду, завели ненадолго в сельсовет, а затем посадили в машину и увезли. Больше родные его не видели. Отца Николая отвезли в Бутырскую тюрьму.
На допросе следователь сказал:
— Следствию известно, что вы среди колхозников вашего прихода вели контрреволюционную деятельность.
— Никогда контрреволюционной деятельности не вел, — ответил священник.
15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Николая Виноградова к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Уже через 7 дней–22 октября 1937 года отец Николай был в Усть-Вымлаге Коми.
В это время дети пытались разузнать, что случилось с отцом. В ответ на их запрос им сообщили, что он осужден на 10 лет.
В декабре 1937 года от отца Николая пришло письмо. На обрывке бумаги было написано:
"Здравствуйте, дорогие детки. Я еще жив. Живы ли вы и где? Работаю. Если можете, пришлите беленьких сухариков, сахару и соли…Адрес мой: город Усть-Вымь. Лагерь НКВД. 3 отдельный участок. Поселок Усть-Коин. З/к Виноградову Николаю.
P.S. Да ниспошлет Вам Господь всякого благополучия".
Дети собрали посылку и направили ее по указанному адресу. Посылка возвратилась с пометкой "адресат не значится", а вместо продуктов в ней были камни...
24 декабря 1937 года священномученик Николай Виноградов скончался в лагере НКВД и погребен в безвестной могиле.
Память священномученика Николая совершается в день его мученической кончины 11 (24) декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) или в ближайший воскресный день после 25 января.
Текст: Олег Митров, протоиерей
Священномученик Николай (Виноградов) // Региональный общественный фонд
«Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/1493/1297002327.pdf
Литература
-
За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956 : Биографический справочник / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев, священник Александр Мазырин, Л. А. Головкова, Н. А. Кривошеева и др. М., 2015– . Кн. 11. С. 471–472