Гаврилов Петр Гаврилович, протоиерей, священномученик
- Дата рождения: 16.6.1879
- Место рождения: Казанская губ., Мамадышский уезд, с. Лия-Шия
- Дата смерти: 29.7.1937
- Место смерти: Западно-Сибирский край, г. Бийск
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 16/29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Алтайских святых (воскресенье после 7/20 сентября)
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Подробная биография
Священномученик Петр родился в 1879 году в деревне Уткино Зауринской волости Мамадышского уезда Казанской губернии[1] в семье крестьянина Гавриила Гаврилова. В 1898 году он окончил учительскую семинарию в Казани и служил до 1903 года учителем. В том же году он поступил на миссионерские богословские курсы при Казанской духовной академии, окончив которые в 1905 году, был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в селе Кырынды Елабужского уезда Вятской губернии[2]. В 1909 году он был переведен в Троицкий храм в село Челны того же уезда[3], в 1919-м — перешел служить в Михаило-Архангельский храм в селе Тальменском Барнаульского уезда Алтайской губернии[4], а в 1928-м — назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви в городе Барнауле. За безупречное и ревностное служение отец Петр был возведен в сан протоиерея.
Намереваясь арестовать священника, сотрудники ОГПУ в январе 1929 года в качестве лжесвидетелей допросили священников-обновленцев, которые показали: «В 1923 году Гаврилов вел усиленную агитацию против обновленцев, причем с целью дискредитации среди крестьянства советской власти. Он всегда говорил, что советская власть если говорит, что она отделила Церковь от государства, то на самом деле этого нет. Советская власть помогает обновленцам и через них хочет разрушить церкви православные и уничтожить в народе веру в Бога, призывал крестьянство ходить в церковь. Когда в Барнаульском округе появилось новое течение — Временный Высший Церковный Совет, Гаврилов как сторонник патриаршества повел усиленную борьбу против нового церковного течения <...>, в своей агитации он непременно упоминал советскую власть, говоря: "Поддерживаемое советской властью обновленчество не оправдало надежд советской власти, теперь по указке коммунистов создана организация ВВЦС с целью раздробить православие" <...>. В феврале <...> 1928 года священник Гаврилов из села Тальменка переехал в город Барнаул и сразу же занял центральное место в сергиевщине». «20 января 1929 года я, будучи в Богородской церкви, остался послушать проповедь священника Гаврилова. Смысл проповеди Гаврилова сводился к следующему: <...> для Православной Церкви наступили тяжелые и опасные времена, среди Православной Церкви идет разделение на отдельные группировки, <...> на нашем разделении враги строят свое благополучие <...>. В своей проповеди Гаврилов, критикуя безбожие, говорил: "Сейчас со стороны безбожия идет попрание законов Божьих; мы же, русские православные люди, должны твердо держаться своей православной веры, иначе наша Русь не будет <...> святой, а будет сбродом бродяг и иноверцев; в настоящее время все беды на русский народ свалились потому, что люди не стали слушать слова Божия и развратились <...>"».
На основании этих показаний 2 февраля 1929 года ОГПУ арестовало священника, заключив в тюрьму в Барнауле. Затем следователи допросили служивших с ним священнослужителей и прихожан.
Заместитель председателя приходского совета Матвей Александров показал, что, «видя в священнике Гаврилове поборника православия, пригласили его на службу <...>. Как хороший проповедник, Гаврилов привлек в Богородскую общину много верующих. Никакой агитации против советской власти он в проповедях не вел, но всегда говорил и призывал верующих к покаянию, учил, как нужно устраивать свою жизнь — ближе <...> к Церкви <...>. Со священником Гавриловым у меня были разговоры насчет устройства церковной жизни, в этом случае Гаврилов всегда говорил, что для того, чтобы устроить лучше жизнь русского народа, необходимо организовать такие советы, которые бы ведали не только одним культовым имуществом, но заботились бы и об экономическом состоянии общины. Причем в таких разговорах Гаврилов иногда упоминал, что советская власть если формально и отделила Церковь от государства, то фактически советская власть не дает Церкви свободы и воли...».
Служивший вместе с отцом Петром священник Вячеслав Беляев показал, что отец Петр «в общине считается хорошим проповедником, говорит больше <...> о покаянии в грехах <...>. Он говорил, что жизнь русского человека зависит от того, как он будет относиться к Церкви, и что лучшая жизнь наступит только тогда, когда верующие сплотятся вокруг Церкви и будут относиться к делу Божию, как относились апостолы <...>. Священник Гаврилов считает, что обновленцы, признав советскую власть, изменили делу православия, по этому же пути пошли и григорьевцы. Даже сейчас так называемый Патриарший Синод, возглавляемый митрополитом Сергием, есть учреждение, созданное на уничтожение Православной Церкви, а потому признавать его нужно только потому, чтобы не навлечь репрессий со стороны советской власти. Высшей церковной властью как хранительницей православия надо признавать заключенных в узы советской властью патриарших местоблюстителей».
Диакон храма Алексий Омский сказал, что знает отца Петра «как вполне порядочного как во взаимоотношениях с причтом, также и с членами общины. Никаких контрреволюционных выступлений со стороны священника <...> не наблюдал, проповеди священника Гаврилова носили исключительно характер евангельских тем...»
Председатель церковного совета Павел Веремьянин сказал следователю, что отец Петр, «говоря о разделении Церкви на различные группировки, считал, что все эти разделения делаются правительством с той целью, чтобы легче было бороться с религией <...>. Проповеди священника <...>, по-моему, не были направлены против советской власти, в проповедях Гаврилов призывал к покаянию, говоря при этом: "Православные, молитесь, ибо дни настали лукавые, скоро придет суд Божий, который покарает грешников". В некоторых проповедях Гаврилов, призывая верующих, упоминал о том, что жизнь народа в большей степени зависит от того, как он относится к Богу; что Бог на примерах наших революций учит людей, что революциями нельзя добиться справедливости, а к правде человечество подойдет только тогда, когда оно будет жить по Божьим заповедям и тогда, когда церковные общины займут подобающее место в государстве. После выбора нового состава совета священник Гаврилов говорил мне, что после выборов нового состава церковно-приходского совета и по вступлении в свои обязанности по уставу полагается выбранным членам исповедоваться, приобщиться и отслужить молебен».
Вызванный на допрос, отец Петр сказал, что действительно говорил председателю церковно-приходского совета, чтобы «вновь избранные члены церковно-приходского совета исповедовались, приобщились и торжественно отслужили молебен <...>. Было бы полезно для Церкви <...>, чтобы церковно-приходские советы были свободны и устраивали церковную жизнь независимо от устройства государственной жизни».
5 апреля 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Петра к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в Нарымский край Томского округа.
Вернувшись через четыре года из ссылки, он стал служить в одном из храмов в городе Бийске. 1 ноября 1936 года отец Петр снова был арестован. 4 ноября состоялся первый допрос, а затем допросы продолжались в течение нескольких месяцев.
— Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Что вы можете показать об этом?
— Виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.
— Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника повстанческой организации. Требуем от вас правдивых показаний.
— Я этого даже и в мыслях не имел и заниматься этими вещами не занимался.
Добиваясь от священника признания вины, следователь устроил ему очные ставки с теми, кто оговорил его и других, но мужественный пастырь категорически отверг их лжесвидетельства.
Следователи НКВД стали вызывать и допрашивать новых «свидетелей», которые по отношению к обвиняемым были совершенно случайными людьми, они подписали показания, составленные для них следователями. Пока шло переследование, Сталин 3 июля 1937 года подписал указ о начале в стране массовых репрессий, причем теперь можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева), протоиерея Петра Гаврилова, священника Иоанна Можирина и инока Феодора (Никитина) к расстрелу. Они были расстреляны через несколько дней, 29 июля 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле.
Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский,
Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и
исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/557/1474035951.pdf
[1] Ныне деревня Уткино Мамадышского района Республики Татарстан.
[2] Ныне село Крынды Аргызского района Республики Татарстан.
[3] Ныне село Татарские Челны Менделеевского района Республики Татарстан.
[4] Ныне поселок Тальменка Тальменского района Алтайского края.