Гаврилов Петр Гаврилович, протоиерей, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 16/29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Алтайских святых (воскресенье после 7/20 сентября)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1896
Казанская центральная крещено-татарская школа
Казанская (инородческая) учительская семинария
выдержал экзамен на звание учителя сельского начального инородческого училища
1898
педагогические курсы
окончил обучение церковному пению
1903
1905
Миссионерские курсы при Казанской духовной академии
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

21.8.1905
рукоположен во диакона
28.8.1905
рукоположен во священника
1928
возведен в сан протоиерея
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1.5.1898
28.8.1903
Казанская и Свияжская епархия, Казанская губ., Мамадышский уезд, д. Ташлыяр, Троицкая церковь, псаломщик, служил учителем в церковноприходской школе прихода Троицкой церкви с. Абди, в праздничные дни исполнял должность псаломщика, читал и пел на клиросе, а также руководил созданным им из детей школы хором
28.8.1905
5.5.1909
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., Елабужский уезд, с. Кырынды, Петропавловская церковь, священник. Членом Православного миссионерского общества. С 6.5.1905 законоучитель в земском училище в вотякской (удмуртской) дер. Варзи-Пельга и с 6.10.1905 заведующий церковноприходской школой с. Кырынды и законоучитель
5.5.1909
сент. 1918
Вятская и Слободская епархия, Вятская губ., Елабужский уезд, с. Челны, Троицкая церковь, священник. С 8.12.1909 окружной инородческий миссионер 1-го благочиннического округа Елабужского уезда. С 1 сент. 1909 по 1 сент. 1917 заведующий миссионерской школой и законоучитель (с 1916 земского училища) в с. Ст. Гришкино, с сент. 1910 по 1918 законоучитель 2-классной церковноприходской (с окт. 1917 земской) школы в с. Челны и с 15 окт. 1911 по 1918 законоучитель в земской одноклассной школе дер. Мунайки
19.7.1919
февр. 1928
Томская и Алтайская епархия, Алтайская губ., Барнаульский уезд, с. Тальменское, Михаило-Архангельская церковь, священник
февр. 1928
2.2.1929
Томская и Алтайская епархия, г. Барнаул, Богородице-Одигитриевская церковь, протоиерей
не ранее 1933
1.11.1936
Томская и Алтайская епархия, Западно-Сибирский край, г. Бийск, Сретенская церковь, протоиерей
Показать все

Награды

1911
право ношения набедренника
архипастырское благословение и благодарность, преподана за «труды по благоукрашению храма»
1913
право ношения скуфьи
1918
право ношения камилавки
16.4.1925
право ношения наперсного креста
Показать все

Преследования

не позднее февр. 1928
«2 раза привлекался к ответственности за контрреволюционную агитацию»
2.2.1929
арестован в г. Барнауле по ложным показаниям обновленцев
2.2.19295.4.1929
находился в заключении в тюрьме г. Барнаула
5.4.1929
осужден на высылку на 4 года
19291933
находился в ссылке
1.11.1936
арестован по обвинению в том, что является «участником контрреволюционной повстанческой организации»
25.7.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
29.7.1937
расстрелян с архиепископом Иаковом (Маскаевым), священником Иоанном Можириным и иноком Феодором (Никитиным) и похоронен в общей безвестной могиле
Показать все

Подробная биография

Священномученик Петр родился в 1879 году в деревне Уткино Зауринской волости Мамадышского уезда Казанской губернии[1] в семье крестьянина Гавриила Гаврилова. В 1898 году он окончил учительскую семинарию в Казани и служил до 1903 года учителем. В том же году он поступил на миссионерские богословские курсы при Казанской духовной академии, окончив которые в 1905 году, был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в селе Кырынды Елабужского уезда Вятской губернии[2]. В 1909 году он был переведен в Троицкий храм в село Челны того же уезда[3], в 1919-м — перешел служить в Михаило-Архангельский храм в селе Тальменском Барнаульского уезда Алтайской губернии[4], а в 1928-м — назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви в городе Барнауле. За безупречное и ревностное служение отец Петр был возведен в сан протоиерея.

Намереваясь арестовать священника, сотрудники ОГПУ в январе 1929 года в качестве лжесвидетелей допросили священников-обновленцев, которые показали: «В 1923 году Гаврилов вел усиленную агитацию против обновленцев, причем с целью дискредитации среди крестьянства советской власти. Он всегда говорил, что советская власть если говорит, что она отделила Церковь от государства, то на самом деле этого нет. Советская власть помогает обновленцам и через них хочет разрушить церкви православные и уничтожить в народе веру в Бога, призывал крестьянство ходить в церковь. Когда в Барнаульском округе появилось новое течение — Временный Высший Церковный Совет, Гаврилов как сторонник патриаршества повел усиленную борьбу против нового церковного течения <...>, в своей агитации он непременно упоминал советскую власть, говоря: "Поддерживаемое советской властью обновленчество не оправдало надежд советской власти, теперь по указке коммунистов создана организация ВВЦС с целью раздробить православие" <...>. В феврале <...> 1928 года священник Гаврилов из села Тальменка переехал в город Барнаул и сразу же занял центральное место в сергиевщине». «20 января 1929 года я, будучи в Богородской церкви, остался послушать проповедь священника Гаврилова. Смысл проповеди Гаврилова сводился к следующему: <...> для Православной Церкви наступили тяжелые и опасные времена, среди Православной Церкви идет разделение на отдельные группировки, <...> на нашем разделении враги строят свое благополучие <...>. В своей проповеди Гаврилов, критикуя безбожие, говорил: "Сейчас со стороны безбожия идет попрание законов Божьих; мы же, русские православные люди, должны твердо держаться своей православной веры, иначе наша Русь не будет <...> святой, а будет сбродом бродяг и иноверцев; в настоящее время все беды на русский народ свалились потому, что люди не стали слушать слова Божия и развратились <...>"».

На основании этих показаний 2 февраля 1929 года ОГПУ арестовало священника, заключив в тюрьму в Барнауле. Затем следователи допросили служивших с ним священнослужителей и прихожан.

Заместитель председателя приходского совета Матвей Александров показал, что, «видя в священнике Гаврилове поборника православия, пригласили его на службу <...>. Как хороший проповедник, Гаврилов привлек в Богородскую общину много верующих. Никакой агитации против советской власти он в проповедях не вел, но всегда говорил и призывал верующих к покаянию, учил, как нужно устраивать свою жизнь — ближе <...> к Церкви <...>. Со священником Гавриловым у меня были разговоры насчет устройства церковной жизни, в этом случае Гаврилов всегда говорил, что для того, чтобы устроить лучше жизнь русского народа, необходимо организовать такие советы, которые бы ведали не только одним культовым имуществом, но заботились бы и об экономическом состоянии общины. Причем в таких разговорах Гаврилов иногда упоминал, что советская власть если формально и отделила Церковь от государства, то фактически советская власть не дает Церкви свободы и воли...».

Служивший вместе с отцом Петром священник Вячеслав Беляев показал, что отец Петр «в общине считается хорошим проповедником, говорит больше <...> о покаянии в грехах <...>. Он говорил, что жизнь русского человека зависит от того, как он будет относиться к Церкви, и что лучшая жизнь наступит только тогда, когда верующие сплотятся вокруг Церкви и будут относиться к делу Божию, как относились апостолы <...>. Священник Гаврилов считает, что обновленцы, признав советскую власть, изменили делу православия, по этому же пути пошли и григорьевцы. Даже сейчас так называемый Патриарший Синод, возглавляемый митрополитом Сергием, есть учреждение, созданное на уничтожение Православной Церкви, а потому признавать его нужно только потому, чтобы не навлечь репрессий со стороны советской власти. Высшей церковной властью как хранительницей православия надо признавать заключенных в узы советской властью патриарших местоблюстителей».

Диакон храма Алексий Омский сказал, что знает отца Петра «как вполне порядочного как во взаимоотношениях с причтом, также и с членами общины. Никаких контрреволюционных выступлений со стороны священника <...> не наблюдал, проповеди священника Гаврилова носили исключительно характер евангельских тем...»

Председатель церковного совета Павел Веремьянин сказал следователю, что отец Петр, «говоря о разделении Церкви на различные группировки, считал, что все эти разделения делаются правительством с той целью, чтобы легче было бороться с религией <...>. Проповеди священника <...>, по-моему, не были направлены против советской власти, в проповедях Гаврилов призывал к покаянию, говоря при этом: "Православные, молитесь, ибо дни настали лукавые, скоро придет суд Божий, который покарает грешников". В некоторых проповедях Гаврилов, призывая верующих, упоминал о том, что жизнь народа в большей степени зависит от того, как он относится к Богу; что Бог на примерах наших революций учит людей, что революциями нельзя добиться справедливости, а к правде человечество подойдет только тогда, когда оно будет жить по Божьим заповедям и тогда, когда церковные общины займут подобающее место в государстве. После выбора нового состава совета священник Гаврилов говорил мне, что после выборов нового состава церковно-приходского совета и по вступлении в свои обязанности по уставу полагается выбранным членам исповедоваться, приобщиться и отслужить молебен».

Вызванный на допрос, отец Петр сказал, что действительно говорил председателю церковно-приходского совета, чтобы «вновь избранные члены церковно-приходского совета исповедовались, приобщились и торжественно отслужили молебен <...>. Было бы полезно для Церкви <...>, чтобы церковно-приходские советы были свободны и устраивали церковную жизнь независимо от устройства государственной жизни».

5 апреля 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Петра к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в Нарымский край Томского округа.

Вернувшись через четыре года из ссылки, он стал служить в одном из храмов в городе Бийске. 1 ноября 1936 года отец Петр снова был арестован. 4 ноября состоялся первый допрос, а затем допросы продолжались в течение нескольких месяцев.

— Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Что вы можете показать об этом?
— Виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.
— Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника повстанческой организации. Требуем от вас правдивых показаний.
— Я этого даже и в мыслях не имел и заниматься этими вещами не занимался.

Добиваясь от священника признания вины, следователь устроил ему очные ставки с теми, кто оговорил его и других, но мужественный пастырь категорически отверг их лжесвидетельства.

Следователи НКВД стали вызывать и допрашивать новых «свидетелей», которые по отношению к обвиняемым были совершенно случайными людьми, они подписали показания, составленные для них следователями. Пока шло переследование, Сталин 3 июля 1937 года подписал указ о начале в стране массовых репрессий, причем теперь можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева), протоиерея Петра Гаврилова, священника Иоанна Можирина и инока Феодора (Никитина) к расстрелу. Они были расстреляны через несколько дней, 29 июля 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле.

 

 Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский,
Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и
исповедников Русской Православной Церкви».

URL: fond.ru/userfiles/person/557/1474035951.pdf

                                

[1] Ныне деревня Уткино Мамадышского района Республики Татарстан.
[2] Ныне село Крынды Аргызского района Республики Татарстан.
[3] Ныне село Татарские Челны Менделеевского района Республики Татарстан.
[4] Ныне поселок Тальменка Тальменского района Алтайского края.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию