Можирин Иван Михайлович, священник, священномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 16/29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Алтайских святых (воскресенье после 7/20 сентября)

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
не ранее 1933
23.9.1936
Томская и Алтайская епархия, Западно-Сибирский край, с. Старо-Белокуриха, Пантелеимоновская церковь, священник
Показать все

Преследования

1931
осужден на заключение в концлагерь
19311933
находился в заключении. Освобожден по инвалидности как нетрудоспособный
23.9.1936
арестован
23.9.193623.7.1937
находился в заключении в тюрьме г. Бийска
23.7.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
29.7.1937
расстрелян с архиепископом Иаковом (Маскаевым), священником Петром Гавриловым и иноком Феодором (Никитиным) и похоронен в общей безвестной могиле
Показать все

Подробная биография

Священномученик Иоанн родился в 1870 году в селе Софьине Кирсановского уезда Тамбовской губернии[1] в семье крестьянина Михаила Можирина. По окончании среднего учебного заведения он был рукоположен в сан священника. В 1931 году отец Иоанн был арестован и заключен в концлагерь. По возвращении из заключения он стал служить в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона в селе Старо-Белокуриха[2] Алтайского края. Вспоминая пятилетнее тюремное заключение, отец Иоанн как-то написал: «Измученный тюрьмой и страданьем, не раз я себе находил в глаголах небесных источник спасенья и сил».

Незадолго до нового ареста отца Иоанна постигло тяжелое испытание, о котором он написал 4 сентября 1936 года священнику Даниилу Носкову: «С самого начала поступления на Белокурихинский приход тяжелая картина, тяжелое впечатление отзывались в моей душе и сердце. Теперь казалось, что дело устроилось. В воскресные дни, а в особенности в великие праздники, когда больше бывает молящихся, стало раздаваться под сводами храма живое пастырское слово — об устроении жизни прихожан по заветам Христа. И в эти минуты мне чувствовалось, что мои уста глаголют от избытка сердца. Но, увы, наверно, не придется отслужить ни одной литургии, так как церковь требуют освободить для засыпки хлеба, как и в прошлом году. Провидение снова оставляет меня без службы».

Через некоторое время он написал письмо незнакомому ему лично священнику, просившему за оставшегося без места пастыря. «Простите, что долго молчал с ответом на Ваше предложение, — писал отец Иоанн. — Я не знаю Вас, как и Вы меня, но знаю завещание Спасителя: "любить ближних как самих себя". Быть может, из этого Божественного завещания и вылилось Ваше письмо ко мне с горячей просьбой за отца Василия <...>. Я очень и очень благодарен, что Вы приняли такое горячее участие в том, чтобы Старо-Белокурихинский церковно-приходской совет дал отцу Василию <...> гроши, хлеба и угол. Тяжелая картина, тяжелое впечатление отозвалось на моей душе. В Старо-Белокурихе сотни несчастных находятся в безвыходном, жалком положении — не имеющих себе никакого пропитания, ни угла, нетрудоспособных <...>. Отец Василий имеет свой угол в Бийске и огород <...>. Все пастыри Православной Церкви отдают все свои силы, здоровье на благо Церкви. <...> Раньше была пенсия и пособия. Теперь стало не то. Следовательно, помощь мы можем себе находить в материальном положении, только лишь протягивая свою руку к верующим лично. <...> Мне пришлось пройти тюрьмы и лагеря, и вольную ссылку. И теперь лишь отслужить десяток Божественных литургий в селе Старо-Белокуриха под сводами святого храма; 13/IX его засыпали хлебом».

Спустя десять дней после закрытия храма, 23 сентября 1936 года, отец Иоанн был арестован и заключен в тюрьму в Бийске.

— Сколько времени вы жили в Смоленском районе? — спросил его следователь.
— В Смоленский район я прибыл после освобождения меня из лагерного пункта на станции Яя в 1933 году. Освобожден я был по инвалидности как нетрудоспособный. С 15 июля 1933 года я начал служить священником в Смоленском районе. Служил в селах Ново-Смоленское, Смоленское, Старо-Тырышкино, — ответил священник.

Допросы проходили в течение нескольких месяцев, но отец Иоанн категорически отказался признать себя виновным, несмотря на давление следователя и показания лжесвидетелей, и следователь, завершая допросы, сказал:

— Ваше поведение на следствии свидетельствует о вашей неискренности и желании запутать следствие. Вы не хотите давать следствию показания только потому, что скрываете остальных участников организации.
— Я уже сказал, что показания давать отказываюсь, так как ни в какой организации я не состоял и о ней не знаю, — ответил священник.

Следователи НКВД стали вызывать и допрашивать новых «свидетелей», которые по отношению к обвиняемым были совершенно случайными людьми, они подписали показания, составленные для них следователями. Пока шло переследование, Сталин 3 июля 1937 года подписал указ о начале в стране массовых репрессий, причем теперь можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева), протоиерея Петра Гаврилова, священника Иоанна Можирина и инока Феодора (Никитина) к расстрелу. Они были расстреляны через несколько дней, 29 июля 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле.

 Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, 
Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и
исповедников Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/557/1474035951.pdf

                                

[1] Ныне село Софьино Гавриловского района Тамбовской области.
[2] Ныне село Старобелокуриха.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию