Никитин Федор Васильевич, монах, преподобномученик

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается 16/29 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе Алтайских святых (воскресенье после 7/20 сентября)

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1907
1916
Воронежская и Задонская епархия, Воронежская губ., г. Задонск, Задонский Тихоновский монастырь, инок (или монах). В 1916 призван в действующую армию и отправлен на австрийский фронт
Показать все

Преследования

1931
арестован вместе с группой крестьян
1931
осужден на 10 лет заключения в концлагерь
1931
находился в заключении в концлагере, тяжелобольным досрочно освобожден и отправлен в административную ссылку в с. Колбаны Грязнухинского р-на Западно-Сибирского края
17.11.1936
арестован
17.11.193623.7.1937
находился в заключении в тюрьме г. Бийска
23.7.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Западно-Сибирскому краю к высшей мере наказания (расстрелу)
29.7.1937
расстрелян с архиепископом Иаковом (Маскаевым), священниками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и похоронен в общей безвестной могиле
Показать все

Подробная биография

Преподобномученик Феодор родился 19 сентября 1877 года в селе Солдатском Елецкого уезда Орловской губернии[1] в семье крестьянина Василия Григорьевича Никитина. В 1907 году он поступил послушником в Тихоновский Задонский монастырь Воронежской губернии, где подвизался до 1916 года, когда был призван в действующую армию и отправлен на австрийский фронт. После большевистской революции инок Феодор вернулся на родину в село Солдатское, где жили его отец и сестра с мужем. В 1930 году сестра с мужем были записаны в кулаки, имущество у них было отобрано, и они вынуждены были покинуть село; выселен был из дома и их восьмидесятидвухлетний отец, после чего ему пришлось жить милостыней крестьян.

В 1931 году инок Феодор был арестован вместе с группой крестьян. Выслушав вопросы следователя, мужественный инок сказал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. В Бога верую крепко до сих пор и готов умереть за Бога и Христа. Мероприятия советской власти я не разделяю, так как все они направлены на уничтожение веры в Бога, религии, храмов Божиих и святых мест. Все, что происходит сейчас, и сама советская власть есть лишь Богом данное наказание. В Святом Писании сказано: настанет время, народ пойдет на народ, появятся лжепророки, придет антихрист — все эти слова сбываются, такие времена действительно наступили.

Нам, грешникам, нужно больше молиться Богу, просить у Него прощения, как сказано в Писании: "великий грешник, но раскаявшийся получает прощение", услышит Господь нашу молитву, простит людей и смутных времен, советской власти, не будет.

В колхозе я не состою и по своим убеждениям никогда не пойду: там учат безбожию, неверию, так говорил я и другим <...> — ни один верующий не должен туда идти <...>.

Никаких специальных сборов я не собирал и сам никогда на сборы не ходил, а беседовал с гражданами <...>, встречаясь на улице, около церкви <...>.

Я из дома выселен и постоянного места жительства не имею, хожу по дворам и проповедую слово Божие, а это я не считаю преступлением перед Богом, а как называет это советская власть, мне безразлично».

Инок Феодор был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири, откуда был уже тяжелобольным досрочно освобожден и отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района Западно-Сибирского края[2], где устроился в храме сторожем. 17 ноября 1936 года инок Феодор был вновь арестован.

— Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной повстанческой организации. Что вы можете показать об этом? — спросил его следователь.
— В этом себя виновным не признаю.
— Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника организации.
— Никаким участником организации я не был и дать показания по этому вопросу не могу, — ответил инок Феодор.

7–9 апреля 1937 года состоялись судебные заседания выездной сессии Специальной коллегии Западно-Сибирского края. Обвиняемые, признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать на суде с заявлениями, что сделали это по малодушию, из-за угроз и давления следователей. 9 апреля выездная сессия Специальной коллегии приняла решение: слушание дела отложить и направить материалы для дополнительного расследования в краевую прокуратуру.

Следователи НКВД стали вызывать и допрашивать новых «свидетелей», которые по отношению к обвиняемым были совершенно случайными людьми, они подписали показания, составленные для них следователями. Пока шло переследование, Сталин 3 июля 1937 года подписал указ о начале в стране массовых репрессий, причем теперь можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева), протоиерея Петра Гаврилова, священника Иоанна Можирина и инока Феодора (Никитина) к расстрелу. Они были расстреляны через несколько дней, 29 июля 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле.

Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит
Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский,
Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и
исповедников
Русской Православной Церкви».
URL: fond.ru/userfiles/person/557/1474035951.pdf

                             

[1] Ныне село Солдатское Тербунского района Липецкой области.
[2] Ныне село Колбаны Советского района Алтайского края.

Развернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию