Секундов Александр Александрович, священник
«Отличительной чертой этого служителя церкви были скромность и горячая вера. Он разделил путь Крестовоздвиженского трудового братства, став подлинным благословением Божьим для всех его членов» («От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа» ...).
- Дата рождения: 20.5.1876
- Место рождения: Новгородская губ., Боровичский уезд, Засыпенская вол., усадьба Павликово
- Дата смерти: 8.1.1938
- Место смерти: Ленинградская обл., г. Боровичи
Родственники
- отец — Секундов Александр Григорьевич (1852/1853 – не ранее 1893), в 1875 — бывший почтальон Боровичской почтовой конторы, диаконский сын (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1872–1875 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 38. Л. 248 об. – 249), в 1884 — потомственный почетный гражданин (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 129 об. – 130). В последние годы — служащий Октябрьской железной дороги (весовщик) («Сердечно предан делу братства» …)
- мать — Секундова Анна Ивановна (1846/1847 – не ранее 1893), дочь бывшего дворового человека, крестьянка пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ. (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1872–1875 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 38. Л. 248 об. – 249), в 1890 — почетная гражданка (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 188 об.)
- дядя (брат отца) — Секундов Петр Григорьевич (род. в 1856/1857), запасный 2 класса писарь 5-го флотского экипажа 4 роты. Жена: Александра Яковлевна Вещугина (1835/1836 – 18.12.1898), Боровичская мещанка. Бракосочетание состоялось 25.5.1886
- сестра — Секундова Антонина Александровна (22.9.1879–22.3.1880), крещена 13 сентября 1879 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1879–1881 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 39. Л. 138 об. – 139, 101 об. – 102)
- брат — Секундов Николай Александрович (род. 6.12.1880), крещен 8 декабря (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1879–1881 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 39. Л. 84 об. – 85)
- брат — Секундов Алексей Александрович (род. 10.3.1884), крещен 12 марта (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 129 об. – 130)
- брат — Секундов Николай Александрович (22.4–20.8.1885), крещен 25 апреля 1885 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 212 об. – 213, 257 об. – 258)
- брат — Секундов Петр Александрович (22.8.1886–2.1.1887), крещен 25 августа 1886 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 288 об. – 289, 393 об. – 394)
- сестра — Секундова Елизавета Александровна (род. 15.4.1888), крещен 17 апреля (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 12 об. – 13)
- сестра — Секундова Евгения Александровна (род. 7.2.1890), крещена 9 февраля (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 169 об. – 170)
- сестра — Секундова Елена Александровна (20.4–23.12.1891), крещена 24 апреля 1891 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 256 об. – 257, 324 об. – 325)
- брат — Секундов Леонид Александрович (4.6–17.8.1893), крещен 7 июня 1893 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1893–1895 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 21. Л. 15 об. – 16, 65 об. – 66)
- жена — Секундова (Морозова) Александра Андреевна (род. в 1877), дочь вдовы – крестьянки дер. Меглецы Николо-Мошинской вол. Боровичского уезда Новгородской губ. Анны Петровны Морозовой. Бракосочетание состоялось 24.8.1898 в Георгиевской церкви пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ. Таинство совершали: священник Александр Горохов с диаконом Василием Алмазовым и псаломщиком Василием Троицким. Поручителями при бракосочетании были: со стороны жениха — окончивший курс учения в Новгородской духовной семинарии Александр Карлович Кульман и крестьянин Новгородской губ. Боровичского уезда Хоромской волости деревни Жаворонково Алексей Малянчиков; со стороны невесты — учитель Левочской земской школы Боровичского уезда Иван Алексеевич Пяткин, учитель Ёглинской школы Валдайского уезда Александр Александрович Зимин и крестьянин Боровичского уезда Долговской волости дер. Кривцово Николай Константинович Русаков (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1896–1898 гг. ... Л. 193 об. – 194). В 1906 — член братской думы Крестовоздвиженского трудового братства. В 1934 лишена избирательных прав как жена священника
Образование
Рукоположение, постриг, возведение в сан
Места служения, должности
Награды
Преследования
Фотографии
Ист.: «Сердечно предан делу братства» ... Члены Крестовоздвиженского трудового братства. Третий слева в среднем ряду — о. Александр Секундов, четвертый — основатель братства Николай Николаевич Неплюев.
Ист.: «От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа» ... Возле дома семьи Секундовых в Воздвиженске. О. Александр Секундов — третий слева во втором ряду. Глуховский уезд, Черниговская губ.
Ист.: «Сердечно предан делу братства» ... Иерей Александр Секундов в храме.
Ист.: Священник Александр Секундов ... Собор Успения Божией Матери — последнее место служения о. Александра Секундова. Опеченский посад, Новгородская обл., 2012.
Ист.: «Сердечно предан делу братства» ... Выписка из протокола заседания Особой тройки НКВД ЛО № 280 от 30.12.1937.
Ист.: «Сердечно предан делу братства» ...
Другие сведения
Священник Александр Александрович Секундов родился 20 мая 1876 года в усадьбе Павликово Засыпенской волости Боровичского района Новгородской губернии. Его отец — Александр Григорьевич Секундов[1] (1852/1853 – не ранее 1893) — диаконский сын, бывший почтальон Боровичской почтовой конторы (1875), потомственный почетный гражданин (1884). Мать: Анна Ивановна Секундова (1846/1847 – не ранее 1893), дочь бывшего дворового человека, крестьянка пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ., почетная гражданка (1890).
После окончания Новгородской духовной семинарии по 2-му разряду (в 1898), служил диаконом Николаевской церкви с. Пельгора Новгородского уезда и губернии и учителем Пельгорской женской церковной школы (1900).
«1 марта 1903 года диакон Александр был рукоположен архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным) в сан священника и назначен в Крестовоздвиженское православное трудовое братство [Черниговская губ., Глуховский уезд, хутор Воздвиженск. — Ред.]. Братство, в которое он попал, было весьма необычным для того времени. Оно родилось не на приходе, а по инициативе мирянина Николая Неплюева, богатого и родовитого аристократа. Просвещенная вера, любовь и труд были основными принципами жизни "крестовоздвиженцев". К 1903 году они уже пережили две серьезные конфликтные ситуации с прежними настоятелями братского храма — свящ. Романом Медведем и свящ. Сергием Четвериковым. После этого братство сформировало свой взгляд на то, какими качествами должен обладать братский священник.
В первую очередь братчики хотели, чтобы священник был не наемным "требоисполнителем", внешним по отношению к братству, а участником общей жизни. Но потребовать этого невозможно, потому что вовлеченность в братскую жизнь — дело веры, свободы и любви. Поэтому Устав Крестовоздвиженского братства предусматривал два варианта служения братского священника, обусловленные его участием в жизни братства.
"Если священник служит безвозмездно, он пользуется всеми правами полноправного брата, за исключением права участия в разделе имущества при закрытии Братства, если право это не дано ему Думой [братская Дума — руководящий орган братства, возглавляемый блюстителем Н. Н. Неплюевым. — Ред.], через избрание его полноправным братом, помимо прав, соединенных с его положением. Если он желает получать определенное вознаграждение, ему назначается жалование по определению от Думы, и он ограничивается правами настоятеля братской церкви, законоучителя при братских школах и духовника всех членов Братства". Таким образом, священник мог стать одним из членов братства, и это выражалось в том, что он оказывался в равных условиях с полноправными братчиками, при этом, разумеется, пользующийся подобающим его сану почетному положению. Второй вариант предусматривал для священника возможность остаться внешним по отношению к братству и в этом случае он становился в положение наемного служащего, получающего плату за свой труд. С этим различением и был связан основной принцип служения братского священника.
Назначение о. Александра стало подлинным благословением для братства. Он сердцем разделил идею братского домостроительства, а братство нашло в нем священника, которого искало с самого начала — единодушного и единомысленного с братчиками. Он выбрал безвозмездное служение, стал полноправным членом братства и вошел в состав Братской Думы. Полноправным членом братства стала и его супруга. Произошло это не сразу, на первых порах о. Александру приходилось непросто.
Смирение и мудрость позволили о. Александру принять факт духовного авторитета Н. Н. Неплюева. Лишь пять лет земной жизни довелось общаться ему с Николаем Николаевичем. Однако этого времени хватило для духовного укрепления и становления о. Александра в братстве. Он стал настоящим духовным пастырем и "живой совестью" братства. В Н. Н. Неплюеве он нашел мудрого и любящего старшего друга и брата, а Николай Николаевич смог наконец обрести столь необходимую ему уверенность в братском священнике. Приезжавший летом 1906 года профессор Московской духовной академии М. М. Тареев написал об о. Александре, что он "непоколебимо тверд в православии, сердечно предан делу братства», им "все довольны", он "привлекает к себе приветливостью, отзывчивостью и прямодушием".
О. Александр находился рядом с Н. Н. Неплюевым до самой кончины: совершил над ним таинство елеосвящения, а после в присутствии всего братства попросил Николая Николаевича благословить его: "Священник — добрый отец Александр — склонился перед умирающим патриархом братства и с горьким рыданием просил его благословить. "Моею грешною рукою, Господи, и всею церковью братства благослови иерея Александра"» («Сердечно предан делу братства» …).
После смерти Николая Николаевича Неплюева священник Александр Секундов остался одним из старших в братстве и духовником братчиков.
«С кладбища я проехала к своим друзьям — настоятелю Братского дома отцу Александру Секундову и его жене, у которых и остановилась, — делилась своими впечатлениями от поездки в Братство в конце июня 1909 года (спустя год после кончины Н. Н. Неплюева), Ольга Дмитриевна Пистолькорс[2]. — Хочется сказать несколько слов и об этих замечательных личностях, которые ревностно служат делу Братства. Я знала отца Александра, когда он был еще молодым дьяконом в селе, расположенном в двух верстах от нашего имения. Уже тогда была заметна его горячая вера, любовь к Богу и ближнему, желание послужить Богу, служа ближним и отрывая их от зла. Он сразу начал говорить живые, вдохновенные проповеди в церкви, повел борьбу против пьянства, учил детей в школе, беседовал с их родителями, и в короткое время завоевал любовь и уважение прихожан. Но жить ему было очень трудно: приход у нас бедный, пьянство было тогда сильно развито, поддержки в своей деятельности он не встречал ни со стороны священника, ни со стороны помещиков того села. И, однако, и он, и его жена находили возможность помогать беднейшим себя не только советами и добрым словом, но и лекарством и хлебом. Мне не сразу пришлось с ними познакомиться, но раз познакомившись, я стала часто у них бывать, и они приходили к нам. Мы много беседовали и читали вместе, и постепенно все больше сближались. Затем, года через два, случился целый ряд обстоятельств, в которых нельзя было не видеть руку Божию; и привел он к тому, что отец Александр оказался настоятелем храма Воздвиженского Трудового Братства. Дружба наша не прекратилась. Мы постоянно находимся в переписке, и почти каждый год видимся: два раза я у них гостила, а другие года они приезжают и останавливаются хоть ненадолго у нас. Я назвала их замечательными личностями, во-первых, потому, что не часто встречаются такие горячие, любящие, искренние, цельные и смиренные души. Во-вторых, потому что они поражают своей глубокой внутренней гармонией. Они удивительно пополняют один другого и сливаются в общности цели и служения ей. Первые шаги в Братстве для них были нелегки; идея Братства не схватывалась сразу во всей ее полноте. От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа и мудрость нечеловеческая. Много пережил отец Александр, много перестрадал, но, благодаря своему неуклонному упованию на Бога, смирению и искренности, благодаря поддержке своей жены, ранее его почуявшей сердцем всю правду Братства и слившейся с ним, он не пал духом, а все переработал, во всем разобрался и стал горячим, искренним, убежденным защитником и проводником идей Братства. Постоянно окруженный людьми живой веры, духовно образованными, пользуясь беседами с покойным Блюстителем и его библиотекой духовных книг, он стал духовно расти и развиваться, и укрепляться, и теперь беседы с ним представляют истинное наслаждение, и из них всегда выносишь себе назидание» («От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа» …).
В 1909 году, провожая на военную службу нескольких членов братства, отец Александр говорил: «Та среда, в которую вы скоро войдете, не братская среда; жизнь ее не основана на любви. Там вы можете не встретить сочувствия, поддержки тому, что дорого, мило сердцу вашему, что является для него "святая святых". <…> Оберегайте огонь души вашей, как оберегаем мы свечку, закрывая ее ладонью от ветра. <…> Нет более сильного средства влиять на других, как живой пример. Голое слово, как бы оно ни было изящно, доходит только до слуха, а воплощенное в жизни проходит, как острое оружие, в самую глубину души. Будьте исповедниками Бога, и Он прославится в вас»[3]. Эти слова стали пророческими и для него самого.
«В 1917–1918 гг. о. Александр принимал участие в работе всех трех сессий Поместного собора Православной Российской Церкви по избранию, как клирик Черниговской епархии. В рамках Собора был образован Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Его председателем был избран архиепископ Евлогий[4]. О. Александр принимал активное участие в работе этого Отдела. Он засвидетельствовал то, что сам пытался воплощать в своем храме, в братстве — введение в богослужение русского языка, новых прошений в ектенью и молитв из иерейского молитвослова в новогодний молебен, созидающих духовную жизнь, введение практики чтения отдельных молитв и псалмов на богослужении самими верующими. Высказал мнение о желательности издания Евангелия на воскресные дни на русском языке, чтобы прихожане могли понимать звучащее в храме евангельское чтение. Это предложение о. Александра было полностью поддержано участниками Отдела. Было принято единогласно решение об издании на славянском и русском языках утренних и литургийных воскресных и праздничных Евангелий с тропарями. Отмечая недостатки современной ему церковной жизни, о. Александр предлагал возможные меры к исправлению ситуации: устроение материальной жизни духовенства, надлежащую подготовку будущих пастырей в духовных учебных заведениях и поднятие церковного самосознания у прихожан, которые "нередко смотрят на дело так, что будто бы вся сила — в количестве совершаемых служб, а на священника смотрят как на какого-то шамана"»[5] (Священник Александр Секундов // Возвращённые имена …).
«"Богослужение должно быть живо и действенно. Слушатели должны быть активными его участниками. <…> Я ввожу новые прошения в ектеньи. <…> Принимая самое живое участие в молитвах, многие плачут. Вводимые мною изменения оказались плодотворными — они сплачивали прихожан. <…> Апостол и Евангелие постоянно у нас читаются на русском языке. Это производит сильное впечатление на народ. К нам приходят богомольцы и из других приходов и бывают очень удовлетворены тем, что понимают бого-служение. <…> Чтение в нашей церкви исполняют не одни псаломщики, а весь приход. <…> Желающих всегда много, и эти лица сами выступают и читают каноны, шестопсалмие. Они заставляют молиться усерднее и меня самого, так как стремятся всякий раз читать с чувством, с вдохновением и умилительно".
За этими словами стоял живой опыт»[6] братского священника Александра Секундова.
«Сердечно относился к о. Александру и Крестовоздвиженскому трудовому братству и епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик). Сразу после назначения на кафедру он посетил братство и после этого еще не раз приезжал в Воздвиженск. Он останавливался у о. Александра, вместе молился, проповедовал. Он советовал братчикам распространять дело братского домостроительства в епархии, выходить за пределы Воздвиженска, основывая и другие братства» («Сердечно предан делу братства» …).
«В 1925 г. начался процесс по делу Крестовоздвиженского братства[7]. Братчики обвинялись в контрреволюционной деятельности, в "идеологической обработке" крестьян окрестных сел в "духе "братства" и "христианской любви"", в "устройстве великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т. п." и во многом другом. О. Александру было предъявлено обвинение в том, что в 6-ю годовщину Октябрьской революции он в связи с приездом епископа Дамаскина распорядился снять красный флаг, вывешенный над своим домом.
30 октября 1925 г. свящ. Александр Секундов, а также еще восемь братчиков были осуждены на разные сроки от года до десяти с конфискацией имущества. О. Александра приговорили к лишению свободы сроком на один год. После освобождения ему, как и остальным осужденным, было запрещено проживать в Глуховском округе Черниговской губернии в течение трех лет. Крестовоздвиженское братство после процесса 1925 года просуществовало еще четыре года.
В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России. <…>
После освобождения в январе 1926 г. о. Александр приехал в Боровичи, где проживали родственники его и супруги. Год он жил в положении безработного, однако по благословению епископа Боровичского Никиты (Стягова) неоднократно служил вместе с владыкой в Свято-Духовском Иаковлевом монастыре и проповедовал, призывая верующих быть твердыми в вере. 6 января 1927 г. владыка назначил о. Александра вторым священником в помощь настоятелю свящ. Михаилу Соболеву в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Опеченский Посад. Через полгода, 14 июня 1927 г., ему вновь было предъявлено обвинение, на этот раз по следственному делу о "группировке Боровичского духовенства и купечества" (по данному делу обвинялось 26 человек).
В отношении свящ. Александра Секундова, а также еще двенадцати обвиняемых, было предложено вынести постановление о заключении в концлагерь сроком на три года каждого. Дело было передано на рассмотрение Особого совещания при Коллегии ОГПУ. Но вскоре было принято решение освободить из-под стражи всех обвиняемых. Возможно, такое неожиданное прекращение дела было связано с подписанием митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 19 июля 1927 г., одним из условий подписания которой было освобождение находящегося в узах духовенства.
Как бы то ни было, гонения на церковь в стране продолжались. В 1934 году о. Александр был лишен избирательных прав. Это означало попадание в категорию т. н. "лишенцев", т. е. лишение продовольственных карточек, обложение огромными налогами, которые, фактически, невозможно было выплатить и т. п.
Осенью 1935 года Успенский храм пережил антиколокольную кампанию.
21 ноября 1937 г. священников Успенской церкви о. Михаила и о. Александра снова арестовали и заключили в Боровичскую тюрьму. Вместе с ними был арестован староста церковной "двадцатки" Петр Николаевич Плаксин. Всех их обвинили в антисоветской агитации и осудили по ст. 58-10 УК на основании свидетельских показаний, так как сами обвиняемые виновными себя не признали[8].
8 января 1938 г. их расстреляли, и место захоронения не установлено до сих пор. Успенский храм был закрыт, впоследствии он был перестроен и в нем разместился цех Ёгольской трикотажной фабрики.
В 1989 году прокуратура Новгородской области вынесла решение, что свящ. Михаил Соболев, свящ. Александр Секундов и Петр Николаевич Плаксин подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х годов и начала 50-х годов"» (Священник Александр Секундов // Возвращённые имена …).
* * *
«ВЫПИСКА
Из протокола заседания Особой Тройки УНКВД ЛО № 280 от «30» XII 1937
Дело № 93991-37 г. Боровичского РО НКВД по обвинению —
СЕКУНДОВА Александра Александровича, 1876 г.р., урож. ус. Павликово, Боровичского р-на, Ленобласти, русский, гр. СССР, СЛУЖИТЕЛЬ КУЛЬТА — СВЯЩЕННИК, Опечено-Посадской церкви, грамотный, б/п., женат. В 1926 г. ОСУЖДЕН ЗА К-Р ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — К 1 ГОДУ ЛИШ. СВОБОДЫ И 3 ГОДА ВЫСЫЛКИ. До ареста проживал Опечен. Посад, Боровичского р-на, Ленобласти,
В том, что будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Соввласти, систематически проводил к-р агитацию среди населения. Восхвалял фашистов и царский строй. Вел агитацию против займа. Распространял провокационные слухи о гибели Соввласти. Запугивал колхозников. Призывал крестьян голосовать за верующих и выдвигал в Верховный Совет своих людей.
ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ, изобличается показаниями свидетелей: КОТОВА, ЕВГРАФОВА, СМИНКИНА и других.
АРЕСТОВАН 21/XI-37 г., содержится в Боровичской следственной тюрьме.
СЕКУНДОВА Александра Александровича
РАССТРЕЛЯТЬ.
ВЕРНО: За секретаря Тройки
Нач. III Отд. VIII Отдела УГБ» («Сердечно предан делу братства» …).
___________________
[1] Основной аргумент в пользу того, что отцом свящ. А. Секундова является именно Александр Григорьевич Секундов, следующий: бракосочетание свящ. Александра Секундова и крещение всех детей Александра Григорьевича Секундова происходило в Тельбовичской церкви Боровичского уезда.
[2] Пистолькорс О. Д. Живо ли братство после смерти Н.Н. Неплюева? : (Воспоминания о поездке в братство в конце июня 1909 г.). Санкт-Петербург, 1911.
[3] Листки православного Крестовоздвиженского трудового братства. Киев, 1909. № 14. С. 3.
[4] Евлогий (Георгиевский, 1868–1946), архиеп. Волынский и Житомирский. Член Предсоборного Совета. С 1920 г. в эмиграции. Скончался в Париже.
[5] Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 537.
[6] Игнатович Н. Д. «Священник Александр Секундов: Нет более сильного средства влиять на других, как живой пример своей жизни …».
[7] Всего по делу проходило около 70 человек.
[8] Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А. А., Соболева М. В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г. / Архив Управления ФСБ по Новгородской области (АУФСБНО). Д. 1а/3535 ; 1а/10478.
В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.
Литература
-
Новгородский крест. Великий Новгород, 2021. С. 192, 705, 735