Секундов Александр Александрович, священник

«Отличительной чертой этого служителя церкви были скромность и горячая вера. Он разделил путь Крестовоздвиженского трудового братства, став подлинным благословением Божьим для всех его членов» («От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа» ...).

Родственники

  • отец  —  Секундов Александр Григорьевич (1852/1853 – не ранее 1893), в 1875 — бывший почтальон Боровичской почтовой конторы, диаконский сын (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1872–1875 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 38. Л. 248 об. – 249), в 1884 — потомственный почетный гражданин (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 129 об. – 130). В последние годы — служащий Октябрьской железной дороги (весовщик) («Сердечно предан делу братства» …)
  • мать  —  Секундова Анна Ивановна (1846/1847 – не ранее 1893), дочь бывшего дворового человека, крестьянка пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ. (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1872–1875 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 38. Л. 248 об. – 249), в 1890 — почетная гражданка (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 188 об.)
  • дядя (брат отца)  —  Секундов Петр Григорьевич (род. в 1856/1857), запасный 2 класса писарь 5-го флотского экипажа 4 роты. Жена: Александра Яковлевна Вещугина (1835/1836 – 18.12.1898), Боровичская мещанка. Бракосочетание состоялось 25.5.1886
  • сестра  —  Секундова Антонина Александровна (22.9.1879–22.3.1880), крещена 13 сентября 1879 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1879–1881 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 39. Л. 138 об. – 139, 101 об. – 102)
  • брат  —  Секундов Николай Александрович (род. 6.12.1880), крещен 8 декабря (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1879–1881 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 2а. Д. 39. Л. 84 об. – 85)
  • брат  —  Секундов Алексей Александрович (род. 10.3.1884), крещен 12 марта (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 129 об. – 130)
  • брат  —  Секундов Николай Александрович (22.4–20.8.1885), крещен 25 апреля 1885 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 212 об. – 213, 257 об. – 258)
  • брат  —  Секундов Петр Александрович (22.8.1886–2.1.1887), крещен 25 августа 1886 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1882–1887 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 1. Д. 92. Л. 288 об. – 289, 393 об. – 394)
  • сестра  —  Секундова Елизавета Александровна (род. 15.4.1888), крещен 17 апреля (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 12 об. – 13)
  • сестра  —  Секундова Евгения Александровна (род. 7.2.1890), крещена 9 февраля (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 169 об. – 170)
  • сестра  —  Секундова Елена Александровна (20.4–23.12.1891), крещена 24 апреля 1891 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1888–1892 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 14. Л. 256 об. – 257, 324 об. – 325)
  • брат  —  Секундов Леонид Александрович (4.6–17.8.1893), крещен 7 июня 1893 (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1893–1895 гг. // Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. 499. Оп. 3. Д. 21. Л. 15 об. – 16, 65 об. – 66)
  • жена  —  Секундова (Морозова) Александра Андреевна (род. в 1877), дочь вдовы – крестьянки дер. Меглецы Николо-Мошинской вол. Боровичского уезда Новгородской губ. Анны Петровны Морозовой. Бракосочетание состоялось 24.8.1898 в Георгиевской церкви пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ. Таинство совершали: священник Александр Горохов с диаконом Василием Алмазовым и псаломщиком Василием Троицким. Поручителями при бракосочетании были: со стороны жениха — окончивший курс учения в Новгородской духовной семинарии Александр Карлович Кульман и крестьянин Новгородской губ. Боровичского уезда Хоромской волости деревни Жаворонково Алексей Малянчиков; со стороны невесты — учитель Левочской земской школы Боровичского уезда Иван Алексеевич Пяткин, учитель Ёглинской школы Валдайского уезда Александр Александрович Зимин и крестьянин Боровичского уезда Долговской волости дер. Кривцово Николай Константинович Русаков (Метрическая книга Тельбовичской церкви Боровичского уезда за 1896–1898 гг. ... Л. 193 об. – 194). В 1906 — член братской думы Крестовоздвиженского трудового братства. В 1934 лишена избирательных прав как жена священника
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1898
Новгородская духовная семинария
окончил по 2-му разряду
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

14.7.1898
рукоположен во диакона
1.3.1903
рукоположен во священника архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным)
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
14.7.1898
март 1903
Новгородская и Старорусская епархия, Новгородская губ., Новгородский уезд, с. Пельгора, Николаевская церковь, диакон. Учитель Пельгорской женской церковной школы (1900)
1.3.1903
1926
Черниговская и Нежинская епархия, Черниговская губ., Глуховский уезд, хутор Воздвиженск, церковь Воздвижения Креста Господня (в имении помещика Н. Н. Неплюева при Крестовоздвиженском православном трудовом братстве), священник, настоятель, «ревнитель братского дела и духовник трудового братства». Законоучитель мужской и женской сельскохозяйственных школ при трудовом братстве (с 6.3.1903). Член Братства св. Михаила, князя Черниговского (1903, 1904). Член благочиннического совета 3-го благочиннического округа Глуховского уезда (с 6.2.1907). Член Священного Собора Православной Российской Церкви (1917–1918) по избранию как клирик от Черниговской епархии, член V, VII, XV отделов
1927
нояб. 1937
Ленинградская епархия, Ленинградская обл., Боровичский р-н, с. Опеченский посад, собор Успения Божией Матери, священник
Показать все

Награды

1900
архипастырское благословение, преподано архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным) «за успешные и ревностные труды по обучению детей в церковных школах»
22.2.1907
право ношения набедренника, награжден «за ревностные труды по должности настоятеля храма и законоучителя в братских школах»
21.5.1911
право ношения скуфьи награжден «за усердную пастырскую службу»
Показать все

Преследования

окт. 1925
арестован по обвинению в антисоветской деятельности (распорядился снять красный флаг, вывешенный над своим домом по случаю 6-й годовщины Октябрьской революции)
30.10.1925
осужден выездной сессией Верховного суда УССР на 1 год лишения свободы и 3 годам высылки из Глуховского округа
окт. 1925 – янв. 1926
находился в заключении в тюрьме г. Глухова Черниговской губ.
14.6.1927
арестован в с. Опеченский посад Боровичского уезда по делу епископа Никиты (Стягова)
1927
осужден на 3 года заключения в концлагерь
14.6.192717.8.1927
находился в заключении в городской тюрьме г. Боровичи (Борисправтруддом)
17.8.1927
Особым совещанием при Коллегии ОГПУ принято решение освободить всех проходящих по делу из-под стражи
21.11.1937
арестован в с. Опеченский посад Боровичского р-на
21.11.19378.1.1938
находился в заключении в Боровичской следственной тюрьме на ул. Дзержинского
30.12.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «систематической контрреволюционной агитации». Виновным себя не признал
8.1.1938
расстрелян в г. Боровичи вместе с протоиереем Михаилом Васильевичем Соболевым, священником Павлом Ивановичем Демянским и монахом Нифонтом (Николаем Михайловичем Майоровым). Место захоронения не установлено
18.5.1989
реабилитирован прокуратурой Новгородской обл., по году репрессии: 1937
18.2.1997
реабилитирован прокуратурой Новгородской обл., по году репрессии: 1927
Показать все

Другие сведения

Священник Александр Александрович Секундов родился 20 мая 1876 года в усадьбе Павликово Засыпенской волости Боровичского района Новгородской губернии. Его отец — Александр Григорьевич Секундов[1] (1852/1853 – не ранее 1893) — диаконский сын, бывший почтальон Боровичской почтовой конторы (1875), потомственный почетный гражданин (1884). Мать: Анна Ивановна Секундова (1846/1847 – не ранее 1893), дочь бывшего дворового человека, крестьянка пог. Тельбовичи Боровичского уезда Новгородской губ., почетная гражданка (1890).

После окончания Новгородской духовной семинарии по 2-му разряду (в 1898), служил диаконом Николаевской церкви с. Пельгора Новгородского уезда и губернии и учителем Пельгорской женской церковной школы (1900).

«1 марта 1903 года диакон Александр был рукоположен архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным) в сан священника и назначен в Крестовоздвиженское православное трудовое братство [Черниговская губ., Глуховский уезд, хутор Воздвиженск. — Ред.]. Братство, в которое он попал, было весьма необычным для того времени. Оно родилось не на приходе, а по инициативе мирянина Николая Неплюева, богатого и родовитого аристократа. Просвещенная вера, любовь и труд были основными принципами жизни "крестовоздвиженцев". К 1903 году они уже пережили две серьезные конфликтные ситуации с прежними настоятелями братского храма — свящ. Романом Медведем и свящ. Сергием Четвериковым. После этого братство сформировало свой взгляд на то, какими качествами должен обладать братский священник.

В первую очередь братчики хотели, чтобы священник был не наемным "требоисполнителем", внешним по отношению к братству, а участником общей жизни. Но потребовать этого невозможно, потому что вовлеченность в братскую жизнь — дело веры, свободы и любви. Поэтому Устав Крестовоздвиженского братства предусматривал два варианта служения братского священника, обусловленные его участием в жизни братства.

"Если священник служит безвозмездно, он пользуется всеми правами полноправного брата, за исключением права участия в разделе имущества при закрытии Братства, если право это не дано ему Думой [братская Дума — руководящий орган братства, возглавляемый блюстителем Н. Н. Неплюевым. — Ред.], через избрание его полноправным братом, помимо прав, соединенных с его положением. Если он желает получать определенное вознаграждение, ему назначается жалование по определению от Думы, и он ограничивается правами настоятеля братской церкви, законоучителя при братских школах и духовника всех членов Братства". Таким образом, священник мог стать одним из членов братства, и это выражалось в том, что он оказывался в равных условиях с полноправными братчиками, при этом, разумеется, пользующийся подобающим его сану почетному положению. Второй вариант предусматривал для священника возможность остаться внешним по отношению к братству и в этом случае он становился в положение наемного служащего, получающего плату за свой труд. С этим различением и был связан основной принцип служения братского священника.

Назначение о. Александра стало подлинным благословением для братства. Он сердцем разделил идею братского домостроительства, а братство нашло в нем священника, которого искало с самого начала — единодушного и единомысленного с братчиками. Он выбрал безвозмездное служение, стал полноправным членом братства и вошел в состав Братской Думы. Полноправным членом братства стала и его супруга. Произошло это не сразу, на первых порах о. Александру приходилось непросто.

Смирение и мудрость позволили о. Александру принять факт духовного авторитета Н. Н. Неплюева. Лишь пять лет земной жизни довелось общаться ему с Николаем Николаевичем. Однако этого времени хватило для духовного укрепления и становления о. Александра в братстве. Он стал настоящим духовным пастырем и "живой совестью" братства. В Н. Н. Неплюеве он нашел мудрого и любящего старшего друга и брата, а Николай Николаевич смог наконец обрести столь необходимую ему уверенность в братском священнике. Приезжавший летом 1906 года профессор Московской духовной академии М. М. Тареев написал об о. Александре, что он "непоколебимо тверд в православии, сердечно предан делу братства», им "все довольны", он "привлекает к себе приветливостью, отзывчивостью и прямодушием".

О. Александр находился рядом с Н. Н. Неплюевым до самой кончины: совершил над ним таинство елеосвящения, а после в присутствии всего братства попросил Николая Николаевича благословить его: "Священник — добрый отец Александр — склонился перед умирающим патриархом братства и с горьким рыданием просил его благословить. "Моею грешною рукою, Господи, и всею церковью братства благослови иерея Александра"» («Сердечно предан делу братства» …).

После смерти Николая Николаевича Неплюева священник Александр Секундов остался одним из старших в братстве и духовником братчиков.

«С кладбища я проехала к своим друзьям — настоятелю Братского дома отцу Александру Секундову и его жене, у которых и остановилась, — делилась своими впечатлениями от поездки в Братство в конце июня 1909 года (спустя год после кончины Н. Н. Неплюева), Ольга Дмитриевна Пистолькорс[2]. — Хочется сказать несколько слов и об этих замечательных личностях, которые ревностно служат делу Братства. Я знала отца Александра, когда он был еще молодым дьяконом в селе, расположенном в двух верстах от нашего имения. Уже тогда была заметна его горячая вера, любовь к Богу и ближнему, желание послужить Богу, служа ближним и отрывая их от зла. Он сразу начал говорить живые, вдохновенные проповеди в церкви, повел борьбу против пьянства, учил детей в школе, беседовал с их родителями, и в короткое время завоевал любовь и уважение прихожан. Но жить ему было очень трудно: приход у нас бедный, пьянство было тогда сильно развито, поддержки в своей деятельности он не встречал ни со стороны священника, ни со стороны помещиков того села. И, однако, и он, и его жена находили возможность помогать беднейшим себя не только советами и добрым словом, но и лекарством и хлебом. Мне не сразу пришлось с ними познакомиться, но раз познакомившись, я стала часто у них бывать, и они приходили к нам. Мы много беседовали и читали вместе, и постепенно все больше сближались. Затем, года через два, случился целый ряд обстоятельств, в которых нельзя было не видеть руку Божию; и привел он к тому, что отец Александр оказался настоятелем храма Воздвиженского Трудового Братства. Дружба наша не прекратилась. Мы постоянно находимся в переписке, и почти каждый год видимся: два раза я у них гостила, а другие года они приезжают и останавливаются хоть ненадолго у нас. Я назвала их замечательными личностями, во-первых, потому, что не часто встречаются такие горячие, любящие, искренние, цельные и смиренные души. Во-вторых, потому что они поражают своей глубокой внутренней гармонией. Они удивительно пополняют один другого и сливаются в общности цели и служения ей. Первые шаги в Братстве для них были нелегки; идея Братства не схватывалась сразу во всей ее полноте. От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа и мудрость нечеловеческая. Много пережил отец Александр, много перестрадал, но, благодаря своему неуклонному упованию на Бога, смирению и искренности, благодаря поддержке своей жены, ранее его почуявшей сердцем всю правду Братства и слившейся с ним, он не пал духом, а все переработал, во всем разобрался и стал горячим, искренним, убежденным защитником и проводником идей Братства. Постоянно окруженный людьми живой веры, духовно образованными, пользуясь беседами с покойным Блюстителем и его библиотекой духовных книг, он стал духовно расти и развиваться, и укрепляться, и теперь беседы с ним представляют истинное наслаждение, и из них всегда выносишь себе назидание» («От пастыря Братства требуется чрезвычайная высота духа» …).

В 1909 году, провожая на военную службу нескольких членов братства, отец Александр говорил: «Та среда, в которую вы скоро войдете, не братская среда; жизнь ее не основана на любви. Там вы можете не встретить сочувствия, поддержки тому, что дорого, мило сердцу вашему, что является для него "святая святых". <…> Оберегайте огонь души вашей, как оберегаем мы свечку, закрывая ее ладонью от ветра. <…> Нет более сильного средства влиять на других, как живой пример. Голое слово, как бы оно ни было изящно, доходит только до слуха, а воплощенное в жизни проходит, как острое оружие, в самую глубину души. Будьте исповедниками Бога, и Он прославится в вас»[3]. Эти слова стали пророческими и для него самого.

«В 1917–1918 гг. о. Александр принимал участие в работе всех трех сессий Поместного собора Православной Российской Церкви по избранию, как клирик Черниговской епархии. В рамках Собора был образован Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Его председателем был избран архиепископ Евлогий[4]. О. Александр принимал активное участие в работе этого Отдела. Он засвидетельствовал то, что сам пытался воплощать в своем храме, в братстве — введение в богослужение русского языка, новых прошений в ектенью и молитв из иерейского молитвослова в новогодний молебен, созидающих духовную жизнь, введение практики чтения отдельных молитв и псалмов на богослужении самими верующими. Высказал мнение о желательности издания Евангелия на воскресные дни на русском языке, чтобы прихожане могли понимать звучащее в храме евангельское чтение. Это предложение о. Александра было полностью поддержано участниками Отдела. Было принято единогласно решение об издании на славянском и русском языках утренних и литургийных воскресных и праздничных Евангелий с тропарями. Отмечая недостатки современной ему церковной жизни, о. Александр предлагал возможные меры к исправлению ситуации: устроение материальной жизни духовенства, надлежащую подготовку будущих пастырей в духовных учебных заведениях и поднятие церковного самосознания у прихожан, которые "нередко смотрят на дело так, что будто бы вся сила — в количестве совершаемых служб, а на священника смотрят как на какого-то шамана"»[5] (Священник Александр Секундов // Возвращённые имена …).

«"Богослужение должно быть живо и действенно. Слушатели должны быть активными его участниками. <…> Я ввожу новые прошения в ектеньи. <…> Принимая самое живое участие в молитвах, многие плачут. Вводимые мною изменения оказались плодотворными — они сплачивали прихожан. <…> Апостол и Евангелие постоянно у нас читаются на русском языке. Это производит сильное впечатление на народ. К нам приходят богомольцы и из других приходов и бывают очень удовлетворены тем, что понимают бого-служение. <…> Чтение в нашей церкви исполняют не одни псаломщики, а весь приход. <…> Желающих всегда много, и эти лица сами выступают и читают каноны, шестопсалмие. Они заставляют молиться усерднее и меня самого, так как стремятся всякий раз читать с чувством, с вдохновением и умилительно".

За этими словами стоял живой опыт»[6] братского священника Александра Секундова.

«Сердечно относился к о. Александру и Крестовоздвиженскому трудовому братству и епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик). Сразу после назначения на кафедру он посетил братство и после этого еще не раз приезжал в Воздвиженск. Он останавливался у о. Александра, вместе молился, проповедовал. Он советовал братчикам распространять дело братского домостроительства в епархии, выходить за пределы Воздвиженска, основывая и другие братства» («Сердечно предан делу братства» …).

«В 1925 г. начался процесс по делу Крестовоздвиженского братства[7]. Братчики обвинялись в контрреволюционной деятельности, в "идеологической обработке" крестьян окрестных сел в "духе "братства" и "христианской любви"", в "устройстве великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т. п." и во многом другом. О. Александру было предъявлено обвинение в том, что в 6-ю годовщину Октябрьской революции он в связи с приездом епископа Дамаскина распорядился снять красный флаг, вывешенный над своим домом.

30 октября 1925 г. свящ. Александр Секундов, а также еще восемь братчиков были осуждены на разные сроки от года до десяти с конфискацией имущества. О. Александра приговорили к лишению свободы сроком на один год. После освобождения ему, как и остальным осужденным, было запрещено проживать в Глуховском округе Черниговской губернии в течение трех лет. Крестовоздвиженское братство после процесса 1925 года просуществовало еще четыре года.

В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России. <…>

После освобождения в январе 1926 г. о. Александр приехал в Боровичи, где проживали родственники его и супруги. Год он жил в положении безработного, однако по благословению епископа Боровичского Никиты (Стягова) неоднократно служил вместе с владыкой в Свято-Духовском Иаковлевом монастыре и проповедовал, призывая верующих быть твердыми в вере. 6 января 1927 г. владыка назначил о. Александра вторым священником в помощь настоятелю свящ. Михаилу Соболеву в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Опеченский Посад. Через полгода, 14 июня 1927 г., ему вновь было предъявлено обвинение, на этот раз по следственному делу о "группировке Боровичского духовенства и купечества" (по данному делу обвинялось 26 человек).

В отношении свящ. Александра Секундова, а также еще двенадцати обвиняемых, было предложено вынести постановление о заключении в концлагерь сроком на три года каждого. Дело было передано на рассмотрение Особого совещания при Коллегии ОГПУ. Но вскоре было принято решение освободить из-под стражи всех обвиняемых. Возможно, такое неожиданное прекращение дела было связано с подписанием митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 19 июля 1927 г., одним из условий подписания которой было освобождение находящегося в узах духовенства.

Как бы то ни было, гонения на церковь в стране продолжались. В 1934 году о. Александр был лишен избирательных прав. Это означало попадание в категорию т. н. "лишенцев", т. е. лишение продовольственных карточек, обложение огромными налогами, которые, фактически, невозможно было выплатить и т. п.

Осенью 1935 года Успенский храм пережил антиколокольную кампанию.

21 ноября 1937 г. священников Успенской церкви о. Михаила и о. Александра снова арестовали и заключили в Боровичскую тюрьму. Вместе с ними был арестован староста церковной "двадцатки" Петр Николаевич Плаксин. Всех их обвинили в антисоветской агитации и осудили по ст. 58-10 УК на основании свидетельских показаний, так как сами обвиняемые виновными себя не признали[8].

8 января 1938 г. их расстреляли, и место захоронения не установлено до сих пор. Успенский храм был закрыт, впоследствии он был перестроен и в нем разместился цех Ёгольской трикотажной фабрики.

В 1989 году прокуратура Новгородской области вынесла решение, что свящ. Михаил Соболев, свящ. Александр Секундов и Петр Николаевич Плаксин подпадают под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х годов и начала 50-х годов"» (Священник Александр Секундов // Возвращённые имена …).

*  *  *

«ВЫПИСКА

Из протокола заседания Особой Тройки УНКВД ЛО № 280 от «30» XII 1937


Дело № 93991-37 г. Боровичского РО НКВД по обвинению —

СЕКУНДОВА Александра Александровича, 1876 г.р., урож. ус. Павликово, Боровичского р-на, Ленобласти, русский, гр. СССР, СЛУЖИТЕЛЬ КУЛЬТА — СВЯЩЕННИК, Опечено-Посадской церкви, грамотный, б/п., женат. В 1926 г. ОСУЖДЕН ЗА К-Р ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — К 1 ГОДУ ЛИШ. СВОБОДЫ И 3 ГОДА ВЫСЫЛКИ. До ареста проживал Опечен. Посад, Боровичского р-на, Ленобласти,

В том, что будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Соввласти, систематически проводил к-р агитацию среди населения. Восхвалял фашистов и царский строй. Вел агитацию против займа. Распространял провокационные слухи о гибели Соввласти. Запугивал колхозников. Призывал крестьян голосовать за верующих и выдвигал в Верховный Совет своих людей.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ, изобличается показаниями свидетелей: КОТОВА, ЕВГРАФОВА, СМИНКИНА и других.

АРЕСТОВАН 21/XI-37 г., содержится в Боровичской следственной тюрьме.


СЕКУНДОВА Александра Александровича

РАССТРЕЛЯТЬ.


ВЕРНО: За секретаря Тройки

Нач. III Отд. VIII Отдела УГБ» («Сердечно предан делу братства» …).

___________________

[1] Основной аргумент в пользу того, что отцом свящ. А. Секундова является именно Александр Григорьевич Секундов, следующий: бракосочетание свящ. Александра Секундова и крещение всех детей Александра Григорьевича Секундова происходило в Тельбовичской церкви Боровичского уезда.

[2] Пистолькорс О. Д. Живо ли братство после смерти Н.Н. Неплюева? : (Воспоминания о поездке в братство в конце июня 1909 г.). Санкт-Петербург, 1911.

[3] Листки православного Крестовоздвиженского трудового братства. Киев, 1909. № 14. С. 3.

[4] Евлогий (Георгиевский, 1868–1946), архиеп. Волынский и Житомирский. Член Предсоборного Совета. С 1920 г. в эмиграции. Скончался в Париже.

[5] Священный Собор Православной Российской Церкви. Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283. Л. 537.

[6] Игнатович Н. Д. «Священник Александр Секундов: Нет более сильного средства влиять на других, как живой пример своей жизни …».

[7] Всего по делу проходило около 70 человек.

[8] Следственное дело № 93991 по обвинению Секундова А. А., Соболева М. В. и др. по ст. 58-11 УК РСФСР. 21 ноября-23 декабря 1937 г. / Архив Управления ФСБ по Новгородской области (АУФСБНО). Д. 1а/3535 ; 1а/10478.

 

В составлении биографической статьи использованы сведения, присланные матушкой Галиной Ивановной Слукиной.

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию