Николай (Шкрумко Николай Яковлевич), митрополит

Родственники

  • отец  —  Шкрумко Яков Захарович
  • мать  —  Шкрумко Марфа, схимонахиня Марфа
Показать всех

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1953
Ленинградская духовная семинария
1970
Московская духовная семинария
окончил заочное отделение
1973
Московская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия за соч. «Профессор В. Н. Бенешевич и его труды по церковному праву»
Развернуть

Рукоположение, постриг, возведение в сан

13.11.1954
пострижен в монашество
21.11.1954
рукоположен во иеродиакона митрополитом Ленин­градским и Новгородским Григорием (Чуковым)
11.5.1969
рукоположен во иеромонаха
26.12.1974
возведен в сан игумена
26.6.1985
хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии
20.5.1987
возведен в сан архиепископа Владиво­стокского и Приморского
25.2.2007
возведен в сан митрополита Ижевского и Удмуртского
Показать все

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
1953
Петрозаводская и Карельская епархия, Карельская АССР, г. Петрозаводск, Крестовоздвиженский кафедральный собор, иподиакон, чтец, певчий
1954
1956
Новгородская епархия, Новгородская обл., г. Валдай, Петропавловская церковь, иеродиакон
1956
1960
Калининская и Кашинская епархия, г. Калинин, иеродиакон, служил в церквях епархии
1960
1968
Ивановская и Кинешемская епархия, г. Иваново, Петропавловский кафедральный собор, иеродиакон. В 1966-1968 гг. и. о. се­кретаря Иванов­ского епархиального управления
1968
1969
Тульская и Белёвская епархия, Тульская обл., г. Плавск, церковь прп. Сергия Радонежского, иеродиакон
1969
май 1969
Тульская и Белёвская епархия, г. Тула, церковь Двенадцати апостолов, иеродиакон
11.5.1969
1973
Тульская и Белёвская епархия, г. Тула, Всехсвятский кафедральный собо­р, иеромонах
13.2.1973
1982
Иерусалимский патриархат, Государство Израиль, г. Иерусалим, Русская духовная миссия, архимандрит (иеромонах, с 1974 игумен, 1982 архимандрит). С 26.12.1974 заместитель началь­ника Русской духовной миссии; в 22.7.1977-16.7.1982 началь­ник Русской духовной миссии в Иеруса­лиме
31.7.1982
26.6.1985
Львовская и Тернопольская епархия, Тернопольская обл., г. Почаев, Свято-Успенская Почаевская Лавра, архимандрит, наместник
26.6.1985
март 1987
Московская епархия, Звенигородское викариатство, епископ, представитель Патриарха Москов­ского и всея Руси при Патриархе Антио­хийском и всего Востока в Дамаске
23.3.1987
янв. 1991
Московская епархия, Орехово-Зуевское викариатство, архиепископ (епископ, с 20.5.1987 архиепископ), управляющий патриаршими приходами в Канаде
25.3.1993
5.5.2015
Ижевская епархия, митрополит (архиепископ, с 25.2.2007 митрополит); с декабря 2013 глава новообразованной Удмуртской митропо­лии
Показать все

Награды

Святогробский Крест всех 3-х степеней, награжден Иерусалимским Патриархатом
медаль в честь 1500-летия Иерусалимской Патриархии, награжден Иерусалимским Патриархатом
Крест св. апостола Павла 1-й степени, награжден Антиохийским Патриархатом
орден св. апостола Павла 1-й степени, награжден Элладской Православной Церковью
орден св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, награжден Болгарской Православной Церковью
орден св. Владимира 2-й степени
орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени
орден св. благоверного кн. Даниила Московского 2-й степени
орден прп. Серафима Саровского 2-й степени
Показать все

Преследования

22.3.1948
арестован в с. Кизя за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей
1948
осужден тройкой при УНКВД по Каменец-Подольской обл. на ссылку на 8 лет
19481953
находился в ссылке в Карелии на станциях Энгозеро, Печная Губа, Амбарный и на слю­дяных разработках на станции Чупа, на руднике Вуат-Варовка, позднее работал слесарем на строительстве здания МВД в г. Петрозаводске. Освобожден досрочно
Показать все

Другие сведения

«В 1937 г., в ходе "решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни", был арестован отец буду­щего митрополита — Яков Захарович Шкрумко. Вернувшись в 1947 г. из лагеря весь боль­ной, вскоре умер. Через некоторое время была арестована и выселена в Винницкую область мать будущего владыки — крестьянка Марфа Шкрумко. Всего у Захара и Марфы родилось одиннадцать человек детей, выжили пятеро: Николай, две его сестры и два брата. Внук Марфы Шкрумко вспоминал: "Засыпаем — бабушка в углу на коленях молится, просы­паемся — та же картина, бабушка молится всю семью". Впоследствии Марфа Шкрумко от руки сына-архимандрита приняла в Почаевской лавре монашеский постриг: сначала в мантию с именем Мария, затем в великую схиму с именем Марфа. Николай, как сам часто говорил, "все умел делать": покрыть крышу, скосить, отремонти­ровать. Оставшись без отца и матери, ходил на заработки. Бывало, что бит был за это дважды: националисты били за то, что пришел "с кол­хоза", а комсомольцы в родной деревне могли побить, что идешь "с бендеры". Побьют и хлеб отнимут. А дома — младший брат и сестра. Во время оккупации будущий митрополит убегал по реке подальше от села, чтобы не угнали на работы в Германию. Из статьи митрополита Ижевского и Уд­муртского Викторина (Костенкова), посвя­щенной митрополиту Николаю: "Еще мальчи­ком Николай Шкрумко начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в бу­дущем он станет монахом этой обители. Но в 1948 г., направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убе­ждения и как сын репрессированных родите­лей. Его сослали на восемь лет в Карело-Фин­скую ССР... Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его, и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозавод­ске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запре­щено), где его приметил настоятель (впослед­ствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого мо­мента Николай служил в храме чтецом, пев­чим, иподиаконом и в том же 1953 г. посту­пил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семи­нарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 г. Николай Шкрумко был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апо­столов Петра и Павла в городе Валдае Нов­городской епархии. Для него это стало на­ стоящим чудом. Владыка вспоминал потом, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсце­нировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства". Впоследствии, когда архимандрит Николай (Шкрумко) в 1973 г. был включен в состав Рус­ской духовной миссии в Иерусалиме, близкие не могли поверить, что это возможно, ведь бывших заключенных за границу не выпу­скали. "А все благодаря этому начальнику паспортного стола. Никто не знал, наверное, что он сын протоиерея. И за этого начальника я всю жизнь молился и молюсь. И слава Богу! Я только благодарю Бога за такую страницу жизни", — рассказывал митрополит Николай. В 1977 г. будущий митрополит был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В его обязанности вменялось окормлять весь Ближневосточный регион: Сирию, нынешний Ливан и Ирак. Он давно хотел побывать в храме Пророка Илии на Голанских высотах. И однажды такая воз­можность представилась, когда по благослове­нию Антиохийского Патриарха ему довелось служить там в престольный праздник. Народ очень шумно встречал русского архимандрита. И среди криков он вдруг услышал по-русски с акцентом: "Многа лета-а! На здоровья-а!" Это кричали два старика. После службы он отыскал их. Оказалось, что одному было 92, а другому 96 лет. До революции оба учились в русских школах в Палестине, открытых цар­ским правительством. "Их учили бесплатно русские монахини, обученные арабскому языку и восточным традициям, — рассказывал митрополит Николай. — Поэтому нас так при­ нимали и принимают сейчас благодаря заслу­гам еще той, царской России". В Александро-Невском соборе Ижевска хранится старый деревянный крест с вмон­тированной в него частицей камня Голгофы и частицей древа Животворящего Креста Господня. Он сделан 100 лет назад афонски­ми монахами к 300-летию дома Романовых и освящен на Гробе Господнем. Его выносят на Крестопоклонную неделю и на Воздвиже­ние. Будущему митрополиту крест передал Патриарх Иерусалимский Венедикт со сло­вами: "Этот крест готовился для России, для русского народа, и более 100 лет он здесь, на Голгофе. Я передаю его вам, и вы отвезите его в Россию". С тех пор будущий владыка везде возил его с собой и затем завещал Ижевской и Удмуртской митрополии. Пребывание буду­щего митрополита на Ближнем Востоке совпало с началом арабо-израильского конфликта. Однако даже вооруженные столкновения не смог­ли помешать его пас­тырским трудам. Вот как рассказал об этом сам впоследствии сам митрополит Нико­лай: "Направлялся из Аммана в Иерусалим. Проехал на машине минут 30, смотрю — боевые самолеты и верто­леты начали летать, появились танки и броне­ транспортеры. Потом стали слышны взрывы. Тут к дороге подбегают солдаты и кричат: «Куда едешь?» Отвечаю: «Домой». Они мне: «Ты что, спятил? Арабо-израильская война началась». Во втором случае надо было съез­дить в Бейрут. Из советского посольства зво­нят, отговаривают: «Владыка, там опасно». Но меня ведь ждут прихожане. Еду. Останавлива­ют машину вооруженные люди и... начинают меня сопровождать. Около линии огня пере­дали другим вооруженным людям. И на обрат­ном пути то же самое. Противоборствующие стороны оберегали, оказывается, меня"» (За Христа пострадавшие : Гонения на Русскую Православную Церковь … Кн. 11. С. 664–665).

Развернуть

Литература

Показать все
Сообщить о неточностях или дополнить биографию