Кандидат богословия, агиограф, известный автор сочинений по сибирской церковной истории, член Поместного собора Православной Российской Церкви (1918), редактор «Иркутских епархиальных ведомостей», преподаватель Иркутской духовной семинарии, действительный член Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, член-учредитель Иркутской губернской ученой архивной комиссии
мать
—
Дроздова Ольга Ивановна (1841 – не ранее 1911)
жена
—
Дроздова (Лебедева) Клавдия Ивановна, получила образование в Нижегородском епархиальном женском училище, а затем, до замужества, работала учительницей в земском училище с. Бутурлино
тесть
—
Лебедев Иоанн Симеонович, священник Сергиевской церкви с. Бутурлино Нижегородской губ.
дочь
—
Дроздова Вера Ивановна
сын
—
Дроздов Николай Иванович
дочь
—
Дроздова Ольга Ивановна
Показать всех
Образование
Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
1887
Нижегородская духовная семинария
1887
1891
Казанская духовная академия
окончил со степенью кандидата богословия (тема сочинения: «Св. Лев Великий, его жизнь и творения»)
г. Иркутск,
Иркутская духовная семинария, преподаватель всеобщей и русской церковной истории, истории библейской и церковного пения (1893–1899). Давал уроки пения в ремесленно-воспитательном заведении иркутского почетного гражданина Н. П. Трапезникова (1893–1897). Действительный член Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (с 1896)
31.1.1899
сент. 1916
Иркутская и Верхоленская епархия,
г. Иркутск,
церковь св. Михаила Клопского в Сибиряковском приюте для бедных, протоиерей (до мая 1913 — священник), настоятель. Член Иркутской духовной консистории (с 12.1.1912) и епархиального училищного совета (окт. 1903 – сент. 1907). Преподаватель Иркутской духовной семинарии: церковной истории (до 1916), церковного пения (1902–1906), немецкого языка (1902–1905), а также исполнял должность инспектора (1901). Председатель (1911 – февр. 1912), член-учредитель и член редакционного комитета Иркутской губернской ученой архивной комиссии (с 1911). С 1896 — действительный член Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО). В 1900 начинает сотрудничать с редакцией «Иркутских епархиальных ведомостей»: исполняющий обязанности редактора (июнь – авг. 1900), временный цензор (июнь – авг. 1902), редактор (1905–1916). Председатель редакционной комиссии «Трудов Иркутской ученой архивной комиссии» (1913–1916). Председатель особой архивной комиссии при ВСОИРГО с целью охраны, описания и изучения местных архивов (с 1902). Товарищ председателя церковно-исторического и археологического общества при Иркутской духовной семинарии (14.5.1913 – сент. 1916). Принимал деятельное участие в обсуждении проекта организации в городе общества любителей церковного пения и разработке устава библиотеки-читальни (с 1899). Член братства во имя свт. Иннокентия Иркутского (с 1901), участвовал в торжествах по случаю столетия со дня открытия мощей святителя (1905). Преподаватель истории искусств в первой художественной школе Иркутска (с 1900). Преподавал церковную историю на краткосрочных летних курсах для псаломщиков Иркутской епархии (1.6–1.7.1907). Член комиссии: для разбора противосектантской литературы (с 25.10.1911); по удостоверению действительности чудотворений по молитвам святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского (1912)
сент. 1916
Псковская губ.,
г. Порхов, Порховское духовное училище, протоиерей, смотритель. В 1918 — член Поместного собора Православной Российской Церкви от Псковской епархии как заместитель архиепископа Евсевия (Гроздова), участвовал в 3-й сессии, член III, IV, VII, XIII, XXIII отделов
образ святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутского, преподнесен корпорацией Иркутской духовной семинарии
Показать все
Преследования
26.2.1925
арестован в числе других 13 священнослужителей по делу о подпольном кружке духовенства
25.2.1925 13.3.1925
находился в заключении в Нижегородской губ.
13.3.1925
освобожден под подписку о невыезде
26.3.1925
осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года лишения права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, в их губерниях, Нижегородской губернии, с прикреплением к определенному месту жительства
1925 1926
находился в ссылке в Уральской обл. (с. Мазунино Сарапульского округа)
1.10.1937
арестован
22.10.1937
приговорен тройкой при УНКВД по Горьковской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией имущества
В метрической книге церкви с. Княж-Лукьяново Княгининского уезда Новгородской губ. за 1864 год[1] в части о родившихся под № 1 значится: «январь 6, крещен 10, села Княж-Лукьяново дьячка Никандра Иванова Дроздова и законной жены его Ольги Ивановой, оба православные», родился младенец Иван. Восприемниками при крещении были ученик низшего отделения Нижегородской духовной семинарии Иван Борнуков и дочь дьячка с. Поя Лукояновского уезда Надежда Иванова (Выписки из метрик для нижегородцев …).
После окончания в 1887-м Нижегородской духовной семинарии Иван Никандрович Дроздов поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия в 1891 году. В 1892-м был назначен в Иркутскую духовную семинарию преподавателем по кафедре общей русской, церковной и библейской истории. 31 января 1899 года был рукоположен в сан священника к Михаило-Клопской церкви при Иркутском Сибиряковском приюте (церковь св. Михаила Клопского в Сибиряковском приюте для бедных, совр. адрес: ул. Марата, 11). С октября 1903-го по сентябрь 1907-го состоял членом Епархиального училищного совета, был почетным членом Ученой губернской архивной комиссии. С 1904-го по 1916-й состоял редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». С января 1912-го состоял членом Иркутской духовной консистории. Был награжден орденом Св. Анны 3-й ст. (1910 г.) и саном протоиерея (1913 г.). Имел личную библиотеку, включавшую более 2000 книг по гуманитарным наукам, большинство — на иностранных языках. Автор ряда сочинений по церковной истории. В 1916-м был назначен смотрителем Порховского духовного училища Псковской епархии.
«В первых числах октября [1916 г.] корпорацией семинарии протоиерею о. И. H. Дроздову препровожден образ святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутского, в серебряной ризе, при письме следующего содержания:
Ваше Высокопреподобие, досточтимый о. Иоанн.
Тяжелое чувство оставляет в душе картина семейного разлада, особенно когда родное гнездо покидает хороший работник.
Подобное чувство испытывает и наша корпоративная семья, расставшись с вами. Даже теперь, когда острота первого момента и чувства миновала, когда представляешь невзгоды ваших последних дней и, несомненно, более благодарное и высокое теперешнее ваше положение — все-таки тяжело прощание с вами[2]. Нет среди нас старейшего учителя, который был постоянным, наглядным примером трогательной, до умиления, любви к науке, к книге; книжное почитание которого было так разнообразно, что давало возможность свободной ориентировки во многих областях знания. Ушел от нас знаток церковной жизни края и вообще церковной истории России, знания которого, заключенные в собственных печатных трудах, ценятся и далеко за пределами Иркутска, создавая автору честь, а семинарии — славу.
В вашем лице, уважаемый о. протоиерей, потеряли мы сослуживца — осторожного, деликатного, сумевшего снискать себе почтение в течение многих годов. По сложившимся обстоятельствам не имея постоянного общения с вами и вашею семьею, корпорация, тем не менее, спаивалась около вас и шла к вам с посильною помощью, когда постигла вас неприятность.
И теперь, расставшись с вами, не имея возможности непосредственно передать вам все свои чувства и благопожелания, корпорация Иркутской духовной семинарии в знак искреннего уважения к вам и на добрую молитвенную память о себе шлет вам образ святителя Иркутского Иннокентия. Да будет Угодник наш — ангелом хранителем и спутником вашим в новых условиях жизни (Подписи)» (Иркутские епархиальные ведомости. 1916. № 22. С. 738–739).
В «Иркутских епархиальных ведомостях» написано, что назначение это он получил после летней поездки 1916-го в Петрограде и в Иркутск не возвращался. Но есть упоминание, что все же вернулся и окончательно уехал только в 1920-м, после закрытия духовных учебных заведений.
В начале 1920 года он переехал в Н. Новгород, и его временно прикрепили к церкви с. Вязовка. Затем Нижегородский Преосвященный назначил его в с. Высоково[3]. В 1920-е годы, после перевода из Высоковской церкви, Иван Никандрович служил протоиереем в Сормовском соборе, проживал г. Н. Новгороде и в Сормово.
26 февраля 1925 года был арестован в числе других 13 священнослужителей по делу о подпольном кружке духовенства. 26 марта 1925 года постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ в Москве приговорен по ст. 58 пунктам 10-11 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда, организованная контрреволюционная деятельность» к лишению права проживать в городах: Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Ростов-на-Дону, в указанных губерниях и Нижегородской губернии сроком на 3 года. Ссылку отбывал в Уральской обл. (с. Мазунино Сарапульского округа). Затем служил в Богородице-Рождественской церкви г. Семёнова. 1 октября 1937 г. снова арестован. 22 октября 1937 года приговорен Особой тройкой НКВД к высшей мере наказания с конфискацией имущества. 1 ноября 1937 года расстрелян.
___________________
[1] Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 570. Оп. 3. Д. 146. Л. 151 об. – 152.
[2] Оставить службу в семинарии побудила о. Иоанна забота о воспитании детей в высших учебных заведениях — Порхов ближе к столицам. Ред.
[3] Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. Р-1016. Оп. 1. Д. 51. Л. 249.
При оформлении биографической страницы использовались сведения, присланные Надеждой Евгеньевной Лазаревой (Изюмовой), двоюродной правнучкой протоиерея Ивана Дроздова.